Структурная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:49, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение сущности и целей структурной политики и ее влияния на развитие экономики страны. Задачи, которые решаются в рамках поставленной цели, следующие:
• изучить сущность структурной политики, ее инструменты, и механизмы действия;
• проанализировать структуру экономики Республики Молдова;
• проанализировать мировой опыт эффективной структурной политики;
• предложить возможности адаптации зарубежного опыта к условиям Республики Молдова.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Структурная политика. Понятие и методологические
аспекты………………………………………………………………………5
1.1 Структурная политика – понятие и инструменты…………………………….5
1.2 Влияние структурной политики на экономический рост……………………12
Глава II. Структурная политика как фактор
инновационного развития..........................................................................15
2.1 Инновационная экономика – как основной приоритет
структурного развития ……………………………………………………....15
2.2 Мировой опыт структурных преобразований……………………………....23
Глава III.Структурные приоритеты Республики Молдова в период глобализации………………………………………………………………..33
3.1Анализ структуры экономики Республики Молдова на современном этапе………………………………………………………………………....33
3.2 Структурная политика как фактор инновационного развития
Республики Молдова……………………………………………………..….40

Заключение………………………………………………………………….47
Библиография……………………………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Структурная политика- готовая дипломная.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

                                                  Содержание

                       

Введение………………………………………………………………………3

 

Глава I. Структурная политика. Понятие и методологические

 аспекты………………………………………………………………………5

1.1 Структурная политика  – понятие и инструменты…………………………….5

1.2 Влияние структурной  политики  на экономический рост……………………12  

Глава II. Структурная политика как фактор

инновационного развития..........................................................................15

2.1 Инновационная экономика – как основной приоритет

структурного развития ……………………………………………………....15

2.2 Мировой опыт структурных  преобразований……………………………....23

 

Глава III.Структурные приоритеты Республики Молдова в период глобализации………………………………………………………………..33

3.1Анализ структуры экономики Республики Молдова на современном  этапе………………………………………………………………………....33

3.2 Структурная политика как  фактор инновационного развития

 Республики Молдова……………………………………………………..….40 

 

Заключение………………………………………………………………….47

Библиография……………………………………………………………….49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

Структура экономики влияет на объем  валового внутреннего продукта (ВВП), а, следовательно, на уровень жизни населения, определяет возможности выхода на внешние рынки, и, соответственно структуру платежного баланса и конкурентоспособность той или иной страны. В современных условиях основой динамичного развития любой страны выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности. Степень развития национальной инновационной сферы формирует основу устойчивого экономического роста. Инновационная система позволяет повысить интенсивность экономического развития страны за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности. Поэтому структурная политика как фактор инновационного развития страны играет очень важную роль в общей экономической политике государства. Актуальность данной проблемы для Республики Молдова предопределила выбор темы дипломной работы.

Целью данной дипломной работы является изучение сущности и целей структурной политики и ее влияния на развитие экономики страны. Задачи, которые решаются в рамках поставленной цели, следующие:

    • изучить сущность структурной политики, ее инструменты, и механизмы действия;
    • проанализировать структуру экономики Республики Молдова;
    • проанализировать мировой опыт эффективной структурной политики;
    • предложить возможности адаптации зарубежного опыта к условиям Республики Молдова.  

Данная работа состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе «Структурная политика. Понятие и методологические аспекты» рассматриваются сущность, инструменты структурной политики и ее влияние на экономический рост. А именно, изучаются понятия структура экономики и структурная политика, критерии выбора приоритетных отраслей,  виды производственных функций, показатель «интеллектуального капитала».

 Во второй главе «Структурная политика как фактор инновационного развития» изучается мировой опыт структурных преобразований как фактора инновационного развития на примере таких стран как Южная Корея и Израиль. В третьей главе «Структурные приоритеты Республики Молдова в период глобализации» анализируется структура экономики Республики Молдова и предлагаются возможные пути адаптации зарубежного опыта к условиям нашей страны.

В работе использовалась система методов, среди которых статистические и аналитические методы, методы научной абстракции, а также методы сравнительного анализа.

При анализе применялись данные Национального бюро статистики, Национального  банка Молдовы, работы отечественных и зарубежных экономистов, интернет- источники.

Объем работы составляет  51 страница, 7 таблиц.

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Структурная политика. Понятие и методологические аспекты

 

    1. Структурная политика – понятие и инструменты

 

Экономическое развитие общества неизбежно  связано с переходами экономики  из одного состояния в другое. В  процессе перехода экономические системы соединяют в себе черты предыдущих и новых экономических моделей. Все без исключения изменения в любой экономической системе приводят к изменению ее структуры.

  Структура экономики - соотношения между элементами экономической системы, выделяемыми в зависимости от рассматриваемого направления анализа. Наиболее распространенными видами структуры экономики является структура факторов воспроизводства, отраслевая структура, стоимостная структура, структура экономики в разрезе крупных ее секторов, структура внутренних и внешних связей, структура экономики региональная, структура производства и потребления, структура инвестиций и др.

 Характеристика экономики с  точки зрения структуры экономики  позволяет увидеть вклад отдельных  секторов и отраслей в производство ВВП.

Каждая укрупненная отрасль  состоит из отраслей, подотраслей  и видов производства. При отнесении  предприятия к той или иной отрасли учитываются назначение товара, вид основного сырья, характер технологического процесса.

Таким образом, структура экономики  представляет собой пропорции отдельных  отраслей или секторов и характеризуется  удельным весом каждого сектора  или отрасли в экономике страны.

Отраслевая структура характеризует  соотношения между различными отраслями  и группами отраслей в производстве валового внутреннего продукта (валового национального продукта), в распределении труда и капитала. Отраслевой принцип классификации связан с существенными отличиями между различными видами производства товаров и услуг. Отрасли отличаются друг от друга структурой валового выпуска: для части из них характерна высокая доля добавленной стоимости, в то время как в валовой продукции других отраслей преобладают текущие материальные затраты. Значительные различия между отраслями существуют в динамике и темпах развития, удельном весе использованной импортной продукции, налоговой составляющей т.д. Вследствие указанных межотраслевых различий, мультипликативные эффекты, возникающие при изменениях тех или иных компонентов совокупного спроса, существенно различаются по отраслях. Для правильной их оценки важно применять адекватную условиям систему методов и концепций.

В соответствии с концепцией экспортируемых и неэкспортируемых товаров важен  отраслевой структурный паритет  между развитием промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, поскольку высокая доля неэкспортируемых товаров, производство которых, как правило, сосредоточено в сфере услуг, может спровоцировать экономический спад, затрудняет процесс стабилизации экономики. Положительные эффекты усиления сферы услуг проявляются, как правило, лишь на определенной фазе экономического цикла - на подъеме экономики, в то же время, отрицательные эффекты остро ощущаются на фазе спада. На фоне отраслевого структурного паритета, приоритетным должно быть развитие технологичных отраслей и производств, обладающих сильными мультипликативными эффектами воздействия на экономику. Уровень жизни населения выше в тех странах, в валовом продукте которых преобладают высокотехнологичные наукоемкие отрасли. Структура экономики отражает качество развития той или иной страны, ее принадлежность к аграрному, аграрно-индустриальному, индустриальному или постиндустриальному типу общественного развития.1

От правильного решения структурных  проблем, выбора структурных приоритетов, во многом зависят возможности экономического роста, уровень жизни населения той или иной страны. Проблема выбора эффективной отраслевой структуры является  одой из ключевых, требующей активного вмешательства государства в этот процесс.2

В настоящее время, в связи со стремительным научно-техническим прогрессом, под воздействием быстро меняющихся условий конкуренции и новых потребностей в экономике, постоянно происходят структурные преобразования, которые реализуются посредством управленческих воздействий.

