Стратегический маркетинг в деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:33, дипломная работа

Описание работы

Основная цель дипломной работы – понять сущность организации стратегического менеджмента на предприятии.
Задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели:
раскрыть теоретико-методологические основы стратегического маркетинга на предприятии;
рассмотреть основные процессы стратегического управления;
изучить организацию стратегического менеджмента на примере конкретного предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА 7
1.1 Сущность стратегического маркетинга 7
1.2 Содержание стратегической маркетинговой деятельности 10
1.3 Критерии классификации, генезис и виды стратегий 15
1.4 Последовательность этапов формирования стратегии 24
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО ТВКЗ «KVINT» 27
2.1 Технико-экономическая характеристика ЗАО ТВКЗ «KVINT» 27
2.2 Формирование стратегии ЗАО ТВКЗ «KVINT» 35
2.3 Стратегическое управление как фактор эффективной деятельности ЗАО ТВКЗ «KVINT» 41
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 50
3.1 Мировая практика стратегического управления 50
3.2 Мероприятия по совершенствованию стратегического планирования в ЗАО ТВКЗ «KVINT» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Файлы: 1 файл

Дип Чернаков ПГУ11.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. Повседневный, последовательный, глубокий контроль за работой каждого сотрудника предприятия и всей "команды" в целом является важным элементом стратегического менеджмента. Без налаживания подобного контроля невозможно добиться слаженных действий коллектива в реализации миссии фирмы, и перспективной программы, организации четкого взаимодействия всех работников. Организация контроля на предприятиях, которая сложилась на сегодня, уже не может удовлетворять менеджеров, не соответствует изменяющимся условиям, не приносит необходимых результатов. Контроль за работой персонала на практике сводится, как правило, к проверке выполнения сотрудниками их обязанностей, а также заданий руководства. Подобная практика устарела. Современные менеджеры должны стремиться прежде всего помочь сотрудникам улучшить их работу, полнее проявить на деле их потенциал, добиться более эффективного, более творческого подхода к делу, что и определяет актуальность выбранной темы дипломной работы.  

Основная цель дипломной работы – понять сущность организации стратегического менеджмента на предприятии.

Задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели:

  • раскрыть теоретико-методологические основы стратегического маркетинга на предприятии;
  • рассмотреть основные процессы стратегического управления;
  • изучить организацию стратегического  менеджмента на примере конкретного предприятия;
  • предложить мероприятия по совершенствованию стратегического управления на предприятии. 

Предметом является непосредственно сам стратегический менеджмент – как наука, а также особенности его развития и формирования.

Объектом  исследования выступает закрытое акционерное общество ТВКЗ «KVINT».

Подобный контроль позволяет  систематически  уточнять, корректировать и совершенствовать функции, должностные  обязанности каждого работника. Контроль, в результате которого не наказывают, а советуют, всегда встречается с пониманием. При этом человека не унижают, а помогают ему возвыситься, в том числе и в собственных глазах. Если работник и подвергается критике, то на справедливых основаниях, хорошо понятных виновному, и при совместном с руководителем устранении недочетов. Особенно эффективно, если контролирующий не прямо высказывает свое мнение о просчетах в работе, а подводит к этому самого виноватого сотрудника. В этом случае упущения устраняются быстрее и, значит, такой контроль выступает важным фактором развития.

Теоретико-методологической основой работы являются основные положения и выводы, сформулированные в научных фундаментальных работах отечественных и зарубежных экономистов такие как: М.И.Баканов, С.Б.Барнгольц, А.А. Алабугин, Л.Е. Басовкий, В.И. Шкатулла, Глухов В.В и многие другие. В них рассматривались следующие понятия, используемые в курсовой работе: менеджмент; управление на предприятии; стратегический менеджмент.

Информативной основой исследования являются работы российских специалистов в области менеджмента и управления; материалы научных конференций; периодической печати.

В ходе исследования использовались общенаучные методы, методы сравнений, группировок, наблюдение, обследование, комплексной оценки, аналитические  процедуры и др.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав основного текста, выводов и предложений, списка литературы.

