Стратегия инновационного развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – проанализировать инновационную стратегию предприятия «Аврора БиНиБ».
Для реализации заявленной цели необходимо выполнить следующие конкретные задачи:
дать определение понятию инновация,
описать функциональные стратегии;
рассмотреть понятие инновационной стратегии предприятия и условия её формирования;
дать общую характеристику инновационной деятельности предприятия «Аврора БиНиБ»;
дать анализ внешней среды как начальный этап в формировании стратегии предприятия;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Инновации. Условия формирования инновационной стратегии. 6
1.1. Инновации в системе факторов экономического роста 6
1.2. Функциональные стратегии: типы и общая характеристика. (Функциональная стратегия, Маркетинговая стратегия, Стратегия НИОКР, Производственная стратегия) 13
1.3. Инновационная стратегия предприятия: условия формирования 16
Глава 2. Инновационная стратегия предприятия (на примере предприятия «Аврора БиНиБ») 19
2.1. Общая характеристика инновационной деятельности предприятия 19
2.2. Анализ внешней среды как начальный этап в формировании стратегии предприятия. 24
2.3. Инвестиционно-инновационная деятельность в рамках стратегического развития предприятия 34
Глава 3. Пути улучшения инновационной деятельности предприятия 43
3.1.Создание и реализация инновационной стратегии предприятия 43
3.2. Рекомендуемые направления модернизации и инновационной стратегии предприятия 47
Выводы. 54
Заключение 56
Литература 59

Файлы: 1 файл

инвестиционная стратегия.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

В целом, опрошенные нами представители данной группы предприятий  отметили, что они испытывают большой  интерес к таре и упаковке, и  что для многих предприятий этот вопрос стоит достаточно остро.

 

Вопрос анкеты:

Где и у кого вы приобретаете тару и упаковку для вашей продукции?

 

Кол-во

%

1. Отказ 

33

35,5%

2. У волгоградских производителей

22

23,7%

3.  У иногородних производителей

28

30,1%

4. У волгоградских оптовых фирм

10

10,8%

5.У иногородних оптовых фирм

4

4,3%

6. Закупаем по импорту

4

4,3%

7.Производим сами

2

2,2%


 

Примечание: только производители готовой продукции (93 посетителя)

 

Из 23,7% респондентов, закупающих тару и упаковку у волгоградских  производителей, большинство приобретают  стеклотару (Камышин) и картонную  упаковку (Волгоград), а также полиэтиленовые пакеты (Волгоград).

Волгоградские оптовики, у которых приобретают тару и  упаковку 10,8% волгоградских предприятий, в основном являются представителями  иногородних производителей, в большинстве  своем – московских фирм. Таким образом, между иногородними производителями тары и упаковки и ее волгоградскими потребителями существует как минимум два-три посредника, что предположительно увеличивает стоимость тары и упаковки в среднем на 20%.

В сумме, почти половина опрошенных посетителей выставки закупает тару и упаковку «на стороне». При этом необходимо учитывать затраты покупателей тары и упаковки на транспорт. Не случайно, каждый третий, отвечая на следующий вопрос, отметил, что цель его посещения выставки – найти поставщиков тары и упаковки для своего предприятия.

В совокупности, число  желающих найти поставщиков тары и упаковки, а также фасовочного  и упаковочного оборудования для  своих предприятий, составило 77,8% от общего числа опрошенных посетителей  выставки. Это свидетельствует о высоком и недостаточно удовлетворенном спросе на тару и упаковку из полимерных материалов.

Следует отметить, что  в основном производителей – посетителей  и участников выставки интересует новое  современное оборудование для фасовки  и упаковки готовой продукции. Это также свидетельствует о тенденции производителей наращивать объемы расфасованной в тару и упакованной продукции, что может привести к дальнейшему увеличению спроса на тару и упаковку.

Только 6,5% процента опрошенных искали на выставке оборудование для производства тары и упаковки для других потребителей. По преимуществу, речь идет о модернизации уже существующих производств. И только один участник вопроса указал на имеющиеся планы создания нового производства тары в регионе.

Опрос представителей предприятий пищевой промышленности, участвовавших в выставке, позволил получить следующую информацию:

 

Треть участников выставки (12 фирм) - это  предприятия, производящие мясную, колбасную  продукцию: копчёности, мясные полуфабрикаты, ветчину, пельмени, рыбные деликатесы и консервы (мясные, овощные, рыбные).

Используемая ими в  настоящее время упаковка, - это  колбасная оболочка (натуральная  и искусственная), полиэтиленовые пакеты, вакуумная упаковка, поддоны, лотки, термоусадочная плёнка, картонные ящики, пищевые алюминиевые банки.

Выявление неудовлетворённых  потребностей фирм, производящих мясную продукцию показал, что упаковку, которую они хотели бы использовать для своей продукции в дальнейшем, особенно не отличается от уже ими  используемой.

Вторая по численности группа предприятий, представленных на выставке, - это производители макаронных изделий, круп, хлопьев, сухих завтраков, ароматизаторов, печенья, сюда же можно отнести фирмы, торгующие чаем, кофе, мукой.

Используемая ими тара и упаковка - это обычные бумажные пакеты, п/п ламинированый пакет, полиэтиленовые плёнки, гофрокартон, обычный картон, 2х-слойный полипропилен, термоусадочная плёнка, гофрокоробки.

Производители этих видов  продукции тару и упаковку покупают так же в основном у иногородних  оптовых фирм, у иностранных производителей вместе с продукцией, закупают по импорту, и никто в Волгограде.

Третья группа представленных на выставке фирм - это производители  майонеза, мороженого, маргарина, сметаны, йогурта, кетчупа. Виды упаковки, которые  они используют, - это полиэтиленовые пакеты, полипропилен, стаканчики из полистирола, полиэтиленовые контейнеры, стеклотара (бутылка, банка), обычный картон.

Эти производители хотели бы использовать ламинированную упаковку (типа Тетра-Пак), полиэтиленовую, пластиковую тару, стеклотару и тару из полимерных материалов. Приобретают тару и упаковку они так же у иногородних производителей и оптовиков. У себя на предприятии они имеют возможность фасовать и упаковывать только готовую продукцию, и есть потребность в оборудовании по упаковке продукции в полиэтилен.

Из этого можно сделать следующие  выводы:

  1. Рынок тары и упаковки Волгоградской области обладает достаточно высокой емкостью, спрос на качественную тару и упаковку высок у подавляющего большинства предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности.
  2. На волгоградском рынке практически отсутствуют производители качественной тары и упаковки из полимерных материалов (за исключением производства пищевой полиэтиленовой и термоусадочной пленки).
  3. Производители готовой продукции закупают тару из полимерных материалов у иногородних продавцов – как на самих заводах-производителях тары, так и у оптовых, по преимуществу, московских торговых фирм, что отрицательно сказывается на цене на готовую продукцию.
  4. На большей части тары и упаковки отсутствует качественное полиграфическое оформление, осуществляемое непосредственно при производстве данной тары (например, офсетная печать, тампопечать, флексопечать, самоклеющиеся этикетки и др.);
  5. Основные требования потребителей тары и упаковки из полимерных материалов – это высокое качество и доступность по цене. Такого рода продукция является конкурентоспособной на местном и региональном рынке.

Целесообразно проведение дальнейших углубленных исследований рынка тары и упаковки как перспективного.

Выводы пилотного  исследования рынка подтвердили  справедливость выдвинутой гипотезы о  целесообразности организации в  Волгограде производства полимерной тары и упаковки и позволили сформулировать основную цель инновационного проекта:

Спроектировать и разместить на территории г. Волгограда специализированное производство тары и упаковки из полимерных материалов для пищевой и перерабатывающей промышленности, а также ее организовать ее полиграфическое оформление.

В результате пилотного  исследования волгоградского рынка полимерной тары и упаковки было выделено четыре целевых сегмента потребителей готовой продукции:

  • Предприятия молочной промышленности
  • Предприятия мясной и мясоперерабатывающей промышленности
  • Предприятия по производству хлебобулочных и кондитерских изделий
  • Предприятия общественного питания

 

Предприятия каждого  из выделенных сегментов используют различные виды полимерной тары и  упаковки.

Факторы конкуренции.

Анализ конкуренции в отрасли  показывает, что основными конкурентами являются предприятия по производству тары и упаковки из полимерных материалов, расположенные в Москве и Московской области. В частности, сильными конкурентами являются такие предприятия, как ЗАО «Поларкап» (г.Ивантеевка, Московская обл.), ОАО «Пласт» (г. Реутово, Московская обл., ООО «Интерпак» (Москва), ООО «Комус-упаковка» (Москва), ООО «Мультипак» (Москва). Они укомплектованы, в основном, импортным оборудованием, и ряд из них (например, ЗАО «Поларкап») располагают полиграфическим оборудованием. Большие объемы выпускаемой продукции позволяют поддерживать низкий уровень цен, на который ориентируется волгоградские потребители (см. Приложение 1).

Среди местных  производителей реальных конкурентов  нет.

Рыночные факторы

Поскольку на первом этапе реализации инновационного проекта основным продуктом, предлагаемым для производства, являются стаканчики и баночки из полистирола, предназначенные для фасовки молочной продукции, то целесообразно проанализировать рынок этого вида полимерной тары.

На рынке г. Волгограда и Волгоградской области реализуется разнообразная молочная продукция как волгоградских, так и иногородних производителей, расфасованная и упакованная в тару из полистирола и полипропилена.

Анализ тары позволил сделать вывод, что наиболее распространенным материалом, используемым для производства стаканчиков и контейнеров для молочной продукции, является полистирол. В полистирольную тару фасуются йогурты, сметана, кисломолочные продукты (ряженка, кефир, варенец), творог, маргарин, плавленые сыры, другие виды молочной продукции, обладающие полужидкой и вязкой консистенцией (см. Приложение 2).

Для фасовки используются как типовые  белые стаканы и контейнеры (этот тип стаканов и контейнеров по преимуществу используется волгоградскими молочными заводами), так и стаканы  и контейнеры, специально разработанные по индивидуальному заказу потребителей. Для фасовки различных видов йогуртов используются цветные стаканчики из двухслойной полистирольной ленты.

Технологические факторы

Для укупорки стаканов и контейнеров используются как  крышки из полистирола (прозрачные и непрозрачные), так и пищевая (кашированная и некашированная) фольга.

При производстве полимерной упаковки наибольшая экономическая  эффективность достигается при  использовании комплексных поточных линий, объединяющих в одном потоке изготовление упаковки, художественно-полиграфическое оформление, группировку, упаковывание в транспортную тару и др.

Основным в комплектации поточных линий является согласование всех операций по времени и объёму. При этом чаще всего возникают  следующие ошибки: выбранное оборудование в комплекте не может обеспечить требуемой номинальной производительности; выбранное оборудование плохо компонуется в поточную линию (несовместимые или малосовместимые системы); все усилия сосредоточены на крупных, технически сложных дорогостоящих машинах, а «второстепенным» (конвейерам, накопительным системам, контрольным устройствам и другим) уделяется мало внимания, что приводит к возникновению узких мест именно на этих механизмах.

Для избежания этих ошибок и эффективной работы линий комплектацию, поставку, монтаж и наладку всего оборудования должен осуществлять один генеральный подрядчик. Наивысшая рентабельность работы линий достигается в том случае, если операции получения полимерной упаковки производятся непрерывно в течение суток, а производительность остальных агрегатов (например – экструдера и печатной машины) позволяет осуществить операции за две рабочие смены. В этом случае себестоимость продукции снижается на 8-15%.

Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного формирования стратегии руководство должно иметь полное представление о существенных внешних проблемах.

 

2.3. Инвестиционно-инновационная  деятельность в рамках стратегического развития предприятия

 

Для достижения поставленной цели была разработана программа предынвестиционных исследований, которая включала в  себя ряд этапов.

Программа предынвестиционных исследований

«Аврора-БиНиБ»

 

  1. определение инвестиционных возможностей (исследование возможностей)
  2. анализ альтернативных вариантов проекта и предварительный выбор проекта
  3. проведение исследований обеспечения
  4. подготовка предварительного технико-экономического обоснования (ПТЭО) и ТЭО
  5. заключение по проекту и решение об инвестировании (оценочное заключение)

Предынвестиционная стадия подготовки инновационного проекта включает в  себя:

  1. описание продукции, предлагаемой к производству с учетом возможных альтернативных вариантов проекта
  2. исследования рынка предлагаемых к производству товаров, включая прогноз спроса на них на планируемом рынке с учетом ожидаемого проникновения на него
  3. исследования сырьевых материалов и полуфабрикатов, охватывающие текущее и прогнозируемое наличие сырьевых материалов и полуфабрикатов, основных для данного проекта, а также текущие и прогнозируемые ценовые условия на подобные материалы и полуфабрикаты
  4. исследования по выбору технологии производства
  5. работу по подбору оборудования и формированию технологического цикла

При проведении исследований обеспечения использовались следующие источники информации:

Первичные источники информации:

  • опросы (индивидуальные интервью) посетителей выставки «Царицынская ярмарка»
  • интервью углубленные (глубинные) со специалистами предприятий-потребителей, экспертами
  • официальные запросы, направленные в фирмы
  • неформальная информация, личные контакты с работниками предприятий-потребителей
  • личные контакты с сотрудниками фирм – поставщиков оборудования, конкурирующих фирм, занимающихся производством полимерной тары и упаковки на специализированных выставках по таре и упаковке в Ростове-на-Дону и Москве («Тара и упаковка», 2004),
  • личные контакты и неформальное общение с ответственными сотрудниками Комитета по сельскому хозяйству администрации Волгоградской области
  • групповые дискуссии и интервью со специалистами в области полимерной тары и упаковки, учеными, технологами
  • прайс-листы и рекламные буклеты фирм – продавцов оборудования и фирм – потенциальных конкурентов
  • экспертные оценки

Информация о работе Стратегия инновационного развития предприятия