Структурная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:49, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение сущности и целей структурной политики и ее влияния на развитие экономики страны. Задачи, которые решаются в рамках поставленной цели, следующие:
• изучить сущность структурной политики, ее инструменты, и механизмы действия;
• проанализировать структуру экономики Республики Молдова;
• проанализировать мировой опыт эффективной структурной политики;
• предложить возможности адаптации зарубежного опыта к условиям Республики Молдова.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Структурная политика. Понятие и методологические
аспекты………………………………………………………………………5
1.1 Структурная политика – понятие и инструменты…………………………….5
1.2 Влияние структурной политики на экономический рост……………………12
Глава II. Структурная политика как фактор
инновационного развития..........................................................................15
2.1 Инновационная экономика – как основной приоритет
структурного развития ……………………………………………………....15
2.2 Мировой опыт структурных преобразований……………………………....23
Глава III.Структурные приоритеты Республики Молдова в период глобализации………………………………………………………………..33
3.1Анализ структуры экономики Республики Молдова на современном этапе………………………………………………………………………....33
3.2 Структурная политика как фактор инновационного развития
Республики Молдова……………………………………………………..….40

Заключение………………………………………………………………….47
Библиография……………………………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Структурная политика- готовая дипломная.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

В условиях малой экономики открытого  типа, каковой является экономика  Республики Молдова, особую роль в преобразовании экономики страны может сыграть  малый и средний бизнес  в  силу присущих ему таких специфических  свойств, таких как обладание предпринимательской инициативой, инновационным потенциалом, готовность к риску, мобильность в принятии и реализации решений, непосредственный контакт с потребителем.

Изменение экономики страны предполагает оздоровление сельскохозяйственного производства, находящегося  в чрезвычайно сложной ситуации. Это тем более важно, что именно данной отраслью обеспечивается национальная продовольственная безопасность страны. Ее возрождение осуществляется путем создания благоприятных условий для развития рыночных отношений на селе, повышения на этой основе  конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции страны, вытеснения ею импорта и наращивания собственного экспортного потенциала33.

Место страны в системе мирового хозяйства, ее конкурентные позиции в мировой экономике во многом предопределятся научно-техническим потенциалом, состоянием и динамикой развития науки и информационных технологий, способностью населения генерировать и применять новые знания. Существует закономерность между среднедушевым валовым внутренним продуктом, отражающим уровень жизни населения, и отраслевой структурой экономики: уровень жизни населения выше в тех странах, в валовом продукте которых преобладают высокотехнологичные наукоемкие отрасли.

Национальным приоритетом во многих странах, пытающихся улучшить качественные параметры социально-экономического развития, становятся инновации.

Новые подходы к отраслевой структурной  политике, ориентированной на инновации, дают реальный шанс отсталым ранее  в экономическом отношении государствам добиться устойчивого экономического роста, улучшить структуру внешней торговли, укрепить позиции на мировом рынке, повысить конкурентоспособность национальной экономики.

В этой связи первостепенной задачей  для Молдовы является необходимость  смены структурных приоритетов для улучшения качества экономического роста и повышения уровня жизни населения страны.

Для обеспечения высоких темпов экономического роста и повышения  конкурентоспособности национальной экономики необходимо разработать  и реализовать на практике концепцию качественно новой инновационно-структурной политики, ориентированной на диверсификацию отраслевой структуры экономики. Данная концепция должна включать конкретные механизмы перехода Молдовы к инновационной экономике.

Инновации и связанные с ними изменения в отраслевой структуре валового внутреннего продукта и структуре внешней торговли, способны создать реальную основу для устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и роста.

Структурные преобразования и переход к инновационной экономике невозможен без государственной поддержки отдельных отраслевых сегментов, ориентированных на развитие инновационных видов деятельности.

Увеличение количества потенциально конкурентоспособных видов деятельности уменьшит зависимость экономики страны от одного сектора -сельскохозяйственного.

Затраты на инновации служат материальной основой отраслевых структурных  трансформаций. Следует вспомнить  опыт структурных преобразований многих стран, в том числе Южной Кореи, Израиля и других и выбрать на его основе конкретные элементы инновационного развития, приемлемые для Молдовы.

