Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование деятельности предприятий в свете индустриально-инновационной политики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность инноваций как главной движущей силы развития современной экономики.
2. Провести анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.
3. Описать основные направления пути совершенствования инвестиционно-инновационной политики в Казахстане.

Содержание работы

Введение
1. Инновации как главная движущая сила развития современной экономики
1.1 Инновации как экономическая категория. Инновационная политика
1.2 Приоритеты инновационно-индустриальной политики: мировой опыт и направления в развитии казахстанской экономики
2. Анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2.1 Индустриально-инновационное развитие Казахстана на современном этапе, проблемы и их решение
2.2 Роль институтов развития в повышении конкурентоспособности казахстанской экономики
2.3 Региональные аспекты реализации стратегии индустриально-инновационного развития
3. Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане
3.1 Механизмы совершенствования инновационной политики в современных условиях
3.2 Основные направления по совершенствованию индустриально-инновационной политики
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

приоритеты индустриално-инновационного развития к-на и роль казахстанских институтов.doc

— 871.50 Кб (Скачать файл)

Роль государства  двусмысленна и даже противоречива. Это – новая для Казахстана роль. В инновациях важно обеспечить конкуренцию и в то же время  равный доступ всех к каким-то значимым институциональным вещам на коммерческой стадии проекта. Во многих успешных странах, таких как Финляндия или Израиль, роль государства состояла именно в этом. Тогда же практически с нуля были созданы целые отрасли, дающие огромные поступления от экспорта. У Казахстана все впереди.

 

Заключение

Инвестиции –  относительно новый для нашей  экономики термин. Под инвестициями в широком смысле понимаются денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридические и физические лица, направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов с целью получения прибыли и (или) иного положительного эффекта.

Инвестиционный  климат - это среда, в которой протекают  инвестиционные процессы. Он формируется  под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельных стране, регионе, городе. Инвестиционный климат тесно связан с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика представляет собой совокупность мер организационного и экономического воздействия органов управления на уровне страны, региона, города или предприятия, направленных на создание оптимальных условий для вложения инвестиций. Инвестиционный климат выступает объектом воздействия инвестиционной политики. Приоритетной должна стать инновационная направленность инвестиционной политики.

Инновационная политика должна быть тесно связана  с нововведенческой деятельностью, и представлять собой систему  мер, способствующих интенсивному протеканию инновационных процессов в целях  удовлетворения возрастающих общественных потребностей. Государственную инновационную политику необходимо проводить в тесной связке с инвестиционной политикой страны, которая в свою очередь должна работать на привлечение инвестиций, несущих современные технологии.

Республика Казахстан представляет для иностранных инвесторов большой интерес. Международными рейтинговыми агентствами Moody’s в 2002 году первой из стран СНГ, Standard&Poor’s и Fitch в 2004 году присвоен рейтинг инвестиционного класса.

Как показал  анализ, в Казахстане наибольшее негативное влияние на состояние инвестиционного климата оказывают такие факторы, как условия лицензирования и уплаты налогов, а также коррупция, рейдерство, недостаток квалифицированной рабочей силы, неудовлетворительное состояние инфраструктуры.

В настоящее  время приоритетными направлениями  для инвестиций являются: топливно-энергетический комплекс, агропромышленный комплекс, инфраструктура, включая транспорт, телекоммуникации, социальную инфраструктуру. Перспективными формами привлечения  иностранного капитала представляются такие как финансовый лизинг, продажа акций крупных предприятий иностранным компаниям, привлечение иностранных инвестиций в венчурное производство.

Ни для кого не секрет, что основным продуктом, с которым Казахстан выходит  сегодня на мировые рынки, являются сырьевые природные ресурсы. Такое положение дел может негативно сказаться на экономике страны в будущем, поскольку появляется зависимость от мировых цен на экспортируемое сырье. Локомотивом для диверсификации должна стать Стратегия индустриально-инновационного развития страны на 2003-2015 годы. Она предусматривает производство конкурентоспособных и ориентированных на экспорт товаров, эффективное использование научного потенциала стары и отход экономики от сырьевой направленности.

Реализация стратегии  осуществляется в три этапа. Первый этап – 2003-2005 гг. связан с реализацией  мероприятий подготовительного  характера. В этот период сформирована необходимая вспомогательная база и налажена эффективная деятельность финансовых и инновационных институтов развития.

Второй этап – 2006-2010 гг. – период активной Стратегии  во всех отраслях экономики. Это позволит комплексно решать вопросы создания мощностей на основе достижений науки  и техники, а также подготовки специалистов международного уровня. Также на данном этапе будет в основном сформирована научно-инновационная инфраструктура и начата реализация проектов, направленных на модернизацию промышленности и диверсификацию структуры экономики.

Третий этап – 2011 – 2015 гг. – будет самым продуктивным в части реализации Стратегии. В этот период будет происходить освоение введенных мощностей и развитие цепочек добавленных стоимостей в новых сферах – машиностроении, нефтехимии, информационных технологий и других. Произойдет кардинальная диверсификация структуры отраслей экономики и экспорта.

Государство ставит целью довести уровень финансирования науки до уровня 5% ВВП к 2012г. Ведь без развития науки очень трудно будет нам войти в число 50 наиболее конкурентоспособных нации в  мире и тем более пойти еще дальше в будущем – войти в число наиболее конкурентоспособных 30 или 20 стран.

Новая экономика  в широком смысле — это экономика  высоких технологий, наукоемкая, пронизанная  инновациями во всех отраслях и сегментах. Переход от сырьевой и индустриальной экономики к этому качественно иному явлению, базирующемуся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, стал одной из наиболее важных тенденций мирового хозяйства. Возможности финансовой системы страны, развитие лизинговых, факторинговых схем создают условия для решения задач индустриально-инновационной стратегии. Новые институты развития, такие как инновационный, инвестиционный фонды, Компания по страхованию экспорта, Банк развития, должны более тщательно учитывать действие этих факторов и оказывать им содействие. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что каждый институт развития имеет свою специализацию, свою нишу, а в целом они образовали систему комплексной поддержки инвестиционных и инновационных проектов, как на любой стадии введения новых производств, так и до их расширения, с применением различных инструментов.

Для привлечения  отечественных и иностранных  инвестиций в приоритетные сферы  реальной экономики важно изменить подходы к предоставлению налоговых  преференций. Они должны обеспечивать стимулирование долгосрочных инвестиций, быть согласованы со сроками окупаемости проектов. Для ускоренного технического обновления производства и внедрения новых видов высокотехнологичного оборудования необходимо пересмотреть фискальную политику государства в отношении амортизационных отчислений

Надо поддерживать зарождающийся инновационный бизнес. В частности стимулировать компании, активно занимающиеся научными исследованиями, разработкой и внедрением новых  технологий. необходима еще целая система мер, таких как упрощение процедур регистрации патентов и права авторов, импорта и экспорта ноу-хау, новых технологий, создания совместных предприятий с зарубежными партнерами для реализации инноваций. В целях улучшения ситуации в области подготовки квалифицированных кадров необходимо пересмотреть систему оплаты труда преподавателей. Также необходим механизм привлечения квалифицированных специалистов производств для работы в учебных заведениях. В формировании национальной инновационной системы Казахстана не предусмотрен и плохо задействован такой важный компонент инновационной экономики, как развитие системы малого и среднего предпринимательства. В условиях конкуренции малое предприятие должно постоянно предлагать инновационный продукт, что означает либо разработку новых технологий, либо получение доступа к технологиям, разработанным другими. Поэтому Казахстан стоит перед необходимостью создать широкую разветвленную сеть субъектов инновационной инфраструктуры, задача которых повысить эффективность НИОКР, создать благоприятные условия для организации и развития малых высокотехнологичных фирм.

 

Список  использованных источников

1.  Абдыгаппарова С.Б. Инновационный потенциал Казахстан: механизмы активизации: Монография. – Алматы: Экономика, 2001-158с

2.  Аналитический обзор. Государственная поддержка развития инновационной деятельности за рубежом. Выводы для Казахстана

3.  Андронова Л.. Приоритет инноваций: de jure-de facto// Промышленность Казахстана. 2002. № 1 (10). с. 44-46.

4.  Баймуратов У. Инвестиции и инновации: нелинейный синтез//Том 3. Избранные научные труды. – Алматы: БИС, 2005.-320с.

5.  Байсартов Э. Инновационная деятельность – перспективы развития предприятий обрабатывающей отрасли //Қаржы-қаражат №2 2005

6.  Беляева Г., Кожукалова О. Рынок научно-технической продукции в Республике Казахстан // Экономика и статистика. 2000. № 2. с. 40-44.

7.  Виноградов В. Инвестиционная политика. М.: Юрист, 2000

8.  Гатовский Л.М. Экономические проблемы научно-технического прогресса. Наука, 1971

9.  Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности». №333-II ЗРК от 03.07.2002 г.

10.  Закон РК от 8 января 2003 года N 373-II с изменениями и дополнениями «Об инвестициях»

11.  Ибадильдин Н. Инновации как бизнес-проект Казахстана или как уйти от сырьевой направленности экономики? //Капитал №48 21 декабря 2006

12.  Инвестиции Казахстана в зарубежные высокотехнологичные старт-ап компании // www.nif.kz

13.  Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Учебное пособие /Под ред .Ю .В . Яковца . – М .:Изд -во РАГС , 2000

14.  Инновационная деятельность в Республике Казахстан: Аналит. обзор / Б. А. Кембаев, Ф. И. Ахметов, А. К. Тулебаев, В. П. Дзекунов // КазгосИНТИ: Алматы, 2002. 78 с.

15.  Инновационная деятельность на промышленных предприятиях / В. Дзекунов, Е. Абдрахманов, А. Тулебаев, Ф. Ахметов //Промышленность Казахстана. 2002. № 6. с. 24-25.

16.  Информация о ходе реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы по итогам I полугодия

17.  Информация о ходе реализации Стратегии индустриально-инновационного развития государственными институтами развития

18.  Каренов Р.С. Основы государственного регулирования экономики, 1999

19.  Каренов Р.С. Экономика Казахстана по пути рыночной трасформации, т.2 – Караганда: Профобразование, 2004

20.  Каренов Р.С., Дюсембаев А.Д., Андарова Р.К. Региональная экономика: проблемы, концепции, решения. - : Гылым, 1997

21.  Кембаев, Б. А. Смирнова Н. Г., Садвакасова С. К., Омаргазина С. Т. Информационный мониторинг инновационной деятельности в научно-технической сфере Республики Казахстан // Инновации в СНГ,№ 3 2003

22.  Кучукова Н.К. Роль финансового сектора в повышении конкурентоспособности казахстанской экономики //Специальный выпуск журнала «Рынок ценных бумаг», апрель 2005, с. 10-12

23.  Латышева Ю.H. Чтобы увидеть - надо присмотреться// Информационно-аналитический портал. 20 февраля 2007 г.//Gazeta.kz

24.  Назарбаев Н.А. Новое время – новая экономика //Казахстанская правда, 18 декабря, 2006 г.

25.  Общая конъюнктура инновационная деятельность научных организаций за 1 квартал 2007 г. // www.stat.kz

26.  Официальный сайт Инвестиционного фонда Казахстана // www.ifk.kz

27.  Официальный сайт Правительства Республики Казахстан// www.government.kz

28.  Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2007 г. // Официальный сайт Президента РК // www.arkoda.kz

29.  Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» февраль 2008 г. // Официальный сайт Президента РК // www.arkoda.kz

30.  Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2005 г. № 387 «Об утверждении Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005–2015 годы». — Астана, 2005

31.  Сравнительный анализ социально-экономического развития регионов Казахстана за январь-декабрь 2006 года Агентство РК по статистике 18.01.2007г

32.  Ставбуник Е.А. Инновации как экономическая категория и ее классификационная структура//Вестник КазНУ. Серия экономическая. №5 (45). 2004 с.20-23

33.  Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы, утвержденная Указом Президента РК от 17 мая 2003 г. № 1096 // САПП. — № 23–24, 2003

34.  Управление инвестициями. Учебник. Фабоцци Ф.И.: «Инфра-М». 2004

35.  Ускенбаева А.Р. Экономическая политика. Учебно-практическое пособие. – Караганда, 2004

36.  Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века.. М., 2004

37.  Янковский К.П., Мухарь Н.Ф.Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб: Питер, 2001-448с. Ил. – (Серия «Учебники для ВУЗов»)

 

Приложение 1

Таблица 1 - Прогноз  динамики ВВП без проведения индустриально-инновационной  политики

 

Среднегодовой прирост  физического объема, в %

млрд, тенге, в ценах 2000 года

Среднегодовой прирост  за 2001-2015 гг.

2001- 2005

2006- 2010

2011- 2015

2000

2005

2010

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ВВП

7,5

9,5

10,3

2599,4

3592,7

5660,1

9233,3

8,8

Промышленность

10,0

9,8

9,0

864,3

1044,4

1668,8

2562,6

7,5

Горнодобывающая промышленность

10,2

13,3

8,4

267,7

434,1

810,4

1213,0

10,6

Добыча нефти

11,6

14,2

8,6

221,6

383,7

745,2

1125,7

11,4

Прочие горнодобывающие  отрасли

7,0

7

7

46,1

50,4

90,6

121,3

6,7

Обрабатывающая промышленность

8,6

6,9

9,8

346,8

523,9

731,4

1167,2

8,4

Металлургия и металлообработка

4,4

6,1

6,9

139,0

172,6

232,0

323,9

5,8

Переработка сельхозпродуктов

9,3

10

10

132,2

206,6

332,8

535,9

9,8

Химическая промышленность

21,3

7

10

6,1

16,0

22,5

36,2

12,6

Машиностроение

8,1

3,5

15

17,9

26,4

31,4

63,2

8,8

Наукоемкие и высокотехнологичные

2,0

45

55

2,0

2,2

14,2

126,6

31,9

Прочие отрасли

8,1

6,2

6,1

49,6

100,0

98,5

81,4

3,4

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

3,4

8

7,5

73,0

86,4

127,0

182,3

6,3

Сельское хозяйство

4,8

5

5

210,9

266,6

340,3

434,3

4,9

Строительство

16,0

20

20

134,6

282,7

703,4

1750,4

18,7

Производство товаров

9,7

11,2

11,8

1209,8

1593,8

2712,6

4747,3

9,5

Производство услуг

7,4

8,0

9,0

1256,0

1791,4

2631,4

4054,9

8,1

Услуги транспорта

8,5

9,5

10

260,2

391,2

615,9

991,8

9,3

Услуги связи

10,5

9

10

38,3

63,2

97,2

156,6

9,8

Услуги торговли

8,6

9

9

323,5

488,7

751,9

1156,8

8,9

Услуги образования

5,5

8

9

110,0

143,8

211,2

325,0

7,5

Услуги науки и научно- инновационной деятельности

4,0

12

25

24,0

29,2

51,5

157,0

13,3

Информация о работе Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане