Структурная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:49, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение сущности и целей структурной политики и ее влияния на развитие экономики страны. Задачи, которые решаются в рамках поставленной цели, следующие:
• изучить сущность структурной политики, ее инструменты, и механизмы действия;
• проанализировать структуру экономики Республики Молдова;
• проанализировать мировой опыт эффективной структурной политики;
• предложить возможности адаптации зарубежного опыта к условиям Республики Молдова.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Структурная политика. Понятие и методологические
аспекты………………………………………………………………………5
1.1 Структурная политика – понятие и инструменты…………………………….5
1.2 Влияние структурной политики на экономический рост……………………12
Глава II. Структурная политика как фактор
инновационного развития..........................................................................15
2.1 Инновационная экономика – как основной приоритет
структурного развития ……………………………………………………....15
2.2 Мировой опыт структурных преобразований……………………………....23
Глава III.Структурные приоритеты Республики Молдова в период глобализации………………………………………………………………..33
3.1Анализ структуры экономики Республики Молдова на современном этапе………………………………………………………………………....33
3.2 Структурная политика как фактор инновационного развития
Республики Молдова……………………………………………………..….40

Заключение………………………………………………………………….47
Библиография……………………………………………………………….49

Файлы: 1 файл

Структурная политика- готовая дипломная.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

 

В 2010 году росту ВВП более всего  способствовали налоги и сфера услуг (Таблица 5).

В 2010 году доля сельского хозяйства  в структуре ВВП уменьшилась  до 4,6%, в то же время удельный вес  сферы услуг возрос до 65%.

Промышленность в Молдове обеспечивает порядка  13-14% ВВП. Основу производственного комплекса составляет пищевая промышленность. В целом, больше половины произведенной продукции занимает группа «Промышленность товаров текущего потребления».

                                                                                                                                          

                                                                                                                                      

 

 

 

                                                                                                                                Таблица 5

Структура ВВП Молдовы  по видам экономической деятельности за 2010 год28

Показатель

Период последних  данных

Последние дан- ные   (млн. лей)

Последние данные (в%)

Данные за предыдущий период (млн. лей)

Данные за предыду-щий  пери -од (в %)

 ВВП ( в текущих ценах)

Q2/10

17221.7

100

14498.4

100

Сельское хозяйство, охота, лесоводство, рыболовство

Q2/10

1654.5

9,6

662.4

4,6

Горная промышленность и карьерные работы; производство; электричество, газ и водоснабжение

Q2/10

2119.0

12,3

2030.8

14,1

Строительство

Q2/10

753.8

4,4

352.7

2,5

Сфера услуг

Q2/10

10180.1

59,1

9462.8

65

Услуги финансового посредничества, измеряемые косвенным образом

Q2/10

-383.3

-2,2

-326.5

             -2,2

Чистые налоги на продукты (налоги на продукты минус субсидии на продукты)

Q2/10

2897.6

16,8

2316.2

16




 

Объем экспортируемой продукции Молдовы  значительно уступает объему импорта  и растет более медленными темпами, из-за чего образовался внешнеторговый дефицит, имеющий тенденцию роста. Так, если в 2005 году соотношение импорта и экспорта составляло 2,1 раза, то в 2008 году оно возросло до 3,1 раза, в 2010 году оно снизилось до 2,5 раза (Таблица 6).

         По итогам  января-июня 2010 года экспорт Молдовы увеличился, по сравнению с соответствующим периодом 2009 года, на 6,9%, до 621,0 млн. долл. США, импорт – на 11,9%, до 1 676,1 млн. долл. США, торговый баланс  – на 15%, до (-) 1,1 млн. долл. США.  Структура внешней торговли  свидетельствует  о дальнейшем развитии традиционных для экономики страны видов деятельности (экспорт текстиля и продуктов питания) и преобладание товаров, поддерживающих нормальное функционирование экономики (импорт сырья и энергоресурсов).

На  протяжении  2005-2010 гг.  основными  источниками  финансирования внешнеторгового  дефицита Молдовы выступали текущие  трансферты (денежные переводы эмигрантов и трудовых мигрантов) и прямые иностранные  инвестиции в экономику страны.  Однако и за счет этих средств торговый дефицит покрывался не полностью.29

Итак, качество экономического роста  в Молдове характеризуется сохранением  деформированной структуры экономики, моноструктурностью экспорта и низким уровнем инвестиций в основной капитал. Такой экономический рост не может служить основой устойчивого развития, необходимого для снижения уровня бедности.  
          Степень открытости молдавской экономики крайне высока. Доля импорта в процентах к ВВП составляет 80%, что значительно превышает допустимый мировой практикой уровень. Таким образом, экономика Молдовы крайне зависима от внешней торговли. Структура внешней торговли отражает аграрноориентированный характер экономики.

Структура экспорта отражает сложившуюся  отраслевую структуру ВВП, в которой преобладают сельское хозяйство и отрасли пищевой промышленности, то есть, отрасли, производящие продукцию с низкой добавленной стоимостью. Основные статьи молдавского экспорта представлены продовольственными товарами и напитками, табачными изделиями; продукцией растениеводства; текстилем (Таблица 7).

Структура импорта, напротив, включает товары, добавленная стоимость которых  высока и значительно превышает  объемы экспорта. Основные статьи импорта: минеральные продукты; машины и оборудование; химическая продукция; текстиль (Таблица 7).

 

                                                                                                   Таблица 7

        Структура внешней торговли по категориям товаров за 2009 год30

Основные экспортные статьи

Основные импортные статьи

-продовольственные товары, напитки и табачные изделия  – 21,8%

-растительная продукция  – 20,8%

-текстильные материалы  и изделия из них-20,0%

-машины, оборудование, механизмы;  электротехническое оборудование–  10,8%

 

-минеральные продукты-21,9%

-машины и приборы,

электронное оборудование-14,3%

-химическая продукция  – 11,2%

-ткани и изделия  из них – 7,5%


 

Это означает, что при сложившейся  отраслевой структуре ВВП, сальдо

торгового баланса страны не может  в принципе быть положительным. Моноструктурность молдавской экономики а, следовательно, и экспорта, привели к тому, что Молдова ни разу, начиная с 1993г., не имела положительного сальдо текущего счета платежного баланса, без которого невозможно обслуживание внешнего долга, накопленного за последние десятилетия.

В настоящее время эффективное  развитие страны во многом зависит  от

того, как будут развиваться  отрасли, обладающие экспортным потенциалом.31

Ненадежной воспринимается законодательная  система Молдовы. Эти сомнения имеют  основания в условиях устойчивости социалистического менталитета, проявляющегося  во все чаще раздающихся призывах «отнять и поделить». И это при том, что приватизация осуществлялась в стране самим государством в соответствии с ним самим разработанным и принятым к исполнению законодательством.

Как известно, исходной базой экономического роста на приватизационных объектах явились оказавшиеся незагруженными в условиях спада производственные мощности. Но если прирост ВВП они  действительно способны обеспечить, то возможности их использования в процессе глобальной реструктуризации крайне ограничены тем, что их потенциал в значительной мере был исчерпан еще в советский период едва ли не повсеместным физическим износом безнадежно морально устаревшего основного производственного оборудования практически во всех отраслях экономики страны. Но неизбежность их скорого выбытия, с одной стороны, подрывает базу роста в текущем периоде, с другой - порождает необходимость их возмещения на качественно новой технико-технологической основе, что оказывается моментом модернизации научно-производственного потенциала, крайне осложненной дефицитом инвестиционных средств. Но без мощных инвестиционных вливаний не перейти к устойчивому экономическому росту.

Начавшийся с 2004 года в экономике  РМ рост в значительной мере был обеспечен переводами денежных средств молдавских граждан, работающих за рубежом. Однако высокая зависимость экономики государства от доходов в виде денежных трансфертов формирует крайне неустойчивую и неоднозначную ситуацию для проведения реструктуризации экономики страны.

Восстановительный экономический  рост, основой которого является использование  незагруженных производственных мощностей, имеет весьма ограниченный потенциал. Импорт потребительских товаров  препятствует переключению экспортной выручки на инвестиционные цели. Сдерживающим фактором является все еще высокий государственный  долг  и необходимость его обслуживания, что ограничивает инвестиционные возможности самого государства для осуществления традиционных для макроэкономического субъекта видов деятельности в рыночной экономике.

Структурные преобразования в молдавской экономике осуществляются на фоне крайне неблагоприятных демографических  процессов, что проявляется в  сокращении численности населения  страны, в  более быстром уменьшении в ней доли трудоспособного населения и миграционных процессов трудоспособного населения страны в более развитые страны.

3.2 Структурная  политика как фактор инновационного  развития Молдовы

Республика Молдова является экономикой переходного периода, для которой характерны глобальные преобразования национальной хозяйственной системы. Основной целью данных структурных трансформаций является необходимость преодоления сформировавшихся в предшествующий период дисбалансов. В силу своих масштабов такая проблема не может быть осуществлена без активного участия государства, так как только оно  выступает в качестве макроэкономического субъекта, способного воздействовать на формирование структуры народного хозяйства в целом, руководствуясь при этом общенациональными интересами.

Но для этого необходимого долгосрочная программа преобразований, разработка которой немыслима без широкого привлечения ученых-специалистов в  данной области. В свою очередь ее реализация предполагает проведение не только денежно-кредитной и финансовой, но прежде всего активной промышленной, структурной политики, которая должна стать доминирующей среди других направлений политики с выделением соответствующих приоритетов в бюджетных расходах.

Государство выступает одним из экономических субъектов рыночной экономики. Функция государства состоит в том, чтобы задать направление инвестиционному потоку в соответствии с общенациональными интересами. Но еще ранее должен быть сформирован устойчивый, благоприятный инвестиционный климат, образующий исходную предпосылку для развития частнопредпринимательской инвестиционной деятельность.

Состояние такого климата во многом определяется самим государством. На современном этапе рыночной трансформации  экономики Республики Молдова укрепление инвестиционного климата предполагает, прежде всего уверенность крупного капитала в том, что действительно не будет пересмотра итогов приватизации.

Этот  вопрос  приобрел особую актуальность в свете непростых и не вполне однозначных взаимоотношений власти и бизнеса. Неясность  и непрозрачность этих отношений, а, следовательно, и судьбы так называемых олигархов сдерживает инвестиционную активность крупного капитала, препятствует переходу от восстановительного роста к инвестиционному, препятствует притоку прямых иностранных инвестиций вследствие неопределенности перспектив.

  Предстоит осуществить переход от модели роста, основанного на притоке доходов трудовых мигрантов и потреблении, к модели сбалансированного роста, где акцент делается на привлечение инвестиций, импортозамещении, расширении экспорта. Следует обратить внимание на следующие показатели: качество государственного управления, занятость, бездефицитность бюджета, инфляция, динамика сектора реальной экономики, сбалансированность регионального развития, социальная устойчивость (доходы, здоровье и образование), контроль над обслуживанием внешнего долга. Важно, чтобы рост ВВП в возможно большей мере зависел от внутренних источников роста, а не только от международной конъюнктуры.32

Мировой практикой накоплен богатый  опыт структурной диверсификации национальной экономики, что позволяет отобрать наиболее приемлемые способы и методы ее осуществления для собственной страны.  Прежде всего, необходимо создать условия, способствующие развертыванию активной частнопредпринимательской деятельности в равной мере для всех экономических субъектов. И в этой связи по-прежнему актуальной остается не только проблема устойчивости благоприятного инвестиционного климата, но и поиска оптимальных границ и форм вмешательства государства в экономику, формирования конкурентной среды, без которой немыслимо становление конкурентоспособной на мировом уровне экономики, проблема укрепления институтов рыночной инфраструктуры, совершенствования нормативно-правовой базы, направленной, прежде всего, на укрепление прав собственности и соблюдение контрактных обязательств, условий ее успешного использования на практике.

Вместе с тем в условиях необходимости  коренного изменения структуры  экономики страны неизбежным оказывается  дифференцированный подход государства  к созданию более благоприятных условий  для ускоренного развития наиболее перспективных отраслей и предприятий. Ориентация в долгосрочном периоде на современное постиндустриальное развитие превращает в приоритетный объект государственного воздействия высокотехнологичное наукоемкое производство.

Информация о работе Структурная политика