Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Принятые нормативно-законодательные акты в виде государственных и федеральных целевых программ «Жилище», Жилищного кодекса, национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и др., лежащие в основе процесса реформирования жилищного хозяйства, разрабатывались без широкого обсуждения методов решения проблем с учеными, региональными, муниципальными органами власти и населением. В них допущены двойственность целей, отсутствие стратегического подхода, низкая преемственность, недостаточный учет изменившихся социально-экономических отношений в стране, в том числе платежеспособности населения, значимости человеческого фактора, интересов населения, специфики функционирования жилищного фонда.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3 – 5
Глава 1. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ………………………………………………..6 – 22
Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как составной
части экономики РФ…………………………………………………………6 – 8
Место показателей развития ЖКХ в системе показателей «качества жизни»………………….…………………………..9 – 11
Состояние ЖКХ РФ на современном этапе…………..……11 – 15
Регион как социально-экономическая подсистема………...15 – 22
Процедура формирования тарифов ЖКХ…………………..22 – 29
Глава 2. Реформа системы ЖКХ: состояние и проблемы………….30 – 60
Специфика реформы жилищно-коммунального комплекса.30 – 35
Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной
реформы…………………………………………………………………..35 – 39
Реформирование ЖКХ в Костромской области…………..39 – 45
Динамика тарифов ЖКХ за период 2005 - 2012 годы и прогнозы на 2013 год…………………………………………………….45 – 60
Глава 3. Формирование и сравнение тарифов ЖКХ в регионах РФ…………………………………………………………………………61 – 72
Факторы влияния разных тарифных ставок на услуги ЖКХ…………………………………………………………..61 – 72
Заключение……………………………………………………..73 – 75
Список литературы…………………………………………...76 – 80

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике отрасли.docx

— 159.31 Кб (Скачать файл)

1) Возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

2) Признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;

3)  Наличие у семьи доходов, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Недостатки реформирования ЖКХ в Костромской области.

  • Износ коммунальных сетей составляет более 60%, основных фондов – около 70 %.
  • Количество аварий на теплосетях возросло в 2 раза, на сетях водопровода – в 1,3 раза, канализации - в 1,2 раза.
  • Ограничение роста тарифов предельными индексами не позволяет изыскивать средства на капитальный ремонт.
  • Неопределенность с формой управления домами.

Платить или не платить  за коммунальные услуги? Оказывается, на этот вопрос можно ответить и  отрицательно. Коммунальщики города Нерехта Костромской области  подали в суд на некоего квартиросъемщика Жукова за то, что тот вовремя  не платил за горячую воду. Казалось бы, ситуация с юридической точки  зрения для коммунальщиков беспроигрышная. Однако дело приняло неожиданный  поворот. Грамотный житель Нерехты  подал встречный иск, утверждая, что местная теплосеть оказывает  ему некачественные услуги. И что  самое интересное, выиграл его! Одна из основных претензий истца заключалась  в том, что местные коммунальщики  не проводят так называемую химподготовку воды. Эта абсолютно безвредная для здоровья процедура позволяет значительно увеличить срок службы труб, по которым подается горячая вода в квартиры. Дело в том, что кислород и углекислый газ, которые содержатся в воде в большом количестве, ускоряют процесс коррозии металла и образуют на стенках труб накипь. Существуют нормативные документы, обязывающие коммунальщиков проводить так называемую деаэрацию воды, позволяющую уменьшить в ней содержание кислорода и углекислого газа до предельного минимума. Более того, сразу два ведомства - Госгортехнадзор и Госэнергонадзор - обязаны следить, чтобы эти требования выполнялись неукоснительно. Однако на самом деле в подавляющем большинстве случаев такая процедура не производится. В результате резко снижается нормативный срок службы труб и теплосетей горячего водоснабжения: сейчас он составляет от 5 до 9 лет, в то время как должен достигать 20 - 25 лет. Стоит ли после этого удивляться тому, что тарифы на коммунальные услуги в городах год от года растут как на дрожжах. - Почему-то принято считать, что рост тарифов на коммунальные услуги напрямую зависит от роста цен на топливо и электричество. На деле же львиная доля денег расходуется на ремонт котлов и теплосетей, - считает эксперт в области ЖКХ кандидат технических наук Владимир Ванин. - Безусловно время от времени такие работы проводить нужно. Однако в большинстве случаев такие траты относятся к сверхнормативным и напрямую зависят от того, как эксплуатируются коммуникации. Яркий пример - деаэрация воды, которая во многих случаях попросту не производится. В результате срок службы систем горячего водоснабжения сокращается в 2-3 раза. Характерно, что государственные инспекции строго следят за тем, чтобы химподготовка воды производилась на крупных теплоэнергетических предприятиях, и практически не контролируют ЖКХ. Сами же коммунальщики, пользуясь монопольным положением, в снижении потерь, связанных с аварийно-ремонтными работами, не заинтересованы, поскольку это приведет к значительному сокращению финансирования. По некоторым оценкам, экономия может достигать 60%. Таким образом, поставщик, поставляя продукцию низкого качества, буквально вынуждает потребителя оплачивать свои явно завышенные затраты. Так что вполне логичным выглядит право каждого гражданина не идти на поводу у безответственных коммунальщиков, а обращаться в суды и не платить. Не платить за услуги, которые нам просто не предоставляются. Более того, по мнению специалистов, чем больше людей таким образом заявят о своем несогласии с недопустимым положением дел в ЖКХ, тем скорее пойдет реформа этой сферы российской действительности, которая так необходима всем нам. Что же касается нерехтинских коммунальщиков, то с них хватило и одного суда. Местная теплосеть в срочном порядке наладила химподготовку воды в котельной.

Итак, из перечисленных примеров видно, что техническое состояние  коммунальной инфраструктуры, характеризующееся  высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей, привело к тому, что планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше, чем затраты на проведение планово-предупредителдьного ремонта.

 

 

2.4. Динамика тарифов ЖКХ за период 2005-2012 годы и прогнозы на 2013 год.

Коммунальные услуги оказываются  более важными, хотя представляется, что при расчёте индексов Росстата они несколько недооцениваются: их вес превышает вес жилищных услуг немногим более чем вдвое, хотя на деле их роль в потребительской  корзине, как указывалось выше, в 3-4 раза больше жилищных. При расчёте  индексов цен ЖКУ вес услуг  холодного и горячего водоснабжения  и водоотведения составляет около 30%, отопления – около 20%, энерго- и газоснабжения – примерно по 10%. [12, стр. 261]

Статистические данные по конкретным жилищно-коммунальным услугам  свидетельствуют, что примерно до 2005 г. услуги можно было распределить на две категории: электро- и газоснабжение, с одной стороны, и остальные важнейшие жилищно-коммунальные услуги, с другой стороны.

Стоимость услуг электро- и газоснабжения до 2005 г. увеличивалась примерно вдвое медленнее по сравнению с остальными ЖКУ. Во второй половине 2000-х гг. темпы роста тарифов на газ и электричество сблизились с показателями для других услуг, а в 2010 г. даже могут заметно превзойти их, приблизившись к 22-23% относительно прошлого года, тогда как водоснабжение и отопление могут подорожать лишь на 15-20%, а содержание и ремонт жилья – и вовсе на 10%. Особенно заметно в последние годы возрастают цены на газ, и в этом можно увидеть тенденцию к их запланированному выходу на один уровень с европейскими (с учётом, конечно же, транспортных расходов).

Тарифы на услуги ЖКХ за последние 7 лет увеличились в  среднем в 8,7 раза, в том числе  жилищные услуги подорожали в 9,3 раза, коммунальные – в среднем в 8,2 раза. Темпы роста тарифов на услуги ЖКХ имели тенденцию к снижению. Если в 2003–2004 годах тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства росли в 1,5–1,6 раза в год, то в 2011 году рост тарифов составил 1,2 раза. [24]

Несмотря на это, темпы  роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги остаются на достаточно высоком  уровне. Можно отметить, что тарифы на жилищные услуги наиболее значительно  увеличились в 2001–2003 годах (в среднем  по Костромской области в 1,6–1,7 раза в год), а коммунальные услуги в большей степени подорожали в 2000–2001 годах (в среднем в 1,6 раза).

В целом за весь рассматриваемый  период (2005–2012 годы) из жилищных услуг плата за жилье в домах муниципального жилищного фонда выросла в 9 раз, за содержание и ремонт приватизированных квартир – в 9,6 раза, услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации ЖК, ЖСК, ТСЖ – в 9,5 раза.

В группе коммунальных услуг  наибольший рост тарифов за эти годы произошел на услуги по отоплению  и горячему водоснабжению (в 18–20 раз). Услуги по водоснабжению и канализации  стали дороже в 7,3 раза. Тарифы на услуги по снабжению электроэнергией повысились в 4,7 раза. Менее других выросли тарифы по газоснабжению. За 2005–2012 годы газ сетевой на территории Костромской области подорожал в 2,3 раза, газ сжиженный – в среднем в 3,1 раза.

Средние потребительские  цены (тарифы) на отдельные услуги жилищно-коммунального хозяйства по  области в декабре 2005–20011 годов представлены в таблице 1. [46]

Таблица 1. Динамика тарифов ЖКХ Костромской области за период 2005-2011 гг.

 
 

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Плата за жилье в домах  государственного и муниципального жилищных фондов, руб/м2

7,26

7,84

9,36

11,41

12,85

13,87

15,26

Водоснабжение и канализация, руб/месяц с человека

13,47

20,14

24,83

41,83

58,71

75,32

94,43

Отопление, руб./м2

12,22

13,62

14,84

15,82

17,46

21,03

23,75

Водоснабжение горячее, руб./месяц с человека

127,84

129,83

136,2

154,01

173,18

191,2

227,8

Газ природный, руб./месяц с человека

23,01

23,1

41,41

52,52

63,03

74,79

96,09

Электроэнергия (основной тариф  в квартирах без электроплит), руб./ 100 кВт*час

112

114

120

126

135

145

152

Электроэнергия (основной тариф в квартирах с электроплитами), руб./100 кВт*ч

             

56

57

60

63

67

72

76


 

В 2000-е годы темпы роста  цен на жилищно-коммунальные услуги существенно опережали темпы  потребительской инфляции. Так, за период с января 2005 по октябрь 2010 года стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла в 7,5 раз. Среднегодовые темпы инфляции составили 11,6%,  а средние темпы роста тарифов ЖКХ – 28,2%.

Это означает, что цены на ЖКУ существенно возрастали в  реальном выражении, оказывая непосредственное влияние на уровень благосостояния населения.

Таблица 2. Темпы прироста номинальных доходов и тарифов на ЖКУ по Костромской области за 2005 – 2011 гг, % к предыдущему году.

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Среднедушевые номинальные  доходы населения

26,5

25,7

23,6

18,6

13,0

13,4

13,2

Тарифы ЖКУ

32,7

17,9

14,0

16,4

19,6

20,1

21,2


 

Впрочем, для социально уязвимых слоёв населения, в частности для пенсионеров, это было постоянным тревожным фактором, который вынуждал к повышению пенсий, пособий, что в бюджетном секторе выше реалистического уровня по бюджетным возможностям страны.

В середине 2006 года ситуация, казалось бы, достигла относительной стабилизации: с 2006 г. темпы роста номинальных доходов почти всегда превышали темпы роста тарифов в сфере ЖКХ, а в 2007 – 2008 гг. и сами темпы прироста тарифов сократились до довольно низких уровней даже с учётом снижения темпов инфляции, хотя по-прежнему несколько превышали их. Тем не менее, в 2007 – 2008 гг. темпы прироста реальных цен на услуги ЖКХ относительно предыдущего года были существенно ниже 5%, что является вполне нормальной ситуацией для региона страны.

Но в 2009 г. и, по предварительным оценкам, в 2010 г., ситуация изменилась не в лучшую сторону: темпы роста цен на услуги ЖКХ снова возросли. В 2009 г. номинальный прирост тарифов достиг максимального уровня за последние четыре года.

В 2009 году общий объем  оплаты населением жилищно-коммунальных услуг был равен 1094,1 млрд. рублей. Согласно выборочному обследованию домашних хозяйств Росстата, в расчёте на одного члена домохозяйства расходы равнялись 937 руб./месяц, что составило 10,8% потребительских расходов населения в этот период. Однако низкие темпы роста потребительских расходов в связи со стагнацией реальных доходов в этом году привели к тому, что за первое полугодие 2010 года доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в структуре потребительских расходов выросла уже до 11,9%.

Во втором квартале 2011 года средний российский гражданин, проживающий на территории Костромской области, тратил около 1150 рублей ежемесячно на ЖКУ , в том числе на текущее содержание и ремонт жилого помещения – 264 рубля, водоснабжение и другие коммунальные услуги – 305 рублей, электроэнергию, газ и другие виды топлива – 538 рублей. В 2009 г. на ЖКУ у среднего гражданина уходило 937 рублей в месяц, в том числе 756 рублей – непосредственно на ЖКУ, из них на оплату жилья – 104 рубля, на электроэнергию – 96 рублей, на газ – 69 рублей, 174 рубля – на отопление, 313 рублей – на водоснабжение и другие коммунальные услуги. Естественно, эти величины не составляли проблемы только для состоятельных 20-25% населения Костромской области. Отметим, что это именно расходы, приходящиеся на одного члена домохозяйства, т. е. семья в целом платит в несколько раз больше.

    1. Доля ЖКУ в структуре платных  услуг населению Костромской области за 2002 – 2009 гг, в % к итогу.

При анализе тарифов в  сфере ЖКХ  Росстат выделяет группы жилищных и коммунальных услуг. Цены благ первой группы включают в себя, в частности, стоимость содержания и ремонта как государственного, так и частного жилья, величину арендной платы, величину квартплаты в государственном и муниципальном жилищном фонде, стоимость услуг по вывозу мусора и т. д. Во вторую группу входят горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, отопление, газоснабжение, электроснабжение и иные услуги организаций ЖКХ. В зависимости от расходов населения на ту или иную группу услуг или конкретную услугу определяется её вес при расчёте соответствующего индекса цен.

Доля услуг второй группы – коммунальных услуг – в потребительской  корзине населения существенно  превышает долю услуг первой. Расходы на коммунальные услуги почти в четыре раза превышают расходы на жилищные. В то же время объёмы оказанных коммунальных услуг в 2000-е гг. возрастали относительно медленно: так в 2009 г. их объём лишь на 6,4% превышал уровень 2005 г., а для жилищных услуг прирост ставил 13,8%. Но поскольку темпы роста цен на коммунальные услуги во второй половине 2000-х гг. в среднем превышали темпы роста цен на жилищные услуги, их доля в структуре потребления платных услуг к концу десятилетия возросла. Особенно заметным и болезненным было её увеличение в кризисном 2009 г. За данный год стоимость коммунальных услуг выросла на 23% (при общем уровне инфляции в 8,8%). В условиях экономического кризиса, роста безработицы и сокращения реальных доходов это стало довольно серьезным ударом для домашних хозяйств, особенно имеющих невысокий уровень доходов. Увеличилась и доля ЖКУ в целом в структуре потребляемых платных услуг: темпы роста тарифов на них в 2000-е гг. превышали не только инфляцию, но и средние темпы роста потребительских цен на все платные услуги.

Информация о работе Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект