Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Принятые нормативно-законодательные акты в виде государственных и федеральных целевых программ «Жилище», Жилищного кодекса, национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и др., лежащие в основе процесса реформирования жилищного хозяйства, разрабатывались без широкого обсуждения методов решения проблем с учеными, региональными, муниципальными органами власти и населением. В них допущены двойственность целей, отсутствие стратегического подхода, низкая преемственность, недостаточный учет изменившихся социально-экономических отношений в стране, в том числе платежеспособности населения, значимости человеческого фактора, интересов населения, специфики функционирования жилищного фонда.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3 – 5
Глава 1. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ………………………………………………..6 – 22
Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как составной
части экономики РФ…………………………………………………………6 – 8
Место показателей развития ЖКХ в системе показателей «качества жизни»………………….…………………………..9 – 11
Состояние ЖКХ РФ на современном этапе…………..……11 – 15
Регион как социально-экономическая подсистема………...15 – 22
Процедура формирования тарифов ЖКХ…………………..22 – 29
Глава 2. Реформа системы ЖКХ: состояние и проблемы………….30 – 60
Специфика реформы жилищно-коммунального комплекса.30 – 35
Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной
реформы…………………………………………………………………..35 – 39
Реформирование ЖКХ в Костромской области…………..39 – 45
Динамика тарифов ЖКХ за период 2005 - 2012 годы и прогнозы на 2013 год…………………………………………………….45 – 60
Глава 3. Формирование и сравнение тарифов ЖКХ в регионах РФ…………………………………………………………………………61 – 72
Факторы влияния разных тарифных ставок на услуги ЖКХ…………………………………………………………..61 – 72
Заключение……………………………………………………..73 – 75
Список литературы…………………………………………...76 – 80

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике отрасли.docx

— 159.31 Кб (Скачать файл)

График 2. Динамика тарифов на отдельные жилищные и коммунальные услуги в Костромской области в 2001 – 2010 гг, 2001 = 100

Статистические данные по конкретным жилищно-коммунальным услугам  свидетельствуют, что примерно до 2005 г. услуги можно было распределить на две категории: электро- и газоснабжение, с одной стороны, и остальные важнейшие жилищно-коммунальные услуги, с другой стороны.

Стоимость услуг электро- и газоснабжения до 2005 г. увеличивалась примерно вдвое медленнее по сравнению с остальными ЖКУ. Во второй половине 2000-х гг. темпы роста тарифов на газ и электричество сблизились с показателями для других услуг, а в 2010 г. заметно превзошли их, приблизившись к 22-23% относительно прошлого года, тогда как водоснабжение и отопление подорожали лишь на 15-20%, а содержание и ремонт жилья – и вовсе на 10%. Особенно заметно в последние годы (2011 – 2012) возрастают цены на газ, и в этом можно увидеть тенденцию к их запланированному выходу на один уровень с европейскими.

Темпы роста тарифов по всем основным услугам ЖКУ продемонстрировали снижение по сравнению с началом 2000-х гг.: в 2007 – 2008 гг., ставшие, как  уже отмечалось, наиболее «спокойными» с точки зрения повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг, номинальные темпы прироста тарифов находились в диапазоне 10 – 20%. В 2009 – 2011 гг. темпы роста вновь приблизились к 20% или даже превысили эту отметку. В последние четыре года медленнее других – не более чем на 15% в год – возрастают тарифы на содержание и ремонт жилья.

Рассчитаем стоимость  оплаты жилья и коммунальных услуг  семьи из 3 человек, проживающей в  г.Кострома в муниципальной 2-комнатной благоустроенной квартире (54 мобщей площади) в 9-этажном панельном доме с лифтом и мусоропроводом (в квартире – природныйгаз). Предположим, семья тратит электроэнергию в количестве 150 кВт в месяц. Уровень инфляции в 2006 году составлял 9,0%, а в 2011 году – 6,1%

Данные расчета приведены в таблице 3:

Таблица 3. Сравнение размеров платежей за услуги ЖКХ в 2006 и 2011 году

 
 

декабрь

2006 год

декабрь

2011 год

Плата за жилье в домах  государственного и муниципального жилищного фонда (с учетом вывоза мусора), руб./ 54 мобщей площади

427,32

874,83

Оплата за водоснабжение  и канализацию, руб. с 3 человек

43,81

301,03

Оплата за горячее водоснабжение, руб. с 3 человек

418,04

432,92

Оплата за отопление, руб. за 54 мобщей площади

719,27

1360,77

Оплата за газ сетевой (в квартирах без колонок), руб. с 3 человек

75,24

305,76

Оплата за электроэнергию в квартирах без электроплит, руб. за 150 кВт

183,12

241,91

ИТОГО

1875,52

3517,23


Как видно из расчета, стоимость  жилищно-коммунальных услуг в данной квартире за 2006–2012 годы увеличилась на 46,68%. При этом реальные располагаемые денежные доходы населения выросли за этот период всего в 13,2%.

Сравним уровень средних  тарифов на жилищно-коммунальные услуги по Костромской области с показателями в среднем по России. Средние тарифы на отдельные жилищно-коммунальные услуги по Костромской области и России в целом в декабре 2006 года представлены в таблице 3:

Таблица 4. Уровень средних тарифов на услуги ЖКХ по Костромской области в 2012 году в сравнении с показателями в среднем по России.

 
 

По России

По Костромской области

Плата за жилье в домах  государственного и муниципального жилищных фондов, руб./м2

16,53

15,26

Водоснабжение и канализация, буб./месяц с человека

112,29

94,43

Отопление, руб./м

23,39

23,75

Водоснабжение горячее, руб./месяц с человека

229,37

227,83

Электроэнергия (минимальный  тариф) в квартирах без электроплит, руб./100 кВт*ч

179,87

152,00

Электроэнергия (минимальный  тариф) в квартирах с электроплитами,руб./100кВт*ч

95,24

76,00

Газ природный, руб./месяц с человека

85,63

96,09**


В декабре 2011 года тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства Костромской области приблизились к среднероссийским показателям. [46]

Тарифы на жилищные услуги по Костромской области ниже, чем в среднем по России, на 6–9%, на коммунальные услуги – на 7–18%.

Исключение составили  тарифы по газоснабжению, которые и в декабре 2007 года, и в декабре 2011 года опередили тарифы в среднем по России. Кроме газоснабжения, в декабре 2007 года средние тарифы на отопление по Костромской области на 12% опередили тарифы в среднем по России.

Наибольший рост тарифов  на жилищно-коммунальные услуги за эти  годы произошел в Ульяновской  области (в 13,1 раза). Высокое увеличение тарифов наблюдалось также в  республиках Мордовия, Татарстан, Удмуртской Республике, Пермском крае, Пензенской области (в 10–11,2 раза). Менее других регионов жилищно-коммунальные услуги подорожали в Оренбургской области (в 6,6 раза).

В регионах, входящих в Приволжский  федеральный округ, процесс реформирования этой важной сферы проходит по-разному. В каждой республике и области  экономические условия для проведения жилищно-коммунальных реформ неодинаковы: состояние жилищного фонда, степень  износа коммунальной инфраструктуры, финансирование ЖКХ и т.д. [32, стр. 55]

Однако, как положительный  момент, можно отметить устойчивое снижение темпов роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2008 году по сравнению с предыдущим годом, которое произошло практически во всех регионах Центрального федерального округа, а также по России в целом.

По России темпы роста  тарифов на услуги ЖКХ снизились  на 14,8 процентных пунктов: в 2005 году тарифы повысились в среднем на 32,7%, в 2008 году – на 17,9%.

При анализе величины расходов на ЖКУ необходимо учесть и региональные различия. Региональное распределение доли оплаты услуг ЖКУ в потребительских расходах указывает на то, что нагрузка распределяется по регионам далеко не равномерно: даже если не принимать в расчёт экстремальные значение, оказывается, что при средней доле по стране в 2010 г. на уровне около 10%, в регионах она может составлять от 10 до 15%. Детальное исследование региональной динамики выходит за рамки данной работы, однако должно быть принято во внимание при разработке конкретных мер реформирования тарифообразования в сфере ЖКХ.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России за январь-август 2012 года выросли по отношению к декабрю 2011 года в среднем на 6,1%. Для сравнения, инфляция за первые восемь месяцев составила 4,6%. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат). [46]

В августе рост тарифов  составил 0,4%. Больше всего с начала года подорожали газоснабжение (+13,8%), вывоз мусора (+6,3%), горячее водоснабжение (+6,2%), холодное водоснабжение и водоотведение (+6%).

В конце 2011года Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра, заявлял, что правительство предпримет все меры, чтобы рост тарифов ЖКХ в 2012 году не превысил уровень инфляции. Министерство регионального развития РФ, в свою очередь, прогнозировало, что предельный рост тарифов составит 10-11%.

Итак, то чего все ждали  после президентских выборов, произошло: с 1 июля 2012 года практически во всех регионах России подняты т


Информация о работе Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект