Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:28, курсовая работа
Целью работы является исследование деятельности предприятий в свете индустриально-инновационной политики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность инноваций как главной движущей силы развития современной экономики.
2. Провести анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.
3. Описать основные направления пути совершенствования инвестиционно-инновационной политики в Казахстане.
Введение
1. Инновации как главная движущая сила развития современной экономики
1.1 Инновации как экономическая категория. Инновационная политика
1.2 Приоритеты инновационно-индустриальной политики: мировой опыт и направления в развитии казахстанской экономики
2. Анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2.1 Индустриально-инновационное развитие Казахстана на современном этапе, проблемы и их решение
2.2 Роль институтов развития в повышении конкурентоспособности казахстанской экономики
2.3 Региональные аспекты реализации стратегии индустриально-инновационного развития
3. Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане
3.1 Механизмы совершенствования инновационной политики в современных условиях
3.2 Основные направления по совершенствованию индустриально-инновационной политики
Заключение
Список использованных источников
Роль государства двусмысленна и даже противоречива. Это – новая для Казахстана роль. В инновациях важно обеспечить конкуренцию и в то же время равный доступ всех к каким-то значимым институциональным вещам на коммерческой стадии проекта. Во многих успешных странах, таких как Финляндия или Израиль, роль государства состояла именно в этом. Тогда же практически с нуля были созданы целые отрасли, дающие огромные поступления от экспорта. У Казахстана все впереди.
Заключение
Инвестиции –
относительно новый для нашей
экономики термин. Под инвестициями
в широком смысле понимаются денежные
средства, имущественные и
Инвестиционный
климат - это среда, в которой протекают
инвестиционные процессы. Он формируется
под воздействием взаимосвязанного
комплекса законодательно-
Инновационная
политика должна быть тесно связана
с нововведенческой деятельностью,
и представлять собой систему
мер, способствующих интенсивному протеканию
инновационных процессов в
Республика Казахстан представляет для иностранных инвесторов большой интерес. Международными рейтинговыми агентствами Moody’s в 2002 году первой из стран СНГ, Standard&Poor’s и Fitch в 2004 году присвоен рейтинг инвестиционного класса.
Как показал анализ, в Казахстане наибольшее негативное влияние на состояние инвестиционного климата оказывают такие факторы, как условия лицензирования и уплаты налогов, а также коррупция, рейдерство, недостаток квалифицированной рабочей силы, неудовлетворительное состояние инфраструктуры.
В настоящее
время приоритетными
Ни для кого не секрет, что основным продуктом, с которым Казахстан выходит сегодня на мировые рынки, являются сырьевые природные ресурсы. Такое положение дел может негативно сказаться на экономике страны в будущем, поскольку появляется зависимость от мировых цен на экспортируемое сырье. Локомотивом для диверсификации должна стать Стратегия индустриально-инновационного развития страны на 2003-2015 годы. Она предусматривает производство конкурентоспособных и ориентированных на экспорт товаров, эффективное использование научного потенциала стары и отход экономики от сырьевой направленности.
Реализация стратегии
осуществляется в три этапа. Первый
этап – 2003-2005 гг. связан с реализацией
мероприятий подготовительного
характера. В этот период сформирована
необходимая вспомогательная
Второй этап – 2006-2010 гг. – период активной Стратегии во всех отраслях экономики. Это позволит комплексно решать вопросы создания мощностей на основе достижений науки и техники, а также подготовки специалистов международного уровня. Также на данном этапе будет в основном сформирована научно-инновационная инфраструктура и начата реализация проектов, направленных на модернизацию промышленности и диверсификацию структуры экономики.
Третий этап – 2011 – 2015 гг. – будет самым продуктивным в части реализации Стратегии. В этот период будет происходить освоение введенных мощностей и развитие цепочек добавленных стоимостей в новых сферах – машиностроении, нефтехимии, информационных технологий и других. Произойдет кардинальная диверсификация структуры отраслей экономики и экспорта.
Государство ставит
целью довести уровень
Новая экономика в широком смысле — это экономика высоких технологий, наукоемкая, пронизанная инновациями во всех отраслях и сегментах. Переход от сырьевой и индустриальной экономики к этому качественно иному явлению, базирующемуся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, стал одной из наиболее важных тенденций мирового хозяйства. Возможности финансовой системы страны, развитие лизинговых, факторинговых схем создают условия для решения задач индустриально-инновационной стратегии. Новые институты развития, такие как инновационный, инвестиционный фонды, Компания по страхованию экспорта, Банк развития, должны более тщательно учитывать действие этих факторов и оказывать им содействие. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что каждый институт развития имеет свою специализацию, свою нишу, а в целом они образовали систему комплексной поддержки инвестиционных и инновационных проектов, как на любой стадии введения новых производств, так и до их расширения, с применением различных инструментов.
