Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа
Принятые нормативно-законодательные акты в виде государственных и федеральных целевых программ «Жилище», Жилищного кодекса, национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и др., лежащие в основе процесса реформирования жилищного хозяйства, разрабатывались без широкого обсуждения методов решения проблем с учеными, региональными, муниципальными органами власти и населением. В них допущены двойственность целей, отсутствие стратегического подхода, низкая преемственность, недостаточный учет изменившихся социально-экономических отношений в стране, в том числе платежеспособности населения, значимости человеческого фактора, интересов населения, специфики функционирования жилищного фонда.
Введение………………………………………………………………3 – 5
Глава 1. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ………………………………………………..6 – 22
Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как составной
части экономики РФ…………………………………………………………6 – 8
Место показателей развития ЖКХ в системе показателей «качества жизни»………………….…………………………..9 – 11
Состояние ЖКХ РФ на современном этапе…………..……11 – 15
Регион как социально-экономическая подсистема………...15 – 22
Процедура формирования тарифов ЖКХ…………………..22 – 29
Глава 2. Реформа системы ЖКХ: состояние и проблемы………….30 – 60
Специфика реформы жилищно-коммунального комплекса.30 – 35
Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной
реформы…………………………………………………………………..35 – 39
Реформирование ЖКХ в Костромской области…………..39 – 45
Динамика тарифов ЖКХ за период 2005 - 2012 годы и прогнозы на 2013 год…………………………………………………….45 – 60
Глава 3. Формирование и сравнение тарифов ЖКХ в регионах РФ…………………………………………………………………………61 – 72
Факторы влияния разных тарифных ставок на услуги ЖКХ…………………………………………………………..61 – 72
Заключение……………………………………………………..73 – 75
Список литературы…………………………………………...76 – 80
График 2. Динамика тарифов на отдельные жилищные и коммунальные услуги в Костромской области в 2001 – 2010 гг, 2001 = 100
Статистические данные по конкретным жилищно-коммунальным услугам свидетельствуют, что примерно до 2005 г. услуги можно было распределить на две категории: электро- и газоснабжение, с одной стороны, и остальные важнейшие жилищно-коммунальные услуги, с другой стороны.
Стоимость услуг электро- и газоснабжения до 2005 г. увеличивалась примерно вдвое медленнее по сравнению с остальными ЖКУ. Во второй половине 2000-х гг. темпы роста тарифов на газ и электричество сблизились с показателями для других услуг, а в 2010 г. заметно превзошли их, приблизившись к 22-23% относительно прошлого года, тогда как водоснабжение и отопление подорожали лишь на 15-20%, а содержание и ремонт жилья – и вовсе на 10%. Особенно заметно в последние годы (2011 – 2012) возрастают цены на газ, и в этом можно увидеть тенденцию к их запланированному выходу на один уровень с европейскими.
Темпы роста тарифов по всем основным услугам ЖКУ продемонстрировали снижение по сравнению с началом 2000-х гг.: в 2007 – 2008 гг., ставшие, как уже отмечалось, наиболее «спокойными» с точки зрения повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг, номинальные темпы прироста тарифов находились в диапазоне 10 – 20%. В 2009 – 2011 гг. темпы роста вновь приблизились к 20% или даже превысили эту отметку. В последние четыре года медленнее других – не более чем на 15% в год – возрастают тарифы на содержание и ремонт жилья.
Рассчитаем стоимость оплаты жилья и коммунальных услуг семьи из 3 человек, проживающей в г.Кострома в муниципальной 2-комнатной благоустроенной квартире (54 м2 общей площади) в 9-этажном панельном доме с лифтом и мусоропроводом (в квартире – природныйгаз). Предположим, семья тратит электроэнергию в количестве 150 кВт в месяц. Уровень инфляции в 2006 году составлял 9,0%, а в 2011 году – 6,1%
Данные расчета приведены в таблице 3:
Таблица 3. Сравнение размеров платежей за услуги ЖКХ в 2006 и 2011 году | ||
декабрь 2006 год |
декабрь 2011 год | |
Плата за жилье в домах государственного и муниципального жилищного фонда (с учетом вывоза мусора), руб./ 54 м2 общей площади |
427,32 |
874,83 |
Оплата за водоснабжение и канализацию, руб. с 3 человек |
43,81 |
301,03 |
Оплата за горячее водоснабжение, руб. с 3 человек |
418,04 |
432,92 |
Оплата за отопление, руб. за 54 м2 общей площади |
719,27 |
1360,77 |
Оплата за газ сетевой (в квартирах без колонок), руб. с 3 человек |
75,24 |
305,76 |
Оплата за электроэнергию в квартирах без электроплит, руб. за 150 кВт |
183,12 |
241,91 |
ИТОГО |
1875,52 |
3517,23 |
Как видно из расчета, стоимость жилищно-коммунальных услуг в данной квартире за 2006–2012 годы увеличилась на 46,68%. При этом реальные располагаемые денежные доходы населения выросли за этот период всего в 13,2%.
Сравним уровень средних тарифов на жилищно-коммунальные услуги по Костромской области с показателями в среднем по России. Средние тарифы на отдельные жилищно-коммунальные услуги по Костромской области и России в целом в декабре 2006 года представлены в таблице 3:
Таблица 4. Уровень средних тарифов на услуги ЖКХ по Костромской области в 2012 году в сравнении с показателями в среднем по России. | ||
По России |
По Костромской области | |
Плата за жилье в домах государственного и муниципального жилищных фондов, руб./м2 |
16,53 |
15,26 |
Водоснабжение и канализация, буб./месяц с человека |
112,29 |
94,43 |
Отопление, руб./м2 |
23,39 |
23,75 |
Водоснабжение горячее, руб./месяц с человека |
229,37 |
227,83 |
Электроэнергия (минимальный тариф) в квартирах без электроплит, руб./100 кВт*ч |
179,87 |
152,00 |
Электроэнергия (минимальный тариф) в квартирах с электроплитами,руб./100кВт*ч |
95,24 |
76,00 |
Газ природный, руб./месяц с человека |
85,63 |
96,09** |
В декабре 2011 года тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства Костромской области приблизились к среднероссийским показателям. [46]
Тарифы на жилищные услуги по Костромской области ниже, чем в среднем по России, на 6–9%, на коммунальные услуги – на 7–18%.
Исключение составили тарифы по газоснабжению, которые и в декабре 2007 года, и в декабре 2011 года опередили тарифы в среднем по России. Кроме газоснабжения, в декабре 2007 года средние тарифы на отопление по Костромской области на 12% опередили тарифы в среднем по России.
Наибольший рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги за эти годы произошел в Ульяновской области (в 13,1 раза). Высокое увеличение тарифов наблюдалось также в республиках Мордовия, Татарстан, Удмуртской Республике, Пермском крае, Пензенской области (в 10–11,2 раза). Менее других регионов жилищно-коммунальные услуги подорожали в Оренбургской области (в 6,6 раза).
В регионах, входящих в Приволжский
федеральный округ, процесс реформирования
этой важной сферы проходит по-разному.
В каждой республике и области
экономические условия для
Однако, как положительный момент, можно отметить устойчивое снижение темпов роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2008 году по сравнению с предыдущим годом, которое произошло практически во всех регионах Центрального федерального округа, а также по России в целом.
По России темпы роста тарифов на услуги ЖКХ снизились на 14,8 процентных пунктов: в 2005 году тарифы повысились в среднем на 32,7%, в 2008 году – на 17,9%.
При анализе величины расходов на ЖКУ необходимо учесть и региональные различия. Региональное распределение доли оплаты услуг ЖКУ в потребительских расходах указывает на то, что нагрузка распределяется по регионам далеко не равномерно: даже если не принимать в расчёт экстремальные значение, оказывается, что при средней доле по стране в 2010 г. на уровне около 10%, в регионах она может составлять от 10 до 15%. Детальное исследование региональной динамики выходит за рамки данной работы, однако должно быть принято во внимание при разработке конкретных мер реформирования тарифообразования в сфере ЖКХ.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России за январь-август 2012 года выросли по отношению к декабрю 2011 года в среднем на 6,1%. Для сравнения, инфляция за первые восемь месяцев составила 4,6%. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат). [46]
В августе рост тарифов составил 0,4%. Больше всего с начала года подорожали газоснабжение (+13,8%), вывоз мусора (+6,3%), горячее водоснабжение (+6,2%), холодное водоснабжение и водоотведение (+6%).
В конце 2011года Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра, заявлял, что правительство предпримет все меры, чтобы рост тарифов ЖКХ в 2012 году не превысил уровень инфляции. Министерство регионального развития РФ, в свою очередь, прогнозировало, что предельный рост тарифов составит 10-11%.
Итак, то чего все ждали после президентских выборов, произошло: с 1 июля 2012 года практически во всех регионах России подняты т
Информация о работе Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект