Сущность девиантного поведения и методы его выявления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 18:53, курсовая работа
Описание работы
Цель работы – изучить проблему профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста через вовлечение их на занятия в кукольный театр. Гипотеза (на перспективу) - профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста будет эффективным, если выявить причины отклоняющегося поведения, подобрать адекватный диагностический инструментарий для изучения состояния заявленной проблемы и вовлекать учащихся в систематические занятия в школьном кукольном театре.
Содержание работы
Введение 2 Глава 1. Сущность девиантного поведения и методы его выявления 7 1.1. Проблема девиантного поведения детей 7 1.2. Причины детского девиантного поведения 8 1.3. Описание методик для выявления девиантного поведения младших школьников 13 Выводы по 1 главе 34 Глава 2. Профилактика девиантного поведения младших школьников с использованием театра кукол 36 2.1. Направления и формы использования театра кукол в профилактике девиантного поведения 36 2.2. Разработка программы для профилактики девиантного поведения младших школьников с помощью кукольного театра 39 2.3. Проведение констатирующего эксперимента с использованием методик 42 Выводы по 2 главе 50 Заключение 52 Список использованных источников и литературы 54 Приложение 1 56 Приложения 2. 84
Изменения, происходящие сегодня
в нашем обществе, выдвинули целый ряд
проблем, одной из которых является проблема
воспитания трудного ребенка. Актуальность
ее заключается в том, что с каждым годом
отмечается рост детской преступности,
прослеживается тенденция к увеличению
числа детей с девиантным поведением.
Девиантным (лат. Deviatio – уклонение)
поведением принято называть социальное
поведение, не соответствующее установившимся
в данном обществе нормам (Невский И.А.).
Известный социолог И.С. Кон уточняет определение
девиантного поведения, рассматривая
его как систему поступков, отклоняющихся
от общепринятой или подразумеваемой
нормы, будь то нормы психического здоровья,
права, культуры и морали. В соответствии
с концепцией адаптивного поведения любая
девиация приводит к нарушениям адаптации
(психической, социально-психологической,
средовой). Девиантное поведение подразделяется
на две большие категории. Во-первых, это
поведение, отклоняющееся от норм психического
здоровья, подразумевающее наличие явной
или скрытой психопатологии (патологическое).
Во-вторых, это антисоциальное
поведение, нарушающее какие-то социальные,
культурные и особенно правовые нормы.
Когда такие поступки незначительны, их
называют правонарушениями, а когда серьезны
и наказываются в уголовном порядке —
преступлениями. Соответственно говорят
о делинквентном (противоправном) и криминальном
(преступном) поведении.
Причинами отклоняющегося поведения
у ребенка могут быть:
I. Безнадзорность учащихся.
Обычно школьник охотно подчиняется
правилам и нормам поведения, которые
предписывают ему авторитарные взрослые.
Если же ребёнку предоставить полную свободу
действий, он чувствует бесконтрольность
и попустительство, то он усматривает
в этом равнодушие взрослого, отсутствие
любви и внимания к себе. Особенно тяжело
переживает ребёнок, когда родители в
силу своей занятости надолго оставляют
его без присмотра, не интересуются его
поведением, успехами, желаниями.
Яркой формой безнадзорности
являются побеги из дома, прогулы уроков,
бесцельное время провождение вне дома.
Причины побегов из дома:
1. Поиски приключений.
2. Неблагополучие и конфликты
в семье. Дети, особенно младшего
школьного возраста, остро переживают
напряженную атмосферу неблагополучия.
Деспотическое отношение к
детям (жестокие наказания) ведет к уходу
из дома. В таких семьях дети бывают послушными,
но вырастают пассивными, слабохарактерными,
либо поддаются влиянию людей с сильной
волей. А школьники, особенно из неблагополучных
семей, стремятся к общению с людьми с
сильной волей.
II. Азартные игры. Это реакция
на неуспех в учебной и общественно полезной
деятельности, это способ самоутвердиться.
III. Сквернословие.
IV. Курение, алкогольная зависимость.
V. Отклонения в сексуальном
развитии ребенка.
VI. Ложь.
VII. Неврозы.
в) решающим фактором, гарантирующим
успешность применения любых методов
выступает личность самого специалиста,
оказывающего социально-психологическую
помощь. Можно говорить и о таких профессионально
важных качествах психолога, как адаптивность,
высокий уровень развития жизненно важных
умений, уверенность, искренний интерес
к людям, духовность.
Цель настоящей работы – изучить
профилактику девиантного поведения младших
школьников по средствам кукольного театра.
Для достижения указанной цели
необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературу и
проанализировать литературу по
вопросу психолого-педагогических
особенностей “проблемных” детей,
девиантное поведение;
- подобрать методики для
профилактики девиантного поведения по
средствам кукольного театра
- провести констатирующий
эксперимент
- разработать программу для
внедрения кукольного театра как меры
профилактики девиантного поведения;
- показать как посредством
традиционных и нетрадиционных
форм занятий, интегрированных занятий
развиваются индивидуальное творческое
воображение детей, их наблюдательность;
расширяются и углубляются знания
детей в области театральной
деятельности; наполняется содержанием
свободное время личности.
Актуальность. Серьезной социальной проблемой
российского общества является увеличение
числа детей с отклоняющимся поведением.
Проблема заключается в том, что число
девиаций среди детей младшего школьного
возраста постоянно растет, а вопросам
профилактики отклоняющегося поведения
уделяется недостаточно внимания.
В связи с этим была выбрана тема работы: Профилактика
девиантного поведения младших школьников
посредством кукольного театра.
Объект изучения – профилактика девиантного
поведения детей младшего школьного возраста.
Предмет - кукольный театр как средство
профилактики девиантного поведения детей
младшего школьного возраста.
Цель работы – изучить проблему профилактики
девиантного поведения детей младшего
школьного возраста через вовлечение
их на занятия в кукольный театр.
Гипотеза (на перспективу) - профилактика девиантного
поведения детей младшего школьного возраста
будет эффективным, если выявить причины
отклоняющегося поведения, подобрать
адекватный диагностический инструментарий
для изучения состояния заявленной проблемы
и вовлекать учащихся в систематические
занятия в школьном кукольном театре.
Профессиональный интерес психологов,
социологов, социальных работников к различным
видам и уровням изменений личности несовершеннолетних
и их характерологических особенностей
весьма высок и устойчив многие годы. Об
этом свидетельствуют направленность
и количество работ, посвящённых проблеме
отклоняющегося поведения. В нашей стране
уже накоплен немалый опыт по коррекции
и профилактике девиантного поведения.
За последние годы было выполнено
психологами и педагогами ряд исследований
по изучению, диагностике и предупреждению
педагогической запущенности и правонарушений
подростков. Этому посвящены работы Абрамовой
Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой
С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной
И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева
К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г.,
Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского
Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова
К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.
Однако анализ этих работ показывает,
что существующая практика профилактики
не в полной мере решает задачи по предупреждению
девиантного поведения подростков. В профилактике
отклоняющего поведения подростков имеется
ряд неотложных задач, требующих своего
решения.
Методы исследования: теоретические
– изучение и анализ педагогической, психологической,
методической литературы в рамках рассматриваемой
проблемы; эмпирические – педагогическое
наблюдение воспитательного процесса.
Теоретическая значимость. В данной работе проведен анализ
ключевых моментов профилактики девиантного
поведения. Особую ценность данной работы
представляет анализ технологий создания
кукольного театра в школе. На основании
проведенного анализа существующих технологий
была разработана универсальная программа
создания кукольного театра в школе. Благодаря
данной программе работа получила практическую
направленность и перспективы дальнейшего
развития.
Структура работы. Работа имеет следующую структуру:
введение, 2 главы, заключение, список использованных
источников и литературы, приложения. Подробнее!
Глава 1. Сущность
девиантного поведения и методы его выявления
Проблема
девиантного поведения детей
Дети - главный, определяющий
потенциал развития любой страны. От уровня
их физического, интеллектуального, духовного
развития зависят количественные и качественные
характеристики не только сегодняшнего,
но и будущего населения, его социально-демографическая
структура и социально-психологические
особенности. В детском возрасте закладывается
фундамент личности, формируются ее основные
качества: физическое и психическое здоровье,
культурный, нравственный и интеллектуальный
потенциал. Качества, которыми наделен
ребенок, особенно в самом начальном периоде
жизни, являются наиболее важными и прочными;
изменить их в последующем довольно сложно,
а в ряде случаев - практически невозможно.
Успешное становление ребенка как личности
определит не только его включение в общественную
жизнь, нахождение своей ниши, но в конечном
счете - прогресс развития общества в целом.
Произошедшие изменения в различных
сферах общественной жизни современного
российского общества затронули такой
важный институт, как семья. Социологические
исследования показывают, что появление
в семье ребенка приводит к снижению ее
материального уровня на 25 - 30%, увеличению
на 75 - 80% затрат времени на домашнюю работу
[8;173].
В условиях становления рыночных
отношений идет процесс формирования
семьи нового типа, где ценность детей
значительно падает. Отсюда растет число
и "безнадзорных" детей, определенная
часть из которых фактически выброшена
из семейной сферы, нередко с последствиями
для них тяжкого виктимного характера.
По данным Детского фонда ООН ЮНИСЕФ, всего
в мире насчитывается около 100 млн. брошенных
детей, причем каждый двенадцатый - из
России [2; 201].
Семья создает индивидуальную
обстановку межличностных отношений,
во многом определяющую программу поведения
несовершеннолетних. Статистические данные
указывают на наличие негативных тенденций
в состоянии данного социального института.
Неблагополучные отношения
в семьях, жестокость и насилие в отношении
детей, унижение их достоинства и принуждение
к противоправному поведению становятся
фактами повседневной жизни для многих
малолетних и несовершеннолетних. Ежегодно
более 25 тыс. подростков становятся жертвами
преступных посягательств, примерно 2
тыс. детей, не выдерживая жестокого обращения,
кончают жизнь самоубийством, около 50
тыс. уходят из семей, 6 тыс. - из детских
домов и школ-интернатов, более 2,5 тыс.
малолетних детей убивают близкие родственники.
Анализ уголовной статистики
свидетельствует о росте числа умерщвленных
грудных детей матерями-одиночками либо
их сожителями. В последнее время ежегодно
регистрируются почти 200 подобных преступлений.
По тем же официальным данным, ежегодно
около 2 млн. детей избиваются родителями,
тем самым в подростках закладывается
психологическая предрасположенность
к будущей жестокости.
Причины детского
девиантного поведения
Психологи отмечают, что подросток,
постоянно находящийся в конфликтной
среде, приходит к убеждению, что победа
в таких ситуациях остается за тем, кто
имеет своеобразный "запас" конфликтности.
Поэтому при возникновении конфликтной
ситуации более чем в половине случаев
у подростков срабатывает механизм автоматизации
асоциального поведения.
Исследования показывают, что
при конфликтах в семье соотношение проявления
агрессии родителями и детьми составляет
соответственно 65 и 35%. Однако если из числа
детей выбрать только несовершеннолетних
в возрасте 14 - 17 лет, то насилие к ним со
стороны родителей увеличится до 80%, причем
по каждому четвертому убийству, совершенному
данной категорией близких родственников,
их дети - потерпевшие проживали с ними
совместно [5; 164].
Психиатрами установлен факт,
что почти у 80% несовершеннолетних в возрасте
10 - 13 лет вследствие неблагоприятных семейных
условий начинают развиваться различные
психические патологии. Без сомнения,
психические аномалии не определяют основное
содержание конкретных действий, но вместе
с тем существование определенных корреляций
между психической неполноценностью и
преступностью не вызывает сомнения. Аномалии
психики (в качестве условия, а не причины)
влияют и на сам факт преступных действий,
и на их вид [4;153]. Например, установлено,
что в числе убийц, признанных судом вменяемыми,
взрослых, страдающих психопатией, было
примерно 37%, а несовершеннолетних - 42,5%
[6; 27].
Наибольшему негативному воздействию
в семье подвергаются подростки 9 - 14-летнего
возраста. Данная возрастная группа составляет
58% среди беспризорных несовершеннолетних
и имеет самый протяженный период бездомности.
Дети в возрасте 6 - 8 лет составляют 31,1%.
Половой состав показывает, что доля мальчиков
достигает 78,6%, а девочек - 21,4%.
Беспризорным подросткам грозит
ряд серьезных опасностей. Из-за своих
физиологических особенностей и психологических
склонностей они особо уязвимы. Результатами
исследований установлено, что 70% беспризорных
детей имеют хронические заболевания,
а показатель их смертности в 10 - 12 раз
выше, чем у благополучных сверстников.
Неутешительна статистика и
в отношении выпускников детских домов.
Так, уже через год после начала самостоятельной
жизни из их числа 20% становятся преступниками;
30% - превращаются в бомжей; 10% - заканчивают
жизнь самоубийством.
Основными источниками существования
бездомных детей являются попрошайничество,
воровство, рэкет, проституция, а также
"нелегальная" трудовая занятость,
как правило, в криминальном бизнесе. Мотивация
их поведения главным образом обусловлена
стремлением удовлетворить жизненно необходимые
потребности в пище и жилье.
Отдельные руководящие принципы
ООН предписывают, что в центре внимания
любой программы предупреждения преступности
должно быть обеспечение благосостояния
молодежи с раннего детства [12;34]. Оставление
данной категории несовершеннолетних
без своевременной социальной помощи
ведет не только к формированию у них стереотипов
противоправного удовлетворения необходимых
потребностей, но и к употреблению алкоголя,
наркотиков, токсических и одурманивающих
веществ. Поэтому уровень преступности
несовершеннолетних, полностью лишившихся
родительского попечения, в 8 - 10 раз выше,
чем среди всего контингента несовершеннолетних.
Часто под влиянием старших
по возрасту лиц и под страхом быть изрядно
покалеченными они вовлекаются в совершение
преступлений и иных правонарушений. За
последнее десятилетие количество общественно
опасных деяний, связанных с вовлечением
несовершеннолетних в преступление, возросло
более чем в 25 раз. При этом обозначилась
тенденция к изменению функционально-ролевого
статуса несовершеннолетних, вовлеченных
взрослыми в преступные группы. Если раньше
несовершеннолетние привлекались в основном
для выполнения второстепенных ролей
(как правило, пособников), то теперь, например,
около 80% несовершеннолетних, проходящих
по делам о бандитизме, сами являлись активными
исполнителями вооруженных нападений.
Также увеличивается количество общественно
опасных деяний, совершенных лицами, не
достигшими возраста уголовной ответственности.
В настоящее время на профилактическом
учете органов внутренних дел состоят
более 120 тыс. подростков.