Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:49, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение сущности и целей структурной политики и ее влияния на развитие экономики страны. Задачи, которые решаются в рамках поставленной цели, следующие:
• изучить сущность структурной политики, ее инструменты, и механизмы действия;
• проанализировать структуру экономики Республики Молдова;
• проанализировать мировой опыт эффективной структурной политики;
• предложить возможности адаптации зарубежного опыта к условиям Республики Молдова.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Структурная политика. Понятие и методологические
аспекты………………………………………………………………………5
1.1 Структурная политика – понятие и инструменты…………………………….5
1.2 Влияние структурной политики на экономический рост……………………12
Глава II. Структурная политика как фактор
инновационного развития..........................................................................15
2.1 Инновационная экономика – как основной приоритет
структурного развития ……………………………………………………....15
2.2 Мировой опыт структурных преобразований……………………………....23
Глава III.Структурные приоритеты Республики Молдова в период глобализации………………………………………………………………..33
3.1Анализ структуры экономики Республики Молдова на современном этапе………………………………………………………………………....33
3.2 Структурная политика как фактор инновационного развития
Республики Молдова……………………………………………………..….40
Заключение………………………………………………………………….47
Библиография……………………………………………………………….49
В 2010 году росту ВВП более всего способствовали налоги и сфера услуг (Таблица 5).
В 2010 году доля сельского хозяйства в структуре ВВП уменьшилась до 4,6%, в то же время удельный вес сферы услуг возрос до 65%.
Промышленность в Молдове
Структура ВВП Молдовы
по видам экономической
Показатель |
Период последних данных |
Последние дан- ные (млн. лей) |
Последние данные (в%) |
Данные за предыдущий период (млн. лей) |
Данные за предыду-щий пери -од (в %) |
ВВП ( в текущих ценах) |
Q2/10 |
17221.7 |
100 |
14498.4 |
100 |
Сельское хозяйство, охота, лесоводство, рыболовство |
Q2/10 |
1654.5 |
9,6 |
662.4 |
4,6 |
Горная промышленность и карьерные работы; производство; электричество, газ и водоснабжение |
Q2/10 |
2119.0 |
12,3 |
2030.8 |
14,1 |
Строительство |
Q2/10 |
753.8 |
4,4 |
352.7 |
2,5 |
Сфера услуг |
Q2/10 |
10180.1 |
59,1 |
9462.8 |
65 |
Услуги финансового |
Q2/10 |
-383.3 |
-2,2 |
-326.5 |
-2,2 |
Чистые налоги на продукты (налоги на продукты минус субсидии на продукты) |
Q2/10 |
2897.6 |
16,8 |
2316.2 |
16 |
Объем экспортируемой продукции Молдовы значительно уступает объему импорта и растет более медленными темпами, из-за чего образовался внешнеторговый дефицит, имеющий тенденцию роста. Так, если в 2005 году соотношение импорта и экспорта составляло 2,1 раза, то в 2008 году оно возросло до 3,1 раза, в 2010 году оно снизилось до 2,5 раза (Таблица 6).
По итогам января-июня 2010 года экспорт Молдовы увеличился, по сравнению с соответствующим периодом 2009 года, на 6,9%, до 621,0 млн. долл. США, импорт – на 11,9%, до 1 676,1 млн. долл. США, торговый баланс – на 15%, до (-) 1,1 млн. долл. США. Структура внешней торговли свидетельствует о дальнейшем развитии традиционных для экономики страны видов деятельности (экспорт текстиля и продуктов питания) и преобладание товаров, поддерживающих нормальное функционирование экономики (импорт сырья и энергоресурсов).
На протяжении 2005-2010 гг. основными источниками финансирования внешнеторгового дефицита Молдовы выступали текущие трансферты (денежные переводы эмигрантов и трудовых мигрантов) и прямые иностранные инвестиции в экономику страны. Однако и за счет этих средств торговый дефицит покрывался не полностью.29
Итак, качество экономического роста
в Молдове характеризуется
Степень
открытости молдавской экономики крайне
высока. Доля импорта в процентах к ВВП
составляет 80%, что значительно превышает
допустимый мировой практикой уровень.
Таким образом, экономика Молдовы крайне
зависима от внешней торговли. Структура
внешней торговли отражает аграрноориентированный
характер экономики.
Структура экспорта отражает сложившуюся отраслевую структуру ВВП, в которой преобладают сельское хозяйство и отрасли пищевой промышленности, то есть, отрасли, производящие продукцию с низкой добавленной стоимостью. Основные статьи молдавского экспорта представлены продовольственными товарами и напитками, табачными изделиями; продукцией растениеводства; текстилем (Таблица 7).
Структура импорта, напротив, включает товары, добавленная стоимость которых высока и значительно превышает объемы экспорта. Основные статьи импорта: минеральные продукты; машины и оборудование; химическая продукция; текстиль (Таблица 7).
Структура внешней торговли по категориям товаров за 2009 год30
Основные экспортные статьи |
Основные импортные статьи |
-продовольственные товары, напитки и табачные изделия – 21,8% -растительная продукция – 20,8% -текстильные материалы и изделия из них-20,0% -машины, оборудование, механизмы;
электротехническое |
-минеральные продукты-21,9% -машины и приборы, электронное оборудование-14,3% -химическая продукция – 11,2% -ткани и изделия из них – 7,5% |
Это означает, что при сложившейся отраслевой структуре ВВП, сальдо
торгового баланса страны не может в принципе быть положительным. Моноструктурность молдавской экономики а, следовательно, и экспорта, привели к тому, что Молдова ни разу, начиная с 1993г., не имела положительного сальдо текущего счета платежного баланса, без которого невозможно обслуживание внешнего долга, накопленного за последние десятилетия.
В настоящее время эффективное развитие страны во многом зависит от
того, как будут развиваться отрасли, обладающие экспортным потенциалом.31
Ненадежной воспринимается законодательная система Молдовы. Эти сомнения имеют основания в условиях устойчивости социалистического менталитета, проявляющегося во все чаще раздающихся призывах «отнять и поделить». И это при том, что приватизация осуществлялась в стране самим государством в соответствии с ним самим разработанным и принятым к исполнению законодательством.
Как известно, исходной базой экономического
роста на приватизационных объектах
явились оказавшиеся
Начавшийся с 2004 года в экономике РМ рост в значительной мере был обеспечен переводами денежных средств молдавских граждан, работающих за рубежом. Однако высокая зависимость экономики государства от доходов в виде денежных трансфертов формирует крайне неустойчивую и неоднозначную ситуацию для проведения реструктуризации экономики страны.
Восстановительный экономический рост, основой которого является использование незагруженных производственных мощностей, имеет весьма ограниченный потенциал. Импорт потребительских товаров препятствует переключению экспортной выручки на инвестиционные цели. Сдерживающим фактором является все еще высокий государственный долг и необходимость его обслуживания, что ограничивает инвестиционные возможности самого государства для осуществления традиционных для макроэкономического субъекта видов деятельности в рыночной экономике.
Структурные преобразования в молдавской
экономике осуществляются на фоне крайне
неблагоприятных
3.2 Структурная
политика как фактор
Республика Молдова является экономикой переходного периода, для которой характерны глобальные преобразования национальной хозяйственной системы. Основной целью данных структурных трансформаций является необходимость преодоления сформировавшихся в предшествующий период дисбалансов. В силу своих масштабов такая проблема не может быть осуществлена без активного участия государства, так как только оно выступает в качестве макроэкономического субъекта, способного воздействовать на формирование структуры народного хозяйства в целом, руководствуясь при этом общенациональными интересами.
Но для этого необходимого долгосрочная
программа преобразований, разработка
которой немыслима без широкого
привлечения ученых-
Государство выступает одним из
экономических субъектов рыночн
Состояние такого климата во многом определяется самим государством. На современном этапе рыночной трансформации экономики Республики Молдова укрепление инвестиционного климата предполагает, прежде всего уверенность крупного капитала в том, что действительно не будет пересмотра итогов приватизации.
Этот вопрос приобрел особую актуальность
в свете непростых и не вполне
однозначных взаимоотношений
Предстоит осуществить переход от модели роста, основанного на притоке доходов трудовых мигрантов и потреблении, к модели сбалансированного роста, где акцент делается на привлечение инвестиций, импортозамещении, расширении экспорта. Следует обратить внимание на следующие показатели: качество государственного управления, занятость, бездефицитность бюджета, инфляция, динамика сектора реальной экономики, сбалансированность регионального развития, социальная устойчивость (доходы, здоровье и образование), контроль над обслуживанием внешнего долга. Важно, чтобы рост ВВП в возможно большей мере зависел от внутренних источников роста, а не только от международной конъюнктуры.32
Мировой практикой накоплен богатый опыт структурной диверсификации национальной экономики, что позволяет отобрать наиболее приемлемые способы и методы ее осуществления для собственной страны. Прежде всего, необходимо создать условия, способствующие развертыванию активной частнопредпринимательской деятельности в равной мере для всех экономических субъектов. И в этой связи по-прежнему актуальной остается не только проблема устойчивости благоприятного инвестиционного климата, но и поиска оптимальных границ и форм вмешательства государства в экономику, формирования конкурентной среды, без которой немыслимо становление конкурентоспособной на мировом уровне экономики, проблема укрепления институтов рыночной инфраструктуры, совершенствования нормативно-правовой базы, направленной, прежде всего, на укрепление прав собственности и соблюдение контрактных обязательств, условий ее успешного использования на практике.
Вместе с тем в условиях необходимости коренного изменения структуры экономики страны неизбежным оказывается дифференцированный подход государства к созданию более благоприятных условий для ускоренного развития наиболее перспективных отраслей и предприятий. Ориентация в долгосрочном периоде на современное постиндустриальное развитие превращает в приоритетный объект государственного воздействия высокотехнологичное наукоемкое производство.