Цель структурной политики состоит  в том, чтобы обеспечить сбалансированное развитие экономики, техническое совершенствование  производства на основе использования  достижений науки и техники, социальную защиту населения и рост его благосостояния3.

         Главным компонентом рациональной структурной политики государства сегодня является разработка долгосрочной стратегии структурной перестройки воспроизводства, в соответствии с которой могла бы последовательно проводиться "выбраковка", безусловно, неэффективных предприятий и отраслей и задаваться импульс ускоренному росту потенциально (и реально) жизнеспособных звеньев отечественной экономики - и все это протекало бы без заметной угрозы экономической безопасности страны. Такая оптимизация темпов роста различных отраслей попросту невозможна без соответствующих институциональных преобразований.

Важным компонентом структурной  политики является выбор приоритетных отраслей - скоординированные государственные  мероприятия по мобилизации производственных ресурсов в целях помощи национальным производителям в избранных отраслях стать более конкурентоспособными на мировом рынке. В мировой практике существует несколько критериев для выбора приоритетных отраслей:4

- традиционный: поддерживаются депрессивные (стагнирующие) отрасли, переживающие период структурного кризиса и нуждающиеся либо в свертывании производства, либо его перемещении в другие страны (с более благоприятной структурой издержек), либо модернизации для удержания конкурентных позиций;

- поддержка молодых наукоемких отраслей с перспективой повышения конкурентоспособности;

- выбор приоритетных отраслей  осуществляется в направлении  отраслей с высокой добавленной  стоимостью в расчете на 1 работника;

- выделяются отрасли с большими  сопряженными связями, оказывающими наибольшее воздействие на всю остальную экономику;

- учитываются тенденции в мировой   структуре экономики;

- выделяются отрасли с наибольшими  положительными внешними эффектами  (в виде распространения результатов  НИОКР, знаний, создания дополнительной занятости и т.п.).

Оборотной стороной выбора структурных  приоритетов является деинвестирование, сворачивание определенных секторов национального  хозяйства - вплоть до их уничтожения (поэтому  не случайно, что структурные изменения  сопровождаются конфликтными политическими процессами и поисками компромиссов).

Как видим, структурная политика есть одновременно и политика "выбраковки" нежизнеспособных, сдерживающих экономический  рост производств. В рамках нее должны быть четко определены общенациональные приоритеты: кого, как долго, в каких масштабах нужно поддерживать за счет бюджетных субсидий, а кому надо дать умереть естественной смертью. Приоритетными должны быть предприятия "высокой технологии", научно-технический и образовательный потенциал страны, ее энергетическая, транспортная инфраструктура, предприятия экспортной ориентации, а также комплекс отраслей, работающих на массового потребителя. Следовательно, неотъемлемым компонентом обеспечивающей экономический рост структурной политики является механизм банкротств - особенно в наиболее "неповоротливых", наиболее монополизированных отраслях.5

Структурная политика представляет собой  систему мер государственного регулирования  с целью создания условий для  устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройки структуры экономики с целью защиты и поощрения отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или служащих экономическим интересам страны. В большинстве стран важнейшей целью структурной политики является развитие экспортных  отраслей экономики и повышение конкурентоспособности.6

Под структурной политикой понимается совокупность мер, направленных на изменение  структуры производства. Для того чтобы изменить структуру производства, нужно создать условия для  перераспределения основных факторов производства (труд, капитал, технологии) в те сферы деятельности, которые приносят наибольший доход или создают наибольшую добавленную стоимость.

В мировой практике для определения  влияния структурных приоритетов  и других факторов на экономический  рост широко используется метод производственных функций в сочетании с другими  методами моделирования, эконометрики и статистики. Макроэкономическая производственная функция описывает связь между совокупным выпуском, доходом, ВВП и различными видами факторов, затрат или объемами используемых ресурсов.

Информация о работе Структурная политика