Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:45, курсовая работа
Актуальность данного исследования, заключается в исключительно важной проблеме организации деятельности персонала, правильной расстановки кадров. Именно от правильной работы персонала организации во многом зависит эффективность ее деятельности. В связи со всем изложенным выше, целью данной работы является анализ системы управления персоналом на предприятии и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Введение……………………………………………………………………... 3
1. Теоретические основы управления персоналом………………………... 6
1.1 Управление персоналом: понятие, сущность, функции………………. 6
1.2 Особенности управления персоналом в России………………………. 11
1.3 Зарубежный опыт управления персоналом……………………………. 22
2. Анализ и оценка системы управления персоналом ООО «Квадрострой»………………………………………………………………...
28
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Квадрострой»………….. 28
2.2 Основные социально-экономические показатели ООО «Квадрострой»………………………………………………………………...
31
2.3 Исследование системы управления персоналом на предприятии 35
3. Пути повышения эффективности управления персоналом ООО «Квадрострой»…………………………………………………………………
39
3.1 Предложения и рекомендации по совершенствованию управления персоналом в ООО «Квадрострой»…………………………………………..
39
3.2 Оценка социально-экономического эффекта мероприятий по повышению системы совершенствования управления персоналом ………
49
Заключение……………………………………………………………………. 54
Список литературы…………………………………………………………... 58
Приложение А «Варианты местоположения кадровой службы в системе
управления организацией»………………………………………………………
Все они связаны единой
целью предприятия – повышением
производительности труда на основе
максимально возможной
Важным инструментом управления является кадровое планирование, обеспечивающее целенаправленное развитие коллектива в соответствии с ресурсными возможностями и целями предприятия.
Кадровое планирование представляет собой часть всей системы планирования, поэтому оно должно тесным образом увязываться с другими его видами (планирование производства, сбыта, финансов, инвестиций и др.). Через кадровое планирование оказывается воздействие на такие стороны кадровой работы, как:
– потребность в персонале;
– работа по найму и заполнению вакантных рабочих мест, подготовку кадров;
– высвобождение излишней рабочей силы;
– затраты на рабочую силу и др. [17, с. 221]
Общий контроль над политикой в сфере управления персоналом и окончательную ответственность за ее успех несет высшее руководство.
На методы и эффективность
поиска и отбора кадров влияет политика
руководства в отношении
Процедуры поиска и отбора кадров должны рассматриваться в контексте работы всей организации.
Основными предпосылками,
определяющими эффективность
– постановка четких целей организации;
– разработка эффективной организационной структуры управления, позволяющей обеспечить достижение этих целей;
– наличие кадрового планирования, являющегося связующим звеном между целями организации и организационной структурой управления.
Кадровое планирование – это фундамент политики в отношении персонала, обеспечивающий систематический подход к подбору и отбору кадров.
Обычно при отборе кандидатов используют не один метод, а целый комплекс различных методов, направленных на всестороннюю оценку кандидатов.
Чтобы проявить возможность совершенствования системы управления персоналом проводится интервью или собеседование, которое проходит еще при приеме кандидатов в разных формах от стрессового (жесткого) до контактного (доверительного разговора). При таких собеседованиях, как правило, выявляются как характерные принимаемому человеку психологические, так и его профессиональные качества, что в дальнейшем помогает при мотивировании данного сотрудника.
Наличие сформированной корпоративной культуры существенно ускоряет профессиональную адаптацию новых и молодых сотрудников, способствует их эффективному включению в производственную и социальную деятельность компании. Создание, поддержка и внутренняя реклама корпоративной культуры направлены на вдохновение сотрудников на высокую эффективность работы в компании, повышение их приверженности, лояльности и преданности. Корпоративная культура (кодекс) компании определяет ведущие ценности и значимые цели, которые сотрудники должны разделять и учитывать в своей работе [17, с. 222]. В корпоративном кодексе, как правило, сформулированы:
– ведущая миссия и видение компании, ее девиз и слоган;
– философские, социальные
и социально-экономические
– цели, которые декларирует компания;
– корпоративные мероприятия, традиции и ритуалы;
–особенности делового взаимодействия между руководителями и подчиненными, между сотрудниками внутри подразделений, а так же с клиентами компании;
– характеристика и направленность
поведения сотрудников в
– требования к деловому костюму сотрудников компании.
Подбор нужной рабочей силы должен строиться на хорошо продуманной системе оценки деловых и личных качеств, а эффективная система оценки результатов труда обеспечивает взаимосвязь оплаты труда с его результативностью, или стимулирующую функцию заработной платы. Такой подход к построению оплаты труда, воспринимаемый работником как справедливый, благоприятно сказывается на отношении человека к своей работе, рабочему месту, предприятию. Система оценки результатов труда во взаимоувязке с оценкой личных качеств работников позволяет организовать продвижение работников по службе.
Разделение труда и взаимоувязка частичных трудовых процессов формируют содержание труда работника, его должностные обязанности, имеет большое значение для расстановки кадров, обогащения содержания труда, снятия утомления с помощью перемены и т.д. Кроме того, благодаря организации труда, использованию прогрессивных форм разделения и кооперации труда регулируются трудовые нагрузки, выравниваются неоправданные различия занятости работников на протяжении смены.
Определение потребности в персонале - одно из важнейших направлений маркетинга персонала, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала. Как видно из сказанного, следует различать качественную и количественную потребность в персонале. Оба эти вида потребности в практике планирования численности рассчитывают в единстве и взаимосвязи. Качественная потребность, т.е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается исходя из:
– профессионально-
– требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест;
– штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей;
– документации, регламентирующей
различные организационно-управ
Расчет качественной потребности по профессиям, специальностям и т.п. сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности. Общая потребность в персонале находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям. Качественная потребность в специалистах и руководителях может быть определена путем последовательной разработки следующих организационных документов:
– системы целей как основы оргструктуры управления;
– общей организационной структуры, а также организационных структур подразделений;
– штатного расписания;
– должностных инструкций (описаний рабочих мест) специалистов и руководителей. Этот вид документа может использоваться как основа расчета трудоемкости выполнения должностных функций.
Типовая должностная инструкция (описание рабочего места) должна иметь следующие разделы:
1. характеристика организационног
2. содержание выполняемых задач – регулярно повторяемые задачи, случайным образом возникающие задачи, основные предписания по выполнению задач;
3. описание рабочих
требований к исполнителю –
знания, опыт, способности, черты
характера, необходимые по
4. права, ответственность, взаимосвязи рабочего места – отдаваемые и получаемые указания, входная и выходная информация (и формы ее представления), характер участия в процессе принятия решений, структурные взаимосвязи с другими рабочими местами и подразделениями.
Задача определения количественной потребности в персонале сводится как к выбору метода расчета численности сотрудников, так и к установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности работников на определенный временной период. Следует отметить, что принципиальных отличий в подходах к определению численности персонала, принятых в отечественной и зарубежной практике, не наблюдается [17, c. 226].
Управление персоналом должно обеспечить благоприятную среду, в которой реализовывались бы творческие возможности работников, развивались их способности. В итоге люди должны получать удовлетворение от выполняемой работы и общественного признания своих достижений.
Таким образом, в настоящее время в России существует тенденция совершенствования управления персоналом, которое заключается в переходе от «отдела кадров», занимающегося администрированием и учетом кадровой документации к развитию полномасштабной службы по работе с персоналом, построению системы управления персоналом, которая предполагает:
– структуру, которая отвечала бы требованиям эффективной деятельности организации;
– принципы;
– цели;
– задачи.
1.3 Зарубежный опыт управления персоналом
В практике управления персоналом
в последние годы прослеживается
переплетение разных его моделей: американской,
японской и западноевропейской. В
этом проявляется процесс
В настоящее время на фирмах индустриально развитых стран доминируют два подхода к управлению персоналом − американский и японский.
Американский подход предусматривает начальное определение
профессионально-
Американские менеджеры традиционно ориентированы на индивидуальные ценности и результаты. Вся управленческая деятельность в американских компаниях основывается на индивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов, разработки количественных выражений целей, которые имеют краткосрочный характер. Управленческие решения, как правило, принимают конкретные лица и несут ответственность за их реализацию.
Характерными условиями труда является:
− уменьшение объемов работы в центральных службах и сокращения административного аппарата;
− более широкий перечень профессий и должностных инструкций;
− переход на гибкие формы оплаты труда;
− объединение инженеров, ученых и производственников в сквозные коллективы − проектно-целевые группы. [9, с.186]
Оценка работников проводится один или два раза в год. Результаты оценки обсуждаются работником и начальником, при наличии недостатков выявляются пути их ликвидации.
Оплата труда в большинстве случаев повременная, так как из-за механизации и автоматизации труда выработка мало зависит от работников. Минимальная оплата труда регулируется законом. Повышение заработной платы осуществляется ежегодно для всех работников, чья работа оценена положительно.
Продвижение по службе связано с повышением квалификации через систему обучения. В большинстве американских фирм системы оплаты труда отличаются негибкостью, не обладают достаточным мотивационным эффектом и недостаточно стимулируют повышение производительности труда. Система оплаты труда в США построена таким образом, что фиксированная зарплата может только расти и практически никогда не уменьшается. Основные виды дополнительной оплаты труда в США:
− премии управленческому персоналу;
− компенсационные выплаты при выходе в отставку;
− специальные премии менеджерам,
− зависящие от величины прибыли;
− доплаты за повышение квалификации и стаж работы;
− продажа работникам акций компаний.
Премии руководства зависят от финансового результата компании.
Преимуществом оплаты труда в США
являются программы участия работников
в прибылях. Система распределения
доходов предполагает создание определенного
механизма распределения
Информация о работе Совершенствование системы управления персоналом