Технология привлечения отдельных видов заемного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ управления привлечением заемного капитала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятие и сущность заемного капитала;
2. рассмотреть политику привлечения заемного капитала;
3. проанализировать привлечение заемного капитала.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты заемной политики предприятия ………..….4
1.1 Понятие заемных средств …………………………………….…….4
1.2 Формы, виды и источники привлечения заемных финансовых
средств.......……………………………………………………….….8
Глава 2. Технология привлечения отдельных видов заемного капитала …...11
2.1 Политика формирования собственных финансовых ресурсов
предприятия………........……………………….…........................11
2.2 Формирование политики привлечения предприятием заемных
средств…………...………….……………………………………...17
Глава 3. Анализ привлечения заемных средств……………………………..…22
3.1 Характеристика приемов, методов и инструментов управления
заемным капиталом и его составными частями……................…25
Глава 4. Практическая часть: Состояние управления заемным капиталом в
ООО «АПК Русич»..........................................................................32
4.1 Краткая экономическая характеристика............................................32
4.2 Оценка заемного капитала организации…........................................37
4.3. Проект управления заемным капиталом в ООО «АПК Русич»…. 39
4.3.1 Разработка политики заимствования в рамках общей
финансовой политики предприятия……………………...…39
4.3.2 Проектный расчет по рационализации управления заемным
капиталом………................................................................50
4.4 Выводы и предложения…....................................................................57
Заключение ……………………………………………………………………..60
Список использованной литературы ……………………………………….…62

Файлы: 1 файл

курсач фин менеджмент.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

3.1 Характеристика приемов, методов и инструментов управления заемным капиталом и его составными частями

Использование заемного капитала позволяет расширять размеры  хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, что, в целом, приводит к повышению его рыночной стоимости. Заемный капитал, привлекаемый предприятием, показывает совокупность его финансовых обязательств, которые подразделяются на долго- и краткосрочные. Главной особенностью функционирования заемного капитала является то, что ценой привлекаемых заемных средств выступает ставка процента за кредит. Уровень процентной ставки определяется рядом факторов – ставкой рефинансирования Банка России, темпом инфляции, уровнем кредитного риска заемщика, уровнем маржи коммерческого банка.[9]

Механизм управления формированием заемного капитала зависит от формы привлекаемых заемных средств – банковского кредита, лизинга, облигационного займа.

Банковский кредит. Управление привлечением заемного капитала в форме  банковского кредита осуществляется по следующим основным этапам:

Анализ собственной  кредитной истории.

Определение целей использования  кредита.

Составление плана движения кредита.

Изучение и оценка условий кредитования на кредитном  рынке.

Обеспечение эффективного использования кредита.

Обеспечение выполнения условий кредитного договора.

На первом этапе выявляется:

– размер, динамика, формы привлекаемого ранее кредита;

– доля заемных источников в общей сумме источников финансирования, соотношение долго- и краткосрочных кредитов;

– состав банковских учреждений, предоставлявших кредиты, условия кредитования в них, полнота и своевременность выполнения условий действовавших ранее кредитных договоров;

– состав и размер залоговой базы, удовлетворяющей требованиям банков,

– эффективность использования кредитов на основе показателей оборачиваемости, рентабельности и т.п.

На втором этапе определяются цели привлечения кредита, основными  из которых являются:

– финансирование переменной части оборотных активов,

– финансирование постоянной части оборотных активов,

– финансирование обновления внеоборотных активов,

– финансирование социально-бытовых потребностей предприятия и его работников, прочие потребности.[8]

На третьем этапе  проводятся плановые расчеты потребности  в кредите, погашения кредита  и процентов по нему. Основным плановым документом является «План движения денежных средств». При этом учитывается  ряд факторов:

– длительность сроков привлечения кредита (зависит от целей),

– периоды генерирования источников погашения кредитов и процентов и другие.

Целесообразно оценивать  максимально возможный объем  планового размера кредита по следующим критериям:

1. Обеспечение финансовой устойчивости с учетом предполагаемых размеров новых обязательств (оценивается значением коэффициента автономии, коэффициента задолженности и другими показателями),

Положительное значение эффекта финансового рычага. обеспечивающее эффективное использование собственного капитала. Поскольку величина собственного капитала, как основного источника финансирования, определяется раньше, в зависимости от ее величины может быть определено предельное значение плеча финансового рычага (соотношение заемных и собственных средств), при котором эффекта финансового рычага-1 будет наибольшим,

Минимизация цены привлекаемых кредитов (расчетной ставки процента) для снижения цены капитала предприятия  в целом, а так же для обеспечения  положительного значения эффекта финансового  рычага-1.

'На четвертом этапе необходимо определить желательный вид кредита (кредитная линия, овердрафт и другие), изучить и оценить условия банковского кредита в различных банках (предельный срок и размер предоставления кредита, уровень и вид кредитной ставки, схемы выдачи кредита, условия погашения кредита и процентов, формы и размеры обеспечения и другие). Для интегрированной оценки условий кредита используется специальный показатель – «Грант-элемент» (ГЭ), позволяющий сравнивать эффективность условий привлечения кредита в различных коммерческих банках со средними условиями на кредитном рынке:

ГЭ(%) = 100 – ОД + П + Кредит х (1 + Спсред) х 100            (10)

где ОД – сумма основного долга, уплачиваемого в конкретном интервале,

П – сумма процентов за кредит в конкретном интервале,

СПсред – средняя ставка процентов за кредит по конкретному виду кредита. [8]

Показатель «Грант-элемент» показывает, на сколько процентов  отклоняется стоимость привлечения  кредита в конкретном банке от среднерыночной ее величины.

Чем выше значение показателя «Грант-элемент», тем лучше условия кредитования в банке по сравнению со среднерыночными.

Пятый этап связан с обеспечением условий эффективного использования  привлеченного кредита в процессе деятельности предприятия. Критериями такой эффективности являются следующие условия:

  • Ставка процентов по отдельному объекту кредитования должна быть ниже уровня рентабельности хозяйственных операций, которые осуществляются с привлечением данного кредита,
  • Средняя ставка процентов по кредитам за какой-либо период должна быть ниже уровня рентабельности активов предприятия за аналогичный период. В этом случае показатель «Эффект финансового рычага(1)» будет положительным: [8]

ЭФР-1 = (1 – Сн) х (Ра-РСП) х ЗC:CC                     (11)

Где 1 – Сн налоговый корректор;

Ра-РСП дифференциал

ЗC/CC плечо рычага

Шестой этап связан с контролем выполнения условий кредитного договора: обеспечением целевого использования кредита своевременных выплат задолженности по кредиту и соответствующих процентов и других.

Финансовый лизинг. Финансовый лизинг является специфической формой кредита, поскольку удовлетворяет потребности предприятия в долгосрочном заемном капитале, автоматически формирует обеспечение кредита, имеет специфическую форму платежей, связанных с обслуживанием долга, отличается постепенностью и равномерностью в системе погашения обязательств. [8]

Управление привлечением заемного капитала в форме финансового  лизинга осуществляется по следующим  основным этапам:

1. Определение цели лизинговой операции.

2. Изучение и оценка условий предложения лизинга.

3. Оценка эффективности лизинговой операции.

4, Обеспечение выполнения условий договора лизинга.

На перовом этапе обосновывается потребность предприятия в обновлении, модернизации, расширении состава основных средств, определяется перечень конкретных объектов, являющихся предметом лизинга. [8]

На втором этапе изучаются основные условия лизинговой операции различных хозяйствующих субъектов, осуществляющих лизинговую деятельность. К ним относятся предметы лизинга, срок лизинга, условия страхования лизингового имущества, сумма и график лизинговых платежей и другие. [8]

На третьем этапе проводится оценка эффективности лизинговой операции на основе условий различных лизинговых компаний и других альтернативных форм приобретения объекта – за счет собственных средств, банковского кредита. Такая оценка основана на сравнении суммарных денежных расходов предприятия при различных формах приобретения объекта лизинга (при использовании банковского кредитования – сумма расходов по выплату основного долга, процентов за кредит, прочих расходов по привлечению кредита; при лизинге – сумма расходов по выплате аванса, лизинговых, страховых и других платежей и т.п.). Критерием оценки эффективности лизинговой операции и, соответственно, выбора лизинговой компании, является минимальный размер денежных расходов предприятия.

Четвертый этап связан с организацией контроля за выполнением условий договора лизинга, в первую очередь, соблюдения графика уплаты лизинговых платежей. [8]

Облигационный заем. Осуществление эмиссии облигаций производится в соответствии с действующим законодательством, в частности, ее могут осуществлять акционерные общества после полной оплаты акционерного капитала. [8]

Управление привлечением заемного капитала в форме эмиссии облигаций  осуществляется по следующим основным этапам:

1. Исследование возможностей размещения предполагаемой эмиссии облигаций.

2. Определение целей эмиссии облигаций.

3. Определение объема эмиссии облигаций.

4. Определение условий эмиссии облигаций.

5. Оценка стоимости облигационного займа.

6. Определение эффективных форм андеррайтинга.

7. Формирование фонда погашения облигаций.

На первом этапе проводится оценка конъюнктуры фондового рынка по долговым ценным бумагам – спрос и предложение по разным видам долговых ценных бумаг, объемы эмиссий облигаций других эмитентов, условия этих эмиссий, динамика их цен и другие показатели. Так же оценивается собственная кредитоспособность и инвестиционная привлекательность с позиций возможных условий эмиссии собственных облигаций. [12]

На втором этапе формируются цели облигационного займа, которые связаны, как правило, со стратегией развития предприятия:

– финансирование инвестиционного проекта, связанного с модернизацией, реконструкцией и т.п. основных средств,

– финансирование расширения, диверсификации деятельности и другие.

На третьем этапе при определении объема эмиссии облигаций учитываются рыночная конъюнктура, общая потребность предприятия в заемном капитале, возможность привлечения кредитов из альтернативных источников, законодательный ограничения и другие. [12]

Четвертый этап связан с формированием условий эмиссии облигаций – их виды, размер номинала, период обращения, ставка купонного процента, порядок выплаты процентных доходов, порядок погашения займа, условия досрочного выкупа и другие. [12]

На пятом этапе оценивается уровень стоимости облигационного займа с учетом сформированных условий эмиссии. Расчет цены заемного капитала в форме облигаций осуществляется по определенному алгоритму, который учитывает уровень купонной ставки, налоговый корректор, расходы по эмиссии. На основе проведенных расчетов оценивается эффективность привлечения заемного капитала по его альтернативным формам. [12]

На шестом этапе оцениваются условия андеррайтинга (покупка дилером – андеррайтером – новых эмиссий ценных бумаг с их последующей продажей мелкими партиями): согласование цены первоначальной продажи, размеры комиссионного вознаграждения, график поступления средств облигационного займа и другие. [12]

Седьмой этап связан с определением условий формирования выкупного фонда, который должен быть создан к моменту наступления срока погашения облигационного займа. При этом используют алгоритм аннуитета, т.е. отчисления в фонд осуществляются в фиксированной сумме через равные промежутки времени в течение определенного срока (срока действия облигаций). По аналогичному алгоритму может быть создан фонд по обслуживанию долга по облигациям, т.е. по выплате купонного процента.

Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах. [12]

 

 

 

4. Состояние управления заемным капиталом в ООО «АПК Русич».

4.1 Краткая экономическая характеристика

Административный и  хозяйственный центр ООО «АПК Русич» расположен в центральной части Бобровского района в центре г. Бобров и удален от областного центра г. Воронеж на 100 км.

Связь с г. Воронежем осуществляется по автодорогам, имеющим асфальтовое покрытие.

ООО «АПК Русич» расположено в лесостепной зоне и относится к юго-восточному климатическому району Воронежской области. Климат данного района характеризуется жарким летом и сравнительно умеренной зимой, т.е. наиболее подвержен засухам. Минимальная температура достигает -28 °С зимой, максимальная летом – +40 °С Продолжительность периода с температурой свыше 5 °С равна в среднем 195 дней. Количество годовых осадков составляет 430–480 мм.

Наибольшее количество осадков выпадает летом в виде ливней, а наименьшее – зимой, что приводит к частому вымерзанию озимых культур. Преобладающими ветрами в осенне-зимний период являются ветры восточного направления. Хозяйство имеет самые бедные по плодородию почвы, подверженные процессам водной и частично ветровой эрозии. Пахотные земли хозяйства, расположенные на водораздельном плато, имеют крутизну склонов до 5°. Почвенный покров пахотных земель представлен в основном обыкновенными черноземами тяжело-суглинистого механического состава, с выходами подстилающих пород мела. Имеются небольшие участки солонцов. Землепользование хозяйства в значительной степени расчленено долинами, балками и оврагами.

Одним из важных экономических  условий, влияющих на экономическую эффективность сельскохозяйственного производства, является размер хозяйства. Следует выделить главный показатель размера производства – это объем производимой валовой и товарной продукции. При этом необходимо исходить из исследований В.И. Ленина, который пришел к выводу: «…о размерах хозяйства количество земли свидетельствует лишь косвенно. Стоимость же продуктов хозяйства свидетельствует о его размерах не косвенно, а прямо и при этом во всех случаях.» В качестве дополнительных показателей выступают площадь сельскохозяйственных угодий, стоимость основных производственных фондов, численность работников, поголовье скота и другие.

Информация о работе Технология привлечения отдельных видов заемного капитала