Стратегия инновационного развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – проанализировать инновационную стратегию предприятия «Аврора БиНиБ».
Для реализации заявленной цели необходимо выполнить следующие конкретные задачи:
дать определение понятию инновация,
описать функциональные стратегии;
рассмотреть понятие инновационной стратегии предприятия и условия её формирования;
дать общую характеристику инновационной деятельности предприятия «Аврора БиНиБ»;
дать анализ внешней среды как начальный этап в формировании стратегии предприятия;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Инновации. Условия формирования инновационной стратегии. 6
1.1. Инновации в системе факторов экономического роста 6
1.2. Функциональные стратегии: типы и общая характеристика. (Функциональная стратегия, Маркетинговая стратегия, Стратегия НИОКР, Производственная стратегия) 13
1.3. Инновационная стратегия предприятия: условия формирования 16
Глава 2. Инновационная стратегия предприятия (на примере предприятия «Аврора БиНиБ») 19
2.1. Общая характеристика инновационной деятельности предприятия 19
2.2. Анализ внешней среды как начальный этап в формировании стратегии предприятия. 24
2.3. Инвестиционно-инновационная деятельность в рамках стратегического развития предприятия 34
Глава 3. Пути улучшения инновационной деятельности предприятия 43
3.1.Создание и реализация инновационной стратегии предприятия 43
3.2. Рекомендуемые направления модернизации и инновационной стратегии предприятия 47
Выводы. 54
Заключение 56
Литература 59

Файлы: 1 файл

инвестиционная стратегия.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

     Все это справедливо и применительно к уникальным технологиям, "ноу-хау" и специалистам. Их трудно  воспроизвести.  При  этом  достигается  еще  одно очень важное преимущество на  рынке  –  репутация предприятия.  Это  преимущество достигается с большим трудом, очень медленно и требует крупных затрат на  ее поддержание. По этой причине, например, известные  компании  при  обнаружении  малейших дефектов в продукции проводят их бесплатное для потребителя  устранение  или замену товара на качественный.  Ими  движет желание сохранить доброе  имя фирмы на рынке продукции, а не только опасение перед возможными убытками  от иска потребителя.

     Расширение профиля работы предприятия или стратегия диверсификации может оказать ему неоценимую услугу, помочь «выжить», когда низкий спрос на продукцию, когда его преследует неудача (низкий доход с капитала) на основном рынке.


В основе диверсификационного  эффекта лежит концепция дополнительной прибыли и дополнительного дохода с капитала.

Стратегия диверсификации может быть целевой, но в то же время она дает возможность предприятию получить временную передышку, накопить средства для продолжения основной стратегической деятельности. Хотя это не совсем однозначно, поскольку, с другой стороны, диверсификация требует рассредоточения капитала по разным направлениям деятельности. Рассмотрим на нашем примере, что может дать предприятию стратегия, построенная на принципе создания запаса устойчивости.

Предположим, что  предприятие в исходных условиях производило только пезо зажигалки  при стабильной прибыли на единицу продукции в 10 руб. Доля на рынке составляла 10%. Конкуренты снизили долю на 5%, предприятие снизило цену и получало по 6 руб. прибыли на экземпляр. Потери прибыли в новой ситуации составили 70 тыс. (100 тыс. руб. - 30 тыс. руб.), или 70% к величине исходной прибыли (к 100 тыс. руб.).

Предприятие расширило  свою деятельность, производит новую  продукцию – тару из полистирола  и продает их на новом рынке, где  его доля составляет 5%, объем продаж 20 тыс. единиц, прибыль на единицу продукции 5 руб.. Если бы ситуация на старом рынке не изменилась, то предприятие получало бы прибыль по двум видам продукции 200 тыс. руб. В новой ситуации, после диверсификации производства, предприятие получит на 70 тыс. руб. меньше, но к 200 тыс. руб. общей прибыли после диверсификации это составит всего 35%.

Реальные потери предприятия будут еще ниже, так  как сокращение производства пезо зажигалок  за счет падения доли на старом рынке  уменьшило издержки предприятия  на данную продукцию вдвое.

Принцип запаса устойчивости сглаживает последствия отрицательных воздействий рынка на предприятие, проявляя эффект диверсификации, который состоит в том, что те же потери чистой прибыли или чистого дохода с капитала относятся теперь к большей общей прибыли. Это повышает эффективность деятельности предприятия, процент чистого дохода и темпы прироста дохода, т.е. устойчивость предприятия на рынке.

Подчиняясь  изменчивости среды, действия предприятия  тоже становятся сложноконтурной системой. Ш. Майталь изображает процесс в виде двух контуров. Этот процесс также назвают двухконтурным многообразием, так как через вложение прибыли в развитие производства, в новые виды продукции, освоение рынков и т.д. возникают новые вторичные контуры-стратегии. Исходный стратегический контур представляет собой замкнутый «маршрут», по которому предприятие добивается успехов в производстве. Увеличивая объем производства, оно снижает средние издержки. Снижение затрат на единицу продукции дает возможность снизить цены на продукцию без изменения рентабельности. С падением цен растет спрос на продукцию предприятия и увеличивается его доля на рынке. Рост доли, опережающий снижение цены, вызывает увеличение прибыли. Это, в свою очередь, позволяет сделать инвестиции: или вновь в основной капитал (увеличить мощности) - тогда контур замкнется и предприятие возобновит маршрут; или в маркетинг, технологии, различные инновации (т.е. потребительские свойства продукции, услуг), в снижение трудоемкости изготовления продукции, повышение производительности труда, в ценные бумаги и т.д. - и тогда контур смещается вовнутрь (сокращается) или, раздваиваясь, смещается в сторону (расширяется) и возникает его двухконтурное многообразие, многообразие перехода старого контура в новый. Может не быть увеличения объема производства, но снизятся затраты, или появится возможность изменить цену, или при той же цене и тех же издержках увеличится спрос, или увеличится прибыль за счет дохода от ценных бумаг. Контур становится иным под действием той или иной основной слагаемой стратегии - суженным, сокращенным или расширенным, увеличенным.

Например, если инвестиции сделаны в новый вид  продукции, то начинается его производство параллельно с производством  старого. Производство продукции нового вида постепенно становится все более  прибыльным, завоевывает рынок, и предприятие начинает увеличивать объемы ее производства. При этом оно может сокращать объемы производства продукции старого вида, т.е. контур становится шире, появляется иное импульсное звено «производство новой продукции» и измененное последнее звено «сокращение производства продукции старого вида»

Каждый раз, чтобы выйти на второй контур, нужны  не только ресурсы, но и информационно-энергетический источник, который направил бы эти  средства в нужное время в нужное место. Средством, которое может заставить работать такой источник, на наш взгляд, является стратегический анализ-оценка на основе экономической прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Рекомендуемые  направления модернизации и инновационной  стратегии предприятия

 

 

I. Техническая модернизация: оборудование. Все четыре фактора модернизации (обострившаяся конкуренция, сокращение сырьевой базы, давление новых технологий, расширение производства) имеют прямое отношение к необходимости ввода нового оборудования. Нами было выявлено три основных, существующих на рынке и доступных предприятиям канала осуществления технической модернизации.

Модернизация  посредством использования российского  оборудования. Этот способ сегодня является наиболее распространенным вследствие дешевизны: российское оборудование приобретают главным образом по причине ценовой недоступности западного и нежелания осуществлять дорого-стоящую модернизацию в условиях нестабильной экономической ситуации. Отечественные машины, как правило, отличаются слабыми техническими характеристиками и низким уровнем технической поддержки. Модернизация оборудования "по-российски" -это не только его покупка и установка. Использование отечественных машин предполагает их обязательную "доводку" в течение 3-4 мес. на местах, для чего на предприятии создается целая инфраструктура дополнительных специалистов и ремонтников. Предприниматель имеет возможность не нанимать постоянный технический персонал, но привлекать на временную документально не оформленную работу инженеров и мастеров предприятия. В результате предприятие получает оборудование, способное выполнять те же функции примерно в 5 раз дешевле.

С другой стороны, проблема адаптации оборудования и технологий на примере  предприятия оборонной  промышленности выражается в том, что  они попадает в "технологическую ловушку". Низкий производственный потенциал отечественных технологий оказывается быстро исчерпанным.

Модернизация  посредством использования лицензионного  оборудования. На сегодняшний день ряд отечественных предприятий - производителей оборудования - освоил производство технологий по лицензиям ведущих мировых производителей. Пока что лицензионные технологии, хотя и обладают более низкой, нежели у западных, ценой и более высокими производственными характеристиками, чем у традиционных отечественных технологий, пользуются меньшей популярностью из-за отсутствия оптимального соотношения цены и качества.

Модернизация  посредством использования зарубежного  оборудования. Как правило, зарубежное производственное и упаковочное оборудование солидных фирм - это наиболее предпочтительный выбор для предприятия, при наличии финансовых возможностей. В пользу западного оборудования говорят прежде всего его производственно-технические характеристики (качество, долговечность). Западные компании выгодно отличаются также уровнем гарантийного и сервисного обслуживания. В отличие от отечественного импортное оборудование адаптируется более "цивилизованными" методами, часто путем прямого сотрудничества с фирмами-поставщиками.

Использование более  совершенного оборудования предъявляет и более высокие требования к качеству рабочей силы, что заставляет руководство предприятий проводить обучение рабочих и специалистов. Обучение организовывается при помощи специалистов фирм-поставщиков оборудования на базе лучших предприятий Москвы. Как правило, на это идут несмотря на издержки: ведь имея более подготовленных работников, предприятие тем самым повышает свой "технический" и "социальный" капитал, т. е. накапливает преимущества для своего лидерства и в будущем.

II. Продуктные инновации: модернизация производственных технологий. Структура сбыта продукции лёгкой промышленности сегодня напоминает и социальную структуру российского общества: большой объем дешевой продукции, на которую приходится основная прибыль, и маленький, но стабильный сбыт дорогой продукции. Зачастую это инициирует инновации "негативного" типа, т. е. примитивизацию, а не модернизацию технологий. Низкая покупательная способность населения подталкивает предприятия к замещению качественного сырья некачественным.

Конечно, обновление технологий касается и разработки продукции, рассчитанной на потребителей, обеспеченных выше среднего уровня. Это выражается в расширении ассортимента продукции. Предприятие часто разрабатывает продукцию, нередко исходя не столько из прямой экономической выгоды от их производства, сколько из "репутационных" соображений поддержания марки предприятия.

Основным внешним каналом  модернизации производственных технологий является внедрение результатов  НИОКР отечественных профильных институтов. Осуществляются непосредственные закупки разработанных отечественными НИИ технологий. В данном случае речь идет о "вертикальном" трансфере технологий, связанном с коммерциализацией результатов научных разработок. Как и в случае с западным оборудованием, трансфер производственных технологий неотделим от повышения квалификации их потребителей.

3. Модернизация  маркетинго - сбытовой системы предприятий.  Поиск нетрадиционных решений в этой сфере включает, во-первых, активизацию продвижения своей продукции, во-вторых, поиск новых ниш на рынке. В первую группу мероприятий входит проведение рекламных кампаний, разработка фирменных знаков предприятий и оформление упаковки. В лёгкой промышленности, ориентированной на конечного потребителя, привлекательность внешнего вида продукции особенно важна.  Обострение конкуренции заставляет предприятия развивать маркетинговые отделы и производить жесткий отбор специалистов, ответственных за сбыт. Любопытно, что если в 90-е годы частные предприниматели сознательно дистанцировались от всего, что было связано с государством, то теперь, подталкиваемые задачей расширения сбыта, они обратили свои взоры и на государственные организации и "госзаказы".

4. Технологии  работы с персоналом.  Социально ориентированное крупное предприятие отличает поразительно низкая текучесть кадров. Из анализа предприятий обороной промышленности видно, что высший управленческий состав предприятия за последние 10 лет практически не изменился. Из 360 работников предприятия за последний год были наняты 3 или 4 новых человека, 23 уволены - в основном в связи с выходом на пенсию. Кадровые проблемы этих предприятий связаны со старением рядового персонала, а также недостатком квалифицированных специалистов, уровень которых соответствовал бы приобретаемому оборудованию. Судя по всему, причина таких затруднений - относительно низкая заработная плата.

III. Три стратегии модернизации предприятий с целю увеличения прибыли. 
 Как видим, существует, по меньшей мере, три возможные стратегии модернизации, связанные с различными типами предприятий. Имея разные стартовые возможности, предприятия каждое по-своему пытаются компенсировать негативное влияние внешней среды и заложить основы своего лидерства на рынке в будущем.

1. Компенсаторная  модернизация. Она доступна предприятию, ориентированному на массовый рынок дешевой продукции. Суть ее заключается в модернизации за счет отечественного оборудования, причем под "модернизацией" часто понимается просто замена изношенных производственных узлов или расширение производства, не влекущие за собой качественных изменений в работе предприятия. Эта стратегия эффективна в краткосрочном приспособлении к рынку и доступна для относительно мелких и слабых в финансовом плане предприятий. Не имея при этом возможности сделать качественный рывок, предприятие добивается роста прибыли за счет увеличения физических объемов производства. Продуктные инновации часто носят "негативный" характер, направлены на снижение качества продукции и достижения, таким образом ее ценовой конкурентоспособности. Предприятие пассивно приспосабливается под неблагоприятную для развития производства внешнюю среду, и в целом эта стратегия модернизации носит страховочный характер, призвана обеспечить краткосрочное лидерство путем минимальных затрат.

Информация о работе Стратегия инновационного развития предприятия