Стратегическое планирование. Бизнес - план как отражение стратегии организации (на примере ООО « К-2»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Планирование способствует поиску наиболее подходящих направлений действий, обоснованию и систематизации плановых решений, снижению риска принятия неправильных решений из-за ошибочной или недостаточной информации о возможностях организации или о внешней среде. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей и разработки путей их реализации, помогает создать единство общих целей внутри организации и тем самым является организующим началом в деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты стратегического планирования…………………….5
1.1. Сущность и функции стратегического планирования………………5
1.2. Структура и виды стратегического планирования…………………..7
1.3. Преимущества и недостатки стратегического планирования……..16
1.4. Понятие бизнес-плана и его структура……………………………..18
2. Стратегический анализ в организации и бизнес-план фирмы……………..23
2.1. Краткая характеристика организации………………………………23
2.2. Анализ действующей стратегии организации……………………...30
2.3.Бизнес-план фирмы (на примере ООО «К-2»)……………………...33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование1.docx

— 197.91 Кб (Скачать файл)

34

 

Министерство образования  и науки РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Саратовский институт

 

Кафедра экономики и менеджмента 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Менеджмент»

 

На тему: Стратегическое планирование. Бизнес - план как отражение стратегии организации( на примере ООО « К-2» )

 

 

 

 

 

Исполнитель : студент 2 курса торгово- экономического факультета

специальность экономист-менеджер

шифр ЭСС- 10139

Научный руководитель: к.э.н., доц. Курилин А. Г.

 

 

 

 

 

 

Саратов 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты  стратегического планирования…………………….5

1.1. Сущность и функции  стратегического планирования………………5

1.2. Структура и виды  стратегического планирования…………………..7

1.3. Преимущества и недостатки  стратегического планирования……..16

1.4. Понятие бизнес-плана  и его структура……………………………..18

2. Стратегический анализ  в организации и бизнес-план  фирмы……………..23

2.1. Краткая характеристика  организации………………………………23

2.2. Анализ действующей  стратегии организации……………………...30

2.3.Бизнес-план фирмы (на  примере ООО «К-2»)……………………...33

Заключение……………………………………………………………………….38

Список литературы………………………………………………………………40

Приложения……………………………………………………………………...42

 

 

Введение

 

Стратегическое планирование одно из самых важных, актуальных и востребованных действий на предприятии. Основной целью проведения стратегического планирования является анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешней среде.

Планирование способствует поиску наиболее подходящих направлений  действий, обоснованию и систематизации плановых решений, снижению риска принятия неправильных решений из-за ошибочной  или недостаточной информации о  возможностях организации или о  внешней среде. Планирование, поскольку  оно служит для формулирования установленных  целей и разработки путей их реализации, помогает создать единство общих  целей внутри организации и тем  самым является организующим началом  в деятельности предприятия.

Процесс стратегического планирования является очень динамичным, в той или иной форме объединяет все другие функции управления, так как стратегическое планирование предопределяет практическое действие членов трудового коллектива, каждого работника в отдельности и коллектива в целом.

Следует подчеркнуть, что  долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются, прежде всего, правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом распределять имеющиеся ресурсы. Практически стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью изучения и анализа стратегии, действующей  на предприятии, и перспектив развития предприятия в современных рыночных условиях для последующей разработки оптимальной модели управления и  внедрения мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия. Рассмотрение соответствия системы управления деятельностью и самой деятельности применительно к организации не как ей уже имманентное свойство или параметр, но как только возможно присущее ей - является в настоящее время одним из концептуальных стратегических построений в теории управления предприятием.

Важность изменений в  стратегии предприятия определяется противоречием между практическими  целями предприятия и существующей ситуацией. В последнее время  все больше предприятий прибегают  к разработке стратегий развития компании и соотвественно к стратегическому планированию. Многие известные компании не только имеют хорошо разработанную и прозрачную стратегию, но и упорно придерживаются установленных параметров развития, и это в конечном итоге привело их к успеху, но и при достижении успехов, ради дальнейшего существования фирма должна прибегать к стратегическому планированию, что должно быть не разовым процесом, а постоянной, текущей деятельностью топ-менеджеров. Использование стратегии как инструмента управления в повседневной деятельности фирмы является необходимым условием и средством не только выживания, но и обеспечения процветания компании.

Цель настоящей работы провести анализ специфики стратегического планирования, а так же исследовать особенности бизнес - планирования на примере ООО «К-2».

Объектом исследования выбрано  общество с ограниченной ответственностью «К-2», осуществляющее торговлю нижнего белья.

Предметом исследования данной работы является методика стратегического планирования  деятельности предприятия.

 

1. Теоретические аспекты  стратегического планирования

 

1.1. Сущность и функции  стратегического планирования

 

Стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование заключается в определении главных целей деятельности фирмы на основе анализа внешней среды с учетом способов, реализаций поставленных задач и обеспечения необходимыми ресурсами1. Их основу составляет анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешней среде. Стратегическое планирование ориентирует предприятие не на существующие условия, а на те которым только еще предстоит сложиться.

Стратегия – это генеральный  курс действий, общая концепция деятельности организации2.

Важная методологическая особенность стратегического планирования состоит в том, что оно предполагает отказ от планирования исключительно  в разрезе функциональных и линейных структурных подразделений. Основным объектом стратегического планирования является сама по себе хозяйственная  деятельность компании и ее дифференциация по отдельным стратегическим направлениям.

Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности3. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.

1. Распределение ресурсов.

Данный процесс включает планирование распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства4. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.

2. Адаптация к внешней  среде. 

Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как  приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам  хозяйствования всегда содержит благоприятные  и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции  — приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, то есть, воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить  различные угрозы. Разумеется, эти  функции выполняются также и  в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в  том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее, то есть спланированы. В этом отношении  задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные  возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации  предприятия к внешней среде5.

3. Координация и регулирование. 

Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений  фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной  стратегическим планом. Стратегия предприятия  включает сложную систему взаимосвязанных  целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает  их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и  исполнителями6. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.

4. Организационные изменения. 

Эта деятельность предусматривает  формирование организации, которая  обеспечивает слаженную работу персонала  управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического  планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение  функций управления, полномочий и  ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического  плана.

 

1.2. Структура и виды  стратегического планирования

 

Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных  управленческих процессов, логически  вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные. Структура стратегического планирования представлена в Приложении 1.

Процесс стратегического планирования включает7:

-  определение миссии предприятия, организации;

- формулирование целей и задач функционирования предприятия, организации;

- оценку и анализ внешней среды;

- оценку и анализ внутренней структуры;

- разработку и анализ стратегических альтернатив;

- выбор стратегии.

Основные компоненты стратегического  планирования:

1. Определение миссии  организации. 

Этот процесс состоит  в установлении смысла существования  фирмы, ее предназначения, роли и места  в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление  в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера  потребителей, особенностей продукции  и наличия конкурентных преимуществ. Кроме того, миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление  и ориентиры для определения  целей и стратегий на различных  организационных уровнях. Миссия фирмы  должна вызывать доверие, как у сотрудников  фирмы, так и у посторонних  наблюдателей, прежде всего клиентов, как настоящих, так и потенциальных. В идеальном случае в формулировке миссии сливаются воедино общественные или даже общечеловеческие ценности с внутренней корпоративной культурой8.

В подходах к формированию миссии не может быть готовых рецептов. Более того, как показывает опыт, определение и формулировка миссии - длительный и нелегкий процесс, тесно связанный с накоплением опыта и установлением традиций, то есть с тем, что называется фирменной культурой.

2. Формулирование целей  и задач. 

Для описания характера и  уровня деловых притязаний, свойственных тому или иному виду бизнеса, применяются  термины «цели» и «задачи». Цели и задачи должны отражать уровень  обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Цели, которые устанавливает  для себя фирма, уточняют и детализируют фирменное заявление о предназначении, дают ясное представление о направлении  развития. Важная задача постановки целей - утверждение стандартов для оценки деятельности организации

Цели обязательно должны быть тщательно сформулированы. При формулирование цели надо определить, какого вида цель ставится. Затем дать ей конкретную формулировку, максимально используя количественные показатели.

При формулировке целей лучше  всего придерживаться определенных критериев. Основных критериев два:

Простота – главный  признак  правильной формулировки цели. Формулировка цели должна описывать, возможно, более простыми словами результат  работ, ожидаемый руководителем.

Понятность формулировки для автора, его руководителя и  исполнителей.

3. Анализ и оценка внешней  и внутренней среды. 

Анализ среды обычно считается  исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей9.

Одной из ключевых ролей  любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:

- получение ресурсов из внешней среды (вход);

- превращение ресурсов в продукт (преобразование);

- передача продукта во внешнюю среду (выход).

Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный  рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение  в том, что в структуре стратегического  управления первым блоком является блок анализа среды.

Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих10:

Информация о работе Стратегическое планирование. Бизнес - план как отражение стратегии организации (на примере ООО « К-2»)