Первая глава посвящена  теоретическим основам  стратегического  маркетинга  в деятельности предприятия. В ней маркетинг рассмотрен как функция менеджмента. Во второй главе дана характеристика ЗАО  ТВКЗ «KVINT» как объекта исследования: организационно-правовая форма и организационная структура предприятия, характеристика производственного процесса, анализ финансово-экономической деятельности.

В третьей главе предложены некоторые мероприятия по совершенствованию стратегического менеджмента на ЗАО ТВКЗ «KVINT».

В заключение работы подведены основные итоги и сделаны выводы о состоянии системы стратегического управления, а также даны предложения по ее совершенствованию в ЗАО ТВКЗ «KVINT». Эти мероприятия помогут предприятию повысить свою конкурентоспособность.

Практическая  значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы для совершенствования стратегического управления конкретного предприятия.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА

1.1 Сущность  стратегического маркетинга

Этап становления стратегического  маркетинга, ознаменовался приобретением  им ряда  особых черт. Это ориентация на долгосрочную перспективу. Это постоянный систематический анализ потребностей рынка, как стержневая функция, выводящая на разработку эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих свойствами, отличающими их от товаров-конкурентов и таким образом создающими изготовителю устойчивое конкурентное преимущество. По этому стратегический маркетинг базируется  на результатах анализа и прогноза существенных условий окружающей среды, а также, сильных  и слабых сторон собственной деятельности. Он сохраняет и развивает достигнутые успехи, ищет новые возможности, том числе прорывного характера, создает и обеспечивает перспективы предприятия [12, с.54].

Новые, современные черты  стратегического маркетинга – это  его глобализм, активность, инновационности, интегрированности, предпочтение структурных исследований рынка, активное использование связей с общественностью, целевая ориентация маркетинга на сбалансированность, гармонизацию интересов фирмы, потребителей и общества в целом, партнерства всех участников отношений рыночного обмена и не коммерческого распределения общественных благ.

Принцип глоболизма – возник как реакция на растущую взаимозависимость национальных рынков, на усиление однородности потребностей под воздействием успехов технологий коммуникации и транспорта, на развитие международной стандартизации, на тенденции объединения стран, заключение межгосударственных соглашений и развития международной конкуренции. Активность – современного стратегического маркетинга, вызвана к жизни растущим м насыщением рынка, увеличением скорости технологического процесса, последовательным устранением барьеров для международной торговли.

Интегрированности – новый шаг в развитии подхода, начатого маркетингом-микс. Действием в рамках операционального маркетинга осуществляются в тесной увязке со структурой и направленностью стратегического плана. Товарная политика, ценообразование, продвижения и сбыт осуществляются на основании стратегического выбора товарных рынков, долгосрочного прогноза состояния и динамики спроса и предложения на выбранных целевых рынках. Взаимоувязка стратегического и операционального маркетинга позволяет оптимизировать цели по завоеванию доли рынка и необходимый для их достижения маркетинговый бюджет.

Инновационность – маркетинга выражается в постоянном поиске и инициировании постоянных изменений потребностей, в обновлении ассортимента, придании товарам новых черт и достижении новых уровней удовлетворения потребностей, в использовании новых форм коммуникаций, новых способов продаж и доставки. Такой поиск поощряется фактом, что все большее количество потребителей в мире исповедуют приоритеты качества товаров и услуг, удобства их приобретения и потребления над ценовыми параметрами.

Предпочтение  структурных исследований рынка – еще один принцип современного стратегического маркетинга, утверждающий их преимущество над эпизодическими исследованиями. Проводящимися для решения отдельных частных проблем.

Активное использование  связей с общественностью – акцент на коммуникационные функции отражает растущую социальную направленность маркетинга, распространение практики его осуществления на некоммерческие, бюджетные сферы деятельности, зависимость результатов маркетинговой работы от отношения к ней со стороны общества и его групп. Важнейшим в этой связи выступает требование к социальной этичности, экологичности и вместе с тем эффективной исполненности маркетинга, включая заботу о широком внешнем социально-экономическом эффекте – так называемом экстерналитисе.

