Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа
Принятые нормативно-законодательные акты в виде государственных и федеральных целевых программ «Жилище», Жилищного кодекса, национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и др., лежащие в основе процесса реформирования жилищного хозяйства, разрабатывались без широкого обсуждения методов решения проблем с учеными, региональными, муниципальными органами власти и населением. В них допущены двойственность целей, отсутствие стратегического подхода, низкая преемственность, недостаточный учет изменившихся социально-экономических отношений в стране, в том числе платежеспособности населения, значимости человеческого фактора, интересов населения, специфики функционирования жилищного фонда.
Введение………………………………………………………………3 – 5
Глава 1. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ………………………………………………..6 – 22
Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как составной
части экономики РФ…………………………………………………………6 – 8
Место показателей развития ЖКХ в системе показателей «качества жизни»………………….…………………………..9 – 11
Состояние ЖКХ РФ на современном этапе…………..……11 – 15
Регион как социально-экономическая подсистема………...15 – 22
Процедура формирования тарифов ЖКХ…………………..22 – 29
Глава 2. Реформа системы ЖКХ: состояние и проблемы………….30 – 60
Специфика реформы жилищно-коммунального комплекса.30 – 35
Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной
реформы…………………………………………………………………..35 – 39
Реформирование ЖКХ в Костромской области…………..39 – 45
Динамика тарифов ЖКХ за период 2005 - 2012 годы и прогнозы на 2013 год…………………………………………………….45 – 60
Глава 3. Формирование и сравнение тарифов ЖКХ в регионах РФ…………………………………………………………………………61 – 72
Факторы влияния разных тарифных ставок на услуги ЖКХ…………………………………………………………..61 – 72
Заключение……………………………………………………..73 – 75
Список литературы…………………………………………...76 – 80
Как открытая система регион выполняет функции обеспечения потребностей страны (других регионов) путем экспорта и собственных потребностей путем импорта, соответственно, «избыточных» и «дефицитных» для данного региона товаров и услуг. Как закрытая система регион полностью или частично обеспечивает собственные потребности за счет внутренних ресурсов.
Таким образом, в регионе
выделяются две группы производств
— отрасли специализации, работающие
на внешний и отчасти внутренний
рынок, и обслуживающие отрасли,
ограниченные региональным потреблением
товаров и услуг. Каждая из групп
отраслей, в свою очередь, подразделяется
на отрасли производственного
Среди факторов, влияющих на динамику структурных изменений в экономике регионов, следует назвать капиталовложения (размеры инвестиций в основной капитал, в том числе по отраслям и территориям региона), региональную политику, определяющую тактику и стратегию развития регионов разного типа, активность действий органов государственной власти по преодолению кризисных ситуаций и решению острых региональных проблем. Следует также учитывать инновационную деятельность по внедрению достижений научно-технического прогресса, обмену опытом развитых стран и более развитых регионов.
Проблемы регионального жилищно-коммунального характера всегда обостряются с приходом холодов. Зима 2010-2011 гг. во многих регионах страны выдалась довольно холодная, с обильными снегопадами и ураганными ветрами.
Наиболее сложная ситуация
сложилась в традиционно
Если взять Омск и омскую область, то ситуация следующая главная проблема – это очистные сооружения омского Водоканала. Проблемы, с которыми сталкивается "Водоканал", характерны для всей отрасли ЖКХ - это старение фондов, отставание в развитии инженерных коммуникаций, несбалансированная тарифная политика. Плюс ко всему, Иртыш - река трансгенная. На ее берегах расположены крупные промышленные предприятия. Причем не только на территории России, но и в сопредельных государствах, влиять на хозяйственную деятельность которых практически нет возможности. Единственный выход в подобной ситуации - строительство современных очистных сооружений и модернизация уже имеющихся.
Администрацией Ленского
района осуществляется координация
деятельности предприятий отрасли
жилищно-коммунального
При большой разбросанности населенных пунктов на всей территории РФ, практически невозможно централизовать обеспечение населения и учреждений теплом. В связи с этим районам приходится содержать большое количество маломощных котельных, себестоимость вырабатываемой ими энергии значительно выше, чем на крупных ТЭЦ. [32, стр. 13]
Высокие цены на котельное
топливо (мазут, уголь), несоответствие
мощностей котельных с
С целью экономии материальных
и трудовых ресурсов, эффективного
использования установленных
Управление регионами со стороны вышестоящей власти необходимо для формирования единой бюджетно-финансовой системы страны, поддержки отстающих территорий, реализации проектов и программ межрегионального и внутрирегионального (местного) значения, контроля и координации деятельности властных структур, проведения активной региональной политики, нацеленной, в конечном счете, на более ускоренное и эффективное развитие регионов и территорий, рост благосостояния их населения, наконец — для выполнения специфических для каждого уровня управления функций.
Неспособность органов местного
самоуправления выполнять свои договорные
обязательства привела к
По тем же причинам не
удалось в полной мере обеспечить
действенный государственный
Недофинансирование жилищно-
Невыполнение бюджетных
обязательств и отсутствие эффективных
и прозрачных процедур формирования
и изменения тарифов
Все это говорит о наличии
системного кризиса в регионах и
в отрасли, в целом, и о межотраслевом
характере возникших проблем, для
решения которых, а также для
обеспечения перехода к новой
модели устойчивого функционирования
жилищно-коммунального
Не менее важные задачи стоят и перед самоуправлением регионов — субъектов РФ, которое должно обеспечивать не только общий рост экономики и доходов населения, при более полном и эффективном использовании собственных и привлеченных ресурсов, но и содействовать преодолению различий на внутрирегиональном уровне (между административными районами, городами и сельской местностью, центральными и окраинными территориями, крупными городами и малыми поселениями). Особой задачей остается формирование местного самоуправления, не обладающего пока достаточной экономической и финансовой базой, а также практическим опытом в условиях окончательно не сложившейся системы управления страной, неравномерного развития и размещения производства.
Регион — многоуровневая
система с территориально-
1.5. Процедура формирования тарифов.
Предоставление любой
жилищно-коммунальной услуги, как правило,
связано с взаимодействием
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложную отрасль, в которой можно выделить две группы хозяйствующих субъектов:
Тариф на ту или иную жилищно-коммунальную
услугу формируется как совокупность
регулируемых и рыночных цен организаций,
задействованных в
Таким образом можно представить формирование тарифа на любую жилищно-коммунальную услугу. [17, стр.8]
В целях анализа причин увеличения платы за коммунальные услуги, прежде всего, необходимо отметить многофакторный характер ее расчета.
Рис. 1.1. Формула оплаты за коммунальные услуги.
В этой связи следует учитывать,
что понятия «тариф за коммунальные
услуги (ресурсы)», оказываемые (поставляемые)
организациями коммунального
Размер платежа за каждую коммунальную услугу складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для ресурсоснабжающей организации в порядке, определяемом действующим законодательством, и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления. Кроме того, в отдельных случаях размер платы может быть скорректирован ввиду наличия (ликвидации) бюджетных дотаций организациям коммунального комплекса или субсидий (льгот), предоставляемых из бюджетов различных уровней гражданам на оплату коммунальных услуг. [1, стр.12]
Следовательно, динамика размера
платежа граждан за коммунальные
услуги зависит не только от уровня
установленных тарифов, но и от объема
потребления коммунальных услуг (в
том числе норматива
Процесс установления тарифа для каждой жилищно-коммунальной услуги должен начинаться с определения составных частей этого тарифа путем анализа деятельности по обеспечению услуги и определения подходов к определению цен на отдельные виды работ, связанные с предоставлением услуги.
Утверждение тарифа, как правило, следует проводить с учетом анализа всей совокупности цен на работы, связанные с предоставлением этой услуги. В исключительных случаях возможно рассмотрение цен только на отдельные вида работ по предоставлению услуги.
Стоимость работ и услуг
в конкурентных отраслях должна не
регулироваться, а определяться рынком.
Причем, в различных сегментах
рынка цены на одну и ту же работу
или услугу могут отличаться. Задача
тарифной политики в этом случае состоит
в определении принципов
Локальные монополисты подразделяются на две группы:
К первой группе относятся предприятия, относящиеся к локальным естественным монополиям в силу объективных технологических, экологических, экономических или иных причин.
Стоимость работ и услуг,
предоставляемых предприятиями
монополистами должна регулироваться,
так как специфика любой
Ко второй группе относятся предприятия, работающие в потенциально конкурентных подотраслях, в которых необходимо проводить политику демонополизации.
Специфика потенциально конкурентных
отраслей ЖКХ заключается в том,
что их монополизм на местных локальных
рынках не имеет объективных
Информация о работе Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект