Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Принятые нормативно-законодательные акты в виде государственных и федеральных целевых программ «Жилище», Жилищного кодекса, национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и др., лежащие в основе процесса реформирования жилищного хозяйства, разрабатывались без широкого обсуждения методов решения проблем с учеными, региональными, муниципальными органами власти и населением. В них допущены двойственность целей, отсутствие стратегического подхода, низкая преемственность, недостаточный учет изменившихся социально-экономических отношений в стране, в том числе платежеспособности населения, значимости человеческого фактора, интересов населения, специфики функционирования жилищного фонда.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3 – 5
Глава 1. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ………………………………………………..6 – 22
Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как составной
части экономики РФ…………………………………………………………6 – 8
Место показателей развития ЖКХ в системе показателей «качества жизни»………………….…………………………..9 – 11
Состояние ЖКХ РФ на современном этапе…………..……11 – 15
Регион как социально-экономическая подсистема………...15 – 22
Процедура формирования тарифов ЖКХ…………………..22 – 29
Глава 2. Реформа системы ЖКХ: состояние и проблемы………….30 – 60
Специфика реформы жилищно-коммунального комплекса.30 – 35
Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной
реформы…………………………………………………………………..35 – 39
Реформирование ЖКХ в Костромской области…………..39 – 45
Динамика тарифов ЖКХ за период 2005 - 2012 годы и прогнозы на 2013 год…………………………………………………….45 – 60
Глава 3. Формирование и сравнение тарифов ЖКХ в регионах РФ…………………………………………………………………………61 – 72
Факторы влияния разных тарифных ставок на услуги ЖКХ…………………………………………………………..61 – 72
Заключение……………………………………………………..73 – 75
Список литературы…………………………………………...76 – 80

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике отрасли.docx

— 159.31 Кб (Скачать файл)

Как открытая система регион выполняет функции обеспечения  потребностей страны (других регионов) путем экспорта и собственных  потребностей путем импорта, соответственно, «избыточных» и «дефицитных» для  данного региона товаров и  услуг. Как закрытая система регион полностью или частично обеспечивает собственные потребности за счет внутренних ресурсов.

Таким образом, в регионе  выделяются две группы производств  — отрасли специализации, работающие на внешний и отчасти внутренний рынок, и обслуживающие отрасли, ограниченные региональным потреблением товаров и услуг. Каждая из групп  отраслей, в свою очередь, подразделяется на отрасли производственного назначения и отрасли социального назначения. Кроме того, в зависимости от целей  и задач исследования регионального  воспроизводственного процесса могут  выделяться профилирующие, дополняющие, смежные, параллельные отрасли и  др. Состав отраслей специализации  и обслуживающих отраслей зависит  от множества факторов, по разному сочетающихся в каждом регионе. Не менее важны отраслевые особенности в размещении производства различных видов товаров и услуг. Примерами повсеместного размещения по регионам РФ производства являются электроэнергетика, промышленность строительных материалов, ремонтная, пищевая и ряд отраслей легкой промышленности. Ограниченное размещение имеют нефтяная, газовая и металлургическая промышленность. [42]

Среди факторов, влияющих на динамику структурных изменений  в экономике регионов, следует  назвать капиталовложения (размеры  инвестиций в основной капитал, в  том числе по отраслям и территориям  региона), региональную политику, определяющую тактику и стратегию развития регионов разного типа, активность действий органов государственной власти по преодолению кризисных ситуаций и решению острых региональных проблем. Следует также учитывать инновационную деятельность по внедрению достижений научно-технического прогресса, обмену опытом развитых стран и более развитых регионов.

Проблемы регионального жилищно-коммунального характера всегда обостряются с приходом холодов. Зима 2010-2011 гг. во многих регионах страны выдалась довольно холодная, с обильными снегопадами и ураганными ветрами.

Наиболее сложная ситуация сложилась в традиционно проблемных регионах – Корякском АО, на Камчатке, в Магаданской области, Приморском крае. К приходу осени 2012 года 10 субъектов Федерации были занесены в так называемый "красный список", в них было завезено менее 60% требуемого топлива. Ситуация усугубляется еще и аховым положением в энергетических системах - процент физического износа электрических сетей и трансформаторного хозяйства в регионах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока превышает 70%.

Если взять Омск и омскую область, то ситуация следующая главная  проблема – это очистные сооружения омского Водоканала. Проблемы, с  которыми сталкивается "Водоканал", характерны для всей отрасли ЖКХ - это старение фондов, отставание в  развитии инженерных коммуникаций, несбалансированная тарифная политика. Плюс ко всему, Иртыш - река трансгенная. На ее берегах расположены крупные промышленные предприятия. Причем не только на территории России, но и в сопредельных государствах, влиять на хозяйственную деятельность которых практически нет возможности. Единственный выход в подобной ситуации - строительство современных очистных сооружений и модернизация уже имеющихся.

Администрацией Ленского района осуществляется координация  деятельности предприятий отрасли  жилищно-коммунального хозяйства, в  том числе по вопросам подготовки и проведения отопительного сезона. В 2006 г. проводился капитальный и текущий ремонт муниципальных котельных и теплотрасс во всех населенных пунктах района, где существует система ЖКХ, работы выполнены на сумму 13,2 млн руб. Расходы по капитальному и текущему ремонту жилфонда составили 12,2 млн руб.

При большой разбросанности населенных пунктов на всей территории РФ, практически невозможно централизовать обеспечение населения и учреждений теплом. В связи с этим районам приходится содержать большое количество маломощных котельных, себестоимость вырабатываемой ими энергии значительно выше, чем на крупных ТЭЦ. [32, стр. 13]

Высокие цены на котельное  топливо (мазут, уголь), несоответствие мощностей котельных с отапливаемыми  площадями определяют увеличение стоимости  тепловой составляющей в тарифах  по оплате коммунальных услуг, повышают нагрузку на бюджет всех поселений.

С целью экономии материальных и трудовых ресурсов, эффективного использования установленных мощностей  имеющихся котельных,- предлагается на период 2012-2015 гг. провести реконструкцию  котельной В старых котельных, где установлены четыре котла КСВ -3 мощностью 12 МВт, будут  установлены два котла КВС-5 мощностью 10 МВт на базе имеющейся котельной.

Управление регионами  со стороны вышестоящей власти необходимо для формирования единой бюджетно-финансовой системы страны, поддержки отстающих  территорий, реализации проектов и  программ межрегионального и внутрирегионального (местного) значения, контроля и координации деятельности властных структур, проведения активной региональной политики, нацеленной, в конечном счете, на более ускоренное и эффективное развитие регионов и территорий, рост благосостояния их населения, наконец — для выполнения специфических для каждого уровня управления функций.

Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному  рецидиву административного принуждения  подрядчиков в нарушении существующего в Российской Федерации законодательства и фактическому отходу от выполнения в полном объеме контрольных функций за производством и предоставлением населению качественных и технически и экономически обоснованных жилищно-коммунальных услуг.

По тем же причинам не удалось в полной мере обеспечить действенный государственный контроль качества предоставления населению  жилищно-коммунальных услуг, проводимый органами государственной жилищной инспекции Свердловской области.

Недофинансирование жилищно-коммунальной сферы обуславливает и отсутствие интереса в создании товариществ  собственников жилья, что в еще  большей степени снижает перспективы  развития конкуренции.

Невыполнение бюджетных  обязательств и отсутствие эффективных  и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обуславливают  непривлекательность жилищно-коммунального  комплекса для частных инвестиций.

Все это говорит о наличии  системного кризиса в регионах и  в отрасли, в целом, и о межотраслевом  характере возникших проблем, для  решения которых, а также для  обеспечения перехода к новой  модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса  в условиях рыночной экономики необходимо использование программно-целевого метода.

Не менее важные задачи стоят и перед самоуправлением  регионов — субъектов РФ, которое  должно обеспечивать не только общий  рост экономики и доходов населения, при более полном и эффективном  использовании собственных и  привлеченных ресурсов, но и содействовать  преодолению различий на внутрирегиональном уровне (между административными районами, городами и сельской местностью, центральными и окраинными территориями, крупными городами и малыми поселениями). Особой задачей остается формирование местного самоуправления, не обладающего пока достаточной экономической и финансовой базой, а также практическим опытом в условиях окончательно не сложившейся системы управления страной, неравномерного развития и размещения производства.

Регион — многоуровневая система с территориально-дискретными  свойствами, вытекающими из специфики  разных частей региона и многообразия местных условий развития производства, расселения и природопользования. Подобные свойства присущи всем без исключения регионам, однако они усложняются  по мере перехода от простой и малой  региональной системы (первичного района и микрорайона) к более сложной  и крупной системе (мезорайону и макрорайону).

 

1.5. Процедура формирования  тарифов.

Предоставление любой  жилищно-коммунальной услуги, как правило, связано с взаимодействием нескольких хозяйствующих субъектов, Демонополизация  и развитие конкуренции в этой сфере направлены на привлечение  в технологическую цепочку производства и предоставления услуг специализированных организаций, что позволяет получить оптимальное соотношение цены и  качества необходимых работ и  услуг.

Жилищно-коммунальное хозяйство  представляет собой сложную отрасль, в которой можно выделить две  группы хозяйствующих субъектов:

  • действующих в условиях рыночной конкуренции;
  • являющиеся локальными монополистами.

Тариф на ту или иную жилищно-коммунальную услугу формируется как совокупность регулируемых и рыночных цен организаций, задействованных в предоставлении услуги. Например, тариф по отоплению, в общем случае, может состоять из:

  • рыночной (регулируемой) цены управления процессом отопления жилого дома (планирование работ, заключение договоров, контроль за их выполнением);
  • регулируемой цены производителя тепла;
  • регулируемой цены (тарифа) организации, осуществляющей транспорт тепла по магистральным и разводящим сетям;
  • рыночной цены обслуживания внутридомовых сетей;
  • рыночных цен абонентского обслуживания по расчету и сбору платежей;
  • рыночной цены обслуживания счетчиков тепла и других регистрирующих и регулирующих приборов.

Таким образом можно представить формирование тарифа на любую жилищно-коммунальную услугу. [17, стр.8]

В целях анализа причин увеличения платы за коммунальные услуги, прежде всего, необходимо отметить многофакторный характер ее расчета.

Рис. 1.1. Формула оплаты за коммунальные услуги.

 

 

 

 

В этой связи следует учитывать, что  понятия «тариф за коммунальные услуги (ресурсы)», оказываемые (поставляемые) организациями коммунального комплекса  потребителям, и «платеж за коммунальные услуги», предъявляемый гражданам  исполнителем коммунальных услуг, не являются тождественными.

Размер платежа за каждую коммунальную услугу складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для  ресурсоснабжающей организации в порядке, определяемом действующим законодательством, и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления. Кроме того, в отдельных случаях размер платы может быть скорректирован ввиду наличия (ликвидации) бюджетных дотаций организациям коммунального комплекса или субсидий (льгот), предоставляемых из бюджетов различных уровней гражданам на оплату коммунальных услуг. [1, стр.12]

Следовательно, динамика размера  платежа граждан за коммунальные услуги зависит не только от уровня установленных тарифов, но и от объема потребления коммунальных услуг (в  том числе норматива потребления  услуг), а также от изменения доли оплаты населением установленных тарифа с учетом предоставляемых им субсидий и льгот.

Процесс установления тарифа для каждой жилищно-коммунальной услуги должен начинаться с определения составных частей этого тарифа путем анализа деятельности по обеспечению услуги и определения подходов к определению цен на отдельные виды работ, связанные с предоставлением услуги.

Утверждение тарифа, как  правило, следует проводить с  учетом анализа всей совокупности цен  на работы, связанные с предоставлением  этой услуги. В исключительных случаях возможно рассмотрение цен только на отдельные вида работ по предоставлению услуги.

Стоимость работ и услуг  в конкурентных отраслях должна не регулироваться, а определяться рынком. Причем, в различных сегментах  рынка цены на одну и ту же работу или услугу могут отличаться. Задача тарифной политики в этом случае состоит  в определении принципов определения  стоимости работ, включаемой в тариф  на услугу, с учетом различных рыночных цен на эти работы в отдельных  сегментах рынка.

Локальные монополисты  подразделяются на две группы:

К первой группе относятся  предприятия, относящиеся к локальным  естественным монополиям в силу объективных  технологических, экологических, экономических  или иных причин.

Стоимость работ и услуг, предоставляемых предприятиями  монополистами должна регулироваться, так как специфика любой монополии  проявляется в ее заинтересованности завышения стоимости своих работ  и услуг. В жилищно-коммунальном хозяйстве данная проблема особенно обострена в силу социальной значимости оказываемых услуг. Отсутствие (или  невозможность конкуренции) означает , что предприятие может сохранять неэффективную структуру производства, которая, в частности, может заключаться в нерациональном использовании ресурсов, неэффективном управлении и т.д.

Ко второй группе относятся  предприятия, работающие в потенциально конкурентных подотраслях, в которых необходимо проводить политику демонополизации.

Специфика потенциально конкурентных отраслей ЖКХ заключается в том, что их монополизм на местных локальных  рынках не имеет объективных экономических, технологических или иных причин. При этом, если в одних случаях это единственное предприятие в городе, специализирующееся на определенном виде услуг (вывоз и депонирование твердых бытовых отходов - спецавтохозяйство), то в других случаях таких предприятий может быть несколько, и каждое из них, по существу, имеет свой закрепленный за ним “сегмент” данного локального рынка услуг, т.е. по факту является олигопольной моделью рынка, которая может давать результат, сравнимый с монополией. [7, стр.59]

Информация о работе Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект