Стимулирование и мотивация труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – мотивация и стимулирование работников на предприятии.
Задачи дипломной работы:
- изучить теоретические основы мотивации и стимулирования работников в организации;
- провести анализ системы мотивации и стимулирование труда работников ТОО «МСБ Консалтинг»;
- изучить действие мотивационного и стимулирующего механизма в процессе управления персоналом в ТОО «МСБ Консалтинг»;
- предложить возможное направление работы по повышению мотивации и стимулированию труда работников ТОО «МСБ Консалтинг»;

Содержание работы

Введение 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты анализа систем стимулирования труда на предприятии 6
1.1 Понятие и методология мотивации и стимулирования труда персонала и ее роль в повышении эффективности работы предприятия 6
1.2 Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы 15
1.3 Зарубежный опыт стимулирования и мотивации персонала 26

ГЛАВА 2. Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия ТОО «МСБ Консалтинг» 34
2.1 Организация деятельности и системы управления предприятия 34
2.2 Анализ производительности труда и эффективности использования персонала предприятия ТОО «МСБ Консалтинг» 38
2.3 Анализ эффективности системы мотивации в ТОО «МСБ Консалтинг» 46

ГЛАВА 3. Совершенствования системы мотивации персонала в ТОО «МСБ Консалтинг» 56
3.1 Необходимость совершенствования персонала 56
3.2 Применениние зарубежного опыта стимулирования персонала………62
3.3 Внедрение систем мотивации в ТОО «МСБ Консалтинг» с учетом мирового экономического кризиса 69

Заключение 79

Список использованной литературы 84

Приложения 86

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ПЕРЕДЕЛАННЫЙ.docx

— 354.99 Кб (Скачать файл)

Мотивация и  воодушевление членов коллектива, чтобы  они выполняли работу лучше.

Настойчивое побуждение к интенсивной и упорной  работе и высокой производительности труда.

Наделение полномочиями членов коллектива для ускорения  создания климата общей заинтересованности, который заряжает энергией каждого  сотрудника.

Осуществление постоянного мониторинга сильных  и слабых сторон лучших проявлений конкурентоспособности в организации  и обеспечение сотрудников информацией  о характере проводимых наблюдений.

Создание  климата поощрения желания отдельных  лиц достичь более высоких  показателей деятельности, чем общие, определяемые требованиями конкуренции.

Управление  обслуживанием потребителей.

Основа: поддержка  ориентации на обслуживание потребителей, вовлечение их в бизнес компании и  предвосхищение ожиданий потребителя.

Наличие постоянных или частых личных контактов с  внутренними или внешними потребителями.

Обеспечение уверенности в том, что руководство  в состоянии оценить, насколько  хорошо удовлетворяются ожидания клиентов.

Повышение конкуренции  в каждом подразделении, поощрение  других предоставлять услуги или производить продукцию, которая удивит или восхитит потребителей тем, что превзойдет их ожидания.

Обеспечение постоянного сбора каждым подразделением информации о нуждах и предпочтениях  потребителей.

Вовлечение  потребителей в процесс планирования и оценки работы подразделений.

 

3.2 Применение зарубежного опыта стимулирования персонала

 

 

Сейчас, в условиях мирового финансового кризиса, государственные, частные, корпоративные предприятия  на практике почувствовали, что развитие и успех рыночных отношений невозможен без интеграции в "глобальные лихорадочные усилия" по поиску новых современных  форм мотивации и стимулирования труда. В то же время во многих странах  Западной Европы и в США мотивационные  аспекты управления персоналом компаний и фирм приобрели большое значение, и эти методы и опыт мотивации  могут быть с успехом перенесены на казахстанскую почву.

В качестве примера европейских  исследований по данной проблематике можно привести исследования мотивации  труда в Финляндии, выполненные  Тапани Алкулой[36]. Он замечает, что для работников организация, в которой они трудятся, является местом проведения значительной части времени и поэтому представляется интересным окружение, в котором хотели бы работать люди, и их ожидания по поводу работы. Весь универсум таких ожиданий автор обозначает понятием "ориентация на работу" ("work orientation"). Эта проблема имеет два аспекта.

1) Количественный аспект - какое место в жизни занимает работа или "центральность работы" ("centrality of work"). Алкула выделяет несколько доминант, определяющих его:

-Рабочее время. Автор делает важную оговорку, что было бы неправильно говорить о прямой корреляции рабочего времени и места, которое работа занимает в жизни.

-Семейный статус. Чем большее значение имеет семья (если она есть), тем меньшее внимание уделяется работе, и наоборот.

-Половой аспект. Влияние пола может быть интерпретировано как индикация традиционных половых ролей не только внутри семьи, но и в более общем смысле как показатель полового женского или мужского самосознания, самоидентификации независимо от семейного статуса.

Рассматривает также проблему соотношения работы и досуга. Здесь  используются данные по Швеции и Финляндии, которые показывают, что в обеих  странах значение работы в жизни  имеет тенденцию к снижению. В  Швеции это ведет к увеличению роли досуга, а в Финляндии из-за сильной протестантской этики - к  повышению роли семьи.

2) Качественный аспект. Здесь используется понятие "работа для вознаграждения" и ставится вопрос, какого рода вознаграждение превалирует. Для разработки этой проблемы Алкула кратко обращается в прошлое. Для древних греков, по его мнению, работа не была чем-то унизительным, так как она была естественна и приносила пользу, красоту и счастье; но для афинянина была бы бессмысленной идея считать работу самоцелью.

Существуют три основных типа ожиданий от работы - инструментальные, ценностные и социальные. Под инструментальными  Алкула прежде всего понимает различного рода материальные стимулы, например обеспечение нормальных условий существования; под ценностными - разного рода желания, которые в целом можно охарактеризовать как моральное удовлетворение, а под социальными - желание, работая, выполнять определенную функцию в обществе.

Проведено интересное исследование, в ходе которого респондентам задано два вопроса. В первой части опроса респондентов просили назвать качественные характеристики идеальной работы. Названы  следующие: независимость от других; разнообразие; возможность видеть результат; возможность приносить пользу обществу; хорошие отношения с коллегами; высокий заработок; легкость работы; возможность творчества; отсутствие стресса; возможность роста; содержательная часть работы как самоцель. Выяснилось, что для женщин больше, чем для  мужчин, важна польза работы и социальные аспекты, для "серых воротничков" по сравнению с "белыми" - высокий  заработок и легкость работы.

На второй вопрос: "Назовите черты работы, которой Вам менее всего хотелось бы заниматься" получены следующие ответы: монотонность; плохие, вредные для здоровья условия работы; стресс, неудобные рабочие часы; недостаток свободы; плохие отношения в коллективе; работа, которая не нравится; невозможность видеть результат работы; низкий заработок; невозможность карьерного роста; бесполезная для общества работа; недостаток творчества. Наконец, менее 1% сказали, что им бы подошла любая работа.

Теперь обратимся к  конкретным методам мотивации персонала.

Система PFP в США и Западной Европе

Для разрешения проблем соответствия эффективности деятельности сотрудника и размера получаемой им зарплаты используется система "Pay for Performance" - "плата за исполнение" (далее, для удобства - PFP). Под PFP понимается применение любых способов оплаты труда, при которых вознаграждение, получаемое работником, зависит от индивидуальных и групповых различий в выполнении деятельности. Это конкретно выражается в системе гибкой оплаты труда, системе переменной оплаты, системе "fat cat". Согласно данным, полученным в 1999 г. 23rd Annual Hewitt Associates Salary Increase Survey, за предшествовавшие шесть лет процент средств, которые компании направляли на PFP-программы, увеличился на 50%.

Существует множество  типов гибких схем оплаты труда.

-Комиссионные. Это, пожалуй, самая простая и одновременно самая старая PFP-схема. Суть ее в том, что сотрудник (прежде всего это относится к агентам по продаже) получает определенный процент от сумм, которые ему платят клиенты при покупке у него товаров. Комиссионные могут использоваться как в сочетании с базовым окладом, так и независимо от него, полностью составляя заработную плату сотрудника. Хотя комиссионные и являются наиболее "прямой" PFP-схемой, пик их популярности, безусловно, остался в прошлом (так, из крупных рекламных компаний США их использует только Walt Disney Co.)

-Денежные выплаты за выполнение поставленных целей. Это наиболее распространенный тип PFP-планов (по некоторым данным, вознаграждения такого рода использует 61% компаний, применяющих PFP). Такие выплаты (было бы адекватно называть их премиями) в целом осуществляются при соответствии работника некоторым заранее установленным критериям. Среди них могут быть экономические показатели, показатели качества, оценка сотрудника другими лицами. Каждая компания устанавливает собственные цели такого рода, и иногда они бывают весьма необычными. Так, например, совершенно неожиданно нововведение, примененное в компании United Airlines Inc. Начиная с 2000 г., размер вознаграждений, которые получают менеджеры компании, будет частично зависеть от удовлетворенности трудом рядовых сотрудников UAI. Эта удовлетворенность будет измеряться независимой аудиторской организацией. В настоящее время даже ведутся разговоры о введении PFP-схем при оплате труда учителей в зависимости от успеваемости их учеников.

-Специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного работника. Во-первых, это могут быть специальные премии, выплачиваемые сотрудникам за владение навыками, остро необходимыми компании в настоящий момент (так называемые hot skills). Во-вторых, это могут быть премии за верность компании, которые получают сотрудники, проработавшие в организации определенное количество времени. Такие премии могут выплачиваться и специалистам, уход которых очень нежелателен для компании. В-третьих, это могут премии "звездам" компании.

-Программы разделения прибыли. При такой схеме сотрудники получают определенный процент прибыли компании. Такие схемы могут использоваться двояко. С одной стороны, эти программы могут применяться как индивидуальные вознаграждения, и в таком случае при хорошем выполнении своей работы сотрудник получает заранее оговоренный процент прибыли. С другой, компания может установить схему разделения прибыли для всех сотрудников (или для отдельно взятого подразделения): в таком случае это не способ вознаграждения за отличную работу, а способ психологического объединения работников компании.

-Акции и опционы на их покупку. При такой схеме формально сотрудник никаких выплат в форме "живых" денег не получает. Вместо этого совет директоров компании принимает решение о безвозмездном предоставлении сотруднику в собственность определенного числа акций, либо просто о предоставлении ему права приобрести пакет акций оговоренного размера.

Плюсы PFP очевидны. Тесная связь  вознаграждения, которое получает сотрудник, с эффективностью его деятельности приносит дивиденды и сотруднику и компании. По некоторым данным, типичная PFP-программа повышает организационную  продуктивность на 5 - 49%, а доходы сотрудников - на 3 - 29%. Работник получает возможность  заработать большее количество денег  при условии хорошей работы, а  также ориентиры для оценки своей  эффективности. Компания же получает мотивированных сотрудников: люди стараются сделать  больше, чтоб заработать больше, а тех, кто не выдерживает конкуренции, заменяют новые сотрудники с подходящей философией.

Необходимо упомянуть  несколько пунктов, которым должна следовать компания для эффективного применения подобных методов. Во-первых, это оценка организационной культуры использования PRP. Во-вторых, анализ ситуации на рынке. Помимо обязательного знания среднерыночной зарплаты специалистов компания должна отдельно поощрять сотрудников, обладающих навыками, остро необходимыми в данный момент. В-третьих, это оперативность  действий, под которой понимается как отсутствие затяжек с выплатами, так и регулярный аудит существующих PFP-планов и при необходимости  их пересмотр. В-четвертых, долгосрочность внедряемых программ. Сотрудники должны чувствовать, что PFP - это не единовременный способ повышения мотивации, а долгосрочные инвестиции в человеческий ресурс. В-пятых, премирование "звезд", т.е. тех работников компании, без которых  эффективность ее работы оказывается  под угрозой. В-шестых, наделение  менеджеров полномочиями. В некоторых  компаниях (таких, например, как MCI) система  менеджмента является сильно децентрализованной и менеджеры получают в свое распоряжение денежный пул, который они далее самостоятельно распределяют между своими сотрудниками. И, наконец, экспериментирование. Ярким примером творческого подхода к реализации системы PFP является схема "оплата против риска", которую используют сотрудники компании Xerox, занимающиеся информационными технологиями. Для того чтобы получать бонусы за свою работу, они отказываются от определенного процента своей заработной платы, но при эффективной работе они получают сумму как минимум вдвое большую, чем та, от которой они отказались.

Конечно же, существуют и  пункты, по которым критикуют PFP. Но подавляющая часть этой критики  направлена не на систему как таковую, а на неудачные способы ее применения. Часто сомнению подвергается тот  факт, что вознаграждение сотрудника во многом определяется субъективным мнением менеджера, которому сложно установить и описать значимые различия между хорошо выполняющими свою работу подчиненными. Это, безусловно, одна из главных трудностей, возникающих при PFP. Чтобы преодолеть ее, компания должна использовать независимые методы оценки, не базирующиеся исключительно на личных симпатиях и антипатиях. Второй пункт критики в том, что PFP, по мнению некоторых исследователей, наносит непоправимый удар по командной работе, порождая ненужную конкуренцию среди сотрудников (хотя сейчас все чаще применяются именно "командные вознаграждения"). Критикуют PFP и по некоторым другим поводам. В то же время данная система приносит организации большие дивиденды в виде высокой мотивации сотрудников, роста отдачи от них и как итог увеличение прибыли всей компании.

Нефинансовые вознаграждения.

Речь идет о тех способах вознаграждения сотрудников, которые  часто становятся решающими при  выборе места работы и составлении  впечатления о нем. Много заплатить  сейчас может большое количество компаний. Другой вопрос в том, будет  ли эта высокая оплата поддерживаться другими - нематериальными (нефинансовыми) - категориями вознаграждений. И  часто этот вопрос становится решающим. Под нематериальными, а точнее, нефинансовыми  вознаграждениями подразумевают все  методы, не касающиеся непосредственно  оплаты труда, которые компании используют для вознаграждения своих сотрудников  за хорошую работу и повышения  их мотивации и приверженности к  фирме.

Существует огромное множество  различных нематериальных вознаграждений. Это подтверждает таблица: Приложения В. Уже отмечалось, что каждая фирма может конструировать свои собственные PFP-программы, но нефинансовых вознаграждений это касается даже в большей степени. Поэтому общепризнанной классификации нефинансовых вознаграждений не существует и перечисляемые системы являются наиболее распространенными.

Во-первых, льготы, связанные  с графиком работы. Прежде всего это меры, связанные с оплатой нерабочего времени сотрудника (праздничные дни и отпуск, период временной нетрудоспособности, перерывы на обед и отдых). Крайним случаем льгот такого рода является оплата декретного отпуска. Кроме того, это предоставление сотруднику гибкого графика работы. И, наконец, весьма популярной в последнее время является система "банка нерабочих дней". Сотруднику предоставляется некоторое количество дней в году, которые он может не работать (обычно это количество складывается из нормы отпуска и разумного количества отгулов), и он получает возможность воспользоваться нерабочими днями по своему усмотрению.

Информация о работе Стимулирование и мотивация труда на предприятии