Стратегический маркетинг в деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:33, дипломная работа

Описание работы

Основная цель дипломной работы – понять сущность организации стратегического менеджмента на предприятии.
Задачи, которые предстоит решить для достижения поставленной цели:
раскрыть теоретико-методологические основы стратегического маркетинга на предприятии;
рассмотреть основные процессы стратегического управления;
изучить организацию стратегического менеджмента на примере конкретного предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА 7
1.1 Сущность стратегического маркетинга 7
1.2 Содержание стратегической маркетинговой деятельности 10
1.3 Критерии классификации, генезис и виды стратегий 15
1.4 Последовательность этапов формирования стратегии 24
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО ТВКЗ «KVINT» 27
2.1 Технико-экономическая характеристика ЗАО ТВКЗ «KVINT» 27
2.2 Формирование стратегии ЗАО ТВКЗ «KVINT» 35
2.3 Стратегическое управление как фактор эффективной деятельности ЗАО ТВКЗ «KVINT» 41
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 50
3.1 Мировая практика стратегического управления 50
3.2 Мероприятия по совершенствованию стратегического планирования в ЗАО ТВКЗ «KVINT» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Файлы: 1 файл

Дип Чернаков ПГУ11.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

Стратегический план так же заключается в сокращении издержек на производство и полностью был реализован к началу 2011 г. В 2010 г. в эксплуатацию была введена собственная котельная, работающая на газе. Экономия через год составила почти 1 млн. руб. Так же был сокращены секретари у начальников отделов, экономия так же составила примерно 300 тыс. руб. за год. В стратегический план так же входил новый план деятельности предприятия в целях сокращения налогообложения. Была проведена реструктуризация, на базе ЗАО ТВКЗ «KVINT» созданы две организации, то есть на данный момент фактически предприятие выпускает продукцию для новых организаций, и продает ее по тарифам. Эти меры позволили сократить до минимального уровня налоговые отчисления.

Одной из основных целей  стратегического планирования является то, что предприятие вкладывает свои средства в строительство собственной сырьевой базы. Организовать систему стратегического планирования на ЗАО ТВКЗ «KVINT» просто необходимо. Конечно, политика собственников проводится с учетом долгосрочных перспектив развития. Однако для действительно эффективной работы предприятия не хватает четкого руководства и стратегического планирования. Поэтому, на данный момент нельзя сказать, что предприятие работает как единый, целостный механизм.

Можно привести несколько  примеров из деятельности ЗАО ТВКЗ «KVINT» за 2010 г., которые являются подтверждением того, что необходимо ввести систему планирования. На уровне оперативного планирования: несколько раз в 2010 г. был остановлен процесс производства крепленых вин по причине нехватки сопутствующего сырья. Остановлен процесс производства коньяка «Белый аист», потому что закончилась упаковочная пленка, поэтому произвели из сырья высшего качества большое количество винограда, на производство которого обычно идет самое низкокачественное сырье. Подобные ситуации недопустимы, так как необходимо бороться за каждый рубль прибыли. Но на данном этапе этого не делается. Собственники не могут полностью контролировать всю деятельность предприятия, особенно производственный процесс. Этим должны заниматься менеджеры.

Развитие рыночных отношений  ставит перед ЗАО ТВКЗ «KVINT» множество задач, определяющих принципы формирования его экономики. В этих условиях предприятие само разрабатывает концепцию и стратегию своего развития на базе оценки имеющихся ресурсов и анализа рыночной ситуации, определяя основные этапы развития и темпы обновления, обосновывая область деятельности и формы взаимодействия как с партнерами, так и с конкурентами. На ЗАО ТВКЗ «KVINT» не рассмотрена маршрутизация, которая включает определение оптимального и запасных вариантов загрузки технологических линий и отдельных единиц оборудования, потребностей в сырье, материалах, инструментах, затрат времени по каждому из них.

Предприятие ЗАО ТВКЗ «KVINT» без системы гибкого стратегического планирования не может формировать стратегические методы экономичного достижения поставленных целей при ограниченных ресурсах, решать следующие задачи:

  • выявлять резервы и разрабатывать направления их мобилизации;
  • обосновывать варианты развития производственных звеньев;
  • оперативно обрабатывать материалы как базу контроля и текущего регулирования производства.
  • SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Для успешного осуществления SWOT – анализа необходимо построить  матрицу угроз и матрицу возможностей для ЗАО ТВКЗ «KVINT». Они позволят выделить наиболее значимые возможности и угрозы (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1

Матрица возможностей для ЗАО ТВКЗ «KVINT»

Матрица возможностей

Вероятность использовать возможность

Степень влияния

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

Ж - ускорение темпа роста рынка молочной продукции,

З - выход на новые рынки

В - широкая известность  в регионе

 

Средняя вероятность

И - развитие молочной промышленности

Б - близость к крупнейшим внутренним рынкам,

Д - накопленный научно - инженерный потенциал

 

Низкая вероятность

 

А - развитие промышленности,

Г - стабилизация экономической  ситуации в регионе

 

 

 

По результатам построения матрицы выделим возможности, имеющие  наибольшее значение для ЗАО ТВКЗ «KVINT» и которые обязательно нужно использовать при разработке стратегии:

  • возможность выхода на новые рынки;
  • широкая известность в регионе;
  • ускорение темпов роста рынка сырья.

Угрозы, представляющие наибольшую опасность для ЗАО ТВКЗ «KVINT» и требующие обязательного устранения:

  • усиление давления со стороны конкурентов;
  • высокая концентрация производства и уровень конкуренции;
  • влияние поставщиков и потребителей.

Следующие угрозы также  должны находиться в поле зрения руководства  и как можно быстрее устранены:

  • тенденция к физическому и моральному старению основных средств;
  • низкий платёжеспособный спрос.

Далее для завершения SWOT – анализа построим матрицу SWOT для ЗАО ТВКЗ «KVINT». Здесь необходимо учитывать возможности и угрозы, содержащиеся в макро и микроокружении организации в совокупности с сильными и слабыми сторонами рассматриваемого предприятия.

ЗАО ТВКЗ «KVINT» следует разрабатывать стратегию по использованию следующих сильных сторон:

  • рост относительной доли рынка;
  • высокие темпы роста производства;
  • достаточно высокая производительность оборудования;
  • высокий уровень качества продукции;
  • строгий конкурентный отбор специалистов;
  • сотрудничество с компаниями, владеющими крупными сбытовыми возможностями.

Возможности, которые  появляются во внешней среде:

  • развитие промышленности;
  • близость к крупнейшим внутренним рынкам;
  • широкая известность в регионе;
  • стабилизация экономической ситуации в стране;
  • накопленный научно - инженерный потенциал;
  • ускорение темпа роста рынка молочной продукции;
  • выход на новые рынки.

ЗАО ТВКЗ «KVINT» должна преодолеть слабости за счёт следующих появившихся возможностей:

  • близость к крупнейшим внутренним рынкам;
  • ускорение темпа роста рынка молочной продукции;
  • выход на новые рынки.

Преодолеваемые слабости:

  • неудовлетворительная структура баланса;
  • высокая вероятность банкротства, убыточная деятельность;
  • рост задолженностей (дебиторская и кредиторская);
  • недостаток собственных оборотных средств;
  • устаревшее оборудование.

Нижеперечисленные сильные  стороны ЗАО ТВКЗ «KVINT» могут быть использованы для устранения угроз:

  • рост относительной доли рынка;
  • высокие темпы роста производства;
  • высокий уровень качества продукции;
  • строгий конкурентный отбор специалистов;
  • сотрудничество с компаниями, владеющими крупными сбытовыми возможностями.

Угрозы, которые необходимо устранить:

  • усиление давления со стороны конкурентов;
  • высокая концентрация производства и уровень конкуренции;
  • влияние поставщиков и потребителей;
  • тенденция к физическому и моральному старению основных средств.

Организация должна разработать  стратегию, которая одновременно позволит избавиться от слабостей и предотвратить угрозу.

Таким образом, на основании  данных SWOT – анализа из вышеперечисленных  эталонных стратегий выберем  те, которые обеспечат достижение целей ЗАО ТВКЗ «KVINT».

Для ЗАО ТВКЗ «KVINT» наиболее приемлемыми будут стратегии концентрированного и интегрированного роста. В соответствии с наиболее явными угрозами и возможностями сделаем выбор.

ЗАО ТВКЗ «KVINT» необходимо использовать комбинацию стратегий: стратегию усиления позиций на рынке (используемая возможность - широкая известность в регионе, устраняемая угроза - усиление давления со стороны конкурентов), стратегию развития рынка (используемая возможность - выход на новые рынки, устраняемая угроза - высокая концентрация производства и уровень конкуренции). Также возможно использование стратегии обратной вертикальной интеграции, при помощи которой устанавливается контроль над поставщиками. Но первостепенной стратегией, на реализацию которой необходимо прежде всего направить усилия будет стратегия усиления позиций на рынке, т.к. её успешная реализация позволит сформировать необходимую устойчивую базу для дальнейшего развития предприятия.

Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности  и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Таким образом, для ЗАО ТВКЗ «KVINT» необходима такая стратегия, где будут увеличены внутренние силы и внешние возможности предприятия, и где следует сократить слабые внутренние стороны фирмы и по возможности смягчить негативное влияние внешних угроз.

Для ЗАО ТВКЗ «KVINT» необходимо разработать стратегический план, который будет состоять из комплекса технических, организационных, планово-экономических и социальных мероприятий, направленных на повышение технического уровня производства, увеличение выпуска высококачественной продукции, роста производительности труда, улучшение использования основных фондов, производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, совершенствование внутризаводской системы управления, планирования, экономического стимулирования, улучшение условий труда.

Основными задачами стратегического плана будут являться:

  1. Проектирование, освоение новой и повышение качества изготавливаемой продукции является важнейшим направлением деятельности предприятия, имеющим своей целью обеспечение допустимых темпов научно-технического прогресса и повышение качества выпускаемой продукции.

Мероприятия этого раздела  группируются по следующим направлениям:

  • создание новых видов продукции;
  • модернизация выпуска продукции;
  • повышение качества изготавливаемой продукции;
  • внедрение новых прогрессивных стандартов и ТУ на продукцию и снятие с производства устаревшей продукции.

Для каждого из этих мероприятий  должен предварительно разрабатывается  календарно-оперативный план (график) выполнения работ, составляется смета затрат и определяется экономический эффект от внедрения.

  1. Планирование внедрения прогрессивной технологии механизации и автоматизации производства тесно связано, как правило, с выполнением мероприятий технического характера и составляется по трем направлениям:
  • прогрессивная технология;
  • комплексная механизация;
  • автоматизация производства.

При автоматизации системы  управления предприятием автоматизируются все три фазы: планирования, контроля (учета) и анализа. Внедрение автоматизированной системы управления финансами предприятия «1С: Предприятие, Конфигурация «Финансовое управление» позволит всем службам ЗАО ТВКЗ «KVINT» управлять закупкой, транспортировкой и прямыми расходами. Это даст возможность ЗАО ТВКЗ «KVINT» работать как единому целому, устанавливая единые для всей компании ценности, цели и правила игры, а также облегчит взаимодействие между всеми службами и повысит эффективность работы самой компании.

В программе автоматизации  реализовывается методика бюджетирования, которая направлена на поддержку деятельности руководителей на всех этапах управления. Настройка программы бюджетирования происходит таким образом, что цели бюджетирования соответствуют целям развития предприятия. Результатом этого внедрения будет экономия и средств, и рабочего времени.

  1. Планирование мероприятий по совершенствованию управления, систем планирования и организации производства включает важнейшие работы, направленные на специализацию производственных подразделений, механизацию и автоматизацию управления производства, совершенствование организации подготовки производства и материального обеспечения, форм и методов внутризаводского хозрасчета.
  2. План по научной организации труда (НОТ) охватывает все стадии производства от рабочего места до предприятия в целом. Мероприятия в плане группируются по следующим основным направлениям:

Информация о работе Стратегический маркетинг в деятельности