Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование деятельности предприятий в свете индустриально-инновационной политики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность инноваций как главной движущей силы развития современной экономики.
2. Провести анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.
3. Описать основные направления пути совершенствования инвестиционно-инновационной политики в Казахстане.

Содержание работы

Введение
1. Инновации как главная движущая сила развития современной экономики
1.1 Инновации как экономическая категория. Инновационная политика
1.2 Приоритеты инновационно-индустриальной политики: мировой опыт и направления в развитии казахстанской экономики
2. Анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2.1 Индустриально-инновационное развитие Казахстана на современном этапе, проблемы и их решение
2.2 Роль институтов развития в повышении конкурентоспособности казахстанской экономики
2.3 Региональные аспекты реализации стратегии индустриально-инновационного развития
3. Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане
3.1 Механизмы совершенствования инновационной политики в современных условиях
3.2 Основные направления по совершенствованию индустриально-инновационной политики
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

приоритеты индустриално-инновационного развития к-на и роль казахстанских институтов.doc

— 871.50 Кб (Скачать файл)

Идею конкурентоспособности, как национальную идею страны, использовали многие страны мира. Опыт западных стран в области управления конкурентоспособностью национальной экономики представляет несомненный интерес, ибо вопросы создания новых конкурентоспособных отраслей неразрывно связаны со стратегией национального развития.

1.2 Приоритеты  инновационно-индустриальной политики: мировой опыт и направления в развитии казахстанской экономики

Проблемы освоения инновационных технологий в промышленности являются ключевыми для большинства  индустриально развитых стран мира.

Интеллектуальный  продукт исследований является первоосновой производственных инноваций. В настоящее  время сформировался вид товара как результат интеллектуальной деятельности, развивается рынок  технологий и лицензий. Система охраны промышленной собственности является обязательным атрибутом развитых государств.

Например, технологическая  политика США направлена на:

создание делового климата, при котором будет процветать деятельность частного сектора в  области инноваций и повышена конкурентоспособность продукции;

поощрение развития, коммерциализации и использования  технологий;

инвестирование  в создание технологий мирового класса XXI века в целях поддержки промышленности и развития торговли;

интеграцию военных  и промышленных технологий, способных эффективно решать военные и гражданские задачи;

обеспечение формирования рабочей силы мирового уровня, способной  функционировать в быстро меняющейся и основанной на знаниях экономике;

разработку в  партнерстве с частным сектором и отстаивание национальной технологической политики, направленной на использование технологий, в целях создания экономической мощи страны;

содействие промышленности в развитии технологий, экономическому росту путем взаимодействия с  промышленностью в разработке и  применении технологий, систем измерений и стандартов.

Практика экономически развитых стран свидетельствует, что  устойчивый рост экономики в условиях глобальной экономической конкуренции  обусловлен высоким уровнем внедрения  в производство новых технологий и разработок. По различным оценкам от 70 до 100% прироста производства в этих странах сегодня обеспечивается за счет использования инноваций. [2, с.89]

В экономически развитых странах государство стимулирует  развитие инновационной деятельности путем создания необходимых экономических, финансовых, организационных и нормативно-правовых условий.

Опыт развитых стран показывает, что отличительная  особенность реализации инновационной  политики от осуществления научно-технической  политики заключается прежде всего  в ресурсах, которые необходимо направлять на эти цели. Если в среднем затраты на фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы превышают их в 10 раз. Стратегической линией стран - членов Европейского союза (ЕС) в области инновационной деятельности является концентрация финансовых ресурсов на ключевых направлениях, включающих:

создание единой для всех стран - членов ЕС базы данных, аккумулирующей и регламентирующей комплекс минимально необходимых процедур и формальностей для создания предприятий;

поддержку малых  и средних предприятий в целях  правовой защиты от незаконного копирования  разработанных технологий или выпускаемой  продукции;

создание механизма  финансовой поддержки малых и  средних предприятий, оказание им помощи в подготовке, регистрации и поддержании патентов, учитывая опыт работы национальных и европейских патентных бюро;

совершенствование системы финансирования инновационной  деятельности предприятий;

введение более  совершенного налогового механизма, дающего  определенные льготы предприятиям, разрабатывающим  и выпускающим различную инновационную  продукцию;

создание на предприятиях и в компаниях условий, стимулирующих повышение образовательного уровня работников.

Производственно-технологический  сектор мировой экономики и промышленность, особенно в сфере высоких технологий, становятся по своему содержанию глобальными. Разработка высоких технологий, производство на их основе высокотехнологичной продукции (товаров, услуг), выход с ней на мировые рынки, расширение международной интеграции в этой области стали для большинства промышленно развитых стран Западной Европы, США, Японии и стран Юго-Восточной Азии важнейшей стратегической моделью и «локомотивом» экономического роста.

Наиболее актуальная тематика представлена разработками в  области информационных технологий и защиты окружающей среды. Важнейшее  место отведено исследованиям в  области живой материи, включая  медицинскую тематику, и технологиям  разработки альтернативных источников энергии и энергосбережения. Тематика, получившая ранг наибольшей приоритетности, в последнее время связана с решением следующих проблем: искусственного интеллекта, сверхпроводимости, нанотехнологий и микромашин, использования солнечной энергии, глубокой переработки отходов.

В области новых  материалов основные направления исследований охватывают: управление атомно-молекулярным механизмом в целях получения  заданной структуры материалов и  веществ; изучение возможностей активного  использования свойств живой материи для создания высокофункциональных материалов и процессов их получения; разработку материалов, "дружелюбных" к окружающей среде.

Открытие рынка  стран СНГ для зарубежных товаров  привело к падению спроса на национальную наукоемкую продукцию, вытеснению ее с внутреннего рынка. В ряде отраслей отставание приобретает необратимый характер, а требуемые затраты на освоение и поддержание современного технологического уровня настолько велики, что становится выгоднее импортировать готовую продукцию из-за рубежа.

В условиях уменьшения спроса на инновационную продукцию  организации сокращают объемы производства наукоемкой продукции, отдавая приоритет  в производстве технически более  простой и дешевой. Снижаются  объемы производства продукции пятого технологического уклада, технологическим ядром которого являются электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение.

В структуре  машиностроительного комплекса  за последние пять лет доля наукоемкой продукции, выпускаемой с использованием преимущественно технологий пятого уклада, снизилась с 45,3 до 27,5%, тогда как удельный вес продукции четвертого технологического уклада возрос за тот же период с 16,8 до 32,3%.

Главными препятствиями на пути развертывания инновационных процессов являются:

ограниченность  централизованного финансирования;

недостаток собственных  средств у предприятий;

недостаточная из-за высокого риска привлекательность  долгосрочных вложений для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов, а также населения, имеющего свободные средства;

отсутствие развернутой  инфраструктуры инновационного рынка, отвечающей требованиям товаропроизводителей.

Все реальнее становится перспектива того, что государства  Содружества уже через 3-4 года столкнутся с проблемой неспособности с помощью национального научно-технологического потенциала собственными силами обеспечить потребности экономики своих стран. Это неминуемо обречет государства СНГ решать внутренние проблемы за счет перманентной закупки техники и технологии, попадая при этом в длительную технологическую зависимость от внешних источников, что, в конечном счете, чревато подрывом национальной безопасности стран.[18, с.40]

Вместе с тем  в странах СНГ еще сохраняется ряд отраслей экономики, конкурентоспособных на мировом рынке, - это топливно-сырьевой комплекс, черная и цветная металлургия, химическая, деревообрабатывающая, авиационная и аэрокосмическая промышленность, приборостроение, судостроение, отдельные сферы военно-промышленного комплекса. По отдельным направлениям государства Содружества (Российская Федерация, Украина, Республика Беларусь и др.) находятся среди мировых лидеров в разработке ряда фундаментальных проблем в области физики, математики, информатики, химии, физиологии, медицины, в прикладных разработках лазерной и криогенной техники, новых материалов, аэрокосмической техники, отдельных образцов военной техники, средств связи и телекоммуникаций, программных продуктов для ЭВМ.

Все это позволяет  формировать и реализовывать межгосударственную инновационную политику на основе эффективного использования имеющегося еще значительного научно-технологического потенциала в совокупности с высокотехнологичными производствами оборонных и гражданских отраслей промышленности.

Как показывает анализ, уровень затрат на науку  и проектные работы в гражданской  сфере по отношению к ВВП почти  во всех странах Содружества снизился до уровня менее одного процента, тогда  как в США, Германии, Японии он составлял (по последним опубликованным данным) около 3%, а в Великобритании и Франции - более 2%.

Мировая практика показывает, что государство с  рыночной экономикой может сотрудничать с частным сектором в осуществлении  структурных преобразований в экономике. Наиболее удачные примеры этого сотрудничества имеются в Японии, Южной Корее, Малайзии и других странах, сделавших за последние тридцать лет крупный прорыв в области своего экономического развития.

Современный Китай  также проводит политику сотрудничества с частным сектором в области  развития стратегических направлений индустриального развития.

Исследования  Всемирного Банка показывают, что  все подходы к государственной  индустриальной политике могут быть сведены к трем категориям: координация  инвестиций, развитие делового сотрудничества и замещение рынка [14, с.111].

В условиях недостаточно развитых рынков фирмы не в состоянии  оценить величину спроса на новую  и более качественную продукцию, которая будет создаваться по мере расширения производства. Государство  берет на себя функцию координатора инвестиций, которые лишь при совместном осуществлении инвестиционных проектов приносят компаниям выгоду.

Следование этой модели координации инвестиций предполагает наличие у государственных и  частных институтов определенного  потенциала, что недоступно для большинства развивающихся стран.

Инициативы в  рамках активной государственной политики по деловому сотрудничеству могут быть нацелены непосредственно на укрепление деловых контактов с предпринимателями  в следующих направлениях:

специализированные  категории покупателей формируют новые рыночные ниши и являются источником информации по стандартам продукции;

поставщики оборудования передают вместе с ним производственный опыт;

поставщики ресурсов способствуют появлению новых идей и методов производства, а конкуренты представляют собой богатый источник новых идей.

Группы фирм, покупателей, поставщиков оборудования и ресурсов, услуг, отраслевые ассоциации, конструкторские бюро и другие специализированные организации, работающие на принципах  кооперации, действуют совместно в рамках одного и того же региона.

Странам с недостаточно развитым рынком может потребоваться  катализатор (по своей природе он может быть государственным или  частным) для приведения в движение кумулятивного процесса углубления рынка и развития делового сотрудничества.

Чтобы придать  импульс промышленному росту, государства  поддаются соблазну подменить рыночные оценки информацией и оценками, генерируемыми  в государственном секторе. Эти  усилия редко приносят плоды.

Опыт Филиппин в конце 70-х и в 80-х годах показывает, что может произойти, когда на правительство оказывают сильное воздействие влиятельные группировки частных предпринимателей [20, с. 55].

Отчасти движимое стремлением создать своим союзникам  внутри страны новые возможности  для ведения бизнеса, в 1979 году правительство Филиппин объявило о новой программе "крупных индустриальных проектов" на сумму $5 миллиардов (все они без исключения реализовывались в капиталоемкой тяжелой промышленности). Через год, под давлением со стороны противников стратегии, правительство согласилось подвергнуть эти проекты повторной экономической и финансовой экспертизе. Вскоре свою лепту в процесс внесли политические и финансовые неурядицы. К концу 1987 года пять из одиннадцати первоначально предложенных проектов общей стоимостью почти $4 миллиарда (из $5 миллиардов) были свернуты как неосуществимые. В целом только четыре проекта общей стоимостью $800 миллионов приносили прибыль [34].

Исходя из мирового опыта, основной упор при осуществлении  инвестиционной политики правительство Казахстана делает на инициативы по координации инвестиций и развитию делового сотрудничества. Финансовая поддержка будет оказываться только на принципах долевого участия через институты развития. При этом частный сектор, включая банки второго уровня, должен брать на себя основные риски [2].

Информация о работе Совершенствование инвестиционно-инновационной политики в Казахстане