Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа
Цель данной дипломной работы – проанализировать инновационную стратегию предприятия «Аврора БиНиБ».
Для реализации заявленной цели необходимо выполнить следующие конкретные задачи:
дать определение понятию инновация,
описать функциональные стратегии;
рассмотреть понятие инновационной стратегии предприятия и условия её формирования;
дать общую характеристику инновационной деятельности предприятия «Аврора БиНиБ»;
дать анализ внешней среды как начальный этап в формировании стратегии предприятия;
Введение 3
Глава 1. Инновации. Условия формирования инновационной стратегии. 6
1.1. Инновации в системе факторов экономического роста 6
1.2. Функциональные стратегии: типы и общая характеристика. (Функциональная стратегия, Маркетинговая стратегия, Стратегия НИОКР, Производственная стратегия) 13
1.3. Инновационная стратегия предприятия: условия формирования 16
Глава 2. Инновационная стратегия предприятия (на примере предприятия «Аврора БиНиБ») 19
2.1. Общая характеристика инновационной деятельности предприятия 19
2.2. Анализ внешней среды как начальный этап в формировании стратегии предприятия. 24
2.3. Инвестиционно-инновационная деятельность в рамках стратегического развития предприятия 34
Глава 3. Пути улучшения инновационной деятельности предприятия 43
3.1.Создание и реализация инновационной стратегии предприятия 43
3.2. Рекомендуемые направления модернизации и инновационной стратегии предприятия 47
Выводы. 54
Заключение 56
Литература 59
ДИПЛОМ
«Стратегия инновационного развития предприятия»
Содержание
Введение 3
Глава 1. Инновации. Условия формирования инновационной стратегии. 6
1.1. Инновации в системе
факторов экономического роста
1.2. Функциональные стратегии: типы и общая характеристика. (Функциональная стратегия, Маркетинговая стратегия, Стратегия НИОКР, Производственная стратегия) 13
1.3. Инновационная стратегия предприятия: условия формирования 16
Глава 2. Инновационная стратегия предприятия (на примере предприятия «Аврора БиНиБ») 19
2.1. Общая характеристика
инновационной деятельности
2.2. Анализ внешней
среды как начальный этап в
формировании стратегии
2.3. Инвестиционно-инновационная деятельность в рамках стратегического развития предприятия 34
Глава 3. Пути улучшения инновационной деятельности предприятия 43
3.1.Создание и реализация
инновационной стратегии
3.2. Рекомендуемые направления модернизации и инновационной стратегии предприятия 47
Выводы. 54
Заключение 56
Литература 59
Приложение 63
ВВЕДЕНИЕ
Экономический рост в значительной мере обусловлен воздействием на него многих факторов, в том числе и таких, как количество и качество природных ресурсов, их доступность для использования, объем и качественные параметры основного капитала, уровень технологии, восприимчивость к новым технологическим системам, наличие трудовых ресурсов, их образовательные и квалификационные характеристики, спрос на производимые товары и способность к полному использованию расширяющегося объема ресурсов, способность распределения в национальном хозяйстве имеющихся ресурсов для получения максимального количества высококачественной продукции и др. Для эффективного воздействия каждого из этих факторов необходимо освоение достижений научно-технического прогресса при внедрении инноваций, которые обеспечивают создание новшеств и их практическую реализацию в виде нового товара, вложения средств, обеспечивающих смену поколений техники и технологии, эффективное использование этих новшеств, экономический рост.
Технический прогресс осуществляется через реализацию нововведений в технике, технологиях, способах их создания и использования, т. е. через инновационную деятельность. Усиление роли научно-технического прогресса в воспроизводственном процессе придает новое качество экономическому росту, предполагает тщательный выбор долговременной стратегии научно-инновационной и структурной политики, которые должны осуществляться с учетом своеобразия нынешнего этапа научно-технического развития России.
Каждая инновация
для обеспечения экономического
роста проходит такие этапы инновационного
цикла, как принятие инновационного
решения, внедрение в деятельность
новшеств, диффузия инноваций, вызываемые
этой диффузией изменения в
Формирование
исходного множества
Цель данной дипломной работы – проанализировать инновационную стратегию предприятия «Аврора БиНиБ».
Для реализации заявленной цели необходимо выполнить следующие конкретные задачи:
Глава 1. Инновации. Условия формирования инновационной стратегии
1.1. Инновации
в системе факторов
Термин «инновация» впервые был введён именно Й. Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития». Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы.
Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности1.
Инновационный
тип воспроизводства основного
капитала предполагает такое действие,
которое вносит в экономическую
среду принципиально новые
Это позволяет в рамках предприятия (отрасли, национального хозяйства в целом) обеспечить воспроизводство наиболее рациональным способом, эффективно использовать ресурсы и, следовательно, добиться экономического роста. Однако в России этого не происходит в силу противоречивости становления рыночных отношений. С одной стороны, переход к рынку, свободному предпринимательству, создание конкурентной среды, ориентация на запросы потребителей стимулируют инициативную деятельность, технологические новшества и их реализацию. С другой стороны, глубокий экономический кризис, снижение инвестиционной активности, сокращение затрат на НИОКР и наукоемкие производства дезорганизуют инновационный процесс, ликвидируют стимулы к инновационной деятельности.
В этих условиях важнейшими направлениями развития инновационного процесса, обеспечивающими экономический рост, можно считать следующие2.
Первое. По мере осуществления децентрализации, демонополизации и приватизации производства значительная часть усилий по инновационной деятельности сосредотачивается непосредственно на предприятии (в фирме, научно-технических центрах и т. п.). Оно обновляет свое производство на основе новой техники при реализации инноваций. Усиление экономической зависимости производственных структур от результатов самостоятельного сбыта продукции ориентирует их на создание новых товаров в соответствии с запросами потребителей, а научные организации — на создание и внедрение таких нововведений, которые пользуются спросом на рынке. В новой хозяйственной среде открываются новые возможности привлечения финансовых ресурсов для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность.
Практика показывает, что инновационным является путь, который опирается на использование уже одобренных рынком новшеств. Это подтверждается масштабами рыночного распространения нововведений, возможностей диверсификации, а также способностями системы управления быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Процесс выбора инновационной стратегии развития предприятия предполагает оценку всех форм инновационной деятельности, проявляющейся в нововведениях различного типа. В зависимости от конкретных условий микро- и макросреды предприятие может выбрать адаптационную либо творческую инновационную стратегию.
Сущность адаптационной стратегии состоит в проведении предприятием частичных изменений, которые позволяют ему усовершенствовать ранее освоенные товары и услуги в рамках сложившихся на нем организационных структур и тенденции деятельности. Предприятие выходит на рынок нововведений не в качестве первого продавца, а вслед за ним, когда уже известна реакция рынка на предложенное новшество. Поэтому инновации такого предприятия выступают как форма вынужденной ответной реакции на измене ния внешней среды бизнеса, чтобы не потерять завоеванные ранее рыночные позиции. В условиях нестабильных товарно-денежных отношений адаптационная стратегия малоэффективна.
Творческая инновационная стратегия появляется тогда, когда инновации становятся исходной базой повышения конкурентоспособности продукции предприятия, расширения и укрепления рыночных позиций, освоения новых областей применения изделий, иначе говоря, активным средством бизнеса.
Ныне в отечественной
практике вопрос выбора того или иного
типа инновационной стратегии
Иллюстрацией типичности такого положения может служить крупнейший российский производитель сельхозтехники ОАО “Ростсельмаш”. С момента своего создания (1929 г.) и по настоящее время он является лидером отечественного комбайностроения, входит в число мировых лидеров по производству зерно-и кормоуборочной техники. Однако снижение, а затем и полное отсутствие потребительского спроса на комбайны и продукцию специального назначения, неконтролируемый рост цен на комплектующие, разрушение кооперации с прежними поставщиками обусловили смену приоритетов и интересов в инновационной сфере ОАО "Ростсельмаш". В связи с этим руководство объединения разрабатывает комплекс мероприятий по стабилизации производственной деятельности, сохранению достигнутого научно-производственного потенциала и сложившегося трудового коллектива, обеспечивающих выживание объединения и постепенное наращивание выпуска продукции.
На российских
предприятиях, сохранивших научно-исследовате
Второе направление развития инновационного процесса в России состоит в том, чтобы по-новому организовать систему государственного регулирования сферы научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Как показывает опыт развитых стран, децентрализованные и централизованные формы инновационной деятельности должны сочетаться в рамках целостной системы. А это предполагает координацию усилий государства, отраслей, регионов в рамках единой государственной инновационной политики, способной обеспечить использование и наращивание того научного потенциала, который создавался в течение долгих лет. Современная государственная инновационная политика включает стимулирование предпринимательских начал в инновационной деятельности, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях инновационно-научного развития, поддержку конкуренции в сфере науки.
На макроэкономическом уровне государственная инновационная политика представляет собой систему экономических, правовых и организационных мер, обеспечивающих стимулирование инноваций во всех областях производства и коммерческой деятельности4.
В России, где велика роль государственной собственности и где система НИОКР всех уровней курировалась и финансировалась государством, оптимальная инновационная система должна сочетать государственную поддержку инноваций и работу негосударственных структур. Для реализации такого подхода в государственной политике необходимо задействовать соответствующие структуры — инновационные предприятия (фирмы) в сфере исследований, реализации и внедрения новых технологий и инноваций. Эти структуры могут быть основаны на акционерной, кооперативной и государственной собственности с возможным привлечением инностранных инвесторов. Существенным элементом таких структур может стать система инновационных банков, на льготных условиях кредитующих и даже субсидирующих создание ин новационных предприятий, гибкие формы государственных гарантий инвесторам кредиторам, страхование убытков при реализации инноваций. Компенсация возможных потерь осуществима при обеспечении государственной поддержки инновационной инициативы предприятия.
Информация о работе Стратегия инновационного развития предприятия