Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа
Принятые нормативно-законодательные акты в виде государственных и федеральных целевых программ «Жилище», Жилищного кодекса, национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и др., лежащие в основе процесса реформирования жилищного хозяйства, разрабатывались без широкого обсуждения методов решения проблем с учеными, региональными, муниципальными органами власти и населением. В них допущены двойственность целей, отсутствие стратегического подхода, низкая преемственность, недостаточный учет изменившихся социально-экономических отношений в стране, в том числе платежеспособности населения, значимости человеческого фактора, интересов населения, специфики функционирования жилищного фонда.
Введение………………………………………………………………3 – 5
Глава 1. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ………………………………………………..6 – 22
Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как составной
части экономики РФ…………………………………………………………6 – 8
Место показателей развития ЖКХ в системе показателей «качества жизни»………………….…………………………..9 – 11
Состояние ЖКХ РФ на современном этапе…………..……11 – 15
Регион как социально-экономическая подсистема………...15 – 22
Процедура формирования тарифов ЖКХ…………………..22 – 29
Глава 2. Реформа системы ЖКХ: состояние и проблемы………….30 – 60
Специфика реформы жилищно-коммунального комплекса.30 – 35
Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной
реформы…………………………………………………………………..35 – 39
Реформирование ЖКХ в Костромской области…………..39 – 45
Динамика тарифов ЖКХ за период 2005 - 2012 годы и прогнозы на 2013 год…………………………………………………….45 – 60
Глава 3. Формирование и сравнение тарифов ЖКХ в регионах РФ…………………………………………………………………………61 – 72
Факторы влияния разных тарифных ставок на услуги ЖКХ…………………………………………………………..61 – 72
Заключение……………………………………………………..73 – 75
Список литературы…………………………………………...76 – 80
Во-первых, бюджетное дотирование жилищно-коммунального комплекса – это помощь богатым, потому что эта помощь осуществляется исходя из того, каким количеством квадратных метров жилья владеет гражданин.
Во-вторых, в настоящее время создана и эффективная система адресной защиты бедных семей по оплате жилищно-коммунальных услуг: в 2011 году жилищные субсидии получало около 9% населения страны. Более того, сегодня это наиболее формализованная процедура социальной защиты в стране.
В-третьих, Правительством начата работа по переводу бюджетных средств (по жилищным субсидиям) на персонифицированные социальные счета граждан. Логическое завершение этой работы вообще снимет вопрос о 100% оплате.
В-четвертых, бюджетное финансирование отрасли – основной фактор роста долгов ЖКХ, в отличие от населения, которое является относительно исправным и прогнозируемым плательщиком, бюджеты или задерживают платежи или не перечисляют их вообще. На 1 января 2012 году долги по населению составили около 15%, а по бюджетам всех уровней – около 40%.
Таким образом, законодатель дифференцировал максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату ЖКУ для семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума исходя из того, что максимальная социальная поддержка должна быть предоставлена наиболее нуждающимся.
2.2 Социальные последствия
и перспективы жилищно-
В 1997 году была принята Концепция
реформирования ЖКХ. Планировалось
провести реформы в три этапа
и перейти в 2003 году на полную оплату
населением коммунальных услуг и
внедрение обязательного
На основании Концепции
Таким образом, имеется дефицит жилья. Актуальность проблемы обеспечения семей жильем связана, прежде всего:
- со значительным сокращением ввода нового жилья и его бесплатным предоставлением;
- низким уровнем доходов
- ростом тарифов на жилье и жилищно-коммунальные услуги;
- необходимостью капитального
ремонта жилищ и его
- необходимостью срочного
Одной из стратегических задач принятой подпрограммы является улучшение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с адресной при переходе к 100%-ой оплате жилья и коммунальных услуг населением в период 2002-2010 г.г. около 10 млн. домохозяйств с наиболее низкими доходами будут иметь право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с существующими стандартами социальной нормы площади жилья и потребления коммунальных услуг, а также исходя из максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе установленной в размере 25%.
Характерной особенностью современного
социально-экономического положения
в России является глубокое расслоение
населения по уровню доходов и, соответственно,
по потреблению материальных благ,
в том числе и в жилищно-
Сокращение жилищного
Важной проблемой остается недостаточная оснащенность жилья, его качество.
Коммунальные удобства потребляются недостаточно эффективно. В среднем по стране только 86% сточных вод проходят через очистные сооружения, это означает, что 14% сбрасывается непосредственно в водоемы без очистки. Мощность очистных сооружений используется на 69% от общей установленной производственной мощности.
Преобразование жилищно-
Анализ остроты широкого круга вопросов реформирования жилищно-коммунального комплекса, а это и обеспечение должного качества жилищно-коммунальных услуг, и приемлемость расценок на них в соответствии с уровнем дохода населения, и экономия тепло-энергоресурсов и сохранение жилищного фонда в нормальном состоянии, и обновление технической базы ЖКХ, показывает, что все они оказываются первоочередными, значит необходим комплексный подход, основанный на финансовом обеспечении и развитой нормативной базе.
Введение 100% оплаты населением услуг
ЖКХ — мера весьма ответственная,
учитывая сложившееся положения
с наличием огромных издержек в отрасли
и невозможностью предоставления стопроцентного
качества услуг в силу слабой технической
базы ЖКХ. Темпы роста доли платежей
населения в оплате жилья и
коммунальных услуг необходимо жестко
увязать с доходами и уровнем
жизни населения. Тарифы должны сочетать
интересы всех взаимодействующих сторон
и производителей услуг и получателей.
Реформа ЖКХ оценивается
Одной из важных задач является ускорение формирования рынка коммунальных услуг, создание конкурентной среды. Большое значение имеет кадровая политика, квалификация и подготовка специалистов, для работы и управления в жилищно-коммунальной сфере. Привлечение малого предпринимательства в сферу жилищно-коммунального хозяйства может стать одним из путей решения этой задачи.
Необходимо создать банк данных позитивного опыта в области энергосбережения, тарифообразования, сбора платежей, схемы разработки и финансирования проектов, формы договоров на предоставление коммунальных услуг.
Необходимость одновременного решения
двух задач: создания условий устойчивого
функционирования предприятий жилищно-
Снижение социальных издержек жилищно-коммунальной реформы в Российской Федерации, как и в любой другой стране обеспечивается прежде всего решением двух крупных проблем:
а) балансировкой (увязкой) изменения тарифов оплаты жилья и коммунальных услуг с динамикой номинальных денежных доходов населения;
б) организацией системы социальной поддержки семей (домохозяйств), которые имеют недостаточный уровень доходов для оплаты жилищно-коммунальных услуг в пределах занимаемого социального минимума площади жилья.
Результаты реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг в стране свидетельствуют, что эту задачу в целом удалось решить относительно безболезненно с социальной точки зрения для абсолютного (но не подавляющего!) большинства семей. Этому способствовало 4 основных обстоятельства:
- во-первых, достаточно позднее
начало реальных процессов
- во-вторых, относительно
плавный переход на новую
- в-третьих, введение
- в-четвертых, стремление
отдельных регионов при
В результате, как показали расчеты, доля расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг за время проведения реформы значительно увеличилась. Приблизительно 35 – 40% дохода населения идет на оплату жилищно-коммунальных услуг. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что необходимо совершенствовать тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей.
Основными целями реформирования
жилищно-коммунального
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
В ходе процедуры банкротства возможны различные варианты решения проблемы восстановления платежеспособности предприятия, в том числе создание новых акционерных обществ, не обремененных долгами, а также постепенного доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня. [43]
У Костромской области есть все шансы стать «пилотным» регионом в реализации закона «О корпорации содействия реформирования ЖКХ». Для этого необходимо выполнить целый ряд условий. О том, как подготовить коммунальную сферу к предстоящей реформе шла речь на оперативном совещании при губернаторе области.
В настоящее время состояние отрасли критическое. Износ коммунальных сетей составляет более 60%, основных фондов – около 70 %. За последние годы количество аварий на теплосетях возросло в 2 раза, на сетях водопровода – в 1,3 раза, канализации - в 1,2 раза. Ограничение роста тарифов предельными индексами не позволяет изыскивать средства на капитальный ремонт.
В настоящее время
Правительство формирует
В течение трех дней экономическому, финансовому блокам и департаменту ЖКХ совместно с администрацией областного центра поручено подготовить план мероприятий, направленных на реализацию закона «О фонде».
В завершении губернатор Костромской области продиктовал областным коммунальщикам исчерпывающий алгоритм действий, позволяющих оперативно решать проблемы отрасли. Прежде всего, исходя из требований Жилищного Кодекса РФ, надо определиться с формой управления домами.
Кроме того, департаменту ЖКХ поручено в ближайшее время провести тотальную диагностику наружных сетей. Также необходимо разобраться с системой коммунальных платежей и методикой формирования тарифов на услуги ЖКХ и подготовить программу ликвидации недоремонтов в городском хозяйстве.
В городе Костроме реализуется
муниципальная целевая
В 2012 году еще 26 молодых семей города Костромы смогут получить социальную выплату на улучшение жилищных условий.
В настоящее время разработан
проект муниципальной целевой
Для того, чтобы стать участником программы, в соответствии с Правилами предоставления социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года №285, семья должна соответствовать следующим условиям:
Информация о работе Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект