Структурная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:49, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение сущности и целей структурной политики и ее влияния на развитие экономики страны. Задачи, которые решаются в рамках поставленной цели, следующие:
• изучить сущность структурной политики, ее инструменты, и механизмы действия;
• проанализировать структуру экономики Республики Молдова;
• проанализировать мировой опыт эффективной структурной политики;
• предложить возможности адаптации зарубежного опыта к условиям Республики Молдова.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Структурная политика. Понятие и методологические
аспекты………………………………………………………………………5
1.1 Структурная политика – понятие и инструменты…………………………….5
1.2 Влияние структурной политики на экономический рост……………………12
Глава II. Структурная политика как фактор
инновационного развития..........................................................................15
2.1 Инновационная экономика – как основной приоритет
структурного развития ……………………………………………………....15
2.2 Мировой опыт структурных преобразований……………………………....23
Глава III.Структурные приоритеты Республики Молдова в период глобализации………………………………………………………………..33
3.1Анализ структуры экономики Республики Молдова на современном этапе………………………………………………………………………....33
3.2 Структурная политика как фактор инновационного развития
Республики Молдова……………………………………………………..….40

Заключение………………………………………………………………….47
Библиография……………………………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Структурная политика- готовая дипломная.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Одной из основ экономической стратегии  Южной Кореи была и остается ориентация на максимальное привлечение иностранного капитала. Правительство этой страны пошло на ослабление соответствующих ограничений, а подчас даже на приближение условий деятельности филиалов и дочерних компаний иностранных фирм к режиму, принятому для национальных фирм. В 70—80-е гг. особое место в этой политике стало занимать создание свободных экономических или экспортных зон — территорий, на которых иностранные предприниматели пользуются преимуществами административного и финансового характера, где по сниженным тарифам им предоставляется необходимая инфраструктура и где ограничивается деятельность профсоюзов.

Таким образом, к особенностям хозяйственного развития, которые лежали в основе интенсивного экономического роста Южной Кореи, можно отнести:

-высокий уровень сбережений и инвестиций;

-экспортная ориентация экономики;

-высокая конкурентоспособность  в связи с относительно низкими  ставками заработной платы;

-значительный приток  иностранных прямых и портфельных  инвестиций в силу; относительной либерализации рынков капиталов;

-благоприятные институциональные  факторы становления "рыночно  ориентированной" экономики.

  Южнокорейская модель стимулирования инноваций на базе частно-государственного партнерства позволила стране значительно улучшить отраслевую структуру экономики  и структуру внешней торговли, обеспечить приоритетное развитие наукоемких производств, освоить новые высокотехнологичные ниши на мировом рынке, повысив тем самым конкурентоспособность национальной экономики. Конечным результатом всех преобразований явился рост уровня жизни населения страны.21

  Израиль сегодня единственная на Ближнем Востоке постиндустриальная высокотехнологичная страна с развитой рыночной экономикой. 
 Обобщающим показателем экономического развития страны является ВВП на душу населения, выражающий совокупную стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах. К 2007 Израиль вышел на 18 место в мире по размеру ВВП на душу населения, поднявшись с 2005 году на три ступеньки. Израиль буквально ворвался в группу таких богатых могущественных государств, как Франция  и Германия. Мировой финансовый кризис 2008-2009 вызвал небольшой  спад в Израиле, но после многих лет осмотрительной налогово-бюджетной политики и серии либеральные реформ, устойчивыми банковском секторе, в  экономике появились признаки быстрого восстановления. ВВП Израиля вырос за 60 лет почти в сто раз. А если к этому добавить условия, в которых находится все эти десятилетия Израиль, учесть почти 600 млрд. долл., истраченных за эти 60 лет на оборону, войны, борьбу с террором, косвенный ущерб и потери, составляющие также несколько сотен млрд. долл., то есть исключить влияние неблагоприятных факторов,  которые не знала во второй половине 20-го века ни одна страна Европы, то Израиль имел бы ВВП на душу населения примерно на 30—35% выше.  
     За период 1990—1996 гг. ВВП возрос на 42%. Начиная с середины 90-х, в экономике Израиля произошли существенные структурные изменения, связанные с переориентацией на промышленность высоких технологий. С 1995 года объём производства в «традиционных» отраслях практически не изменился, в то время как в высокотехнологичном секторе он рос быстрыми темпами.  
 Экономика страны возродилась в 2004 г., зафиксировав высокие темпы, благодаря хорошей внешней конъюнктуре и правительственным мерам по ужесточению фискальной политики, структурным реформам, направленным на развитие конкуренции и более свободного рынка, повышению потребительского спроса, восстановлению туристического сектора и прямых иностранных инвестиций в сочетании с быстрым увеличением экспорта.

  В 2006 году Израиль пережил свой четвертый с момента создания, экономический расцвет, который длился  более 4-х лет. Валовой продукт частного сектора вырос в 2005 г. на 6.7%. 2006-й год был рекордным и по капиталовложениям. 20 миллиардов долларов было инвестировано в израильскую экономику, из которых 8 миллиардов — реальные капиталовложения в экономику.

  Мировой экономический форум  (ICT) в разделе научных технологий и коммуникации поставил Израиль на 12-е место в мире среди 82 стран, участвовавших в исследовании. Это произошло, по мнению экспертов, за счет бурного развития науки и улучшения управления макроэкономикой, нашедшего свое выражение в структурных реформах, снижении бюджетного дефицита, уровня налогообложения и национального долга. Особенно повлияло на рейтинг Израиля завершение реформ в области фондового рынка. Самые впечатляющие перемены произошли в сфере израильских финансовых рынков, которые теперь стали очень высокоразвитыми, даже с точки зрения международных стандартов.

   Локомотивом израильской промышленности стабильно в течение последних 15 лет являются новые технологии, на долю которых приходится большая часть роста, и удельный вес которых в валовом продукте страны постоянно растет.  
   В списке крупнейших центров высоких технологий Израиль занимает второе место после знаменитой Силиконовой долины в Калифорнии. 
В Израиле уже сегодня на тысячу работников бизнес сектора приходится 12 ученых, этот показатель выше, чем в США, Японии и Финляндии, государствах, занимающих лидирующие позиции в области высоких технологий. 
 Отрицательный платежный баланс, впервые в истории страны уступил в 2006 году место профициту. Экспорт превысил импорт на 1,5 миллиарда. Экспорт в последние годы растет на 7% ежегодно. Темпы роста инвестиции — 6—7.5%. Безработица за этот период снизилась — с 9% до почти 7,5%. Отношение минимальной зарплаты в Израиле к душевому ВВП несколько выше, чем в США, Британии, Ирландии и Испании и, более или менее равно Голландии, Франции, Греции и Бельгии. Величина минимальной зарплаты в 50 % от средней, — это общепринятый в мире показатель, в Израиле она немного больше.  
  В Израиле на каждые сто тысяч человек приходится 385 врачей (7-е место в мире) — вдвое больше, чем, например, в Великобритании. Средняя продолжительность жизни в Израиле одна из самых больших в мире: для мужчин – 78,5 лет, женщин – 82,2 года. Инфляция     находится   последние годы на естественном уровне 1—2% в год.

Структура израильской экономики  во многом напоминает американскую и  западноевропейскую. Доля сельского  хозяйства очень небольшая — 2,6 %. Вместе с тем по урожайности в сельском хозяйстве Израиль делит с Нидерландами первое-второе место (еще несколько поколений назад евреи практически были полностью оторваны от сельского хозяйства). Сельское хозяйство удовлетворяет население по большому числу продуктов. Многие сельхозпродукты Израиль экспортирует. Доля промышленности составляет —31,7%, сферы услуг —65,7% 
           Основными отраслями промышленности страны являются авиационная, электроника, средства связи, программное обеспечение, медицинская, алмазная промышленность, текстиль, пищевая. Промышленность Израиля ориентируется на производство научных товаров, в первую очередь, на основе собственных научных разработок и технических новинок. Она достигла мирового уровня в медицинской электронике, агротехнике, в области телекоммуникаций, программного обеспечения, опреснения морской воды, «солнечной» технологии, промышленной химии, в обработке алмазов и др. Израильская индустрия брильянтов производит около 80% мировых поставок малых полированных камней. 40% всех бриллиантов шлифуются в Израиле, что делает его крупнейшим торговым и производственным центром в мире в этой области промышленности. 
 По уровню инвестиций в НИР и высоких технологий страны (4.3% ВВП) Израиль прочно держит первое место в мире (США — 2,2%). По числу выпускников университетов на тысячу жителей —2-е место в мире.  
Будущее экономическое развитие Израиля связано с дальнейшим расширением области применения новых и сверхновых технологий и разработки на этой основе крупных проектов. Рассмотрим несколько направлений, который могут сыграть в будущем особенно большую роль в развитии экономики.

  Главным фактором повышения эффективности израильской экономики является в настоящее время и на обозримую перспективу формирование такой рабочей силы, которая опережала бы по квалификации все другие страны мира. Этому благоприятствует несколько факторов. В течение столетий евреи были среди первых в школах и университетах в странах диаспоры. И это воспринималось как само собой разумеющееся. Наличие «еврейских мозгов», с повышенным, как показывают все независимые расчеты, IQ, традиции в еврейских семьях дать детям хорошее образование, приезд в страну сильной «русской» творческой интеллигенции, наличие первоклассных университетов и научно- исследовательских компаний и других центров, острая необходимость выжить в конкурентной борьбе — вот только несколько  эле- ментов. 
 Израиль по рейтингу своих специалистов в области высоких технологий находится на одном из первых мест в мире, здесь работают филиалы и отделы крупнейших международных компаний, занимающихся телекоммуникациями, микроэлектроникой, компьютерным программным обеспечением и др. Каждый четвертый израильский рабочий имеет высшее образование. Это третье место в мире, после США и Нидерландов. А каждый восьмой работник — магистр или доктор наук.

  Только имея высокообразованную, нестандартно мыслящую и трудолюбивую молодежь, Израиль может надежно находиться в числе экономических и научно-технических лидеров.22

Таким образом, можно сделать вывод, что политика стимулирования инноваций является неотъемлемой частью структурной политики. Затраты на инновации служат материальной основой изменений в отраслевой структуре производства.

Выбор в качестве приоритетных наукоемких отраслей ведет, в конечном счете, к формированию экономики, основанной на знаниях, что в свою очередь, создает реальную основу для повышения конкурентоспособности экономики страны.

В условиях глобализации и усилия мировых интеграционных процессов, наукоемкий вектор в структурном развитии стал определяющим для большинства стран. Мировой опыт показывает, что отсталые ранее в экономическом развитии страны демонстрируют значительные успехи, перестраивая традиционную структуру производства, делая акцент на развитие наукоемких отраслей. Такими отраслями являются электроника и телекоммуникации, информационные технологии, биотехнологии для сельского хозяйства, пищевой промышленности, здравоохранения, инфраструктурные и строительные технологии и др.23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Структурные приоритеты Республики Молдова в период глобализации

 

3.1Анализ структуры  экономики Республики Молдова  на современном этапе

         

Молдова - европейская  страна с переходной экономикой, которая  согласно классификации Мирового Банка, относится к странам с низкими доходами.

По индексу человеческого развития, объединяющему три показателя - ВВП  на душу населения, уровень образования  и продолжительность жизни - Молдова  занимает 99 место в 2010 году, в то время  как в 1990 году республика находилась по этому показателю на 64 месте среди 174 стран, включаемых в рейтинг-лист ООН. В 1990 году индекс человеческого развития был максимальным для Молдовы и составлял 0,736. В 2010 году данный коэффициент снизился до уровня 0,623.

Пока Молдова остается самой бедной европейской страной с самым низким в Европе валовым национальным доходом (ВНД) на душу населения. В таблице 2 представлена динамика ВНД на душу населения за период 1995-2010гг. Развитие страны со времени обретения независимости происходило в непростых условиях. Молдова, как и другие бывшие социалистические страны, пережила глубокий экономический спад в процессе кризиса, возникшего в результате реформирования плановой централизованной экономики в экономику рыночного типа.24

 

                                                                                                                  Таблица 2

Динамика ВНД на душу населения  за период 1995-2009 гг25

Годы

1995

1999

2002

2003

2005

2006

2007

2008

2009

2010

ВНД на душу населения,US$

820,0

350,0

400,0

590,0

781,7

1,030

1,160

1,500

1,560

1,452


 

  На протяжении 2001-2008 гг. экономика Молдовы развивалась умеренными темпами. Ежегодные темпы прироста ВВП в среднем составляли 6,4%. По показателю ВВП на душу населения среди стран СНГ Молдова находится на низком уровне (Таблица 3). В абсолютных показателях ВВП страны в 2008 году достиг  5,13 млрд. долл. США. Под влиянием мирового кризиса в Молдове произошел экономический спад, который привел к сокращению ВВП в 2009 году на  6,5%. В 2010 году  ВВП составил 5,98 млрд. долл. США (рост на 6,9% по сравнению с 2009г.).

                                                                                                                                                                     Таблица 3

Сравнительные показатели среднегодового ВВП на душу населения по некоторым    странам СНГ, (в текущих ценах, US$)26

 

   Страна

              2008

            2009 

        2010

Российская Федерация 

9 994

9 104

9 370

Казахстан

8 410

6 693

6 740

Беларусь

6 217

5 029

5 540

Азербайджан

5 460

4 856

4 840

Украина

3 913

2 488

2 800

Молдова

1 769

1 495

1 590


 

С точки зрения ресурсов наибольшее влияние на падение ВВП оказали 

промышленность (-2,7 п. п.), строительство (-1,4 п. п.) и налоги (-1,2 п. п.) (Таблица 4).

На протяжении 2005-2009 гг. экономический рост в Молдове отмечался почти по всем видам деятельности, однако лидирующие позиции принадлежали сфере услуг (Таблица 4). Более того, это единственная отрасль, которая в 2009 году продемонстрировала рост, тем самым увеличив свой вес в структуре ВВП до 61%. На промышленность и сельское хозяйство в 2009 году пришлось 13% и  8,4% ВВП, соответственно (Таблица 4).

                                                                                                  

 

                                                                                                  Таблица 4

            Структура ВВП Молдовы по видам экономической деятельности, %27

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

Сельское хозяйство,охота и лесное хозяйство,рыболовство,рыбоводство

16,4

14,5

10,0

8,8

8,4

Промышленность, включая энергетику

15,8

14,7

14,3

13,9

13,0


 

 

                                                                                                               Продолжение Таблица 4

 

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

Строительство

3,3

4,0

4,8

5,0

3,4

Деятельность в сфере предоставления услуг, в т. ч.:

50,5

52,8

56,3

56,7

60,8

• торговля, ремонт автомобилей, бытовых  товаров и предметов личного  пользования, гостиницы и рестораны, транспорт и связь

23,7

24,4

26,0

26,4

26,7

• финансовая деятельность,операции с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг потребителям

8,2

8,7

10,9

12,3

13,3

• другие виды деятельности в сфере  предоставления услуг

18,5

19,7

19,4

18,0

20,9

Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества

-2,0

-2,5

-2,3

-2,1

-1,7

Валовая добавленная стоимость  в основных ценах 

84,0

83,4

83,1

82,3

84,0

Налоги на продукты (за вычетом  субсидий)

16,0

16,6

16,9

17,7

16,1

ВВП в рыночных ценах

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Информация о работе Структурная политика