Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 11:33, курсовая работа
задачи курсовой работы:
Дать общую характеристику отрасли (сферы деятельности).
Выяснить состав и характеристику структуры отрасли (сферы деятельности)
Дать товарное досье (на примере одного вида продукции, товара/услуги)
Выявление особенностей маркетинговой деятельности в отрасли (сфере деятельности)
Введение .....................................................................................................................3
Общая характеристика отрасли (сферы деятельности)................................5
1.1 История развития отрасли (сферы деятельности).............................................5
1.2 Роль отрасли (сферы деятельности) в экономике РФ. География
размещения................................................................................................................11
1.3 Основные виды продукции................................................................................14
1.4 Перспективы развития........................................................................................17
2. Состав и характеристика структуры отрасли (сферы деятельности)..........19
2.1 Предприятия отрасли (сферы деятельности), их основные
характеристики..........................................................................................................19
2.2 Динамика основных показателей, их анализ....................................................29
3. Товарное досье (на примере одного вида продукции, товара/услуги).......34
3.1 Оценка потребительской полезности выбранного товара, сложившиеся цены, наличие товаров-заменителей и дополняющих товаров. Основные потребительские сегменты.......................................................................................34
3.2 Рыночная атрибутика товара (товарный знак, фирменный стиль, упаковка, маркировка)................................................................................................................38
3.3 Каналы сбыта и хранения. Стандартизация и сертификация товара. Правовые факторы. Послепродажный сервис товара............................................40
3.4 Реклама по товару................................................................................................45
4. Выявление особенностей маркетинговой деятельности в отрасли (сфере деятельности)......................................................................................................48
4.1 Особенности комплекса маркетинга по составляющим..................................48
4.2 Анализ маркетинговой стратегии и ее составляющих....................................51
4.3 Оценка маркетинговых возможностей и предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности в отрасли...............................56
Заключение.........................................................................................................57
Список литературных источников.....................................................................58
Анализ приведённых данных показывает, что Северо-запад не только сохранил, но и значительно увеличил свою долю в суммарных объёмах общероссийских лесозаготовок (вывозки древесины). Она возросла с 25,8% в 2009 г. до 35,2% в 2011 г. Тем самым регион упрочил своё положение в качестве основной лесопромышленной базы страны. В основе этой тенденции лежат серьёзные экономические преимущества лесозаготовительной промышленности Северо-Запада, связанные с удобством её географического положения - вблизи основных лесопотребляющих районов европейской части страны. Каждый кубический метр древесины, заготовленный на Европейском Севере, даёт в районах потребления экономию на транспортных расходах по сравнению с лесом, привозимым из сибирских районов, 150-200 руб.
Наращивание объёмов производства и достижение докризисных уровней не является главной задачей ЛПК. Более важной целью выступает повышение его эффективности, увеличение продуктивности, и на этой основе, преодоление сырьевой направленности экспорта и усиление конкурентоспособности на внешнем рынке.
В настоящее время общий
объём продукции российского
ЛПК составляет около 8 млрд. долларов.
А по оценке Министерства природных
ресурсов его потенциал достигает
100 млрд. долларов, что сопоставимо
с доходами нефтегазового комплекса.
Обладая четвертью всех запасов
древесины мира, Россия производит
лишь 1/20 часть мировой продукции
ЛПК. Мы значительно отстаём от многих
стран мира и по душевому производству
и потреблению лесобумажной продукции.
Сохраняются унаследованные с советских
времён крайне низкие производительность
труда в отраслях лесной промышленности
(в 5 раз ниже среднемировых показателей)
и степень полезного
Причины низкой эффективности
ЛПК - в его технической отсталости,
неудовлетворительном уровне инвестирования,
несовершенстве систем управления, раздробленности
отраслей лесного комплекса. Отрасли,
связанные с заготовкой и переработкой
древесины, к началу реформ имели
исключительно дробную
Таблица 3 – Индексы физического объёма производства и выпуск отдельных видов продукции
Январь-октябрь 2011 |
в % к январю-октябрю 2010 |
|||
октябрю 2010 |
сентябрю 2011 | |||
Лесозаготовки |
- |
110,4 |
149,7 |
124,7 |
Вывозка древесины, тыс.плотных куб.м |
6533,1 |
110,4 |
149,7 |
108,4 |
Из нее: |
||||
Лесоматериалы круглые |
5394 |
111 |
123,5 |
89.5 |
Деловая древесина |
5719:2 |
107,8 |
123,7 |
89,8 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
- |
101,1 |
118,2 |
117,7 |
Распиловка и строгание древесины |
- |
101.2 |
136 |
127 |
Пиломатериалы, тыс.куб.м |
992,6 |
104.5 |
153 |
126,6 |
Производство шпона, фанеры, плит |
- |
102 |
113,2 |
113,7 |
Фанера клееная, тыс.куб.м |
192 |
102.5 |
127,4 |
108,4 |
Древесноволокнистые плиты, тыс.усл.кв.м |
23854.1 |
121,6 |
109,5 |
93,7 |
Древесностружечные плиты, тыс.усл.куб.м |
410 |
99.2 |
100,9 |
89,4 |
Производство деревянных строительных конструкций |
||||
и столярных изделий |
- |
93 |
100.2 |
117.2 |
Оконные блоки, тыс.кв.м |
69,8 |
82,4 |
100,2 |
96,3 |
Дверные блоки, тыс.кв.м |
131.31 |
103,9 |
71,1 |
80.7 |
Помещения контейнерного типа, шт. |
2387 |
102:5 |
126,3 |
118,6 |
Целлюлозно-бумажное производство, издательская |
||||
и полиграфическая деятельность |
- |
11,0 |
116,2 |
111,1 |
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона |
- |
123,8 |
127 |
114,9 |
Целлюлоза по варке, тыс.тонн |
26 |
142,6 |
171.2 |
93.1 |
Бумага, тонн |
20106 |
133,4 |
87,1 |
70,3 |
Картон, тонн |
50644 |
125,2 |
151.9 |
116,4 |
Издательская, полиграфическая деятельность |
- |
94,4 |
103,8 |
106,1 |
Газеты, млн шт. |
86,52 |
96.6 |
106,2 |
95.7 |
За 10 месяцев 2011 года наиболее высокими темпами развивались лесозаготовки. Индексы физического объёма по лесному комплексу области составили: по лесозаготовкам- 110%, по целлюлозно-бумажному производству- 110%, по обработке древесины и производству изделий из дерева- 101.1%. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился выпуск целлюлозы- на 42.6%, бумаги – на 33, 4%, картона- на 25,2%, блоков древесных- на 21%, помещений контейнерного типа- на 2,5%, пиломатериалов- на 4,5%, фанеры клееной- на 2,53%. В значительной степени этому способствовал рост инвестиционной активности и реализация высокоэффективных инвестиционных проектов по установке нового и модернизация существующего оборудования.
3 ТОВАРНОЕ ДОСЬЕ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ВИДА ПРОДУКЦИИ, ТОВАРА/УСЛУГИ)
3.1 Оценка потребительской
полезности выбранного товара (услуги),
сложившиеся цены, наличие товаров-заменителей
и дополняющих товаров.
Традиционные виды топлива - нефть, газ, уголь - относятся к невосполнимым источникам энергии. Рано или поздно им пришлось бы искать замену. Альтернативные источники энергии уже сейчас активно применяются в развитых странах. Среди наиболее популярных видов нетрадиционной энергии - ветровой, солнечной, приливной, геотермальной - биотопливо занимает значительное место: его доля в балансе альтернативных источников превышает 30 %
Киотский протокол закрепил
обязательства развитых стран и
стран с переходной экономикой по
ограничению и снижению поступлений
парниковых газов в атмосферу. Вполне
очевидно, что итогом осуществления
мер, предусмотренных Протоколом, для
большинства стран, в том числе
и для России, будет создание энергетики,
работающей на альтернативных видах
топлива. Деревообработка, деревопереработка,
как известно, сопряжены с огромными
потерями древесины. На этапе заготовки
леса отходы -пни, сучья, хвоя - могут
достигать нескольких десятков процентов
от первоначального объема. Типичная
лесопилка превращает около 60% древесины
в доски, 12% при этом уходит вопил,
6% - в концевые обрезки и 22% - в горбыль
и обрезки кромок. Объем опила
и стружки на этапе деревообработки
достигает 12% от исходного сырья. В
настоящее время активно
Рост тарифов на традиционные виды топлива мотивирует активное внедрение альтернативных видов топлива, одним из которых стали пеллеты или топливные гранулы, завоевавшие прочное место на мировом рынке биотоплива.
Топливные или древесные гранулы (пеллеты) представляют собой прессованные цилиндры диаметром 4-10 мм, длиной 2-5 см, переработанные из высушенных остатков отходов лесоперерабатывающего производства: древесные опилки, стружка, кора, сучки, ветки и т.д. Содержание энергии в одном килограмме древесных гранул соответствует 0,5 литра жидкого топлива. Кроме экономического эффекта, использование пеллет способствует снижению вредных выбросов в атмосферу.
Различают 2 вида пеллет. Это гранулы для отопления жилых домов, которые из-за особой белизны называют (белыми). Этот качественный вид гранул продается по более высоким ценам, чем гранулы для больших котельных - промышленные пеллеты, которые, как правило, большего диаметра, чем (белые). Промышленные гранулы из-за наличия в них высокой доли коры не имеют такого белого цвета, как гранулы для жилых помещений. Соотношение потребления гранул для частного отопления и промышленными системами составляет примерно 1:10. Только небольшая часть всех выпускаемых в мире древесных гранул продается через торговые розничные сети.
Цена на пеллеты для отопления жилых помещений составляет от 140 до 160 евро за тонну. Они реализуются либо в мешках, либо в специальных контейнерах. Подача древесных гранул (пеллет) в котельные крупных производственных объектов и отопительных систем осуществляется автоматически. Цена на промышленные пеллеты составляет в среднем 85 евро за тонну.
Гранулы больших размеров
называются брикетами. Топливные брикеты
выпускаются на специальном оборудовании.
Также серийно выпускаются
Стоимость древесных брикетов на европейском рынке может быть иногда выше стоимости гранул, но они занимают и значительно меньший сегмент рынка сжатых топлив. Соотношение выпуска топливных брикетов и гранул в мире составляет примерно 1:20. /11/
Процесс формирования пеллет происходит под давлением около 300 атм, без каких-либо добавок и клея. Длина гранул в среднем имеет от 10 до 30 мм в длину и от 6 до 10 мм в диаметре.
Теплотворная способность топливных древесных гранул составляет около 5 кВт/ч (4300 ккал/ч), что сравнимо с углем.
При сжигании 1 тонны гранул выделяется столько же энергии как при сжигании:
При этом древесные гранулы намного экологичнее выше указанных традиционных видов топлива, при сжигании пеллет:
практически полностью отсутствует в выбросах сера./10/
Цены на пеллеты держатся на Западе в пределах 180-220 евро за тонну в течение уже более десяти лет. Даже резкий скачок цен на нефть и нефтепродукты, произошедший в этом году, не вызвал подъёма цен на пеллеты. При этом одна тонна пелетов даёт столько же тепла, сколько пол-тонны дизтоплива или мазута. Если быть точнее, то одна тонна пеллетов даёт при сжигании 5000 КВт тепловой энергии, т.е. столько же, сколько при сжигании : 475 кубометров газа, 500 литров лёгкого дизельного топлива, 685 литров мазута.
При существующих сейчас ценах на электроэнергию и ценах на пеллеты отапливать жилые и производственные помещения пеллетами почти вдвое дешевле, чем электричеством. Конкуренцию пеллетам в России составляют газ (пока), дрова и уголь. Мы не затрагиваем солнечные батареи и ветряные мельницы.
На Западе спрос на пеллеты превосходит предложение и всё большее количество потребителей переходит с мазута, газа и электричества на пеллеты. Например, в Швеции работают 25 заводов, которые выпускают около одного миллиона тонн пеллетов в год и ещё миллион тонн шведы закупают из Канады. Швеция тратит денег на отопление пеллетами больше, чем на отопление нефтепродуктами.
В России долгое время не рассматривали пеллеты как серьёзное топливо. Ситуация начала меняться лишь в последние полтора-два года. С 2002-2003 годов стали активно строиться пеллетные заводы и почти половина производства ориентирована на внутренний рынок. /12/
Ежегодно значительными темпами растет потребительский спрос на рынке биотоплива. Во многом благодаря Киотскому протоколу, в мире создается энергетика, использующая альтернативные экологически безопасные виды топлива. Основными потребителями топливных гранул являются страны Европы, США, Япония.
По мнению американской компании Atlas pellets, которая является партнером БИОМАГ, мировые цены определяют американские компании. Экспортные цены в США ежегодно растут на 3-5 долларов и составляют сегодня примерно 115 долларов за тонну, но при этом являются низкими относительно европейских цен. Цены в Европе так же имеют тенденцию к росту и сегодня составляют для конечного потребителя примерно 30-40 Евро за 1 мВт*ч (150-200 Евро за тонну). На европейском рынке стоимость упаковки качественных гранул (20 кг) составляет от 7 до 8 Евро. Крупные электростанции и другие крупные потребители в Дании и Швеции покупают гранулы судовыми партиями по 90-110 Евро за тонну. Самые высокие цены наблюдаются в Англии и составляли в этом сезоне до 160 Евро за одну тонну гранул.
В европейских странах на древесных гранулах работают котельные, предприятия, электростанции. Особенно популярным становится использование гранул для отопления частных жилых домов.
Если в 1998 году в Германии было всего 300 котлов, то только за 2002 год там было установлено более 4.000 котлов. По прогнозам Института энергетики и охраны окружающей среды ФРГ к 2011 году в Германии будет работать более миллиона котлов и печей на топливных гранулах, и расходоваться около 4.000.000 тонн пеллет ежегодно.
Потребление топливных гранул в Швеции ежегодно растет примерно на 30%. Правительственная программа Швеции предусматривает к 2012 году увеличить потребление пеллет до 7.000.000 тонн в год.