Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:33, дипломная работа
Основная цель дипломной работы – понять сущность организации стратегического менеджмента на предприятии.
Задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели:
раскрыть теоретико-методологические основы стратегического маркетинга на предприятии;
рассмотреть основные процессы стратегического управления;
изучить организацию стратегического менеджмента на примере конкретного предприятия;
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА 7
1.1 Сущность стратегического маркетинга 7
1.2 Содержание стратегической маркетинговой деятельности 10
1.3 Критерии классификации, генезис и виды стратегий 15
1.4 Последовательность этапов формирования стратегии 24
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО ТВКЗ «KVINT» 27
2.1 Технико-экономическая характеристика ЗАО ТВКЗ «KVINT» 27
2.2 Формирование стратегии ЗАО ТВКЗ «KVINT» 35
2.3 Стратегическое управление как фактор эффективной деятельности ЗАО ТВКЗ «KVINT» 41
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 50
3.1 Мировая практика стратегического управления 50
3.2 Мероприятия по совершенствованию стратегического планирования в ЗАО ТВКЗ «KVINT» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ЗАО ТВКЗ «KVINT» было зарегистрировано
3 июля 2001 года в Регистрационной
Палате Приднестровской Молдавской
Республики, свидетельство о
Юридический адрес: Приднестровская Молдавская Республика, город Тирасполь, МD -3300 г.Тирасполь, ул.Ленина, 38.
Вид деятельности винодельческая промышленность
Форма собственности: ЗАО
Фискальный код: №0200007922
Уставный капитал предприятия составляет 90008000 руб. ПМР.
Основная территория ЗАО ТВКЗ «KVINT» расположена в центральной части г.Тирасполь. Территориально отдалены от основной территории посудо-тарный цех, тарно-транспортный участок, второе и третье производство, Дойбанский цех. Общая площадь, занимаемая предприятием, составляет 538,6 га. К предприятию подведены подъездные пути с твердым покрытием и железнодорожная ветка, которая, в связи с объявлением Республикой Молдова экономической блокады, не эксплуатируется с августа 2004 года. Имеются погрузочно-разгрузочные рампы и прирельсовый склад.
Расстояние до железнодорожного узла г.Тирасполь - 1 км.
Расстояние до аэропорта г.Кишинев - 78 км.
Расстояние до морского порта г.Одесса - 100 км.
Имеются все виды междугородней и международной связи.
Генеральный директор - Баев О.М.
Главный бухгалтер - Дмитриев В.А.
ЗАО ТВКЗ «KVINT» является крупнейшим предприятием Приднестровской Молдавской Республики по выпуску алкогольной продукции. Деятельность предприятия включает в себя сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность.
Предприятие
в установленном
Производственная мощность предприятия составляет 1320 тыс. дал. алкогольной продукции в год, в сопоставлении с тем, что проектная мощность выпуска коньяка составляет 410 тыс. дал., вина – 635 тыс. дал., водки и крепких напитков – 276 тыс. дал..
Организационная структура ЗАО ТВКЗ «KVINT», Представленная на рис. 2.1 представляет собой организованную вертикально-зависимую связь структурных подразделений, в которой руководитель может управлять производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, как лично, так и через своих непосредственных заместителей. В структуре предприятия существует определенная организационная схема, в которой деятельность каждого структурного отдела контролируется конкретным ответственным лицом, который непосредственно подчиняется руководителю предприятия или его заместителям.
Для обеспечения производственной деятельности завода, а также в связи с отсутствием на территории Приднестровской Молдавской Республики производителей сырья и комплектующих, ЗАО ТВКЗ «KVINT» ведет внешнеэкономическую деятельность по импорту со странами СНГ и дальнего зарубежья.
ЗАО ТВКЗ «KVINT» производит отгрузку алкогольной продукции на внешние и внутренний рынки.
На внешние рынки отгружается более 60% от общего количества производимой продукции. Основными внешними рынками сбыта алкогольной продукции являются страны СНГ: Россия, Украина, Молдова, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан; страны Балтии; страны дальнего зарубежья: США, Германия, Израиль, Вьетнам.
Реализация продукции на внутреннем рынке составляет около 30% и осуществляется через ЗАО «КВИНТ-МАРКЕТ», располагающее сетью фирменных магазинов, а также оптовым покупателям, имеющим лицензию на реализацию алкогольной продукции.
Однако внешнеэкономическая
В разрез с существующим соглашением со странами СНГ, Республикой Молдова необоснованно ежегодно вводятся новые требования, приостанавливающие производственную деятельность предприятий Приднестровской Молдавской Республики.
Например, при введении экономической блокады Республикой Молдова с 1 августа 2004 года и отказе в выдаче сертификата происхождения СТ-1, динамика отгрузки на внешние рынки в 2005 году характеризуется падением объемов и неустойчивостью рынков сбыта.
Рис. 2.2 Динамика отгрузки на внешние рынки
Как можно увидеть из представленной выше диаграммы, рис. 2.2, на Украинский рынок из-за непризнания Украиной сертификата происхождения СТ-1, выдаваемого торгово-промышленной палатой ПМР, отгрузка вообще не производилась и рынок потерян. Снижены объемы отгрузок на следующие рынки: белорусский - на 56%, казахский - на 50%, кыргызский - на 47%, российский - на 22,3%, молдавский - 20,3% или в общем объеме на 112 000 дал.
Оригинальное содержание и современный, привлекательный дизайн обеспечивают на международных рынках неизменный успех каждой из более чем 50 марок ликероводочных изделий и вин, пятнадцати наименований коньяков с выдержкой от 3 до 50 лет. Ежегодно расширяется собственная сырьевая база завода. В период с 1995 по 2011 г. коллективом предприятия посажено свыше 1000 гектаров виноградников и эта цифра ежегодно увеличивается.
Вдохновенный труд Тираспольских виноделов по заслугам оценен на различных международных конкурсах и выставках. За более чем вековую историю предприятия его продукция получила множество наград, среди которых: 3 Супер Гран-При, 15 Гран-При, 1 золотой диплом, 111 золотых, 40 серебряных и 9 бронзовых медалей.
Далее в табл. 2.1 представим основные показатели деятельности ЗАО ТВКЗ «KVINT».
Таблица 2.1
Основные показатели деятельности ЗАО ТВКЗ «KVINT»
Показатель |
2007 год |
2008 год |
2008 год к 2007 |
2009 год |
2009год к 2008году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Валовая продукция (годовая производственная программа), тыс. руб. |
38025.00 |
42277.00 |
111.18 |
51604.00 |
122.10 |
2. Среднегодовая численность работников, чел., |
145 |
145 |
100 |
139 |
96 |
в т.ч. |
|||||
- производственных рабочих, чел. |
102 |
102 |
100 |
102 |
100 |
3. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
8733.00 |
11510.00 |
131.80 |
14170.00 |
123.10 |
в т.ч. |
|||||
- производственные основные средства, тыс. руб. |
5886.00 |
9477.00 |
161.00 |
12157.00 |
128.30 |
- непроизводственные основные средства, тыс. руб. |
2847.00 |
2033.00 |
71.40 |
1450.00 |
1.30 |
4. Среднегодовая производственная площадь, кв. м |
935 |
935 |
100 |
935 |
100 |
5. Затраты на 1 руб. |
|||||
валовой продукции, коп. |
0.95 |
0.93 |
97.89 |
0.88 |
94.62 |
6. Использование площади (стоимость валовой продукции в расчете на 1 кв. м производственной площади), тыс. руб./кв. м |
40.67 |
45.22 |
111.19 |
55.19 |
122.05 |
окончание табл. 2.1 | |||||
7. Фондоотдача (стоимость
валовой продукции в расчете
на 1 руб. стоимости основных |
4.35 |
3.67 |
84.37 |
3.64 |
99.18 |
8. Производительность
труда (стоимость валовой |
262.24 |
291.57 |
111.18 |
371.25 |
127.33 |
9. Годовая прибыль, тыс. руб. |
1936.00 |
2766.00 |
142.87 |
6334.00 |
228.99 |
10. Уровень рентабельности, % |
5.36 |
7.00 |
130.60 |
13.99 |
199.86 |
Существуют проблемы объективного и субъективного характера, которые препятствуют устойчивому развитию винодельческих предприятий. Непредсказуемость погодно-климатических условий, значительные объемы торговли самодельным вином на теневом рынке, несовершенная система контроля качества усложняют деятельность многих предприятий данной отрасли.
Сформулируем несколько основных принципов разработки успешной стратегии устойчивого развития ЗАО ТВКЗ «KVINT». К ним относятся:
1. Ориентация на долгосрочный успех. Предприятие имеет все шансы стать лидером в своей отрасли, если последовательно и методично укрепляет свои конкурентные преимущества. Здесь важную роль играет постановка реальных, выполнимых задач и разработка так называемого «дерева целей». Краткосрочные цели направлены на достижение результатов и улучшений в текущем периоде. Долгосрочные цели заставляют задуматься о том, какие меры необходимо принять в данный момент, чтобы достичь хороших результатов в будущем. При выборе между достижением краткосрочных и долгосрочных целей приоритет лучше отдавать последним.
2. Отсутствие противоречий
при формировании стратегии.
В ситуации, когда предприятие стоит перед выбором из двух противоречивых стратегий развития, следует внимательнее изучить текущую ситуацию. Для ЗАО ТВКЗ «KVINT», устойчивость которого вызывает опасения, будет разумно выбрать стратегию минимизации издержек. Предприятие, у которого нет необходимости экономить, должно воспользоваться благоприятной ситуацией для того, чтобы развиваться дальше.
3. Создание устойчивого
конкурентного преимущества. Предприятие,
которое имеет одно или
4. Охват различных рыночных
Наиболее активные предприятия
при внезапном изменении
5. Изучение и оценка действий конкурентов. На любом рынке всегда существует конкурентная борьба той или иной силы, а условия конкуренции меняются в зависимости от действий предприятий в борьбе за долю рынка и потребителей. Можно выделить ряд факторов, которые усиливают интенсивность конкурентной борьбы на ЗАО ТВКЗ «KVINT». Среди них – изменение количества участников рынка, уменьшение спроса на продукцию, снижение цен. Агрессивные действия одного или нескольких конкурентов сразу же приводят к переделу сил и вынуждают других участников пересматривать свои планы. Поэтому необходимо следить за тем, как себя ведут основные конкуренты, по возможности перехватывая инициативу.