  Во многих странах довольно успешными оказались схемы частно- государственного партнерства, с помощью которых государство создавало стимулы  к инновациям в частном секторе, частично участвуя в финансировании инновационных проектов.

Концепция новой структурной политики, ориентированной на формирование инновационной  экономики должна в качестве обязательных условий предусматривать:

1.Использование инструментов государственного регулирования для определения и реализации новых структурных приоритетов. Формы и механизмы воздействия государства на отраслевую структуру экономики могут проявляться в виде прямого регулирования потоков труда и капитала, защите внутреннего производителя и стимулировании конкуренции на первых этапах; финансировании развития инфраструктуры рынка и информационной базы для бизнеса; увеличении государственных расходов на науку; поддержке образовательных учреждений, совершенствовании системы правовой поддержки (разработка необходимых правовых норм,  предоставлении налоговых льгот, информационном обеспечении, защите интеллектуальной собственности).

2.Выделение инноваций в качестве  национального приоритета. Для реализации  этого приоритета необходимо активизировать поиск инновационных продуктов на международных рынках для последующей их адаптации на рынке Молдовы. При этом можно использовать опыт Израиля, который занимает одну из лидирующих позиций в развитии инновационной экономики.

3.Создание условий и механизмов, позволяющих заинтересовать предприятия реального сектора экономики в поиске новых технологий для традиционного производства (пищевая, обувная, текстильная промышленность) и трансформации традиционных технологий и продуктов, существующих на национальном рынке, в инновационные или квазиинновационные. В данном процессе одним из основных источников информации могут быть данные Агенства по регистрации объектов интеллектуальной собственности (АGEPI).

4.Создание необходимых условий  для привлечения инноваций и иностранного капитала в новые наукоемкие производства.

5.Усиление экспортной ориентации  экономики и введение системы  налоговых и экспортных  льгот,  в первую очередь для экспортеров,  работающих в приоритетных отраслях.

6. Разработку долгосрочной национальной программы экспортно-ориентированной индустриализации, включающей систему мер и стимулов по продвижению экспорта. Среди таких мер могут быть государственные займы, гарантии и другие формы поддержки  экспортеров.

7.Разработку комплекса мер, обеспечивающих выборочную защиту и поддержку местных производителей.

8.Стимулирование создания и  развития новых инновационных  структур: по принципу технологических  бизнес инкубаторов, инновационных  кластеров, венчурных фондов, исследовательских технологических и промышленных парков, а в перспективе- региональных кластеров и технополисов. В данном случае можно использовать опыт США, Японии, Южной Кореи, Израиля.

9.Создание условий для реального  взаимовыгодного партнерства малого  и среднего бизнеса с университетами, научными структурами, что должно позитивно отразиться на повышении конкурентоспособности национальной экономики. Для этого можно было бы использовать хорошо зарекомендовавшие себя в ряде стран схемы региональной кластеризации, обеспечивающие стимулы к взаимовыгодному сотрудничеству бизнеса с вузами и научными структурами.

10. Расширение информационных связей  между финансовыми институтами,  фирмами, научными и учебными  учреждениями, системой подготовки  и переподготовки кадров.

11. Повышение интеллектуального и профессионального уровня рабочей силы. Помимо повышения квалификации уже работающего персонала, молдавские предприятия должны быть заинтересованы в целенаправленной подготовке кадров. Примером может послужить опыт компании Microsoft, которая проводит конкурсы с целью отбора наиболее развитых и талантливых школьников. В дальнейшем, компания берет на себя обязательства по финансированию их обучения в высшем учебном заведении и предоставлению рабочего места после окончания учебы. Государство также должно быть заинтересовано в повышении уровня менеджеров высшего звена государственных предприятий. В данном случае может оказаться полезным опыт Китая, который направляет на обучение и стажировку в Европу и США молодых  и самых талантливых  менеджеров. Вернувшись на родину они применяют полученные знания в своей стране, обеспечивая тот самый экономический рост, который называют китайским «чудом».

12.Создание условий для уменьшения  инвестиционных рисков для бизнеса  на основе использования различных форм взаимодействия рыночных и государственных структур, известных в мировой практике.

13.Сокращение импорта потребительских  товаров при одновременном поощрении  импорта технологического оборудования  и машин.

14.разработку и внедрение комплекса  мер, направленных на тесное сотрудничество государственных органов с профсоюзами, ассоциациями предпринимателей, экологами, другими общественными организациями в целях консолидации общества, активизации творческих сил всей нации.

14.Создание эффективной системы  контроля за действиями бюрократического аппарата и усиление мер в борьбе с коррупцией. Решение данной задачи требует больших усилий со стороны государства, поскольку она связана с изменением менталитета общества. Это длительный и трудный процесс, однако, без него невозможно повысить национальную культуру ведения бизнеса.

Отраслевая политика, ориентированная  на инновации в структурном развитии, успешно проводится во многих странах. Мировой опыт показывает, что таким  образом отсталым ранее в экономическом  отношении государствам удается добиться устойчивого экономического роста, улучшить структуру внешней торговли, укрепить позиции страны на мировом рынке и повысить конкурентоспособность национальной экономики.

Молдова должна проводить эффективную  отраслевую политику, которую следует рассматривать как инновационный процесс. Его реализация предполагает использование инструментов государственного регулирования для формирования адекватной институциональной среды, определения структурных приоритетов и выбора модели адекватной и эффективной макроэкономической политики. При этом источниками позитивных внешних эффектов должны быть экспорт и прямые инвестиции, а объектом воздействия – отдельные сегменты различных отраслей, обладающие экспортным потенциалом.34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

                                              Заключение

 

В результате выполнения дипломной  работы, в  соответствие  с поставленной  целью, были изучены сущность и инструменты  структурной политики, а  также  ее влияние на развитие экономики страны. На  основе проведенного анализа были сделаны следующие основные выводы.

1.Для Республики Молдовы необходимо реализовать структурные приоритеты, которые были бы направлены на рост экономического потенциала и конкурентоспособности страны.

2.Мировая практика показывает, что производство новых знаний, создание наукоемких, инновационных технологий – это те сферы деятельности, в которых создается наибольшая добавленная стоимость и которые при прочих равных условиях обеспечивают максимальную норму прибыли.

3.Инновационная экономика основана на интеллектуальном капитале той или иной страны. Это значит, что для любой страны, которая хочет улучшить параметры экономического роста и повысить конкурентоспособность на мировых   рынках, наука должна стать приоритетной отраслью в структуре экономики. Та страна, которая будет инвестировать в науку, имеет шанс стать богаче.

4.Экономика Республики Молдова является экономикой переходного периода, для которой характерны структурные преобразования национальной хозяйственной системы. Основной целью данных структурных трансформаций является необходимость преодоления сформировавшихся в предшествующий период дисбалансов.

5.Для того, чтобы экономика Молдовы  возродилась, мы предлагаем, применив  опыт Израиля, при помощи правительства ужесточить фискальную политику, провести структурные реформы, направленные на развитие конкуренции и более свободного рынка, повышение потребительского спроса, развитие туристического сектора и увеличение экспорта.

Также анализируя опыт Южной Кореи, курс Молдовы должен быть направлен в первую очередь на создание высокотехнологичных отраслей, ориентированных преимущественно на внешний рынок и характеризующихся высокой капиталоемкостью и предъявляющих высокие требования к квалификации рабочей силы. Одним из важнейших факторов внутреннего характера должны стать образование и наука. Также необходимо создать развитую базу научных разработок, такие как научно-производственные парки, НИИ, рискофирмы. При этом государство должно увеличить затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

5. В условиях малой экономики  открытого типа, каковой является  экономика Республики Молдова,  особую роль в преобразовании  экономики страны может сыграть  малый и средний бизнес  в силу присущих ему таких специфических свойств, таких как обладание предпринимательской инициативой, инновационным потенциалом, готовность к риску, мобильность в принятии и реализации решений, непосредственный контакт с потребителем.

Но для этого необходимого долгосрочная программа преобразований, разработка которой требует широкого привлечения ученых-специалистов в данной области. В свою очередь ее реализация предполагает проведение не только денежно-кредитной и финансовой, но прежде всего активной промышленной, структурной политики, которая должна стать доминирующей среди других направлений политики с выделением соответствующих приоритетов в бюджетных расходах.

Информация о работе Структурная политика