Целевая ориентация маркетинга на сбалансированность, гармонизацию интересов фирмы, потребителей и общества – это квитенссенция перечисленных черт, особенностей современного стратегического маркетинга отношений. В нем воплощаются философские принципы, определяющие отношение фирмы:

  • К себе (мы хотим существовать очень долго);
  • К клиентам (стремимся поддерживать обоюдное доверие);
  • К своим сотрудникам (диалог по вопросам оптимизации хозяйствования);
  • С капиталодателями, заемщиками (например, предоставления надежного процента с капитала, несколько выше банковского);
  • С поставщиками (как и с клиентами);
  • С конкурентами (варианты: честная конкуренция, согласованность действий, обособленность на внешнем рынке при согласованности на внутреннем и т. д.);
  • Отношения с общественностью (спонсирование крупных мероприятий, организация фондов поддержки экологии и др.);
  • С социальной окружающей средой (использование чистых, этичных технологий).

Партнерство – всех участников рыночного обмена, как и не коммерческого распределения общественных благ, базируется на принципах "открытых систем".

1.2 Содержание  стратегической маркетинговой деятельности

 

Основными содержательными  этапами  стратегической маркетинговой  деятельности являются проведение SWOT – анализа, обретение определенного видения картины рыночного мира и фирмы в этом мире, а так же стратегическое целепологание.

Первым этапом стратегической маркетинговой деятельности является SWOT-анализ ситуации на рынке и самой фирмы. Английская аббревиатура означает комплекс – "сильные стороны – слабости – возможности – угрозы". Основные компоненты такого анализа представлены на рис. 1.1.

 

 

Рис. 1.1 Основные компоненты SWOT -анализа

 

Так, анализ сильных и  слабых сторон фирмы, ее потенциала в  сравнении с конкурентами может  быть проведен по следующим основным аспектам [8, с.32]:

  • Менеджмент предприятия: культура и философия, цели и стратегии, система мотивации сотрудников;
  • Маркетинг: фазы жизненного цикла товаров, ценовая политика, коммуникация и сбыт;
  • Научные исследования и развитие: интенсивность и результаты, ноу-хау, использование новых информационных технологий;
  • Кадры: возрастная структура, уровень образования, квалификация и мотивация менеджмента;
  • Производство: оборудование, гибкость, качество производственного планирования и управления;
  • Финансы: доля собственного капитала, финансовый баланс, возможности получения кредитов.

Анализ потенциальных  возможностей и угроз проводиться  чаще всего как сопоставительный анализ определенных целевых рынков по следующим аспектам:

а) количественные данные:

  • потенциал рынка;
  • реальный объем рынка;
  • уровень насыщения рынка;
  • темпы роста рынка;
  • распределение рынка между производителями (конкурентами);
  • стабильность потребности;
  • динамика цен;
  • развитие коммуникаций и сбыта;

б) качественные данные:

  • структура потребностей клиентов;
  • мотивы покупок;
  • особенности предпочитаемых форм процесса приобретения;
  • способы получения информации потребителями;
  • распределение сил между субъектами рынка разных категорий (производителями, посредниками и потребителями).

В стратегическом маркетинге реализуется последовательное движение вперед от анализа ситуации, через прогнозы ее развития к разработке сценариев. На этой основе фирма приходит к новому видению будущего мира, формируя стратегические цели и саму стратегию.

Видение будущей картины  окружающего рыночного мира с собственным участием фирмы ориентирует ее стратегическую деятельность на достижение новой позиции в координатах привлекательности сегментов рынка и позитивных сдвигов по отношению к конкурентам (рис. 1.2.). При этом более действенным стратегическими преимуществами являются:

  • особые свойства продукции, за которые покупатели готовы платить;
  • более низкие издержки, позволяющие снизить цену.

Рис. 1.2 Компоненты и факторы  стратегического маркетинга

 

Индикаторами привлекательности  сегментов рынка, как правило выступают: доступность и платежеспособность рынка, темп его роста, острота конкуренции, концентрация клиентов, потенциал валовой прибыли.

Индикаторами преимущества положения товара фирмы среди  конкурентов является: относительная  доля рынка, издержки, отличительные свойства, степень освоенности технологии изготовления, метод продажи, известность. В маркетинге принято рассматривать те, или иные стратегии прежде всего в координатах "продукт-рынок" с вариациями от старого до нового продукта и рынка (табл. 1.1.)

Информация о работе Стратегический маркетинг в деятельности