Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа
Принятые нормативно-законодательные акты в виде государственных и федеральных целевых программ «Жилище», Жилищного кодекса, национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и др., лежащие в основе процесса реформирования жилищного хозяйства, разрабатывались без широкого обсуждения методов решения проблем с учеными, региональными, муниципальными органами власти и населением. В них допущены двойственность целей, отсутствие стратегического подхода, низкая преемственность, недостаточный учет изменившихся социально-экономических отношений в стране, в том числе платежеспособности населения, значимости человеческого фактора, интересов населения, специфики функционирования жилищного фонда.
Введение………………………………………………………………3 – 5
Глава 1. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ………………………………………………..6 – 22
Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как составной
части экономики РФ…………………………………………………………6 – 8
Место показателей развития ЖКХ в системе показателей «качества жизни»………………….…………………………..9 – 11
Состояние ЖКХ РФ на современном этапе…………..……11 – 15
Регион как социально-экономическая подсистема………...15 – 22
Процедура формирования тарифов ЖКХ…………………..22 – 29
Глава 2. Реформа системы ЖКХ: состояние и проблемы………….30 – 60
Специфика реформы жилищно-коммунального комплекса.30 – 35
Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной
реформы…………………………………………………………………..35 – 39
Реформирование ЖКХ в Костромской области…………..39 – 45
Динамика тарифов ЖКХ за период 2005 - 2012 годы и прогнозы на 2013 год…………………………………………………….45 – 60
Глава 3. Формирование и сравнение тарифов ЖКХ в регионах РФ…………………………………………………………………………61 – 72
Факторы влияния разных тарифных ставок на услуги ЖКХ…………………………………………………………..61 – 72
Заключение……………………………………………………..73 – 75
Список литературы…………………………………………...76 – 80
1) Возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
2) Признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
3) Наличие у семьи доходов, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Недостатки реформирования ЖКХ в Костромской области.
Платить или не платить
за коммунальные услуги? Оказывается,
на этот вопрос можно ответить и
отрицательно. Коммунальщики города
Нерехта Костромской области
подали в суд на некоего квартиросъемщика
Жукова за то, что тот вовремя
не платил за горячую воду. Казалось
бы, ситуация с юридической точки
зрения для коммунальщиков беспроигрышная.
Однако дело приняло неожиданный
поворот. Грамотный житель Нерехты
подал встречный иск, утверждая,
что местная теплосеть
Итак, из перечисленных примеров видно, что техническое состояние коммунальной инфраструктуры, характеризующееся высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей, привело к тому, что планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше, чем затраты на проведение планово-предупредителдьного ремонта.
2.4. Динамика тарифов ЖКХ за период 2005-2012 годы и прогнозы на 2013 год.
Коммунальные услуги оказываются более важными, хотя представляется, что при расчёте индексов Росстата они несколько недооцениваются: их вес превышает вес жилищных услуг немногим более чем вдвое, хотя на деле их роль в потребительской корзине, как указывалось выше, в 3-4 раза больше жилищных. При расчёте индексов цен ЖКУ вес услуг холодного и горячего водоснабжения и водоотведения составляет около 30%, отопления – около 20%, энерго- и газоснабжения – примерно по 10%. [12, стр. 261]
Статистические данные по конкретным жилищно-коммунальным услугам свидетельствуют, что примерно до 2005 г. услуги можно было распределить на две категории: электро- и газоснабжение, с одной стороны, и остальные важнейшие жилищно-коммунальные услуги, с другой стороны.
Стоимость услуг электро- и газоснабжения до 2005 г. увеличивалась примерно вдвое медленнее по сравнению с остальными ЖКУ. Во второй половине 2000-х гг. темпы роста тарифов на газ и электричество сблизились с показателями для других услуг, а в 2010 г. даже могут заметно превзойти их, приблизившись к 22-23% относительно прошлого года, тогда как водоснабжение и отопление могут подорожать лишь на 15-20%, а содержание и ремонт жилья – и вовсе на 10%. Особенно заметно в последние годы возрастают цены на газ, и в этом можно увидеть тенденцию к их запланированному выходу на один уровень с европейскими (с учётом, конечно же, транспортных расходов).
Тарифы на услуги ЖКХ за последние 7 лет увеличились в среднем в 8,7 раза, в том числе жилищные услуги подорожали в 9,3 раза, коммунальные – в среднем в 8,2 раза. Темпы роста тарифов на услуги ЖКХ имели тенденцию к снижению. Если в 2003–2004 годах тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства росли в 1,5–1,6 раза в год, то в 2011 году рост тарифов составил 1,2 раза. [24]
Несмотря на это, темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги остаются на достаточно высоком уровне. Можно отметить, что тарифы на жилищные услуги наиболее значительно увеличились в 2001–2003 годах (в среднем по Костромской области в 1,6–1,7 раза в год), а коммунальные услуги в большей степени подорожали в 2000–2001 годах (в среднем в 1,6 раза).
В целом за весь рассматриваемый период (2005–2012 годы) из жилищных услуг плата за жилье в домах муниципального жилищного фонда выросла в 9 раз, за содержание и ремонт приватизированных квартир – в 9,6 раза, услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации ЖК, ЖСК, ТСЖ – в 9,5 раза.
В группе коммунальных услуг наибольший рост тарифов за эти годы произошел на услуги по отоплению и горячему водоснабжению (в 18–20 раз). Услуги по водоснабжению и канализации стали дороже в 7,3 раза. Тарифы на услуги по снабжению электроэнергией повысились в 4,7 раза. Менее других выросли тарифы по газоснабжению. За 2005–2012 годы газ сетевой на территории Костромской области подорожал в 2,3 раза, газ сжиженный – в среднем в 3,1 раза.
Средние потребительские цены (тарифы) на отдельные услуги жилищно-коммунального хозяйства по области в декабре 2005–20011 годов представлены в таблице 1. [46]
Таблица 1. Динамика тарифов ЖКХ Костромской области за период 2005-2011 гг. | |||||||
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
Плата за жилье в домах государственного и муниципального жилищных фондов, руб/м2 |
7,26 |
7,84 |
9,36 |
11,41 |
12,85 |
13,87 |
15,26 |
Водоснабжение и канализация, руб/месяц с человека |
13,47 |
20,14 |
24,83 |
41,83 |
58,71 |
75,32 |
94,43 |
Отопление, руб./м2 |
12,22 |
13,62 |
14,84 |
15,82 |
17,46 |
21,03 |
23,75 |
Водоснабжение горячее, руб./месяц с человека |
127,84 |
129,83 |
136,2 |
154,01 |
173,18 |
191,2 |
227,8 |
Газ природный, руб./месяц с человека |
23,01 |
23,1 |
41,41 |
52,52 |
63,03 |
74,79 |
96,09 |
Электроэнергия (основной тариф в квартирах без электроплит), руб./ 100 кВт*час |
112 |
114 |
120 |
126 |
135 |
145 |
152 |
Электроэнергия (основной тариф в квартирах с электроплитами), руб./100 кВт*ч |
|||||||
56 |
57 |
60 |
63 |
67 |
72 |
76 |
В 2000-е годы темпы роста цен на жилищно-коммунальные услуги существенно опережали темпы потребительской инфляции. Так, за период с января 2005 по октябрь 2010 года стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла в 7,5 раз. Среднегодовые темпы инфляции составили 11,6%, а средние темпы роста тарифов ЖКХ – 28,2%.
Это означает, что цены на ЖКУ существенно возрастали в реальном выражении, оказывая непосредственное влияние на уровень благосостояния населения.
Таблица 2. Темпы прироста номинальных доходов и тарифов на ЖКУ по Костромской области за 2005 – 2011 гг, % к предыдущему году.
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Среднедушевые номинальные доходы населения |
26,5 |
25,7 |
23,6 |
18,6 |
13,0 |
13,4 |
13,2 |
Тарифы ЖКУ |
32,7 |
17,9 |
14,0 |
16,4 |
19,6 |
20,1 |
21,2 |
Впрочем, для социально уязвимых слоёв населения, в частности для пенсионеров, это было постоянным тревожным фактором, который вынуждал к повышению пенсий, пособий, что в бюджетном секторе выше реалистического уровня по бюджетным возможностям страны.
В середине 2006 года ситуация, казалось бы, достигла относительной стабилизации: с 2006 г. темпы роста номинальных доходов почти всегда превышали темпы роста тарифов в сфере ЖКХ, а в 2007 – 2008 гг. и сами темпы прироста тарифов сократились до довольно низких уровней даже с учётом снижения темпов инфляции, хотя по-прежнему несколько превышали их. Тем не менее, в 2007 – 2008 гг. темпы прироста реальных цен на услуги ЖКХ относительно предыдущего года были существенно ниже 5%, что является вполне нормальной ситуацией для региона страны.
Но в 2009 г. и, по предварительным оценкам, в 2010 г., ситуация изменилась не в лучшую сторону: темпы роста цен на услуги ЖКХ снова возросли. В 2009 г. номинальный прирост тарифов достиг максимального уровня за последние четыре года.
В 2009 году общий объем оплаты населением жилищно-коммунальных услуг был равен 1094,1 млрд. рублей. Согласно выборочному обследованию домашних хозяйств Росстата, в расчёте на одного члена домохозяйства расходы равнялись 937 руб./месяц, что составило 10,8% потребительских расходов населения в этот период. Однако низкие темпы роста потребительских расходов в связи со стагнацией реальных доходов в этом году привели к тому, что за первое полугодие 2010 года доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в структуре потребительских расходов выросла уже до 11,9%.
Во втором квартале 2011 года средний российский гражданин, проживающий на территории Костромской области, тратил около 1150 рублей ежемесячно на ЖКУ , в том числе на текущее содержание и ремонт жилого помещения – 264 рубля, водоснабжение и другие коммунальные услуги – 305 рублей, электроэнергию, газ и другие виды топлива – 538 рублей. В 2009 г. на ЖКУ у среднего гражданина уходило 937 рублей в месяц, в том числе 756 рублей – непосредственно на ЖКУ, из них на оплату жилья – 104 рубля, на электроэнергию – 96 рублей, на газ – 69 рублей, 174 рубля – на отопление, 313 рублей – на водоснабжение и другие коммунальные услуги. Естественно, эти величины не составляли проблемы только для состоятельных 20-25% населения Костромской области. Отметим, что это именно расходы, приходящиеся на одного члена домохозяйства, т. е. семья в целом платит в несколько раз больше.
При анализе тарифов в сфере ЖКХ Росстат выделяет группы жилищных и коммунальных услуг. Цены благ первой группы включают в себя, в частности, стоимость содержания и ремонта как государственного, так и частного жилья, величину арендной платы, величину квартплаты в государственном и муниципальном жилищном фонде, стоимость услуг по вывозу мусора и т. д. Во вторую группу входят горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, отопление, газоснабжение, электроснабжение и иные услуги организаций ЖКХ. В зависимости от расходов населения на ту или иную группу услуг или конкретную услугу определяется её вес при расчёте соответствующего индекса цен.
Доля услуг второй группы – коммунальных услуг – в потребительской корзине населения существенно превышает долю услуг первой. Расходы на коммунальные услуги почти в четыре раза превышают расходы на жилищные. В то же время объёмы оказанных коммунальных услуг в 2000-е гг. возрастали относительно медленно: так в 2009 г. их объём лишь на 6,4% превышал уровень 2005 г., а для жилищных услуг прирост ставил 13,8%. Но поскольку темпы роста цен на коммунальные услуги во второй половине 2000-х гг. в среднем превышали темпы роста цен на жилищные услуги, их доля в структуре потребления платных услуг к концу десятилетия возросла. Особенно заметным и болезненным было её увеличение в кризисном 2009 г. За данный год стоимость коммунальных услуг выросла на 23% (при общем уровне инфляции в 8,8%). В условиях экономического кризиса, роста безработицы и сокращения реальных доходов это стало довольно серьезным ударом для домашних хозяйств, особенно имеющих невысокий уровень доходов. Увеличилась и доля ЖКУ в целом в структуре потребляемых платных услуг: темпы роста тарифов на них в 2000-е гг. превышали не только инфляцию, но и средние темпы роста потребительских цен на все платные услуги.
Информация о работе Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект