Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ управления привлечением заемного капитала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие и сущность заемного капитала;
2. рассмотреть политику привлечения заемного капитала;
3. проанализировать привлечение заемного капитала.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты заемной политики предприятия ………..….4
1.1 Понятие заемных средств …………………………………….…….4
1.2 Формы, виды и источники привлечения заемных финансовых
средств.......……………………………………………………….….8
Глава 2. Технология привлечения отдельных видов заемного капитала …...11
2.1 Политика формирования собственных финансовых ресурсов
предприятия………........……………………….…........................11
2.2 Формирование политики привлечения предприятием заемных
средств…………...………….……………………………………...17
Глава 3. Анализ привлечения заемных средств……………………………..…22
3.1 Характеристика приемов, методов и инструментов управления
заемным капиталом и его составными частями……................…25
Глава 4. Практическая часть: Состояние управления заемным капиталом в
ООО «АПК Русич»..........................................................................32
4.1 Краткая экономическая характеристика............................................32
4.2 Оценка заемного капитала организации…........................................37
4.3. Проект управления заемным капиталом в ООО «АПК Русич»…. 39
4.3.1 Разработка политики заимствования в рамках общей
финансовой политики предприятия……………………...…39
4.3.2 Проектный расчет по рационализации управления заемным
капиталом………................................................................50
4.4 Выводы и предложения…....................................................................57
Заключение ……………………………………………………………………..60
Список использованной литературы ……………………………………….…62
- в иных формах (предоставление с отсрочкой платежа отдельных нематериальных активов и т. п.).
Выбор форм привлечения заемных средств осуществляется предприятием самостоятельно, исходя из целей и специфики его хозяйственной деятельности.
Формы привлечения заемных средств: денежные средства, товарная форма, лизинг, иные формы.
Исходя из состава заемных средств, в финансовой практике основными кредиторами (поставщиками заемных средств) предприятия являются: [1]
- коммерческие банки и другие учреждения, предоставляющие кредиты в денежной форме (ипотечные банки, трастовые компании и т. п.);
- поставщики и покупатели продукции (коммерческий кредит поставщиков и авансовые платежи покупателей);
- фондовый рынок (выпуск облигаций и других ценных бумаг, кроме акций) и другие источники.
В какой бы форме не привлекались заемные средства, они должны быть обеспечены соответствующими активами предприятия. Особое значение обеспеченность соответствующими ликвидными активами приобретает при привлечении заемных средств в денежной форме (при их привлечении в товарной форме обеспечением выступают сами товары, а при их привлечении в форме арендуемого имущества - сами арендуемые основные фонды).
По степени обеспечения заемных средств, привлекаемых в денежной форме, служащего гарантией полного и своевременного их возврата, выделяют такие их виды:
- бланковый или необеспеченный кредит. Этот вид кредита выдается, как правило, предприятию, которое хорошо зарекомендовало себя своевременным возвратом и выполнением всех условий кредитного договора;
- обеспеченный кредит. В современной финансовой практике используются следующие виды кредитного обеспечения: поручительство (гарантия) - обязательство третьей стороны (оформленное специальным документом - «авалем») перед кредитором оплатить при наступлении гарантийного случая задолженность предприятия-заемщика (одной из разновидностей гарантии является страхование ответственности заемщика за непогашение кредита страховой компанией);
- залог - способ обеспечения, при котором кредитор (залогодержатель) приобретает право в случае неисполнения предприятием-заемщиком своих обязательств по кредитному договору получить удовлетворение за счет заложенного имущества. При залоге имущество остается до предъявления претензий в пользовании предприятия-заемщика;
- заклад - способ обеспечения, при котором имущество заемщика до возврата ссуды передается кредитору (например, ценные бумаги).
2. Технология привлечения
отдельных видов заемного
2.1.Формирование политики
привлечения собственных и
Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития.
Основными задачами
управления собственным
- определение целесообразного размера собственного капитала;
- увеличение, если требуется, размера собственного капитала за счет нераспределенной прибыли или дополнительного выпуска акций;
-определение рациональной структуры вновь выпускаемых акций;
- определение и реализация дивидендной политики.
Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам[2]
Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.
На первом этапе
анализа изучаются общий объем
формирования собственных
На втором этапе
анализа рассматриваются
На третьем этапе
анализа оценивается
Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. Эта потребность определяется по следующей формуле:
Псфр = (Пк x Уск) : 100 – СКн + Пр (1)
где:
Псфр – общая
потребность в собственных
Пк – общая потребность в капитале на конец планового периода;
Уск – планируемый
удельный вес собственного
СКн – сумма собственного капитала на начало планируемого периода;
Пр – сумма прибыли направляемой на потребление в плановом периоде.
Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.
Оценка стоимости
привлечения собственного
Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.
Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как ровными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислении, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов. [2]
Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.
Потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников предлагает рассчитывать по следующей формуле:
СФРвнеш = Псфр – СФРвнут
где:
СФРвнеш – потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников;
Псфр – общая потребность
в собственных финансовых ресурсах
предприятия в планируемом
СФРвнут – сумма собственных финансовых ресурсов планируемых к привлечению за счет внутренних источников. [11]
Обеспечение удовлетворения
потребности в собственных
Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.
Процесс этой оптимизации
основывается на следующих
- обеспечении минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников существенно превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться;
- обеспечении сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.
Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде. Его уровень должен соответствовать поставленной цели.
Коэффициент самофинансирования развития предприятия рассчитывается по следующей формуле:
Ксф = СФР : (D : А) + ПП)
где:
Ксф – коэффициент самофинансирования предстоящего развития предприятия;
СФР – планируемый объем формирования собственных финансовых ресурсов;
D : А – планируемый прирост активов предприятия;
ПП – планируемый
объем потребления чистой
Успешная реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих основных задач:
- обеспечением максимизации формирования прибыли предприятия с учетом допустимого уровня финансового риска;
- формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) предприятия;
- формированием и эффективным осуществлением политики дополнительной эмиссии акций (эмиссионной политики) или привлечения дополнительного паевого капитала.
Основу формирования собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия, направляемых на производственное развитие, составляет балансовая прибыль, которая характеризует один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия.
Она представляет собой сумму следующих видов прибыли предприятия:
- прибыли от реализации продукции (или операционную прибыль);
- прибыли от реализации имущества;
- прибыли от внереализационных операций. [2]
Среди этих видов главная роль принадлежит операционной прибыли, на долю которой приходится в настоящее время 90-95 % общей суммы балансовой прибыли. На многих предприятиях она является единственным источником формирования балансовой прибыли. Поэтому управление формированием прибыли предприятия рассматривается обычно как процесс формирования операционной прибыли (прибыли от реализации продукции).
Основной целью управления формированием операционной прибыли предприятия является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы.
Механизм управления формированием операционной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли», позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии.
В процессе управления формированием операционной прибыли на основе системы предприятие решает следующие задачи [3] :
- какое влияние окажет на прибыль изменение цен на реализуемую продукцию, изменение переменных и постоянных затрат, объема реализации;
- какой объем реализации обеспечит достижение безубыточности;
- каковы оптимальные объем и структура выпуска;
- как изменение в структуре реализации повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем;
- какой «запас прочности» есть у предприятия;
- какой объем продаж позволит достичь запланированного объема прибыли;
- какую прибыль можно ожидать при данном уровне реализации;
- какой минимальный уровень цен на продукцию предприятия при заданном объеме выпуска позволит избежать убытков;
- как изменение в ассортименте реализуемой продукции повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем;
-производить ли товары и услуги самостоятельно или заказывать их на стороне;
- какова нижняя граница цены на реализуемую продукцию.
2.2. Формирование политики привлечения предприятием заемных средств.
Информация о работе Технология привлечения отдельных видов заемного капитала