Для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в приоритетные сферы реальной экономики важно изменить подходы к предоставлению налоговых преференций. Они должны обеспечивать стимулирование долгосрочных инвестиций, быть согласованы со сроками окупаемости проектов. Для ускоренного технического обновления производства и внедрения новых видов высокотехнологичного оборудования необходимо пересмотреть фискальную политику государства в отношении амортизационных отчислений
Надо поддерживать
зарождающийся инновационный
Список использованных источников
1. Абдыгаппарова С.Б. Инновационный потенциал Казахстан: механизмы активизации: Монография. – Алматы: Экономика, 2001-158с
2. Аналитический обзор. Государственная поддержка развития инновационной деятельности за рубежом. Выводы для Казахстана
3. Андронова Л.. Приоритет инноваций: de jure-de facto// Промышленность Казахстана. 2002. № 1 (10). с. 44-46.
4. Баймуратов У. Инвестиции и инновации: нелинейный синтез//Том 3. Избранные научные труды. – Алматы: БИС, 2005.-320с.
5. Байсартов Э. Инновационная деятельность – перспективы развития предприятий обрабатывающей отрасли //Қаржы-қаражат №2 2005
6. Беляева Г., Кожукалова О. Рынок научно-технической продукции в Республике Казахстан // Экономика и статистика. 2000. № 2. с. 40-44.
7. Виноградов В. Инвестиционная политика. М.: Юрист, 2000
8. Гатовский Л.М. Экономические проблемы научно-технического прогресса. Наука, 1971
9. Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности». №333-II ЗРК от 03.07.2002 г.
10. Закон РК от 8 января 2003 года N 373-II с изменениями и дополнениями «Об инвестициях»
11. Ибадильдин Н. Инновации как бизнес-проект Казахстана или как уйти от сырьевой направленности экономики? //Капитал №48 21 декабря 2006
12. Инвестиции Казахстана в зарубежные высокотехнологичные старт-ап компании // www.nif.kz
13. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Учебное пособие /Под ред .Ю .В . Яковца . – М .:Изд -во РАГС , 2000
14. Инновационная деятельность в Республике Казахстан: Аналит. обзор / Б. А. Кембаев, Ф. И. Ахметов, А. К. Тулебаев, В. П. Дзекунов // КазгосИНТИ: Алматы, 2002. 78 с.
15. Инновационная деятельность на промышленных предприятиях / В. Дзекунов, Е. Абдрахманов, А. Тулебаев, Ф. Ахметов //Промышленность Казахстана. 2002. № 6. с. 24-25.
16. Информация о ходе реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы по итогам I полугодия
17. Информация о ходе реализации Стратегии индустриально-инновационного развития государственными институтами развития
18. Каренов Р.С. Основы государственного регулирования экономики, 1999
19. Каренов Р.С. Экономика Казахстана по пути рыночной трасформации, т.2 – Караганда: Профобразование, 2004
20. Каренов Р.С., Дюсембаев А.Д., Андарова Р.К. Региональная экономика: проблемы, концепции, решения. - : Гылым, 1997
21. Кембаев, Б. А. Смирнова Н. Г., Садвакасова С. К., Омаргазина С. Т. Информационный мониторинг инновационной деятельности в научно-технической сфере Республики Казахстан // Инновации в СНГ,№ 3 2003
22. Кучукова Н.К. Роль финансового сектора в повышении конкурентоспособности казахстанской экономики //Специальный выпуск журнала «Рынок ценных бумаг», апрель 2005, с. 10-12
23. Латышева Ю.H. Чтобы увидеть - надо присмотреться// Информационно-аналитический портал. 20 февраля 2007 г.//Gazeta.kz
24. Назарбаев Н.А. Новое время – новая экономика //Казахстанская правда, 18 декабря, 2006 г.
25. Общая конъюнктура инновационная деятельность научных организаций за 1 квартал 2007 г. // www.stat.kz
26. Официальный сайт Инвестиционного фонда Казахстана // www.ifk.kz
27. Официальный сайт Правительства Республики Казахстан// www.government.kz
28. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2007 г. // Официальный сайт Президента РК // www.arkoda.kz
29. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» февраль 2008 г. // Официальный сайт Президента РК // www.arkoda.kz
30. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2005 г. № 387 «Об утверждении Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005–2015 годы». — Астана, 2005
31. Сравнительный анализ социально-экономического развития регионов Казахстана за январь-декабрь 2006 года Агентство РК по статистике 18.01.2007г
32. Ставбуник Е.А. Инновации как экономическая категория и ее классификационная структура//Вестник КазНУ. Серия экономическая. №5 (45). 2004 с.20-23
33. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы, утвержденная Указом Президента РК от 17 мая 2003 г. № 1096 // САПП. — № 23–24, 2003
34. Управление инвестициями. Учебник. Фабоцци Ф.И.: «Инфра-М». 2004
35. Ускенбаева А.Р. Экономическая политика. Учебно-практическое пособие. – Караганда, 2004
36. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века.. М., 2004
37. Янковский К.П., Мухарь Н.Ф.Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб: Питер, 2001-448с. Ил. – (Серия «Учебники для ВУЗов»)
Приложение 1
Таблица 1 - Прогноз динамики ВВП без проведения индустриально-инновационной политики
Среднегодовой прирост физического объема, в % |
млрд, тенге, в ценах 2000 года |
Среднегодовой прирост за 2001-2015 гг. | ||||||
2001- 2005 |
2006- 2010 |
2011- 2015 |
2000 |
2005 |
2010 |
2015 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ВВП |
7,5 |
9,5 |
10,3 |
2599,4 |
3592,7 |
5660,1 |
9233,3 |
8,8 |
Промышленность |
10,0 |
9,8 |
9,0 |
864,3 |
1044,4 |
1668,8 |
2562,6 |
7,5 |
Горнодобывающая промышленность |
10,2 |
13,3 |
8,4 |
267,7 |
434,1 |
810,4 |
1213,0 |
10,6 |
Добыча нефти |
11,6 |
14,2 |
8,6 |
221,6 |
383,7 |
745,2 |
1125,7 |
11,4 |
Прочие горнодобывающие отрасли |
7,0 |
7 |
7 |
46,1 |
50,4 |
90,6 |
121,3 |
6,7 |
Обрабатывающая промышленность |
8,6 |
6,9 |
9,8 |
346,8 |
523,9 |
731,4 |
1167,2 |
8,4 |
Металлургия и металлообработка |
4,4 |
6,1 |
6,9 |
139,0 |
172,6 |
232,0 |
323,9 |
5,8 |
Переработка сельхозпродуктов |
9,3 |
10 |
10 |
132,2 |
206,6 |
332,8 |
535,9 |
9,8 |
Химическая промышленность |
21,3 |
7 |
10 |
6,1 |
16,0 |
22,5 |
36,2 |
12,6 |
Машиностроение |
8,1 |
3,5 |
15 |
17,9 |
26,4 |
31,4 |
63,2 |
8,8 |
Наукоемкие и |
2,0 |
45 |
55 |
2,0 |
2,2 |
14,2 |
126,6 |
31,9 |
Прочие отрасли |
8,1 |
6,2 |
6,1 |
49,6 |
100,0 |
98,5 |
81,4 |
3,4 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
3,4 |
8 |
7,5 |
73,0 |
86,4 |
127,0 |
182,3 |
6,3 |
Сельское хозяйство |
4,8 |
5 |
5 |
210,9 |
266,6 |
340,3 |
434,3 |
4,9 |
Строительство |
16,0 |
20 |
20 |
134,6 |
282,7 |
703,4 |
1750,4 |
18,7 |
Производство товаров |
9,7 |
11,2 |
11,8 |
1209,8 |
1593,8 |
2712,6 |
4747,3 |
9,5 |
Производство услуг |
7,4 |
8,0 |
9,0 |
1256,0 |
1791,4 |
2631,4 |
4054,9 |
8,1 |
Услуги транспорта |
8,5 |
9,5 |
10 |
260,2 |
391,2 |
615,9 |
991,8 |
9,3 |
Услуги связи |
10,5 |
9 |
10 |
38,3 |
63,2 |
97,2 |
156,6 |
9,8 |
Услуги торговли |
8,6 |
9 |
9 |
323,5 |
488,7 |
751,9 |
1156,8 |
8,9 |
Услуги образования |
5,5 |
8 |
9 |
110,0 |
143,8 |
211,2 |
325,0 |
7,5 |
Услуги науки и научно- инновационной деятельности |
4,0 |
12 |
25 |
24,0 |
29,2 |
51,5 |
157,0 |
13,3 |
Информация о работе Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане