Стимулирование и мотивация труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – мотивация и стимулирование работников на предприятии.
Задачи дипломной работы:
- изучить теоретические основы мотивации и стимулирования работников в организации;
- провести анализ системы мотивации и стимулирование труда работников ТОО «МСБ Консалтинг»;
- изучить действие мотивационного и стимулирующего механизма в процессе управления персоналом в ТОО «МСБ Консалтинг»;
- предложить возможное направление работы по повышению мотивации и стимулированию труда работников ТОО «МСБ Консалтинг»;

Содержание работы

Введение 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты анализа систем стимулирования труда на предприятии 6
1.1 Понятие и методология мотивации и стимулирования труда персонала и ее роль в повышении эффективности работы предприятия 6
1.2 Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы 15
1.3 Зарубежный опыт стимулирования и мотивации персонала 26

ГЛАВА 2. Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия ТОО «МСБ Консалтинг» 34
2.1 Организация деятельности и системы управления предприятия 34
2.2 Анализ производительности труда и эффективности использования персонала предприятия ТОО «МСБ Консалтинг» 38
2.3 Анализ эффективности системы мотивации в ТОО «МСБ Консалтинг» 46

ГЛАВА 3. Совершенствования системы мотивации персонала в ТОО «МСБ Консалтинг» 56
3.1 Необходимость совершенствования персонала 56
3.2 Применениние зарубежного опыта стимулирования персонала………62
3.3 Внедрение систем мотивации в ТОО «МСБ Консалтинг» с учетом мирового экономического кризиса 69

Заключение 79

Список использованной литературы 84

Приложения 86

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ПЕРЕДЕЛАННЫЙ.docx

— 354.99 Кб (Скачать файл)

 

Основные параметры работы

Основные психологические состояния

Мотивация работника и результаты

-разнообразие умений и навыков

-целенаправленность, целостность  работы

-важность работы

-автономия

-ощущение важности работы

-ощущение ответственности  за результаты

-гордость за успешное  завершение работы

-усилившаяся потребность  персонала а проф. росте

-высокая внутренняя рабочая мотивация

-высокое качество

-высокое удовлетворение  от работы

-малое количество прогулов


 

Существует так же оптимальный  уровень разнообразия. Он индивидуален для каждого работника. Так одинаковая работа одним может рассматриваться  как скучная, а для другого  кажется, что она имеет неустойчивый и прерывистый характер, в связи с чем невозможно установить какой-то определенный режим ее выполнения.

Не все способы экономического поощрения могут оказать мотивационное  воздействие на сотрудников, однако существует несколько положений  о премиях, которые не затрагивают  специфику фирмы и являются универсальными.

Как уже отмечалось, способы  экономического стимулирования должны зависеть не только от специфики предприятия  в целом, но и варьироваться в  зависимости от специализации работников: Таблица 9.

 

Таблица 9 Способы экономического стимулирования различных групп персонала в ТОО «МСБ Консалтинг»

 

Персонал

Вознаграждения

Торговая группа

  • Индивидуальные комиссионные с объемов продаж
  • Индивидуальная премия за вклад в общую прибыль
  • Групповые комиссионные с увеличения объемов продаж за прошлый год
  • Групповая система долевого участия в прибыли
  • Продвижение на более престижные должности с более высокой зарплатой

Производственные рабочие

  • Групповая сдельная система
  • Премия за досрочное завершение работы
  • Премия за сверхурочную работу
  • Общая схема долевого участия в прибыли

Секретарь

  • Вознаграждение за сверхурочную работу
  • Общая схема долевого участия в прибыли
  • Повышение до управляющего офисом

                                                                             Управляющий производством

  • Вознаграждение за сверхурочную работу
  • Часть групповой производственной премии
  • Общая схема долевого участия в прибыли
  • Предложение о долевом участии в бизнесе

 

Приведенный список не является исчерпывающим (такой список по отмеченным выше причинам составить практически  невозможно). Однако он демонстрирует  принципиальную разницу подхода  к разработке систем экономического стимулирования по группам персонала. Из него видно, что, например, система  вознаграждения за сверхурочную работу обладает значительно большей универсальностью, чем схема долевого участия в бизнесе.

Одна из главных задач  для ТОО «МСБ Консалтинг» – поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Существует несколько этапов мотивации труда работников.

На первом этапе вычисляется  размер премии на отдел, как процент  от выручки предприятия за месяц, помноженный на количество сотрудников  отдела и на коэффициент, учитывающий  соотношение времени.

Затем все сотрудники оценивают  друг друга по ряду критериев, отражающих эффективность и качество работы, а также отношение к ней. Оценка проводится анонимно. В оценке участвует  руководитель отдела, который премируется  по другой схеме.

