Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 19:19, дипломная работа
Выпуск и реализация готовой продукции является основным финансово-хозяйственным циклом предприятия промышленности и целью его деятельно-сти. Этому существует ряд причин:
- выручка от реализации продукции возмещает затраты предприятия и яв-ляется основным источником возобновления денежных ресурсов;
- выпуск продукции и ее реализация в необходимых потребителям объе-мах в рамках целевого географического сегмента рынка является одним из ос-новных конкурентных преимуществ организации и оказывает непосредствен-ное влияние на длительность пребывания предприятия на рынке;
- с помощью выпускаемой предприятием продукции потребители удовле-творяют различные потребности в товарах и благах, что оказывает влияние на выполнение промышленным предприятием своих социальных целей и миссии;
- от объемов производства и реализации продукции зависит эффектив-ность использования всех видов ресурсов предприятия – трудовых, материаль-ных, финансовых; и наоборот – с помощью эффективного управления финан-совыми и прочими ресурсами предприятия можно добиваться роста объемов производства и реализации продукции.
- все затраты можно разделить на переменные и постоянные;
- постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах области релевантности;
- переменные расходы прямо пропорциональны объему в пределах области релевантности;
- цена реализации не меняется;
- цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются;
- производительность не
- отсутствуют структурные сдвиги;
- релевантно на затраты влияет только объем;
- объем производства равен объему продаж, или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны (влияние изменения величины запасов на анализ соотношения «затраты — объем — прибыль» зависит от того, какой метод оценки запасов применяется).
Допущения постоянно пересматриваются, так как бизнес динамичен, управленческий учет непрерывно готовит информацию о поведении затрат и периодически определяет точку перелома, т. е. критическую точку. Более того, не следует жестко связывать анализ соотношения «затраты — объем — прибыль» с традиционными допусками линейности и неизменности цен.
Приведем пример расчета точки безубыточности в табл. 3.1.
Таблица 3.1 - Расчет точки безубыточности по ООО «Благополучие»
по изделию «колбаса чайная» за 2005-2006 гг.
№ п/п |
Показатель |
2005 год |
2006 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Выручка, тыс.руб. |
2416,8 |
3930,3 |
2 |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
933,2 |
1332,0 |
3 |
Валовая прибыль на рубль выручки, руб. |
0,386 |
0,339 |
4 |
Переменные издержки, тыс.руб. |
137,4 |
154,4 |
5 |
Переменные издержки на рубль выручки, руб. |
0,057 |
0,039 |
6 |
Постоянные издержки, тыс.руб. |
629,2 |
774,5 |
7 |
Точка безубыточности, тыс.руб. |
1912,46 |
2581,67 |
8 |
Цена за 1 кг., руб. |
148,8 |
194,7 |
9 |
Точка безубыточности, в кг |
12852 |
13260 |
Из данных таблицы видно, что расчетные значения точки безубыточности ненамного ниже фактического объема реализации - в 2005 г. на 504,34 тыс. руб., в 2006 г. – 1348,63 тыс. руб. Следовательно, ООО «Благополучие» необходимо проводить работу по дальнейшему снижению издержек и увеличению валового дохода для того, чтобы увеличить разрыв между точкой безубыточности и фактическим оборотом.
Подобным же образом можно рассчитать точку безубыточности по всем видам изделий, производимых и реализуемых ООО «Благополучие».
Данные об объемах реализации каждого изделия важны также для принятия решений в области ассортимента.
В первую очередь, следует определить, ассортимент товаров какой группы нужно расширить. Очевидный ответ заключается в том, что нужно расширять ассортимент той товарной группы, которая приносит наибольшую выручку. Определить приоритеты можно с помощью классификации Парето.
Для наиболее эффективного управления товарными закупками ассортиментные группы товаров, реализуемых ООО «Благополучие», разделим на три группы – А, В, С.
Классификация АВС основывается на принципе Парето, отражающем подтверждаемый торговой практикой факт: выручка от продаж примерно 20-25 % всех артикулов ассортимента составляет около 70-80 % всего оборота. В соответствии с классификацией АВС весь ассортимент распределяется на три или более уровня приоритета (при номенклатуре более 3000 артикулов рекомендуется 4 уровня). Эти уровни имеют следующее соотношение:
Таблица 3.2 - Классификация АВС
№ п/п |
Приоритет |
Суммарная доля артикулов в ассортименте |
Суммарная доля оборота артикулов в общем обороте |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
А |
10% |
45% |
2 |
В |
15% |
25% |
3 |
С |
25% |
20% |
4 |
Д |
50% |
10% |
5 |
Итого |
100% |
100% |
Проведем классификацию ассортимента.
Таблица 3.3 - Классификация ассортимента продукции ООО «Благополучие»
№ п/п |
Ассортиментная группа |
Удельный вес в общем объеме продаж |
Приоритет |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Колбаса вареная столовая |
14,2 |
В |
2 |
Колбаса вареная студенческая |
17,3 |
В |
3 |
Сосиски для завтрака |
23,2 |
А |
4 |
Колбаса п/к московская |
10,1 |
С |
5 |
Колбаса п/к чайная |
10,9 |
С |
6 |
Ветчина ленинградская |
14,1 |
В |
7 |
Окорок свиной |
4,5 |
Д |
8 |
Корейка свиная |
5,7 |
Д |
Проведя классификацию АВС, мы выяснили, что наибольший размер выручки от реализации продукции ООО «Благополучие» получает, реализуя сосиски, вареные колбасы и ветчину. Следовательно, именно на эти группы товаров нужно обратить особое внимание при планировании закупок. Нужно расширять ассортиментный перечень товаров, входящих в группы А и В, вводить в ассортимент новые наименования продукции.
Таким образом, вышеприведенные примеры убедительно доказывают важность учетной работы по организации учета процесса реализации готовой продукции в ООО «Благополучие» для принятия управленческих решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы стал процесс организации бухгалтерского учета выпуска и реализации готовой продукции на примере производственного предприятия (ООО «Благополучие»). По результатам работы сделаны следующие выводы.
Понятие «готовой продукции» дано в ПБУ 5/01. В частности, в нем сказано, что готовая продукция относится к материально-производственным запасам, предназначенным для перепродажи. В Положении по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в РФ приведены основные задачи учета готовой продукции. Это, прежде всего, правильное формирование себестоимости продукции; обеспечение контроля за ее движением; правильное определение цены реализации и общего объема выручки, и, наконец, правильное определение финансового результата от реализации продукции.
Следует отметить, что понятия «продажа», «реализация», «выручка» не являются тождественными по нормам гражданского, бухгалтерского и налогового законодательства. В частности, Налоговый кодекс шире трактует понятие «реализация», подразумевая под ней отчуждение любого актива или права, принадлежащего фирме (хотя бы и разовое), на возмездной или безвозмездной основе. В бухгалтерском же учете «продажа» подразумевает возмездную основу и тот факт, что данная сделка является обычным видом деятельности для данной организации. Такая разница в трактовке, казалось бы, схожих понятий в целях бухгалтерского и налогового учета создает определенные трудности в организации учетных работ. вынуждая дублировать или создавать различные учетные регистры в разных учетных целях.
Готовая продукция может оцениваться по плановой или фактической себестоимости. От метода оценки зависит порядок учета ее выпуска – с или без применения счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг». На исследуемом предприятии готовая продукция оценивается по фактической себестоимости, счет 40 для организации процесса учета ее выпуска не применяется.
В отношении учета процесса реализации продукции, то здесь основной учетной проблемой является момент признания выручки в налоговом и бухгалтерском учете. Этот момент зависит от момента перехода права собственности к покупателю на отпущенную продукцию. В работе мы описали восемь различных вариантов перехода права собственности к покупателю на продукцию в зависимости от выбранного метода признания выручки – «по отгрузке» или «по оплате». В некоторых из этих случаев, когда право собственности к покупателю переходит после оплаты, для учета процесса реализации продукции используется счет 45 «Товары отгруженные». Если право собственности на продукцию переходит в момент отгрузки, то счет 45 не используется. В практике хозяйственной деятельности ООО «Благополучие» встречаются хозяйственные ситуации, в которых счет 45 используется, и в которых счет 45 не используется.
В работе была проведена аудиторская проверка учета движения готовой продукции на ООО «Благополучие». По результатам проверки серьезных нарушений в организации бухгалтерского учета выявлено не было. Недочетом, но не нарушением, на наш взгляд, является слабое использование данных учета в целях управленческого анализа и контроля.
Одним из направлений совершенствования учета и контроля процесса выпуска и реализации готовой продукции в ООО «Благополучие» является управленческий анализ, данные которого позволяют не только рассчитать точку безубыточности производства, но и осуществить планирование ассортимента продукции и оценить безубыточность продаж. Данные расчеты экономист ООО «Благополучие» должен проводить периодически по всем видам продукции предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Теоретические аспекты учета и аудита реализации готовой продукции