Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Принятые нормативно-законодательные акты в виде государственных и федеральных целевых программ «Жилище», Жилищного кодекса, национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и др., лежащие в основе процесса реформирования жилищного хозяйства, разрабатывались без широкого обсуждения методов решения проблем с учеными, региональными, муниципальными органами власти и населением. В них допущены двойственность целей, отсутствие стратегического подхода, низкая преемственность, недостаточный учет изменившихся социально-экономических отношений в стране, в том числе платежеспособности населения, значимости человеческого фактора, интересов населения, специфики функционирования жилищного фонда.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3 – 5
Глава 1. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ………………………………………………..6 – 22
Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как составной
части экономики РФ…………………………………………………………6 – 8
Место показателей развития ЖКХ в системе показателей «качества жизни»………………….…………………………..9 – 11
Состояние ЖКХ РФ на современном этапе…………..……11 – 15
Регион как социально-экономическая подсистема………...15 – 22
Процедура формирования тарифов ЖКХ…………………..22 – 29
Глава 2. Реформа системы ЖКХ: состояние и проблемы………….30 – 60
Специфика реформы жилищно-коммунального комплекса.30 – 35
Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной
реформы…………………………………………………………………..35 – 39
Реформирование ЖКХ в Костромской области…………..39 – 45
Динамика тарифов ЖКХ за период 2005 - 2012 годы и прогнозы на 2013 год…………………………………………………….45 – 60
Глава 3. Формирование и сравнение тарифов ЖКХ в регионах РФ…………………………………………………………………………61 – 72
Факторы влияния разных тарифных ставок на услуги ЖКХ…………………………………………………………..61 – 72
Заключение……………………………………………………..73 – 75
Список литературы…………………………………………...76 – 80

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике отрасли.docx

— 159.31 Кб (Скачать файл)

Во-первых, бюджетное дотирование жилищно-коммунального комплекса – это помощь богатым, потому что эта помощь осуществляется исходя из того, каким количеством квадратных метров жилья владеет гражданин.

Во-вторых, в настоящее время создана и эффективная система адресной защиты бедных семей по оплате жилищно-коммунальных услуг: в 2011 году жилищные субсидии получало около 9% населения страны. Более того, сегодня это наиболее формализованная процедура социальной защиты в стране.

В-третьих, Правительством начата работа по переводу бюджетных средств (по жилищным субсидиям) на персонифицированные социальные счета граждан. Логическое завершение этой работы вообще снимет вопрос о 100% оплате.

В-четвертых, бюджетное финансирование отрасли – основной фактор роста долгов ЖКХ, в отличие от населения, которое является относительно исправным и прогнозируемым плательщиком, бюджеты или задерживают платежи или не перечисляют их вообще. На 1 января 2012 году долги по населению составили около 15%, а по бюджетам всех уровней – около 40%.

Таким образом, законодатель дифференцировал  максимально допустимую долю собственных  расходов граждан на оплату ЖКУ для  семей со среднедушевым доходом  ниже прожиточного минимума исходя из того, что максимальная социальная поддержка должна быть предоставлена наиболее нуждающимся.

 

 

2.2 Социальные последствия  и перспективы жилищно-коммунальной  реформы.

 

В 1997 году была принята Концепция  реформирования ЖКХ. Планировалось  провести реформы в три этапа  и перейти в 2003 году на полную оплату населением коммунальных услуг и  внедрение обязательного страхования  жилья.

На основании Концепции Правительство  РФ Постановлением от 17 ноября 2001 г. № 797 утвердило подпрограмму "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации", являющуюся частью федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

Таким образом, имеется дефицит  жилья. Актуальность проблемы обеспечения  семей жильем связана, прежде всего:

- со значительным сокращением  ввода нового жилья и его  бесплатным предоставлением;

- низким уровнем доходов основной  массы семей;

- ростом тарифов на жилье  и жилищно-коммунальные услуги;

- необходимостью капитального  ремонта жилищ и его проведением  в условиях обесценивания накопленных  для этого фондов;

- необходимостью срочного решения  жилищных проблем семей, оказавшихся  в экстремальных условиях (беженцы,  вынужденные переселенцы, бомжи,  военнослужащие и их семьи).

 

Одной из стратегических задач принятой подпрограммы является улучшение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании  с адресной при переходе к 100%-ой оплате жилья и коммунальных услуг населением в период 2002-2010 г.г. около 10 млн. домохозяйств с наиболее низкими доходами будут иметь право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с существующими стандартами социальной нормы площади жилья и потребления коммунальных услуг, а также исходя из максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе установленной в размере 25%.

Характерной особенностью современного социально-экономического положения  в России является глубокое расслоение населения по уровню доходов и, соответственно, по потреблению материальных благ, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере.

Сокращение жилищного строительства  и бесплатного предоставления жилья, падение уровня жизни значительной части семей привели к тому, что часть домохозяйств была вынуждена  пойти на ухудшение своих жилищных условий.

Важной проблемой остается недостаточная  оснащенность жилья, его качество.

Коммунальные удобства потребляются недостаточно эффективно. В среднем  по стране только 86% сточных вод проходят через очистные сооружения, это означает, что 14% сбрасывается непосредственно в водоемы без очистки. Мощность очистных сооружений используется на 69% от общей установленной производственной мощности.

Преобразование жилищно-коммунальной отрасли - важнейшая составляющая всего  комплекса проводимых в стране реформ. Главной особенностью реформы ЖКХ  является то, что их технические, экономические, политические и, наконец, социальные аспекты  затрагивают интересы каждого человека. Более того, жилищно-коммунальные услуги относятся к разряду важнейших в жизнеобеспечении.

Анализ остроты широкого круга  вопросов реформирования жилищно-коммунального  комплекса, а это и обеспечение  должного качества жилищно-коммунальных услуг, и приемлемость расценок на них  в соответствии с уровнем дохода населения, и экономия тепло-энергоресурсов и сохранение жилищного фонда в нормальном состоянии, и обновление технической базы ЖКХ, показывает, что все они оказываются первоочередными, значит необходим комплексный подход, основанный на финансовом обеспечении и развитой нормативной базе.

Введение 100% оплаты населением услуг  ЖКХ — мера весьма ответственная, учитывая сложившееся положения  с наличием огромных издержек в отрасли  и невозможностью предоставления стопроцентного качества услуг в силу слабой технической  базы ЖКХ. Темпы роста доли платежей населения в оплате жилья и  коммунальных услуг необходимо жестко увязать с доходами и уровнем  жизни населения. Тарифы должны сочетать интересы всех взаимодействующих сторон и производителей услуг и получателей. Реформа ЖКХ оценивается населением, прежде всего, через тарифы, что обязывает  сделать их максимально обоснованными.

Одной из важных задач является ускорение  формирования рынка коммунальных услуг, создание конкурентной среды. Большое  значение имеет кадровая политика, квалификация и подготовка специалистов, для работы и управления в жилищно-коммунальной сфере. Привлечение малого предпринимательства в сферу жилищно-коммунального хозяйства может стать одним из путей решения этой задачи.

Необходимо создать банк данных позитивного опыта в области  энергосбережения, тарифообразования, сбора платежей, схемы разработки и финансирования проектов, формы договоров на предоставление коммунальных услуг.

Необходимость одновременного решения  двух задач: создания условий устойчивого  функционирования предприятий жилищно-коммунального  хозяйства, и сохранение социально  ориентированной политики государства обусловлена важностью, которую имеет жилище для каждой семьи и каждого гражданина. Жилищно-коммунальное хозяйство является одним из важнейших структурных элементов, обеспечивающих функционирование народного хозяйства и качество жизни населения России.

Снижение социальных издержек жилищно-коммунальной реформы в Российской Федерации, как и в любой другой стране обеспечивается прежде всего решением двух крупных проблем:

а) балансировкой (увязкой) изменения  тарифов оплаты жилья и коммунальных услуг с динамикой номинальных денежных доходов населения;

б) организацией системы  социальной поддержки семей (домохозяйств), которые имеют недостаточный  уровень доходов для оплаты жилищно-коммунальных услуг в пределах занимаемого  социального минимума площади жилья.

Результаты реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг в стране свидетельствуют, что эту задачу в целом удалось  решить относительно безболезненно  с социальной точки зрения для  абсолютного (но не подавляющего!) большинства  семей. Этому способствовало 4 основных обстоятельства:

- во-первых, достаточно позднее  начало реальных процессов реформирования (только в 1997 г., т.е. фактически спустя 5 лет после начала либерализации цен в стране, были впервые введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг);

- во-вторых, относительно  плавный переход на новую систему  оплаты жилья и коммунальных  услуг (поэтапное ужесточение  для домохозяйств значений федеральных  стандартов перехода на эту  систему);

- в-третьих, введение одновременно  с началом реформы системы  предоставления нуждающимся семьям, душевые доходы в которых недостаточны  для их включения в соответствии  с действующими федеральными  стандартами в новую систему  оплаты жилья и коммунальных  услуг, субсидий на оплату последних;

- в-четвертых, стремление  отдельных регионов при наличии  ресурсов в соответствующих региональных  бюджетах к смягчению для населения  условий перехода на новую  систему оплаты жилья и коммунальных  услуг.

В результате, как показали расчеты, доля расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг  за время проведения реформы значительно увеличилась. Приблизительно 35 – 40% дохода населения идет на оплату жилищно-коммунальных услуг. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что необходимо совершенствовать тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей.

 

2.3 Реформирование коммунального хозяйства в Костромской

области.

 

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства  Костромской области являются повышение  эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение  инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества услуг  с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения.

Для достижения этих целей  необходимо решение следующих задач:

  1. Финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации их задолженности или введения процедуры банкротства.

В ходе процедуры банкротства возможны различные варианты решения проблемы восстановления платежеспособности предприятия, в том числе создание новых акционерных обществ, не обремененных долгами, а также постепенного доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня. [43]

  1. Снижение издержек и повышение качества жилищно-коммунальных услуг.
  2. Обеспечение государственной и муниципальной финансовой поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и привлечения заемных средств.
  3. Внедрение системного мониторинга за техническим состоянием жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, внедрение систем учета и регулирование потребления ресурсов (воды, газа, энергии) на уровне жилого дома.
  4. Формирование инвестиционной привлекательности отрасли путем развития конкуренции.

У Костромской области  есть все шансы стать «пилотным» регионом в реализации закона «О корпорации содействия реформирования ЖКХ». Для этого необходимо выполнить целый ряд условий. О том, как подготовить коммунальную сферу к предстоящей реформе шла речь на оперативном совещании при губернаторе области.

В настоящее время состояние отрасли критическое. Износ коммунальных сетей составляет более 60%, основных фондов – около 70 %. За последние годы количество аварий на теплосетях возросло в 2 раза, на сетях водопровода – в 1,3 раза, канализации - в 1,2 раза. Ограничение роста тарифов предельными индексами не позволяет изыскивать средства на капитальный ремонт.

 В настоящее время  Правительство формирует корпорацию  реформирования ЖКХ. Её основная  цель – помочь регионам с  капитальным ремонтом и расселением  граждан из аварийного жилья. В 2012 году на эти цели уже выделено 10 млрд. рублей, из них Костромская область получит 46,6 млн. Всего на реализацию закона до 2012 года будет израсходовано 240 млрд. рублей. [46]

В течение трех дней экономическому, финансовому блокам и департаменту ЖКХ совместно с администрацией областного центра поручено подготовить  план мероприятий, направленных на реализацию закона «О фонде».

В завершении губернатор Костромской области продиктовал областным коммунальщикам исчерпывающий алгоритм действий, позволяющих оперативно решать проблемы отрасли. Прежде всего, исходя из требований Жилищного Кодекса РФ, надо определиться с формой управления домами.

Кроме того, департаменту ЖКХ  поручено в ближайшее время провести тотальную диагностику наружных сетей. Также необходимо разобраться с системой коммунальных платежей и методикой формирования тарифов на услуги ЖКХ и подготовить программу ликвидации недоремонтов в городском хозяйстве.

В городе Костроме реализуется  муниципальная целевая программа  «Обеспечение жильем молодых семей в 2006-2012 годах». В соответствии с данной программой молодая семья, став участником программы, может получить безвозмездную социальную выплату на улучшение жилищных условий. 55 молодых семей города Костромы уже приобрели квартиры с использованием социальной выплаты по названной программе.

В 2012 году еще 26 молодых семей города Костромы смогут получить социальную выплату на улучшение жилищных условий.

В настоящее время разработан проект муниципальной целевой программы  «Обеспечение жильем молодых семей  на 2011-2015 годы».

Для того, чтобы стать участником программы, в соответствии с Правилами предоставления социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года №285, семья должна соответствовать следующим условиям:

Информация о работе Тарифообразование на услуги ЖКХ. Региональный аспект