Структурная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:49, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение сущности и целей структурной политики и ее влияния на развитие экономики страны. Задачи, которые решаются в рамках поставленной цели, следующие:
• изучить сущность структурной политики, ее инструменты, и механизмы действия;
• проанализировать структуру экономики Республики Молдова;
• проанализировать мировой опыт эффективной структурной политики;
• предложить возможности адаптации зарубежного опыта к условиям Республики Молдова.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Структурная политика. Понятие и методологические
аспекты………………………………………………………………………5
1.1 Структурная политика – понятие и инструменты…………………………….5
1.2 Влияние структурной политики на экономический рост……………………12
Глава II. Структурная политика как фактор
инновационного развития..........................................................................15
2.1 Инновационная экономика – как основной приоритет
структурного развития ……………………………………………………....15
2.2 Мировой опыт структурных преобразований……………………………....23
Глава III.Структурные приоритеты Республики Молдова в период глобализации………………………………………………………………..33
3.1Анализ структуры экономики Республики Молдова на современном этапе………………………………………………………………………....33
3.2 Структурная политика как фактор инновационного развития
Республики Молдова……………………………………………………..….40

Заключение………………………………………………………………….47
Библиография……………………………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Структурная политика- готовая дипломная.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)
  1. Принцип динамичности означает, что отраслевую структурную политику нельзя рассматривать как единовременный акт. Это процесс, требующий постоянной коррекции и обновления целей, приоритетов и инструментов воздействия на экономику.

Для выработки отраслевой политики не существует неизменного трафарета  или модели.

Со временем меняются обстоятельства ее осуществления, приоритеты и целевые установки, однако сам процесс структурных преобразований – это перманентный эволюционный процесс, направленный на повышение экономического потенциала и создание условий для устойчивого экономического роста.

  1. Суть следующего принципа – принцип учета национальной специфики – заключается в том, что цели и результаты структурного реформирования завися от возможностей и ограничений в существующей институциональной структуре, региональной специфики и национальных особенностей страны, а также этапа ее экономического развития.

Правительство одной страны, например, может избрать для целевых вложений общественного капитала отдельные сегменты сферы услуг или сельского туризма, правительство другой – сектор биотехнологий или программного обеспечения. для третьей страны приоритетными могут стать какие-либо другие сферы и области деятельности. Однако, в любом случае, необходимо учитывать национальные особенности, производственный потенциал, конкурентоспособность на мировом рынке (например, через уровень экспорта), а также коэффициент глобализации экономики конкретной страны.

  Одним из критериев эффективности структурных трансформаций, полученных в результате проведения отраслевой структурной политики, является производительность общественного труда, как по абсолютному уровню, так и с учетом ее динамики. В качестве дополнительных критериев можно использовать сравнение динамики развития данной отрасли с показателями аналогичных отраслей в соседских странах, а также динамику объемов экспорта «новых» товаров и услуг. Уровень экспорта является хорошим индикатором, поскольку позволяет достаточно просто оценить положение дел в отрасли относительно конкурентов на мировом рынке.

Анализ структурных проблем  открытой экономики начинается обычно с внешней торговли, поскольку внешняя торговля, и в частности, объемы экспорта и импорта, непосредственно влияют на уровень производства, занятости, цен и другие макроэкономические показатели.

Важнейшим критерием эффективности  национального производства и его отраслевой структуры является конкурентоспособность  производимой продукции, которая апробируется на внешних рынках в процессе внешней торговли. Правильно выбирая структурные приоритеты, можно в принципе расширить производственный потенциал и выйти за границу производственных возможностей.

Рост производства в экспортных отраслях, увеличивает объем ВВП  страны и свидетельствует о возрастающем спросе на отечественные товары за рубежом. Напротив, рост импорта отвлекает  часть внутреннего спроса на товары и услуги, производимые в других странах, и тем самым снижает стимулы для внутреннего производства.

Международная торговля является средством, с помощью которого страны могут  повысить эффективность использования  ресурсов и тем самым увеличивать  общий объем выпуска.15

Результаты НИОКР, осуществляемые в высокотехнологичных отраслях, способствуют ускоренному развитию других секторов экономики. Воздействие  инновационных технологий распространяется на все отрасли экономики –  сельское хозяйство, промышленность и сферу услуг. Именно научно-технический прогресс способствовал опережающему развитию третичных (сфера услуг) и четвертичных (информационный сектор экономики) видов деятельности. Быстрое развитие информационного сектора экономики в современный период обеспечивает переход наиболее развитых стран от постиндустриального к информационному, или постсервисному обществу. Информация и знания выступают в настоящее время как непосредственная производительная сила, как фактор экономического роста.

Размеры наукоемкого сектора и масштабы использования высоких технологий характеризуют научно-технический и экономический потенциал страны.

Размещение современных НИОКР  характеризуется крайней неравномерностью и очень высокой концентрацией  в экономически развитых странах. Отсюда и высокая концентрация в размещении новейших, наукоемких промышленных производств  в мировой промышленности. На высокоразвитые страны приходится свыше 80% финансирования всех НИОКР мира и занятого в этой области научного персонала.16

Удельный вес наукоемких и высокотехнологичных товаров в промышленности большинства развитых стран возрастает, вследствие чего изменяется отраслевая структура промышленности.

Самой высокой долей наукоемкой продукции отличается экспорт Японии (суммарная доля средне- и высокотехнологичной продукции превышает 80%). В США, Швейцарии и других развитых странах этот показатель ниже, хотя и превышает 60%.

Несомненными лидерами по объему торговли высокотехнологичными товарами являются США, Япония, ФРГ, Великобритания. За ними следуют Сингапур, Франция, о. Тайвань, Нидерланды, Республика Корея, Малайзия, Китай, т.е. не только высокоразвитые страны. На долю 25 стран-лидеров приходится 97% мирового рынка наукоемкой промышленной продукции. 17

Место страны в системе мирового хозяйства, ее конкурентные позиции в мировой экономике во многом предопределяется научно-техническим потенциалом, состоянием и динамикой развития науки и информационных технологий, способностью населения генерировать и применять новые знания.18

 

 

                  2.2 Мировой опыт структурных преобразований

Успехи стран в условиях глобализации в значительной степени обусловлены  структурной политикой, направленной на обновление технологий, внедрение  инноваций, освоение новых рыночных ниш.

Опыт развития многих стран показывает, что государственное воздействие направлено на создание стимулов к внедрению новых технологий, к выходу на новые рынки, созданию новых видов бизнеса, отраслей и производств. Упор делается на инновации и обработку механизмов их внедрения в экономику страны.

Рассмотрим опыт структурных преобразований на примере  таких стран как  Южная Корея и Израиль. При этом сравним Молдову по некоторым экономическим показателям с этими странами. Несмотря на  примерное сходство площади территории и численности населения, экономическое положение этих стран совершенно отличается (Таблица 1).

                                                                                                  Таблица 1

                    Сравнительные  макроэкономические показатели19

Показатель

Южная Корея

Израиль

Молдова

Площадь территории (тыс. км2)

99,3

27,8

33,7

Численность населения (млн. чел)

45,6

7,3

3,6

ВВП (по ППС, млрд.US$)

1467

217

10,6

Доля в мировом ВВП (%)

1,5

0,43

0,01

Инвестиции (% от ВВП)

28,70

16,70

21,70

Расходы на НИОКР (% от ВВП)

3,21

4,86

0,55

Доля сферы услуг (% от ВВП)

57,5

65,7

60,6

Доля промышленности (% от ВВП)

39,5

31,7

17,6

Доля с/х (% от ВВП)

3

2,6

21,8


Южная Корея во второй половине истекшего  столетия олицетворяла собой динамизм экономического роста развивающихся стран Восточной Азии. Не обладая сколько-нибудь значительными природными ресурсами, она производит около 1,5% ВМП (Таблица 1), имея всего лишь 0,8% мировой численности населения. В стране была осуществлена индустриализация хозяйства, в структуре которой произошли коренные изменения. Южная Корея вошла в ряд стран среднего уровня развития с развитыми товарно-денежными отношениями.

Как известно, нормальное функционирование любого хозяйства обеспечивается не только наличными трудовыми, природными ресурсами, капиталом, техникой и технологией, но и способностью их рационального соединения, обеспечивающего эффективность производства и рынки сбыта произведенных продуктов.

Качественные изменения положения  Южной Кореи в мировом хозяйстве  произошли буквально на глазах одного поколения. Южная Корея — часть Кореи, освобожденной от японской колонизации и оказавшейся разделенной после Второй мировой войны. В середине 50-х годов по уровню экономического развития она относилась к группе отсталых страна ВВП на душу населения не превышал 100 долл.

Экономическое возвышение Южной Кореи  определялось высокими темпами прироста ВВП. Благодаря высоким темпам роста  валового продукта реальный доход на душу населения удваивался каждые 10—12 лет.

Высокие темпы роста базировались на постоянном увеличении капиталовложений. Вложения в основной капитал достигали самой высокой нормы среди индустриальных стран. Уровень капиталовложений на 1—1,5 пункта превышал норму национальных сбережений. Этот разрыв покрывался привлечением иностранного, в основном ссудного, капитала, нередко в краткосрочной форме.

С начала 60-х гг. страна приступила к реализации экспортно-ориентированной  стратегии роста на основе государственно регулируемого рыночного механизма. С 1962 г. реализуются пятилетние планы. В 60-70-е гг. правительство осуществляло прямое вмешательство в деятельность бизнеса, но в 80-е гг. страна вступила в новый период – либерализации экономики. Концентрация и централизация привели к возникновению крупных многоотраслевых монополий – «чеболей», которых насчитывается около 50, из них «Хёндэ», «Самсунг», «Эл Джи», «Дэу» вошли в число 100 крупнейших ТНК мира. Одновременно в Корее насчитывается около 900 тыс. малых и средних предприятий, на которых занято свыше 50% рабочей силы и которые производят около 30% ВВП.

Центральным звеном перестройки была определена индустриализация, но ее предполагали осуществить не по классической европейской или американской модели, а сразу с опорой на новейшие достижения НТР. Поэтому курс был взят не только на ускоренный рост производства средств производства, но и в первую очередь на создание высокотехнологичных отраслей, ориентированных преимущественно на внешний рынок, характеризующихся сравнительно высокой капиталоемкостью и предъявляющих довольно высокие требования к квалификации рабочей силы. Основой для экономики  Южной Кореи послужила, прежде всего  японская модель.

При претворении  в жизнь намеченной стратегии  развития эта страна, опиралась в  первую очередь на свои огромные трудовые ресурсы, к тому же непрерывно пополняющиеся благодаря высокому естественному приросту населения. Можно сказать, что дешевая и в то же время достаточно дисциплинированная и квалифицированная рабочая сила послужила здесь основным внутренним фактором социально-экономического роста.

Одним из важнейших  факторов внутреннего характера является образование и наука. Правительство Южная Корея обеспечило прорыв к высоким международном позициям во многом благодаря тому, что ввело обязательное бесплатное 6-летнее начальное образование, подняло уровень общей и профессиональной подготовки молодежи до современных стандартов. Около 80% корейских вузов являются частными. Приоритетность образования среди всех государственных проблем привела в этих странах к «образовательному взрыву», изменившему качество их трудовых ресурсов. Сейчас расходы на образование составляют 3,7% от ВВП. К тому же студенты из этих стран, обучающиеся в США и Западной Европе, после окончания учебы в подавляющем большинстве возвращаются домой, хотя и получают на родине значительно меньшую зарплату.

Утверждению южно-корейского хозяйства  на современном уровне способствовало создание достаточно развитой базы научных и инженерно — конструкторских разработок. В 80-е годы в этой сфере были созданы научно-производственные парки, НИИ, рискофирмы. В научно-производственных парках осуществляются экспериментальное мелкосерийное производство, разработка новых технологий, изделий и материалов. В случае положительных результатов организуется массовый выпуск новой продукции.

С 1987 г. действовал 15-летний план, определивший основные направления научно-технической  политики государства. В нем было намечено развитие разработок в сфере микроэлектроники и чистой химии, информатики и автоматизации производства. В этих отраслях Южная Корея должна выйти на передовые позиции в мире. Определенные перспективы план намечал в исследованиях в области аэронавтики и космической технологии. В 1993 г. был выведен на орбиту исследовательский спутник, созданный на основе собственных технологий.

По оценкам, общий уровень технологического развития Южной Кореи составляет 40% среднего уровня индустриальных стран  Запада. Это подтверждают данные об относительной численности научно-технических сотрудников и исследователей — 22 человека на 10 тыс. населения (в США — 36, Японии — 49) 

В ряде производств Южная Корея  заняла заметное место в мире. Это  прежде всего судостроение — примерно 1/3 мирового выпуска, сталь — 4%, а также полупроводники — 14%, телевизоры, автомобили.

 Затраты на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы составляют 3,21% ВВП (Таблица 1). На долю государственного сектора приходится 27% инвестиций в науку и 73% - на частный сектор20. Правительство Республики Корея планирует к 2025 г. войти в семерку передовых стран по уровню конкурентоспособности в области науки. Перенимая западный опыт, они пошли также по пути создания индустриальных и научных (технологических) парков и технополисов. В них принимают участие крупные предприятия ведущих отраслей, которые получают финансовые и налоговые льготы.

Информация о работе Структурная политика