Стратегия инновационного развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – проанализировать инновационную стратегию предприятия «Аврора БиНиБ».
Для реализации заявленной цели необходимо выполнить следующие конкретные задачи:
дать определение понятию инновация,
описать функциональные стратегии;
рассмотреть понятие инновационной стратегии предприятия и условия её формирования;
дать общую характеристику инновационной деятельности предприятия «Аврора БиНиБ»;
дать анализ внешней среды как начальный этап в формировании стратегии предприятия;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Инновации. Условия формирования инновационной стратегии. 6
1.1. Инновации в системе факторов экономического роста 6
1.2. Функциональные стратегии: типы и общая характеристика. (Функциональная стратегия, Маркетинговая стратегия, Стратегия НИОКР, Производственная стратегия) 13
1.3. Инновационная стратегия предприятия: условия формирования 16
Глава 2. Инновационная стратегия предприятия (на примере предприятия «Аврора БиНиБ») 19
2.1. Общая характеристика инновационной деятельности предприятия 19
2.2. Анализ внешней среды как начальный этап в формировании стратегии предприятия. 24
2.3. Инвестиционно-инновационная деятельность в рамках стратегического развития предприятия 34
Глава 3. Пути улучшения инновационной деятельности предприятия 43
3.1.Создание и реализация инновационной стратегии предприятия 43
3.2. Рекомендуемые направления модернизации и инновационной стратегии предприятия 47
Выводы. 54
Заключение 56
Литература 59

Файлы: 1 файл

инвестиционная стратегия.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

Важную роль в процессе разработки и внедрения  инноваций могут сыграть венчурные фирмы, действующие в наукоемких сферах хозяйства.

Венчурный (рисковый) бизнес — это основная форма технологических  нововведений, обеспечивающая коммерциализацию результатов научных исследований и внедрение инноваций, не имеющих  гарантированной перспективы (т. е. со значительной долей риска).

В странах с  развитой рыночной экономикой многие венчурные фирмы имеют правовую форму партнерства с ограниченной ответственностью в составе 3-4 основных и некоторого числа ассоциированных  участников. Их цель — получение средств от крупных финансовых институтов, предпринимателей и инвестирование их в новые быстро растущие рисковые предприятия. Фирмы активно привлекают известных промышленников и предпринимателей в качестве экспертов, советников, инвесторов или для придания соответсвующего престижа фирме.

Аккумулируя инвестиции, полученные из различных источников для формирования фондов, фирмы венчурного капитала обычно вносят до 10% средств  и становятся генеральными партнерами с правом пользования формируемыми ими фондами. Крупные внешние инвесторы вносят остальные финансовые ресурсы и являются ограниченными партнерами без права пользования фондами.

Столь нестандартное  распределение участия имеет  под собой деловую основу. Инициаторы создания фирмы венчурного капитала рискуют собственным состоянием и получают своеобразную компенсацию за риск, крупные ассоциированные участники рискуют лишь незначительной долей своего капитала, но в итоге получают прибыль, значительно превышающую обычную.

Фирмы венчурного капитала осуществляют стабильный управленческо-финансовый патронаж своих подопечных, ориентируя деятельность на экономический рост. Представители главного инвестора и 1-2 представителя других инвесторов обычно участвуют в текущей деятельности совета директоров венчур и иногда используют свое влияние для изменения политики, кадрового состава фирмы.

Первоначальный  капитал с целью снижения риска  обычно инвестируется в КЗ15 рисковых проектов-предприятий (как вновь  созданных, так и уже существующих). Позднее привлекаются новые участники. Когда весь фонд фирмы исчерпан, проводится второй раунд сбора средств и т. д. Многие фирмы венчурного капитала управляют 3-4 фондами-партнерствами, дифференцируя свою деятельность и распределяя инвестиции среди венчур, находящихся на разных стадиях развития.

Через несколько  лет примерно одна из 10-15 венчур добивается большого рыночного успеха и появляется возможность публичного распространения  ее акций. Но даже после этого фирмы  венчурного капитала сохраняют возможность  активно воздействовать на сформированные ими компании. Например, “Эппл компьютер”, организованная в 1975 г. создателями персонального компьютера Возняком и Джобсом, имела начальный капитал 1,3 тыс. долл. Но при поддержке венчурного капитала она осуществляла весьма активную деятельность, и за 1987-1992 гг. объем ее прибыли вырос с 2,7 млн. до 200 млн. долл.

Наиболее важная особенность венчурного капитала как  системы или формы инвестирования в коммерциализацию инновационной  деятельности заключается в том, что она позволяет талантливым энтузиастам, не имеющим собственных средств, реализовать свои конкретные ориентированные на рынок идеи. Не появись венчурный капитал, многие добившиеся успеха рисковые предприятия не могли бы выжить. Особенность механизма венчурного инвестирования состоит в том, что рисковые предприятия не должны возвращать инвестированные в них средства. Венчурное инвестирование осуществляется в расчете не на процент и не на регулярные доходы инвестиционного капитала, а на развитие самих рисковых предприятий, их нововведений.

Третьим направлением развития инновационного процесса, обеспечивающим экономический рост, является изменение структуры производства; перераспределение рабочей сипы из низкопродуктивных отраслей в высокопродуктивные, особенно в отрасли с высокими технологиями. Общеизвестна мировая тенденция перемещения работников из сельского хозяйства в обрабатывающую промышленность, а также перемещения работников в сферы с высокими технологиями, сосредоточение их в технопарках, технополисах и научно-исследовательских центрах. Этот процесс характерен для Японии, США, Южной Кореи.

Для России, имеющей  высокоразвитый научно-технический  потенциал, “втягивание” основной массы  населения в отрасли с высокой  эффективностью труда, крупными компьютеризированными  предприятиями означало бы качественные преобразования во всех сферах экономики, широкое внедрение инноваций в них. Однако повышение насыщенности нашей экономики технологическими нововведениями требует новой организации их использования, совершенствования механизма взаимодействия науки, техники, производства и экономики, обновления подходов к организации научно-технических нововведений, увеличения выпуска наукоемкой продукции.

 

1.2. Функциональные  стратегии: типы и общая характеристика

 

Формирование  стратегии - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

Основная общая  цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии5.

Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для  определения целей и стратегий  на различных организационных уровнях.

После установления своей миссии и целей руководство  должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней  среды. Руководители оценивают внешнюю  среду по трем параметрам:

1. Оценить изменения,  которые воздействуют на разные  аспекты текущей стратегии 

2. Определить, какие  факторы представляют угрозу  для текущей стратегии фирмы.

3. Определить, какие  факторы представляют больше  возможностей для достижения  общефирменных целей путем корректировки плана.

Функциональная  стратегия – тип обеспечивающей стратегии в стратегическом наборе, который определяет стратегическую ориентацию определенной функциональной подсистемы управления предприятием, которая обеспечивает ей достижение поставленной цели, а также (при наличии взаимосвязанных обоснованных функциональных стратегий) управляемость процессами выполнения общих стратегий и миссии фирмы.

В зависимости  от особенностей функционирования предприятия  в большей или меньшей мере на предприятии могут разрабатываться следующие функциональные стратегии: маркетинговая, НИОКР, производственная, финансирования и др.

Маркетинговая стратегия. Для многих предприятий маркетинговая стратегия является важнейшей функциональной стратегией, поскольку она обеспечивает обоснованность рыночной направленности предприятия.

Маркетинговая стратегия – это стратегия  промышленных предприятий, ориентированных  на рыночные ценности.

В общем виде стратегия маркетинга состоит из четырех этапов:

- анализ соотношения  “потребитель – товар” ;

- определение общей  маркетинговой стратегии в отдельных  сегментах рынка; 

- создание стратегий  “marketing-mix” (своеобразного маркетингового  “стратегического набора) ;

- совершенствование и  контроль.

Маркетинговая стратегия имеет два основных ориентира – рынок и продукт.

Стратегия НИОКР – это стратегия создания и использования нововведений различного типа, что, в конечном итоге, и обеспечивает предприятию стратегическое развитие.

Стратегия НИОКР  базируется на научно-технических прогнозах и формируется с учетом возможных технологических прорывов и открытий в различных областях в тот период, на который разрабатывается стратегия.

Производственная  стратегия – существует в виде разработки и управления процессом создания необходимых для потребителей продуктов и услуг на предприятии.

Определение производственных стратегий связано со скоростью  и масштабами изменений, которые  необходимо произвести на предприятии.

Параметры, которые  необходимо учитывать при определении  производственной стратегии:

- объёмы продукции,  которые необходимо обеспечить;

- масштабы производственного  потенциала, уровень его гибкости;

- расхождения между  существующими и необходимыми  характеристиками производственных  процессов для обеспечения выпуска  продукции в соответствии со сформированным “портфелем” ; и т.д.

Производственная  стратегия формируется с учетом следующих показателей:

- объёмы капитальных  вложений, необходимые для совершения  преобразований в производственном  процессе;

- время, необходимое  для своевременного перехода к выпуску новой продукции;

- оценка относительной  потребительной стоимости существующей  и новой продукции; и т.д. 

Кроме указанных  выше существуют следующие функциональные стратегии:

- стратегия управления  персоналом;

- стратегия материально-технического обеспечения;

- стратегия развития  общего управления.

 

1.3. Инновационная  стратегия предприятия: условия  формирования

 

Инновационная стратегия  предприятия – специфическое  явление, сложившееся и оформившееся в течение нескольких последних десятилетий. Сущность инновационной стратегии состоит в активном воздействии хозяйственным субъектом на рынок и перспективном изменении внутренней среды фирмы в соответствии со сложившимися социально-хозяйственными тенденциями.

В условиях рынка инновационная деятельность является необходимой, поскольку продукция предприятий, не способных к нововведениям, перестаёт пользоваться спросом, что влечёт за собой банкротство. Но условия для перехода к активной инновационной стратегии сложились лишь недавно.6

Развитый спрос и потребительская культура населения определяют постоянный поиск путей повышения уровня потребления, отдаётся предпочтение более качественным товарам. Происходит сегментация рынка, что обуславливает формирование индивидуализации производства.

Наличие большого количества эффективных производителей, завоевавших и охраняющих свои позиции на рынке, увеличивает цену конкуренции, поскольку в основном исчерпываются экстенсивные источники, и ограничивается применение ценовой конкуренции. Формированию большого количества высокоэффективных производителей способствует процесс глобализации.

Основные возможности  расширения сбыта заключаются в  предвидении рыночных изменений, основанном на маркетинговых исследованиях, поиск  новых рыночных ниш, предложение  принципиально нового товара или услуги, предложение товара или услуги с большей полезностью.

Третье условие –  наличие развитой научно-технической  инфраструктуры, обеспечивающей проведение научных разработок различной сложности. Её эффективность может быть повышена государственной политикой.

Наряду с совокупностью  внешних по отношению к предприятию  условий, обуславливающих необходимость  перехода к инновационной стратегии, необходим ряд изменений внутренней среды предприятия.

Самое главное изменение  – ориентация производства на рынок, достигающаяся за счёт формирования новой философии организации, новой корпоративной культуры, привлечения к сотрудничеству маркетинговых структур или создание собственных для проведения маркетинговых исследований.

Предприятию необходимо организовать поиск новых идей, проведение исследований, быструю разработку технологии или адаптацию существующих. Все эти изменения не возможно провести без обучения персонала, т.е. необходима организация работы по управлению персоналом.

Таким образом, переход предприятия к инновационной стратегии рационален при определённом уровне развития рыночных отношений и при широком распространении радикально меняет характер экономической системы страны7.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Инновационная  стратегия предприятия (на примере конкретного предприятия)

 

2.1. Общая характеристика  инновационной деятельности предприятия

 
 Важность изменений в стратегии  предприятия определяется противоречием  между практическими целями предприятия  и существующей ситуацией. В конкурентном бизнесе, где конечной целью является максимизация прибыли, это противоречие связано с разрывом между фактической и желаемой величиной прибыли. Разрыв может быть сокращен за счет ориентации всех сфер деятельности предприятия на удовлетворение потребностей рынка и реализации такой продукции, которая пользуется наиболее высоким спросом и может приносить максимальную прибыль предприятию8.

Оборонный Завод «АврораБиНиБ», расположенный в г. Волгограде, в  частности изготавливает пезо керамику и пезо зажигалки.

Анализ текущего положения предприятия «Аврора-БиНиБ» на рынке и состояния его финансово-хозяйственной деятельности привел руководство предприятия к выводу о необходимости разработки долгосрочной инновационной стратегии развития предприятия.

Информация о работе Стратегия инновационного развития предприятия