На третьем этапе полученные оценки сводятся, и для каждого  сотрудника вычислялся средний оценочный  балл. Этот балл умножается на коэффициент, отражающий соотношение фактически отработанного сотрудником времени (рабочих часов) и времени, которое  этот сотрудник теоретически должен был отработать в этом месяце.

Сумма набранных сотрудниками приведенных баллов принимается  за 100%. Индивидуальные приведенные  баллы переводятся в проценты, на основании которых премия, выделенная на отдел, распределяется между сотрудниками.

В целях повышения объективности, к оценке можно также привлекать сотрудников смежных подразделений, однако такой алгоритм больше подходит для распределения квартальной  премии, поскольку является более  трудоемким.

Возможные варианты критериев  оценки: качество работ, отсутствие ошибок, ответственность, соблюдение сроков, работа в команде, взаимопомощь, инициативность.

Базой для определения  размеров вознаграждения является рыночный уровень оплаты труда соответствующих  категорий персонала. Он может быть определен несколькими способами:

- Звонки по объявлениям  конкурентов о вакансиях. Преимущество  метода – низкая стоимость.  Недостатки – часто завышенные  суммы оплаты (для привлечения  на собеседование), неточная (вилка  «от и до») или полностью  отсутствующая информация («Обсудим  на собеседовании»).

- Участие в собеседованиях  привлеченного специалиста. Так  как особо высокая квалификация  для проведения такого исследования  не требуется, стоимость относительно  первого метода возрастает незначительно.  Однако точность получаемой информации  существенно выше.

- Привлечение специализированной организации. Существенно дороже первых двух методов. Но позволяет получить точный количественный результат без отвлечения собственного персонала.

Полученный уровень оплаты является точкой отсчета для определения  размеров вознаграждения. Мы можем  исходить из суммы равной, несколько  большей или несколько меньшей  полученной цифры. Выбирая сумму  меньшую или равную рыночному  уровню оплаты труда, мы должны будем  прилагать специальные усилия для  привлечения и удержания персонала. Инструменты такого удержания –  факторы, которые Ф. Герцберг относил к «факторам гигиены»[29]:

-внутреннее положение и руководство компании. Безопасность. Компании прочно стоящие на ногах, обеспечивающие сотрудникам уверенность в завтрашнем дне могут платить меньше за схожую работу, оставаясь при этом привлекательными.

-отношения с начальником. Отношения с коллегами. Мы выбираем не только фирму, но и коллектив, с которым нам предстоит работать.

-условия работы. Работать в грязи и на морозе люди согласятся за большие деньги, нежели в хорошо оборудованном торговом зале.

-престиж. Это еще один косвенный эффект, получаемый предприятием от формирования и раскрутки бренда: он работает не только на привлечение клиентов, но и на привлечение персонала.

Кроме этого можно использовать различные дополнительные стимулы:

-организация питания за счет компании;

-обеспечение работников  едиными проездными;

-предоставление формы,  спецодежды на рабочих местах;

-организация качественного  медицинского обслуживания;

-корпоративные праздники;

      -безвозмездная материальная помощь в особых случаях (свадьба, рождение детей, смерть близких);

-внешнее обучение за  счет компании;

      -помощь в устройстве детей сотрудников в лагеря отдыха, хорошие учебные заведения.

Определив базовый уровень  оплаты и систему дополнительных стимулов можно приступить к делению  этой суммы. Как правило, некоторая  ее часть (около 30%) выплачивается в  виде оклада. Наличие оклада работает на укрепление уверенности в завтрашнем дне и создание социальных гарантий. Остальная сумма (70% вознаграждения) распределяется между дополнительными  выплатами. Слишком сложные системы  оплаты (состоящие более чем из четырех элементов) работают значительно  хуже более простых. При усложнении системы работник не в состоянии  определить, какие его действия приводят к увеличению вознаграждения. Таким  образом, эффективность системы  оплаты труда снижается.

Величина процента от выручки  или бонусов рассчитываются исходя из средних результатов предприятия. Таким образом, чтобы средние  усилия приводили к среднему по рынку  размеру оплаты. Рассмотрим условный пример. Средний по рынку размер заработной платы - 100000 тенге. Оклад (30%) – 30000 тенге. Если остальная часть начисляется как процент от выручки предприятия, то рассчитываем его следующим образом: средняя выручка предприятия за год составляет 1000000 тенге в месяц. Процент от выручки будет равен 7% (1000000 х 7% = 70000 тенге + 30000 тенге оклад = 100000 тенге). При использовании более чем двух составляющих каждая из них рассчитывается отдельно по тем же принципам [30].

Стоит заметить, что система оплаты труда может более или менее  эффективной в зависимости от практики ее применения. Профессиональный энтузиазм сотрудников будет  зависеть от уверенности работника  в том, что его активность приведет к запланированному рабочему результату, степени уверенности, что достигнутые  им успехи будут оценены и вознаграждены  руководством, ценности в глазах работника  самого ожидаемого поощрения.

Следует также учесть, что:

-размер переменной части оплаты труда должен составлять не менее 30% общей суммы;

-ближайшее социальное окружение  может блокировать активность  своих членов;

-недостаточные физические или интеллектуальные возможности человека, тяготение части сотрудников к социальным и психологическим контактам, низкий уровень притязаний (потребностей) отдельных работников из-за их неразвитости, способны свести на нет все ваши усилия.

Кроме того, в сегодняшних  условиях развитии рынка, персонал не может назвать себя удовлетворенным, просто получая зарплату. Может быть, у людей и нет таких возможностей в поиске работы как несколько  лет назад, но это не означает, что  организация получает от них все, или что они не уйдут, как только появиться благоприятная возможность.

Людям нравится работа, где  они чувствуют, что их уважают  за вносимый вклад, имеют возможность  роста внутри компании и участвуют  в принятии решений.

Прилагая специальные  усилия для того, чтобы у подчиненных  было больше возможностей почувствовать  личный успех, поручая им ответственную  работу, внося в повседневные обязанности  больше разнообразия, стимулируя их рост и развитие, обеспечивая признание  их достижений, руководство предприятий  тем самым способствует повышению  их личной мотивации.

К факторам нематериальной мотивации  сотрудников ТОО «МСБ Консалтинг» можно отнести следующие: устные или письменные поощрения сотрудников, присвоение "внутренних" категорий специалистам. К методам нематериальной мотивации относятся также поощрительные подарки (ежедневники, ручки, папки), "обратная связь" с руководством (совместное обсуждение стратегических и тактических задач), совместный отдых сотрудников, посвященный праздничным датам, обучение персонала.

Понятие "обратной связи", которое  подразумевает общие собрания сотрудников  ТОО «МСБ Консалтинг» (заранее запланированные по итогам работы), открытые анкетирования по проблемам руководства, участие специалистов, занимающих ключевые позиции, в планировании деятельности компании, способствует установлению атмосферы доверительных отношений между сотрудниками и руководством. Руководителю намного проще работать, если сотрудники его уважают, понимают и доверяют ему.

Обучение персонала предприятия, помимо того, что является хорошим  методом нематериальной мотивации  сотрудников, несет в себе еще  две достаточно важные функции. Обучение персонала позволяет совершенствовать профессионализм сотрудников, что  способствует увеличению "отдачи" каждого работающего специалиста  для руководителя. Обучение сотрудников  компании - это обязательный элемент  создания корпоративной культуры. Современные  методы обучения персонала (бизнес-тренинги, тренинг-семинары, workshop) позволяют проводить краткосрочные (2-3 дня) активные обучающие программы, которые нацелены на создание и развитие команды, усвоение корпоративных целей и философии компании, сплочение и единство сотрудников компании. В зависимости от целей, которые преследует предприятие: увеличения объема продаж, либо продвижение отдельных видов продукции, либо снижения текучести кадров, повышения профессионального уровня сотрудников, руководство фирмы выбирает различные виды оплаты. Наличие оклада работает на укрепление уверенности в завтрашнем дне и создание социальных гарантий, но присутствует и минус в таком виде оплаты – она не зависит от результатов. Размер переменной части оплаты труда должен составлять не менее 30% от общей суммы, поскольку именно посредством переменной части оплаты руководство может стимулировать работников торговли к увеличению показателей товарооборота и качества обслуживания клиентов. Наличие только лишь фиксированного процента от объема реализации способствует достижению поставленных целей, но развивает безразличие к другим аспектам реализации.

Политика руководства  предприятия предусматривает материальные наказания сотрудников в случае невыполнения плана работ (например, снижение месячного оклада специалиста  по заранее оговоренным нормам или  штрафные санкции). Все условия политики оплаты труда сотрудников предприятия  в обязательном порядке оговариваются  в трудовом соглашении и закрепляются в письменной форме в должностных инструкциях [31].

Для повышения мотивации  персонала, как и любого другого, недостаточно только наличие материальных стимулов, необходимы еще и нематериальные. В принципе они аналогичны тем, которые  применяются на других предприятиях. Здесь можно выделить введение разнообразных  норм сбыта, участие персонала в  разработке плановых показателей, установлении норм, похвала, изменение названия должности: старший работник сбыта, старший  по направлению, участие в подготовке пособия по сбыту и др.

В ТОО «МСБ Консалтинг» успешно используются одновременно несколько видов мотивации работников. К ним относится как материальные, так и нематериальные мотивации. Таким образом, в данной главе была дана характеристика предприятия, проведен анализ финансового состояния, изучен количественный и качественный состав персонала и выявлены основные способы стимулирования работников в ТОО «МСБ Консалтинг».

Информация о работе Стимулирование и мотивация труда на предприятии