Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Принятые нормативно-законодательные акты в виде государственных и федеральных целевых программ «Жилище», Жилищного кодекса, национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и др., лежащие в основе процесса реформирования жилищного хозяйства, разрабатывались без широкого обсуждения методов решения проблем с учеными, региональными, муниципальными органами власти и населением. В них допущены двойственность целей, отсутствие стратегического подхода, низкая преемственность, недостаточный учет изменившихся социально-экономических отношений в стране, в том числе платежеспособности населения, значимости человеческого фактора, интересов населения, специфики функционирования жилищного фонда.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3 – 5
Глава 1. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ………………………………………………..6 – 22
Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как составной
части экономики РФ…………………………………………………………6 – 8
Место показателей развития ЖКХ в системе показателей «качества жизни»………………….…………………………..9 – 11
Состояние ЖКХ РФ на современном этапе…………..……11 – 15
Регион как социально-экономическая подсистема………...15 – 22
Процедура формирования тарифов ЖКХ…………………..22 – 29
Глава 2. Реформа системы ЖКХ: состояние и проблемы………….30 – 60
Специфика реформы жилищно-коммунального комплекса.30 – 35
Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной
реформы…………………………………………………………………..35 – 39
Реформирование ЖКХ в Костромской области…………..39 – 45
Динамика тарифов ЖКХ за период 2005 - 2012 годы и прогнозы на 2013 год…………………………………………………….45 – 60
Глава 3. Формирование и сравнение тарифов ЖКХ в регионах РФ…………………………………………………………………………61 – 72
Факторы влияния разных тарифных ставок на услуги ЖКХ…………………………………………………………..61 – 72
Заключение……………………………………………………..73 – 75
Список литературы…………………………………………...76 – 80

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике отрасли.docx

— 159.31 Кб (Скачать файл)

Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект.

Содержание.

Введение………………………………………………………………3 – 5

Глава 1. Теоретические  вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ………………………………………………..6 – 22

    1. Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как составной

части экономики РФ…………………………………………………………6 – 8   

    1. Место показателей развития ЖКХ в системе показателей «качества жизни»………………….…………………………..9 – 11
    2. Состояние ЖКХ РФ на современном этапе…………..……11 – 15
    3. Регион как социально-экономическая подсистема………...15 – 22
    4. Процедура формирования тарифов ЖКХ…………………..22 – 29

Глава 2. Реформа системы ЖКХ: состояние и проблемы………….30 – 60

    1. Специфика реформы жилищно-коммунального комплекса.30 – 35
    2. Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной

реформы…………………………………………………………………..35 – 39

    1. Реформирование ЖКХ в Костромской области…………..39 – 45
    2. Динамика тарифов ЖКХ за период 2005 - 2012 годы и прогнозы на 2013 год…………………………………………………….45 – 60

Глава 3. Формирование и сравнение тарифов ЖКХ в  регионах РФ…………………………………………………………………………61 – 72

    1. Факторы влияния разных тарифных ставок на услуги ЖКХ…………………………………………………………..61 – 72   

Заключение……………………………………………………..73 – 75

Список литературы…………………………………………...76 – 80

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Управление жилищным фондом в регионе является слабым звеном в системе региональной экономики. Несмотря на произошедшие в период реформ смену политической системы, коренное изменение содержания хозяйственного механизма, социально- и организационно-экономических отношений, в т.ч. интересов экономических агентов, нарушение устойчивых связей, изменение предмета управления и др., рыночная система управления жилищным фондом в регионе создавалась на основе устоявшихся подходов, созданных в дореформенный период, основанных на линейных представлениях о развитии социально-экономических систем, на силе власти, простых однофакторных моделях, однокритериальных вариантах выбора принимаемых решений, административных методах управления, не предполагающих наличие устойчивых обратных связей.

Принятые нормативно-законодательные  акты в виде государственных и  федеральных целевых программ «Жилище», Жилищного кодекса, национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и др., лежащие в основе процесса реформирования жилищного хозяйства, разрабатывались без широкого обсуждения методов решения проблем с учеными, региональными, муниципальными органами власти и населением. В них допущены двойственность целей, отсутствие стратегического подхода, низкая преемственность, недостаточный учет изменившихся социально-экономических отношений в стране, в том числе платежеспособности населения, значимости человеческого фактора, интересов населения, специфики функционирования жилищного фонда.

В результате реализации процесса реформирования изменилась структура жилищного фонда, из общественного блага жилье и жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) превратились в продукт личного (семейного) потребления.

Отсутствие научно-обоснованного  подхода к формированию рыночной системы управления ЖФ привело к  несоответствиям, диспропорциям, неравновесию, неустойчивости, неравномерности развития, проявившихся в разбалансированности целей реформы и интересов населения, действий ответственных (органы власти) и непосредственных исполнителей (жителей многоквартирных домов) и др.

В процессе реформирования хорошо организованная в прошлом система, отвечающая цели своего создания, начала терять целостность и присущий ей синергетический эффект как главное свойство, обеспечивающее ее устойчивость. Продолжился интенсивный рост величины износа и доли аварийного жилья, планово-предупредительный ремонт фактически заменен на аварийный, инвестиционная привлекательность жилищной сферы продолжает оставаться низкой. Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в жилищном хозяйстве.

Основой для разработки методологии  управления в социальной сфере является согласованность, которая проявляется  в действии законов и закономерностей, функционирующих в природе и  обществе, в виде наук и научных  теорий, концепций и доктрин, методов  и моделей, а также других способов ее достижения.

Наиболее проработанными являются вопросы, связанные с количественными  аспектами достижения баланса, материальной основой создания и эксплуатации жилищного фонда.

Цель исследования - изложить взвешенную оценку нынешнего состояния  системы ЖКХ на региональном уровне, рассмотреть социально-экономические проблемы проводимой реформы ЖКХ.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие  задачи:

  1. Определить роль жилищно-коммунального хозяйства в обеспечении качества жизни населения.
  2. Выявить особенности рынка жилищно-коммунальных услуг в регионах РФ.
  3. Проанализировать изменения качества жизни населения РФ в ходе реформы ЖКХ.
  4. Исследовать социальную направленность тарифной политики в системе ЖКХ и пути достижения социальной сбалансированности реформы ЖКХ.
  5. Проанализировать динамику тарифов на услуги ЖКХ за период 2005 – 2012 годы в Костромской области.
  6. Выявить факторы, которые  влияют на формирование тарифных ставок на услуги ЖКХ в разных регионах РФ.

Объект исследования: жилищно-коммунальное хозяйство в Российской Федерации и ее субъектах.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе обеспечения социальных гарантий и повышения качества жизни населения при переводе жилищно-коммунальной сферы в безубыточный режим функционирования.

В процессе анализа социальной направленности жилищно-коммунальной реформы применялись: системный  анализ; методы экспертной оценки и  статистики, сравнения и группировок, расчетно-аналитический методы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ.

 

    1. Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как составной части экономики России.

Жилищная сфера – одна из важнейших составных частей экономики  России. Это область народного  хозяйства включает в себя строительство  и реконструкцию жилищ, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые  дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дом-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригороды для жилья.

Различаются виды жилищного  фонда: государственный, муниципальный, общественный и частный.

В Государственной целевой программе  «Жилище», отмечается, что жилищный фонд составляет более 20% воспроизводимого недвижимого имущества страны, а  с учетом жилых строений на садовых  и дачных участках и иных объектов – около 30%. Объем инвестиций в жилищное строительство составляет около четверти их общего объема. [15, стр. 421]

Жилищная реформа имеет  ключевое значение для общего успеха экономической реформы, снижения инфляции, сокращения дефицита государственного бюджета, стабилизации денежного обращения  за счет аккумуляции частных средств  на специальных счетах и увеличения собственного жилья, улучшения территориального распределения трудовых ресурсов.

Главными задачами нового этапа решения жилищной проблемы являются:

  • обеспечение возможности улучшения жилищных условий для

семей со скромным и средним  достатком путем внедрения в  практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставление субсидий на строительство и приобретение жилья, оказание помощи в развитии индивидуального  жилищного строительства и других мер государственной поддержки  граждан, нуждающихся в жилье;

  • увеличение объемов и повышение качества жилищного строительства,

перестройка производственной базы жилищного строительства на современном техническом уровне; совершенствование системы эксплуатации, ремонта и финансирования жилищно-коммунального  хозяйства;

  • расширение прав органов исполнительной власти субъектов Федерации

и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий  граждан и проведении жилищной реформы.

Коммунальное хозяйство  подразделяется на группы объектов: санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия  по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); транспортные (троллейбусы, трамваи); объекты  внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное освещение  и др.).

Федеральным органом государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством является Государственный комитет  Российской Федерации по строительству  и жилищно-коммунальному комплексу.

Низовыми звеньями управления жилищно-коммунальным хозяйством являются: тресты, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), жилищно-коммунальные отделы (ЖКО), дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ), ремонтно-эксплуатационные управления (РЭУ), домоуправления.

В сферу управления Госкомитета  входят: жилищный фонд, тепло- и электроснабжение, водообеспечение и водоотведение, инженерная задача, внешнее благоустройство и дорожно-мостовое хозяйство городов и других населенных пунктов, сбор и переработка твердых бытовых отходов, банно-прачечное и гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание населения, научно-проектное и промышленно-производственное обеспечение.

Характерной чертой жилищно-коммунальной сферы является то, что многие вопросы решаются муниципалитетами. К вопросам местного значения относятся:

  1. Содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
  2. Регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
  3. Создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
  4. Организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения канализации;
  5. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
  6. Благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  7. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и другие вопросы.

 

1.2. Место показателей развития ЖКХ в системе показателей «качества жизни».

 «Качество жизни» — чрезвычайно широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, далеко выходящая за пределы экономики. Это, прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество. [19, стр.25]

Категория качества жизни  впервые была введена в научный  оборот в 60-х годах XX века в связи с попытками моделирования зарубежными исследователями траекторий промышленного развития. Разработка категории качества жизни так или иначе нашла свое отражение в ряде публикаций 80-х годов за рубежом. В 90-е годы проблему защиты прав потребителей и интересов общества все чаще рассматривают с позиций качества жизни, причем включают в это понятие обеспечение рабочими местами, доход, гарантирующий определенный уровень благосостояния, определенное качество медицинского обслуживания, основных социальных услуг. Кроме того, качество жизни предполагает возможность для всех членов общества участвовать в принятии жизненно важных решений и использование возможностей, предоставляемых социальными, экономическими и политическими свободами. [21, стр. 14]

В настоящее время в  России существует несколько трактовок  понятия качества жизни и ряд  подходов к определению его структуры. Но каждый из этих подходов в отдельности не позволяет сформулировать необходимые и достаточные условия для создания хорошо организованного и четко управляемого механизма, ориентированного на обеспечение систематического повышения качества жизни всех слоев населения России. Необходимо обобщить разные позиции и на этой основе выработать единую точку зрения на качество жизни, его сущность и структуру, подготовить эффективный инструментарий оценки качества жизни на федеральном и региональном уровнях, разработать программу управления и формирования нового качества жизни на базе достижений научно-технического прогресса и использования приоритетных социальных технологий. [35, стр.57]

Информация о работе Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект