Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование деятельности предприятий в свете индустриально-инновационной политики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность инноваций как главной движущей силы развития современной экономики.
2. Провести анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.
3. Описать основные направления пути совершенствования инвестиционно-инновационной политики в Казахстане.

Содержание работы

Введение
1. Инновации как главная движущая сила развития современной экономики
1.1 Инновации как экономическая категория. Инновационная политика
1.2 Приоритеты инновационно-индустриальной политики: мировой опыт и направления в развитии казахстанской экономики
2. Анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2.1 Индустриально-инновационное развитие Казахстана на современном этапе, проблемы и их решение
2.2 Роль институтов развития в повышении конкурентоспособности казахстанской экономики
2.3 Региональные аспекты реализации стратегии индустриально-инновационного развития
3. Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане
3.1 Механизмы совершенствования инновационной политики в современных условиях
3.2 Основные направления по совершенствованию индустриально-инновационной политики
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

приоритеты индустриално-инновационного развития к-на и роль казахстанских институтов.doc

— 871.50 Кб (Скачать файл)

если в 2004 году в Корпорацию было подано 68 проектов на страхование экспортных кредитов и инвестиций на сумму 13,2 млрд.тенге (102,5 млн.долларов США), в 2005 году в 1,7 раза больше уровня 2004 года - 91 проект на сумму 23,0 млрд.тенге (176,7 млн.долларов США), то за 2006 год-в 2,7 раза больше, чем в 2005 году - 93 проекта на сумму 63,1 млрд.тенге (495,7 млн.долларов США) (рисунок 8).

Из 228 рассмотренных  проектов на общую сумму 92,3 млрд.тенге (718,8 млн.долл.США) Правлением Корпорации приняты решения о страховании 186 экспортных проектов и инвестиций на общую сумму 53,7 млрд.тенге (417,5 млн.долл. США), из которых по 106 проектам на сумму 20,2 млрд.тенге (154,8 млн.долл. США) заключены и реализуются договора страхования.

Географический  охват страхования Корпорацией  не ограничен. Так, Корпорацией приняты  решения по страхованию в отношении экспорта: нефтепродуктов в Монголию, Таджикистан; муки в Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Россию; масла подсолнечного в Таджикистан, Кыргызстан, Россию; соков натуральных и йогуртовой продукции в Кыргызстан; пива в Узбекистан, Кыргызстан; проката и сплавов цветных металлов в Кыргызстан, Германию; бумаги и картона в Узбекистан, Кыргызстан; минеральных удобрений в Таджикистан; шинной продукции в Узбекистан; а также прямых инвестиций в Кыргызстан и Россию.

В страховом  портфеле Корпорации доля страхования  банков составляет 47%, с которыми реализовано 20 проектов на сумму 9,5 млрд.тенге (72,1 млн.долл.США). Сотрудничество с Корпорацией позволило банкам второго уровня увеличить объемы финансирования экспортных операций в такие страны, как Таджикистан, Узбекистан, Монголия, Азербайджан. Результатом совместной работы банков и Корпорации стало также осуществление инвестиционного проекта в Российской Федерации.

В 2007 году Корпорация продолжила успешно выполнять поставленные задачи по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Корпорацией застрахован экспорт муки и масла растительного в Кыргызстан и Таджикистан, пива в Кыргызстан, ГСМ в Таджикистан, сельскохозяйственной продукции в Беларусь и Таджикистан, шрота соевого в Россию и Узбекистан, а также прямые инвестиции в Кыргызстан и Узбекистан. Сумма принятых по договорам страхования обязательств по страхованию экспорта несырьевых товаров и прямых инвестиций за рубеж за отчетный период составила 3 840 млн. тенге (115,2 % от плана), в том числе по экспортным проектам — 1 694 млн. тенге и по инвестиционным — 2 146 млн. тенге, это на 29% больше, чем за 2006 год.

2.3 Региональные  аспекты реализации стратегии  индустриально-инновационного развития

Акмолинская область

В 2007 году в институты  развития было направлено 60 заявок. Кроме 27 заявок на экспортные операции остальные были отклонены.

Главной причиной малого количества проектов принятых к рассмотрению институтами развития является то, что представленные проекты  не уменьшают материало-, энерго- и  трудоемкость при выпуске продукции с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, прослеживается и отсутствие заинтересованности институтов по причине низкой стоимости проектов и не перспективности. Рассматриваются проекты стоимостью свыше 5 млн. долларов США.

В 2007 г. проводился мониторинг по реализации 39 инвестиционных проектов с суммой инвестиций 57,7 млрд. тенге, из них 33,5 млрд. тенге кредитные ресурсы, 24,2 млрд. тенге собственные средства предприятий и 6 млн. тенге средства республиканского бюджета.

Продолжалась  работа по 14 проектам, реализация которых начата в 2005 году. Среди них наиболее приоритетными проектами являются:

ТОО «КАМАЗ-Инжиниринг»  г. Кокшетау - «Создание второй очереди  комплекса по выпуску автомобильной  техники» (513 млн. тенге);

ТОО «Кокшетау  Каолин» Зерендинского района «Строительство каолинового ГОКа на Алексеевском месторождении» (1400 млн. тенге);

Филиал ТОО  «Синергия» «Макинский завод строительных материалов» Буландынского района – «Организация производства по выпуску  керамического кирпича и стеновых блоков» (1170 млн. тенге).

Кроме этих проектов велась работа по реализации новых  в т.ч.:

- Шесть проектов  ТОО «СГХК» г. Степногорске  с суммой инвестиций 6,8 млрд. тенге).

- ТОО ПО «КокшеЦемент»  Енбекшильдерского района – «Строительство  цементного завода и разработка известняка на Коксорском месторождении» стоимость проекта 926 млн. тенге;

- ТОО «Интергранитстрой»  г. Кокшетау «Строительство завода  по изготовлению изделий из  гранита» - 400 млн. тенге.

За 2007 год реализовано 21 проектов с суммой инвестиций 7,1 млрд. тенге. Их реализация позволила создать 1937 новых рабочих мест, которые будут заполнены при полном освоении мощностей. Наиболее значимыми проектами являются 3 проекта ТОО «СГХК» г. Степногорск на сумму инвестиций 3,4 млрд. тенге.

Алматинская область

С текущего года предусмотрено финансирование проекта  АО «Мойнакская ГЭС» (первый этап строительства  Мойнакской ГЭС на р.Чарын). Также  выработаны мероприятия и внесены  предложения в развитие пилотных кластеров: «Пищевая промышленность» («Переработка плодоовощной продукции», «Молочная продукция»), «Строительные материалы», «Текстильная промышленность». Разработаны планы развития кластеров, созданы рабочие группы. Основным звеном кластера «Строительные материалы» определен Алматинский региональный технопарк» (АРТП), на который возложены функции научно-технического обеспечения кластера, формирования рыночных инструментов и механизмов. Разработан проект и проведена презентация Программы формирования и научно-технического сопровождения кластера «Строительные материалы» в Алматинской области, завершена перерегистрация учредителей.

В рамках Программы  реализуются свыше 20 инвестиционных и инновационных проектов создания производств по выпуску строительных материалов и конструкций, как не достающих звеньев в технологической цепочке кластера – керамзитового кирпича и блоков, стекловолокна, керамической плитки, керамогранита, высоковольтного кабеля, труб с полимерным покрытием и ряда других.

По кластеру «Текстильная промышленность» создано  недостающее оптовое звено в виде АО «АRТТ» (Алматинский региональный текстильопторг). Уставной фонд составляет 52,0 млн. долларов США, учредителями являются АО «Орнек» (70%) и Алматинская инвестиционная компания ТОО «USB» (30%). В настоящее время на базе АО «Орнек» закуплено текстильное оборудование и проводится его монтаж.

В рамках развития кластера «Переработка овощей и фруктов» ведется работа по кооперации сельхозформирований, сконцентрированных вокруг АО «ПлодЭкс»  Енбекшиказахского района. В области  ведется работа по формированию молочного кластера на базе ТОО «Райымбек Агро» Илийского района. Кроме ТОО в кластерную группу входят 14 крестьянских хозяйств и ТОО «Айршир» Талгарского района, 19 молокозаготовительных пунктов, 12 предприятий, снабжающих завод тарой, емкостями, вспомогательными материалами и оборудованием и 15 учреждений, реализующих готовую продукцию.

Определены направления  развития туризма Алматинской области  – экологический туризм, использующий природные ландшафты региона, культурно-познавательный туризм, направленный на раскрытие имеющегося историко-археологического и культурного наследия. В Республиканский план мероприятий включены вопросы проведения капитального ремонта и восстановления 115 км автомобильных дорог, ведущих к туристским объектам, и в настоящее время не отвечающих требованиям безопасности дорожного движения. Разработан web-сайт и информационно-аналитический диск «Туризм в Алматинской области». Проводилась работа по созданию интерактивной геоинформационной системы (справочно-картографической базы данных) «Туризм и отдых в Алматинской области».

В 2007 году по программе  индустриально-инновационного развития реализуется 15 проектов общей стоимостью 13,2 млрд. тенге и предполагается к реализации в течение 2007 года. Проводится постоянная работа с финансовыми  институтами развития, Фонд развития малого предпринимательства, банками второго уровня по продвижению инвестиционных проектов.

На Форуме предпринимателей 21.02.2007 г. где была организовано выставка банковских продуктов-услуг с участием банков второго уровня, филиала «Фонда развития предпринимательства», АО « Казагромаркетинг».

Кроме того, проводился мониторинг социально – экономического развития области в инвестиционной сфере, анализ объемов инвестиции в  основной капитал в разрезе районов.

Карагандинская  область

Совершенствование работы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг.

8 февраля 2006 года проведена кластерная конференция  и республиканское семинар-совещание  с участием Министра индустрии  и торговли Школьника В.С. Подписан Меморандум о взаимодействии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан и акиматом Карагандинской области.

Кроме того подписаны  Меморандумы о взаимопонимании  между Министерства индустрии и  торговли Республики Казахстан, АО «Миттал Стил Темиртау», ТОО «Корпорация Казахмыс» и акиматом Карагандинской области, предусматривающие передачу непрофильных функций в конкурентную среду путем внедрения технологии аутсорсинга. Разработана концепция создания Индустриального парка, в рамках реализации республиканского пилотного кластера «Металлургия». В июне 2006 года принято постановление акимата области о создании ТОО «Индустриальный парк г.Темиртау».

Совместно с  АО «ЦМАИ» и АО «Фонд устойчивого  развития «Казына» разработан презентационный материал по Индустриальному парку.

4 мая 2006 года  проведена презентация деятельности  АО «Государственная страховая  корпорация по страхованию экспортных  кредитов».

В качестве дополнительных резервов для роста объема промышленной продукции создано 17 новых производств:

в г.Сарань открыты  производства: строительных материалов (ТОО «Возрождение АВЕА»); полипропиленовых труб (ТОО ПКФ «Тибет»); пластиковых  окон (ТОО «FULL SPEED»);

производство  тротуарной плитки (ТОО «СУ-53» г.Сатпаев);

в г. Темиртау открыто производство полипропиленовых мешков (ТОО «Cool Service», запущена коксовая батарея № 7;

в г.Балхаш запущено производство муки и открыт цех по производству хлебо-булочных изделий (ТОО «Орда»);

обогатительная  фабрика по переработке марганцевой  руды месторождения «Жомарт» (АО «ЖГОК» г.Каражал);

производство  керамической плитки (ТОО «Ир» г.Жезказаган);

в г.Караганда  начат выпуск керамического кирпича (ТОО «Карагандинский завод строительных материалов», запущено производство бетонных смесей (ТОО «Караганды-Бетон»), на АО «КЗЭЛТО» открыт участок по изготовлению ветровых установок;

производство  взрывчатых веществ (ТОО «ЮИИ Казахстан»);

в Жанааркинском  районе начато производство асфальто-битумного  покрытия (КОФ РГП «Казавтодор»), открыт цех по производству шлакоблоков (ТОО «Жанабулак»);

производство  строительные материалов (ТОО «Карагандакирпичстрой»).

В целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы и поручения  Премьер-Министра РК от 30.12.03г. создан ТОО  «Технопарк UniScienTech».

Уставный капитал  сформирован в размере 539,461 млн. тенге. Учредителями являются АО «ЦИТТ» (74,2% акций) и акимат области в лице Департамента предпринимательства и промышленности (25,8%). В ноябре 2005 года в технопарке создан Экспертный совет, в состав которого вошли руководители предприятий и научных организаций. На сегодняшний день в базе данных находится 90 проектов, в т.ч. рассмотрено Экспертным советом -17 проектов. В рамках деятельности Образовательного центра было организовано 3 семинара для представителей науки, производства и бизнеса. Налажено сотрудничество и заключены меморандумы с ВУЗами и НИИ области. Технопарком ведутся работы по созданию Лабораторного центра, основным направлением деятельности которого является оказание услуг в области минералогии и металлографии. Также проводится работа по созданию инжинирингового подразделения, функционально ориентированного на инженерную сборку проекта (выполнение проектно-конструкционных работ, техническое и технологическое сопровождение проекта).

 

3 Совершенствование  инвестиционно-инновационной политики в Казахстане

3.1 Механизмы  совершенствования инновационной  политики в современных условиях

Приоритетами  индустриально-инновационной политики являются развитие и создание потенциально конкурентоспособных, в том числе экспортоориентированных, производств, работающих в отраслях экономики несырьевой направленности. В целях решения долгосрочных стратегических задач особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития наукоемких и высокотехнологичных производств.

Данный подход не закрывает для предпринимателей различных отраслей экономики путь к техническому и организационному совершенствованию действующих  производств и созданию новых  видов продукции экспортной ориентации.

Конкретные предложения должны возникать в частном секторе, а банки второго уровня и создаваемые инвестиционные государственные институты развития на основе специальных методик будут анализировать предложения в целях их потенциальной реализации в партнерстве с частным сектором. К работе по оценке предложений будут привлекаться отечественные и иностранные специалисты.

Информация о работе Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане