Технология привлечения отдельных видов заемного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ управления привлечением заемного капитала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие и сущность заемного капитала;
2. рассмотреть политику привлечения заемного капитала;
3. проанализировать привлечение заемного капитала.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты заемной политики предприятия ………..….4
1.1 Понятие заемных средств …………………………………….…….4
1.2 Формы, виды и источники привлечения заемных финансовых
средств.......……………………………………………………….….8
Глава 2. Технология привлечения отдельных видов заемного капитала …...11
2.1 Политика формирования собственных финансовых ресурсов
предприятия………........……………………….…........................11
2.2 Формирование политики привлечения предприятием заемных
средств…………...………….……………………………………...17
Глава 3. Анализ привлечения заемных средств……………………………..…22
3.1 Характеристика приемов, методов и инструментов управления
заемным капиталом и его составными частями……................…25
Глава 4. Практическая часть: Состояние управления заемным капиталом в
ООО «АПК Русич»..........................................................................32
4.1 Краткая экономическая характеристика............................................32
4.2 Оценка заемного капитала организации…........................................37
4.3. Проект управления заемным капиталом в ООО «АПК Русич»…. 39
4.3.1 Разработка политики заимствования в рамках общей
финансовой политики предприятия……………………...…39
4.3.2 Проектный расчет по рационализации управления заемным
капиталом………................................................................50
4.4 Выводы и предложения…....................................................................57
Заключение ……………………………………………………………………..60
Список использованной литературы ……………………………………….…62

Файлы: 1 файл

курсач фин менеджмент.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Оперативные функции  связаны с непосредственным управлением  движением денежного потока. Сюда относится управление притоком и оттоком денежных средств в результате кредитно-займовых операций.

К координационным функциям относятся анализ потребностей заемных  средств и их структурирование по форме и условиям привлечения, анализ потенциальной и реальной доходности кредитно-займовых операций и т.д.

Контрольная функция  выступает индикатором эффективности  привлечения предприятием заемных  средств. К ним относятся учет затрат на обслуживание финансовых обязательств; установление отклонений фактической величины доходности кредитно-займовых операций от прогнозируемой и выявление причин, вызвавших эти отклонения.

Регулирующие функции  заключаются в разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности  форм и условий реализации кредитно-займовых операций.

Процесс управления формированием  заемного капитала предприятия базируется на системе основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации финансовых решений в этой области. В качестве основных следует назвать  рыночный механизм распределения финансовых ресурсов, государственное нормативно – регулирование кредитно-банковской деятельности и рынка ценных бумаг, а также система конкретных методов управления формированием заемного капитала. К числу основных из них относятся методы: технико-экономических расчетов, экономического анализа, экономико-статистические и экономико-математические и др.

ООО «АПК Русич» является крупным предприятием, которое стабильно работает и выпускает продукцию, пользующую спросом в области. Естественно такое предприятие имеет команду опытных и грамотных управленцев. Конкретно рекомендовать руководству какие-то изменения в плане заемной политики довольно сложно. Если на предприятии сложилась именно такая структура заемного капитала, значит, на данном этапе это было наиболее целесообразно. Тем не менее, можно дать общие теоретические рекомендации по совершенствованию структуры заемного капитала в ООО «АПК Русич» Основные виды заемного капитала следующие:

- долгосрочные кредиты, составляют 30.5%;

- краткосрочные кредиты – 50%;

- кредиторская задолженность – 19.5%.

Ставка банковского  процента по долгосрочным кредитам составляет 16%, по краткосрочным – 18%. Естественно необходимо по возможности максимально уменьшать долю более дорогих краткосрочных кредитов. К тому же увеличение сроков кредитования, применяемое для уменьшения ежегодных выплат кредитору, приводит к увеличению общей суммы процентов, которую уплатит заемщик за весь период кредитования.

Руководство предприятия  может последовательно проводить  политику постоянного возобновления заемных средств, привлекаемых на краткосрочной основе для целей долгосрочного финансирования. Краткосрочные кредиты тоже могут иметь разные процентные ставки. Очень внимательно нужно относиться к выбору и получению и этих кредитов.

Кредиторская задолженность состоит из отдельных статей. Более 67.3% составляет задолженность перед поставщиками и подрядчиками, 3,2% – задолженность перед персоналом организации, 0.3% – задолженность перед государственными внебюджетными фондами, 27.3% – задолженность по налогам и сборам, 1.9% – задолженность перед прочими кредиторами.

Краткосрочная задолженность – это фактически бесплатный кредит и для предприятия выгодно максимально увеличивать его долю в заемном капитале. Но чрезмерно увеличивать долю кредиторской задолженности нельзя – это чревато различными штрафами, неустойками, отказом партнеров работать с данным предприятием, недовольством собственного персонала, падением имиджа предприятия и т.д. Но при умелом менеджменте вполне можно увеличить долю кредиторской задолженности с 19.5% до например, 22–25%. Этого можно достигнуть умелыми переговорами и договорами с поставщиками, собственным персоналом, и прочими кредиторами.

Увеличение доли кредиторской задолженности на несколько процентов  соответственно снизит процентные выплаты еще в несколько раз. Поэтому умелое управление кредиторской задолженности – важный рычаг экономии средств предприятия, особенно в сложных финансовых периодах.

Вообще говоря об оптимизации  структуры заемного капитала необходимо рассчитывать эффект финансового рычага.

Эффект финансового  рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемая благодаря использования кредита, несмотря на платность последнего. Эффект финансового рычага для 2008–2009 г. г. были рассчитаны ранее:

В 2008 году он составил – (-1,2%), в 2007 году – 46,02%.

В 2008 году отрицательный  результат получился из-за отрицательного дифференциала, т.е. средняя расчетная ставка процента по заемным средствам была выше экономической рентабельности активов или, проще говоря, прибыли предприятия не хватило для выплаты процентов по кредитам. Поэтому необходимо внимательно следить за состоянием дифференциала – он не должен быть отрицательным. Хотя в некоторых случаях, например, при важных инвестициях в производство, такая ситуация конечно может возникнуть. Оптимально эффект финансового рычага составляет – 30–50%, т.е. ЭФР должен быть равен одной трети – половине уровня экономической рентабельности активов.

4.4 Выводы и предложения

Структура заемного капитала может быть различной в зависимости от принадлежности предприятия, доступности того или иного источника финансирования и т.д. Следует отметить, что в современных условиях трансформируемой экономики на российских предприятиях, как правило, в структуре заемных средств наибольший удельный вес занимают краткосрочные кредиты банков.

По поводу степени  привлечения заемных средств  в зарубежной практике существуют различные  мнения. Наиболее распространено мнение, что доля собственного капитала должна быть достаточно велика. Поскольку в организацию с высокой долей собственного капитала кредиторы вкладывают средства более охотно, постольку она с большей вероятностью может погасить долги за счет собственных средств. В противоположность данному мнению многим японским компаниям свойственна высокая доля привлеченного капитала, а значение этого показателя в среднем на 58% выше, чем, например, в американских корпорациях. Объясняется тем, что в этих двух странах инвестиционные потолки имеют совершенно разную природу – в США основной потолок инвестиций поступает от населения, в Японии – от банков. Поэтому высокое значение коэффициента концентрации привлеченного капитала свидетельствует о степени доверия к корпорации со стороны банков, а, значит, о ее финансовой надежности; напротив, низкое значение этого коэффициента для японской корпорации свидетельствует о ее неспособности получить кредиты в банке, что является определенным предостережением инвесторам и кредиторам.

Предлагаем следующие  рекомендации по совершенствованию  структуры заемного капитала ООО «АПК Русич»:

- по возможности максимально использовать долгосрочные кредиты вместо краткосрочных как более дешевые;

- увеличение в разумных пределах доли кредиторской задолженности;

- анализ эффективности использования каждого вида заемного капитала в целях возможной корректировки структуры в будущем.

Таким образом, финансирование – это «пульсирующий» процесс, потребность в средствах для действительно эффективного использования определяется сложным взаимодействием стратегических и тактических целей предприятия, состоянием всех видов рынков, просто стечением самых разных обстоятельств, и далеко не всегда соответствует теоретически рассчитанным цифрам. В оперативном управлении предприятием важно не превращать структуру заемных средств в догму, но необходимо стремиться к максимально рациональному соотношению за достаточно длительный период, например год.

Условия долгового финансирования изменяются во времени, соответственно изменяются и предпочтения предприятий  в выборе тех или иных источниках внешнего финансирования. Важно не упустить момента перелома ситуации, ибо «переворачивание» долгосрочных тенденций на рынке финансовых ресурсов может подвести предприятие к смене своих стратегических приоритетах и коренному пересмотру структуры источников средств.

 

Заключение

Политика привлечения  заемных средств представляет собой  часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении  наиболее эффективных форм и условий  привлечения заемного капитала из различных  источников в соответствии с потребностями  развития предприятия.

Необходимость в собственном  капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Собственный  капитал является основой независимости  предприятий. Однако нужно учитывать, что финансирование деятельности предприятия  только за счёт собственных средств не всегда выгодно для него, особенно в тех случаях, когда производство носит сезонный характер. Тогда в отдельные периоды будут накапливаться большие средства на счетах в банке, а в другие периоды их будет недоставать. Кроме того, если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заёмные средства, оно может повысить рентабельность собственного капитала.

В то же время, если средства предприятия созданы в основном за счёт краткосрочных обязательств, то его финансовое положение будет неустойчивым, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за их своевременным возвратом и привлечением в оборот на непродолжительное время других капиталов.

Следовательно, от того, насколько оптимально соотношение  собственного и заёмного капитала, во многом зависит финансовое положение  предприятия.

Решение о выборе тех или иных форм привлечения заемных средств принимается на основе сравнительного анализа их цены, а также оценки влияния использования заемного капитала на финансовые показатели деятельности предприятия в целом. Эффективное управление заемным капиталом увеличивает рентабельность собственных средств. Неправильный подход к формированию заемных источников может пагубно отразиться на финансовом состоянии предприятия, так как требования кредиторов должны быть удовлетворены независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В то же время использование заемного капитала может быть крайне выгодным для собственников предприятия, поскольку позволяет достичь увеличения объемов производства, прибыли и роста рентабельности без дополнительных вложений крайне дефицитного финансового ресурса – собственного капитала.

Предприятие пользующиеся только собственным капиталом обладают высокой финансовой устойчивостью, но низким потенциалом развития и  наоборот. Предприятия, использующие заемный капитал имеют более низкую финансовую устойчивость, но высокий потенциал развития. Оптимизация структуры капитала – важнейшая задача повышения эффективности предприятия.

В целом по курсовой работе можно сделать вывод, что умелое привлечение заемного капитала и  эффективное его использование имеет огромное, даже первостепенное значение в хозяйственной деятельности современного предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент «Учебное пособие» - М.:Юрист,2008.-136 с.

2. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика,2008.-768 с.

3. Керимов В.Э., Роженецкий О.А. Анализ соотношения «затраты - объем - прибыль» - Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - №4.

4. Кукукина И.Г. Финансовый менеджмент «Учебное пособие» - М.: Юристъ, 2008.- 136 с.

5. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / Под ред. Стояновой Е.С. – 5-е изд. Перераб. И доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 2008.-656 с.

6. Гительман Л., Ратников  Б. Энергетические компании. Экономика,  менеджмент, реформирование. В 2-х томах Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001.

7. Володин А.А. Управление финансами(финансы предприятий).-М.:ИНФРА-М,2006.-325 с.

  8. Экономика предприятия: учебник для вузов./пер. с нем. под ред. Ф.К.Беа, Э.Дихтла, М.Швайтцера – М.:ИНФРА-М,2009,-928 с.

9. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс.-К.: Ника-Центр, 2009.-251 с.

  10. Черкасов В.Е. Финансовый менеджмент / Учебное пособие,2009,-333 с.

11. Жарковская Е.П., Б.Е.  Бродский Антикризисное управление: учебник /– 4-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2007.

12. Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. пособие / А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова.-М.:ИНФРА –М, 2010. – 344 с.

13. Интернет сайт предприятия ООО «АПК Русич» www.agroplus-group.ru


Информация о работе Технология привлечения отдельных видов заемного капитала