Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа
Принятые нормативно-законодательные акты в виде государственных и федеральных целевых программ «Жилище», Жилищного кодекса, национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и др., лежащие в основе процесса реформирования жилищного хозяйства, разрабатывались без широкого обсуждения методов решения проблем с учеными, региональными, муниципальными органами власти и населением. В них допущены двойственность целей, отсутствие стратегического подхода, низкая преемственность, недостаточный учет изменившихся социально-экономических отношений в стране, в том числе платежеспособности населения, значимости человеческого фактора, интересов населения, специфики функционирования жилищного фонда.
Введение………………………………………………………………3 – 5
Глава 1. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ………………………………………………..6 – 22
Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как составной
части экономики РФ…………………………………………………………6 – 8
Место показателей развития ЖКХ в системе показателей «качества жизни»………………….…………………………..9 – 11
Состояние ЖКХ РФ на современном этапе…………..……11 – 15
Регион как социально-экономическая подсистема………...15 – 22
Процедура формирования тарифов ЖКХ…………………..22 – 29
Глава 2. Реформа системы ЖКХ: состояние и проблемы………….30 – 60
Специфика реформы жилищно-коммунального комплекса.30 – 35
Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной
реформы…………………………………………………………………..35 – 39
Реформирование ЖКХ в Костромской области…………..39 – 45
Динамика тарифов ЖКХ за период 2005 - 2012 годы и прогнозы на 2013 год…………………………………………………….45 – 60
Глава 3. Формирование и сравнение тарифов ЖКХ в регионах РФ…………………………………………………………………………61 – 72
Факторы влияния разных тарифных ставок на услуги ЖКХ…………………………………………………………..61 – 72
Заключение……………………………………………………..73 – 75
Список литературы…………………………………………...76 – 80
Отсюда следует, что структура качества жизни базируется на трех компонентах:
Одной из важнейших народнохозяйственных
проблем является повышение качества
жизни населения, базовую характеристику
которого составляют жилищные условия
населения. Решение этой ключевой проблемы
предполагает улучшение количественно-
Жилище, включенное в систему коммунального и бытового обслуживания населения, составляет среду обитания человека, определяющую качество жизни. Показатели жилищных условий населения и уровня его обслуживания можно разделить на несколько групп:
• наличие, состояние и движение жилого фонда;
• жилищные условия населения;
• обслуживание и финансирование жилого фонда;
• развитие социальной инфраструктуры и ее функционирование;
• оценка населением жилищных условий и качества коммунального обслуживания;
• развитие рынка жилья.
Таким образом, развитие жилищно-коммунального хозяйства является важнейшим индикатором качества жизни населения, что особенно четко проявляется в период реформирования жилищно-коммунальной сферы. [15, стр.19]
1.3. Состояние ЖКХ России на современном этапе.
В процессе приватизации не было четко определено отношение и ответственность собственников жилых помещений к общему имуществу многоквартирного дома, т.е. к той части, которая является неотъемлемой его составляющей, а так же не была достигнута главная цель - передача многоквартирных домов и принадлежащих земельных участков в целом в реальное управление собственникам.
За годы преобразований проведена
передача муниципалитетам
Сформированный таким
образом рынок жилья и
Новые подходы в жилищной политике, связанные со снятием ограничений инициативы населения, позволили уменьшить (за период 2005-2010 гг.) количество семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, с 10,2 до 3,55 млн. (34,8 %) и увеличить средний показатель обеспеченности жильем по России на 2,6 кв. м (19,1 кв. м жилья на человека). [2, стр.58-62]
Передача жилищного фонда в муниципалитеты, с одной стороны, позволила сделать предприятия, ранее отвечавшие за его эксплуатацию, более конкурентоспособными, уменьшив затраты на его содержание, с другой - потребовала увеличения затрат у муниципалитетов на его содержание. Такие же проблемы возникли и в отношении других объектов недвижимости ЖКХ, хозяйственное или оперативное управление по которым было закреплено за предприятиями и учреждениями.
К 2010 г. в муниципальной собственности находилось 30 % объектов коммунального хозяйства (в т. ч. 20 % предприятий, имеющих на своем балансе водопроводы, 28,5 % - отопительные котельные, 41,4% - канализации). [1, стр. 58 - 70]
Численность работающих на ведущих предприятиях отрасли составляет порядка 1,5 млн. человек. Среднесписочная численность ведущих предприятий по сравнению с началом реформ возросла на 24 %, однако к концу 2011 г. наметилось ее снижение в связи с подъемом промышленности, появлением рабочих мест с высокими заработками в других сферах экономики.
Одновременно в этот же период была резко расширена система льгот на оплату услуг ЖКХ. Сейчас льготы установлены более чем для 60 % населения России.
Создалась система, когда льготы гражданам фактически оплачиваются предприятиями ЖКХ. Так, при установленном уровне оплаты услуг ЖКХ населением 50 % из-за льгот сбор "живыми деньгами" в 2006 г. составил 30 %; в 2008г. при уровне 60 % - 35,5 %; в 2008 г. при уровне стандарта 70 % сборы с населения составили в среднем по стране 39,1 %. Все это поставило жилищно-коммунальное хозяйство на грань разрушения. [8, стр 34]
За время преобразований
нормативная годовая
Недофинансирование отрасли составило 59,1 млрд руб. (20%).
Причем долги населения составляют порядка четверти от этой суммы, т. е. собираемость платежей достаточно высокая, более 85%.
Большая часть
долгов связана с выпадающими
доходами, долгами бюджетной сферы,
кредитованием потребителей. Кредиторская
задолженность предприятий
Задолженность
поставщикам оценивается в
Кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг бюджетных организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, имеет тенденцию роста год от года на величину порядка 10 % и составила в 2011 г. 54,8 млрд руб.
Эффективное управление такой собственностью являлось одним из главных условий проводимых преобразований, поэтому был взят курс на организационное разделение функций управлениям хозяйствования, создание служб заказчика, управляющих компаний, введение и развитие частного управления многоквартирными жилыми домами с целью постепенного перевода на режим безубыточного функционирования отрасли (предприятий) путем сокращения бюджетного дотирования и перекрестного субсидирования потребителей.
Решение этих задач обеспечивалось Указом Президента Российской Федерации от 29.03.2001 № 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов".[14, стр.203]
К настоящему времени удалось достигнуть определенных положительных результатов. Если на 1 января 2010 г. в субъектах Российской Федерации функционировало менее 2 тыс. служб заказчиков, то к настоящему времени их создано около 6,5 тыс. Учитывая, что службы заказчика целесообразно создавать в крупных городах и населенных пунктах с численностью населения не менее 50 тыс. чел., можно считать, что деятельностью данных служб охвачены практически все муниципальные образования. Как отмечалось, основой деятельности служб заказчика является формирование договорных отношений с поставщиками жилищных и коммунальных услуг. В целом по России на договорной основе обслуживается около 50 % жилищного фонда.
Одним из элементов рыночных отношений в ЖКХ является привлечение на равноправной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг на конкурсной основе. За период 2005-2010 гг. в России проведено более 3500 конкурсов. Практика показывает, что проведение конкурсов не только ориентирует подрядчиков на качественное выполнение ЖКУ, но и дает положительные практические результаты по снижению их стоимости.
Во всех субъектах Российской
Федерации в структуре
Исполнение проектов предусматривает
в первую очередь внедрение
Начата работа по привлечению средств банков и других коммерческих структур в финансирование жилищного строительства, по предоставлению жилищных кредитов (включая ипотечные кредиты).
Ведутся работы по подготовке программ ликвидации ветхого и аварийного жилья.
1.4. Регион как
социально-экономическая
В современной социально-
Социально-экономический район (регион) — многокомпонентная и полиструктурная система с разнообразием составляющих элементов и выполняемых ими функций.
Компонентами региональной системы являются природная среда как естественная ресурсная база производства и необходимое условие жизнедеятельности населения, население как производительная сила и потребитель материальных и культурных благ, производство материальных и культурных благ как связующее звено во взаимодействии общества и природы, источник благосостояния людей. Поэлементный анализ региональной системы показывает, что каждая из названных составляющих лишь весьма условно может быть отделена одна от другой. Это объясняется как многофункциональностью даже простых и «первичных» элементов, относимых в зависимости от целей исследования к разным компонентам, так и взаимосвязанностью компонентов, которые во взаимодействии друг с другом образуют качество региональной социально-экономической (территориальной общественной) системы. [45]
Производство материальных и культурных благ включает:
а) производственно-
б) производственно-технические и инфраструктурные элементы (народнохозяйственные основные фонды, транспортные и иные коммуникации, линии связей, энергетические, строительные и ремонтные базы, прочие элементы инфраструктуры);
в) оборотные средства производства, производимые и потребляемые продукты и услуги; производственно-экономические элементы (межотраслевые и территориальные сочетания и комплексы, разного рода объединения предприятий, отдельные предприятия, их отраслевые и территориальные подразделения);
г) производственно-природные элементы (используемые в производстве первичные природные ресурсы);
д) производственно-экологические элементы (источники загрязнения среды, загрязнители, вторичные природные ресурсы);
е) производственно-социальные элементы (трудовые ресурсы, виды и формы трудовой деятельности);
ж) элементы связи в региональном воспроизводственном процессе.
Расселение и
Среди других структур региональной
системы следует назвать
При анализе отраслевой структуры рассматриваются соотношения и взаимосвязи отраслей экономики (специализированных видов деятельности), начиная от первичных элементов (продукты и услуги, отдельные предприятия и их отраслевые подразделения) и заканчивая крупными сферами, отраслями и межотраслевыми комплексами. В результате выделяются отраслевые (межотраслевые) подсистемы региона, имеющие свою специфику в развитии, влиянии на процессы районо-образования, в размещении по территории региона.
Регион — открытая система с определенной замкнутостью региональных связей и отношений. Степень открытости и замкнутости (закрытости) региональной системы меняется с масштабами производства и потребления в регионе, развитостью регионального воспроизводственного процесса, межрегиональных и внутрирегиональных связей. Масштабы производства и потребления определяют емкость регионального рынка товаров и услуг, возможности диверсификации экономики и замыкания ее в рамках региона. Интенсивность межрегиональных и внутрирегиональных связей и отношений, в свою очередь, определяется развитостью коммуникаций, характером сложившегося размещения производства и населения по территории страны, различиями в природных, экономических и социальных условиях развития регионов.
Информация о работе Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект