Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ управления привлечением заемного капитала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие и сущность заемного капитала;
2. рассмотреть политику привлечения заемного капитала;
3. проанализировать привлечение заемного капитала.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты заемной политики предприятия ………..….4
1.1 Понятие заемных средств …………………………………….…….4
1.2 Формы, виды и источники привлечения заемных финансовых
средств.......……………………………………………………….….8
Глава 2. Технология привлечения отдельных видов заемного капитала …...11
2.1 Политика формирования собственных финансовых ресурсов
предприятия………........……………………….…........................11
2.2 Формирование политики привлечения предприятием заемных
средств…………...………….……………………………………...17
Глава 3. Анализ привлечения заемных средств……………………………..…22
3.1 Характеристика приемов, методов и инструментов управления
заемным капиталом и его составными частями……................…25
Глава 4. Практическая часть: Состояние управления заемным капиталом в
ООО «АПК Русич»..........................................................................32
4.1 Краткая экономическая характеристика............................................32
4.2 Оценка заемного капитала организации…........................................37
4.3. Проект управления заемным капиталом в ООО «АПК Русич»…. 39
4.3.1 Разработка политики заимствования в рамках общей
финансовой политики предприятия……………………...…39
4.3.2 Проектный расчет по рационализации управления заемным
капиталом………................................................................50
4.4 Выводы и предложения…....................................................................57
Заключение ……………………………………………………………………..60
Список использованной литературы ……………………………………….…62
Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.
Процесс формирования политики привлечения заемных средств включает в себя следующие основные этапы:
Анализ привлечения
и использования заемных
Вначале анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде, темпы динамики, которые сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов; объемом производственной и инвестиционной деятельности предприятия и т.д.[4]
С помощью анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируется в динамике удельный вес сформированных банковского, коммерческого кредита и кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств.
Затем определяется соотношение объемов использованных предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка использованного заемного капитала по данному признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств и их соответствие объему используемых внеоборотных и оборотных активов.
В процессе анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного кредита. Эти условия анализируются с позиции их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.
В заключении изучается
эффективность использования
Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.
Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде.
Заемные средства должны привлекаться на строго целевой основе, что является одним из условий последнего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств являются:
- Пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов;
- Обеспечение формирования переменной части оборотных активов;
- Формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов;
- Обеспечение социальных потребностей своих работников.
Определение предельного объема привлечения заемных средств.
Максимальный объем привлечения диктуется двумя основными условиями:
- предельный уровень финансового левериджа;
- обеспечение достаточной финансовой устойчивости.[10]
С учетом этих двух требований
предприятие устанавливает
Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников.
Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, ее результаты служат основой выбора альтернативных источников привлечения заемных средств.
Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе.
Полный срок использования заемных средств и средний срок рассчитывается для оптимизации соотношения долгосрочных и краткосрочных кредитов.
Полный срок - период времени с начала их поступления до окончания погашения всей суммы долга. Включает три временных периода:
- срок полезного использования - период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует заемные средства в своей хозяйственной деятельности;
- льготный период - период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга - служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
- срок погашения - период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов - используется когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течении определенного периода времени по предусмотренному графику.
Расчет полного срока использования заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов, исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практики установления льготного периода и срока погашения. [11]
Средний срок использования заемных средств представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся на предприятии. Он определяется по целевому направлению привлечения этих средств, по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе, по объему заемных средств в целом по предприятию.
Определение форм привлечения заемных средств (товарный, банковский кредит и пр.)
Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности предприятия.
Банковский кредит - это основная форма кредита, при которой денежные средства во временное пользование предоставляются банками.
Многообразие форм и
условий привлечения
При привлечении банковского кредита предприятию необходимо учитывать следующие основные аспекты:
- Определение целей использования привлекаемого банковского кредита. Так как различные формы банковского кредита в полной мере могут удовлетворить весь спектр потребностей в заемных финансовых ресурсах (в этом проявляется универсальность банковского кредита), цели его использования должны соответствовать целям привлечения заемного капитала в целом.
- Определение соотношения различных форм банковского кредита, привлекаемого на кратко- и долгосрочной основе. В основе определения такого соотношения должна лежать потребность предприятия в кратко- и долгосрочном заемном капитале. При этом должен определяться объем потребности предприятия в краткосрочном заемном капитале, который может быть удовлетворен из альтернативных источников (коммерческий кредит, краткосрочные небанковские ссуды, отдельные виды внутренней кредиторской задолженности и т. п.) и соответственно выявлять потребность в краткосрочном банковском кредитовании. [5]
Аналогичные расчеты необходимо проводить с целью выявления потребности предприятия в долгосрочном банковском кредитовании (альтернативными источниками в этом случае могут служить долгосрочные небанковские ссуды, выпуск облигаций и т. п.).
На основе рассчитанной потребности в краткосрочном и долгосрочном банковском кредите определяются конкретные формы привлечения кредита и их соотношение.
Определение состава основных кредиторов. Основными кредиторами любого предприятия являются поставщики и банки, осуществляющие обслуживание данного предприятия.
Формирование эффективных условий привлечения кредита. Важные условия:
- ставка процентов за кредит (формы, вид, размер);
- срок предоставления кредита;
- условия выплаты суммы процентов;
- условия выплаты основной суммы долга;
-прочие условия (необходимость страхования кредита; дополнительное комиссионное вознаграждение банка; разный уровень размера кредита по отношению к сумме залога)
- обеспечение эффективного использования кредита.
- показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.
- обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам
По наиболее крупным кредитам - необходимо заранее резервировать специальные возвратные фонды.[6]
2.3. Анализ привлечения заемных средств.
Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.
Методы расчета цены заемного капитала различаются в зависимости от формы привлечения заемного капитала.
Банковский кредит. Для расчета цены банковского кредита необходима информация:
а) о средней расчетной ставке процента за кредит (РСП), выплачиваемой организацией. Она, как правило, не совпадает с размером процентной ставки, указанной в договоре. Ее определяют путем деления суммы процентов на среднюю величину кредита,
б) о величине налогового корректора (налогового щита): (1 – ставка налоговых платежей из прибыли – Снал),
в) о величине расходов по привлечению кредита, выраженных в относительной доле к сумме кредита (Рприв). [7]
Цена заемного капитала в форме банковского кредита (ЦЗКбанк) определяется следующим образом:
ЦЗКбанк = (1 - Снал) x РСП : 1-Рприв
Если предприятие не несет дополнительных затрат по привлечению кредита или они несущественны, то формула используется без знаменателя.
Лизинг. Основным базовым элементом расчета являются расходы по выплате лизинговых платежей. Ставка лизинговых платежей (Слиз) включает две основных составляющих – годовую норму амортизации актива (НА) и остальные расходы лизинговой компании, включая комиссионное вознаграждение.[7]
Цена заемного капитала в форме лизинга (ЦЗКлиз) определяется следующим образом:
ЦЗКлиз = (ССли - НА) х (1 - Снал) : 1- Рприв (5)
Облигационный заем. Основным базовым элементом расчета цены облигационного займа является ставка купонного процента (СКП), объявляемого при эмиссии облигаций. Так же учитываются расходы по эмиссии облигации (РЭоб). [7]
Цена заемного капитала в форме облигаций (ЦЗКоб) определяется следующим образом:
ЦЗКоб = (1 - Снал) х СКП: 1 - РЭоб (6)
Товарный кредит. Стоимость товарного кредита, предоставляемого в форме краткосрочной отсрочки платежа (ЦЗКтов), внешне выглядит как бесплатно предоставляемая поставщиком финансовая услуга. Однако, если по условиям контракта предоставляется ценовая скидка (ЦС) при условии оплаты наличными, или в оговоренные более ранние сроки с установлением максимального периода отсрочки (ПО), то это и будет составлять стоимость привлечения товарного кредита:
ЦЗКтов = ЦС х 360 х (1-Снал) : ПО (7)
Цена этого вида кредита имеет скрытый характер. Ее рассчитывают для сопоставления с ценой банковского кредита, поскольку зачастую бывает выгоднее взять банковский кредит для немедленной оплаты продукции и получения предлагаемой скидки, если его цена окажется ниже цены товарного кредита. [7]
Кредиторская задолженность. С момента начисления средства, входящие в состав кредиторской задолженности, уже не являются собственностью организации, а лишь используются ею до наступления срока погашения обязательств. По своему экономическому содержанию она не относится к капиталу, т. к. не участвует в создании новой стоимости, а возникает в процессе организации расчетов предприятия с поставщиками, подрядчиками, персоналом, налоговыми органами и прочими кредиторами. Кредиторская задолженность является для организации бесплатным источником используемых заемных средств. В случае нарушения своевременности, полноты и других условий платежей кредитором ему начисляются штрафные санкции. Эти расходы являются базовым элементом, формирующим цену этого источника финансирования, и его стоимость рассчитывают по методике, аналогичной расчета стоимости банковского кредита [7]
Цена кредиторской задолженности
рассчитывается на основе величины расходов,
связанных с обслуживанием
РСШ = РШТР : КЗад х 100
Цена кредиторской задолженности (Цкз) рассчитывается следующим образом:
Цкз = РСШ х (1 – Снал)
Предприятие должно осуществлять эффективное управление своими обязательствами, что связано, прежде всего, с обеспечением своевременности их погашения, недопущением появления дополнительных расходов по обслуживанию просроченного долга. [7]
Информация о работе Технология привлечения отдельных видов заемного капитала