Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 19:19, дипломная работа
Выпуск и реализация готовой продукции является основным финансово-хозяйственным циклом предприятия промышленности и целью его деятельно-сти. Этому существует ряд причин:
- выручка от реализации продукции возмещает затраты предприятия и яв-ляется основным источником возобновления денежных ресурсов;
- выпуск продукции и ее реализация в необходимых потребителям объе-мах в рамках целевого географического сегмента рынка является одним из ос-новных конкурентных преимуществ организации и оказывает непосредствен-ное влияние на длительность пребывания предприятия на рынке;
- с помощью выпускаемой предприятием продукции потребители удовле-творяют различные потребности в товарах и благах, что оказывает влияние на выполнение промышленным предприятием своих социальных целей и миссии;
- от объемов производства и реализации продукции зависит эффектив-ность использования всех видов ресурсов предприятия – трудовых, материаль-ных, финансовых; и наоборот – с помощью эффективного управления финан-совыми и прочими ресурсами предприятия можно добиваться роста объемов производства и реализации продукции.
Вариант 8. По условиям договора право собственности на продукцию переходит к покупателю только после ее оплаты, значит момент реализации не изменяет ни бухгалтерской, ни налоговой трактовки рассматриваемых нами операций. Следовательно, порядок учета в данном варианте у продавца аналогичен вышеприведенному.
В практике работы ООО «Благополучие» отражение операций по счету 45 «Товары отгруженные» происходит не только в том случае, когда право собственности на продукцию переходит к покупателю после оплаты, но и еще в двух случаях:
- когда продукция отпускается не конечному потребителю, а посреднику;
- когда продукция отпускается по бартеру.
Рассмотрим организацию учета процесса реализации готовой продукции в этих случаях.
Так, ООО «Благополучие» заключен договор оказания посреднических услуг с ЧП Ковальчук И.Г. Договором предусмотрено, что Ковальчук И.Г. выступает посредником в операциях продажи готовой продукции ООО «Благополучие». Для выполнения посреднических функций он от имени ООО «Благополучие» находит покупателей продукции, заключает договоры купли-продажи, выписывает счета-фактуры, накладные и другие документы первичного учета, принимает оплату наличными за продукцию. В данном случае стоимость продукции будет числиться на счете 45 до того момента, пока ООО «Благополучие» не получит от посредника отчет (извещение) об ее отгрузке конечному покупателю. Подтверждающими документами в данном случае будут являться договоры купли-продажи, доверенности на получение продукции, расписки покупателей. Посредник получает вознаграждение за оказываемые услуги в размере 5% от стоимости реализованной продукции по продажным ценам.
20 августа 2007 г. ООО «Благополучие» отгрузило ЧП Ковальчук продукцию на сумму 12407,65 руб. (по фактической себестоимости). Договором с посредником предусмотрено, что он предоставляет отчет по продажам в последний день каждого месяца. 31 августа 2005 г. ЧП Ковальчук передал в бухгалтерию ООО «Благополучие» отчет о продажах с приложением первичных документов. Согласно отчета, было реализовано продукции по фактической себестоимости на 8012,57 руб., по продажным ценам – на сумму 9815,00 руб. (в том числе НДС 801,26 руб.). В учете ООО «Благополучие» были сделаны следующие проводки (табл. 2.5).
Таблица 2.5 - Отражение в учете ООО «Благополучие» операций по
реализации продукции с участием посредника
№ п/п |
Содержание операции |
Сумма |
Дебет |
Кредит |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Отражена себестоимость продукции, переданной посреднической организации |
12407,65 |
45 |
43 |
2 |
Отражена выручка от продажи продукции согласно отчета посредника |
9815,00 |
62 |
90/1 |
3 |
Списана себестоимость продукции, переданной конечным потребителям |
8012,57 |
90/2 |
45 |
4 |
Начислен НДС |
801,26 |
90/3 |
68 |
5 |
Отражено вознаграждение посреднику |
490,75 |
44 |
76/5 |
6 |
Выплачено вознаграждение посреднику наличными |
490,75 |
76/5 |
50 |
7 |
Посредником сдана выручка в кассу ООО «Благополучие» |
9815,00 |
50 |
62 |
8 |
Сумма посреднического вознаграждения списана на расходы по продаже продукции |
490,75 |
90/2 |
44 |
9 |
В конце месяца отражен финансовый результат от реализации |
510,42 |
90/9 |
99 |
Так, 20 апреля 2007 г. ООО «Благополучие» заключило договор поставки с ООО «Артекс» на поставку мяса и мясопродуктов на общую сумму 1100 000 руб. (фактическая себестоимость продукции – 1000 000 руб., НДС – 100 000 руб.) Договором предусмотрено осуществление товарообменной операции, то есть в обмен на продукцию ООО «Благополучие» ООО «Артекс» передает колбасную продукцию по договорной стоимости 1200 000 руб. (в том числе НДС 109 091 руб.). Корреспонденция счетов приведена в табл. 2.6
Таблица 2.6 -Отражение в учете ООО «Благополучие» операций по реализации
продукции по товарообменным операциям
№ п/п |
Содержание операции |
Сумма |
Дебет |
Кредит |
1 |
Отгружена продукция ООО «Артекс» |
1000 000 |
45 |
43 |
2 |
Получено мясов обмен на продукцию |
1090 909 |
10/1 |
60 |
3 |
Отражен НДС по поступившим материалам |
109.091 |
19 |
60 |
4 |
Отражена выручка от продажи продукции |
1200 000 |
62 |
90/1 |
5 |
Списана себестоимость проданной продукции |
1000 000 |
90/2 |
45 |
6 |
Начислен НДС по проданной продукции |
100 000 |
90/3 |
68 |
7 |
Отражена прибыль от продажи |
100 000 |
90/9 |
99 |
8 |
Проведен зачет задолженностей |
1200 000 |
60 |
62 |
Таким образом, ООО «Благополучие» в практике финансово-хозяйственной деятельности использует различные, разрешенные законодательством, варианты реализации и оплаты готовой продукции, которые находят отражение в бухгалтерском учете данного предприятия. Завершающим этапом изучения порядка учета готовой продукции и ее реализации становится аудиторская проверка данных вопросов, позволяющая выявить недостатки в организации учета.
2.4 Планирование аудиторской проверки реализации продукции
Цель проверки цикла выпуска и продажи готовой продукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей данного раздела, т.е. выручки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.
Объекты аудита цикла выпуска и продажи готовой продукции - предметы аудиторского контроля, которые включают бухгалтерские документы, отчетность экономического субъекта и прочую внеучетную информацию, требующую исследования (табл. 2.7).
Таблица 2.7 - Объекты аудита реализации готовой продукции в
ООО «Благополучие»
№ п/п |
Номер и наименование счета |
Первичные и другие документы, на основании которых производятся записи в регистры |
Регистры синтетического и аналитического учета |
Статьи отчетности, в формировании которых участвуют данные счета | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1 |
20 «Основное производство» |
лимитно-заборные карты, требования, накладные на отпуск материалов, отчеты о расходе сырья и материалов, счета-фактуры, ведомость расчета амортизации, расчетно-платежная ведомость, авансовые отчеты |
оборотные ведомости, журнал-ордер № 10, Главная книга |
ф.2, ф.5 | |
2 |
26 «Общехозяйственные расходы» |
лицевые счета, счета-фактуры, ведомости расчета амортизации |
ведомость учета общехозяйственных расходов, журнал-ордер № 10, Главная книга |
ф. 2 | |
3 |
43 «Готовая продукция» |
накладные, отчеты производства, счета-фактуры, требования на отпуск продукции, карточки складского учета, инвентаризационные описи |
ведомости № 12, 13, 14, 15, журналы-ордера № 10, 11, Главная книга |
ф.1 | |
4 |
44 «Расходы на продажу» |
счета-фактуры, накладные, лицевые счета |
ведомость № 15, журнал-ордер № 11, Главная книга |
ф. 2 | |
5 |
45 «Товары отгруженные» |
накладные, счета-фактуры, расчет фактической себестоимости |
ведомость № 16, журнал-ордер № 11, Главная книга |
ф.1 | |
6 |
50 «Касса» |
приходные кассовые ордера, кассовая книга |
журнал-ордер и ведомость № 1, Главная книга |
ф.1, ф.2, ф. 4 | |
7 |
51 «Расчетные счета» |
выписка банка с приложенными документами |
журнал-ордер и ведомость № 2, Главная книга |
ф.1, ф.2, ф.4 | |
8 |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
накладные, счета-фактуры, выписки банка |
журнал-ордер № 11, ведомость № 16, Главная книга |
ф. 1, ф.2,ф.5 раздел 2 | |
8 |
68 «Расчеты по налогам и сборам» |
налоговые декларации, выписки банка |
журнал- ордер № 4, ведомость № 7, Главная книга |
ф.1 | |
10 |
90 «Продажи» |
накладные, счета-фактуры, приходные кассовые ордера, отчеты кассира, выписки банка, расчет фактической себестоимости |
ведомость № 16, журнал-ордер № 11, Главная книга |
ф.2 | |
11 |
99 «Прибыли и убытки» |
- |
ведомость № 15, журнал-ордер № 11, Главная книга |
ф.2 |
Определив цели и объекты аудита необходимо осуществить планирование проверки реализации продукции в ООО «Благополучие». Этап планирования аудиторской проверки играет решающую роль в успешном осуществлении проекта. Качественное и квалифицированное выполнение аудита предполагает тщательное планирование проверки. Согласно МСА 300 «Планирование» и ФПСАД № 3 «Планирование аудита» для формирования стратегии проведения проверки аудитору необходимо:
- знать бизнес клиента;
- понимать системы
- установить риски, присущие объекту проверки, и рассчитать уровень существенности;
- определить характер, сроки и объем процедур;
- обеспечить координацию, надзор за работой и анализ полученных результатов.
Необходимость планирования аудита вызвана следующими причинами:
- необходимостью точно
- необходимостью выработки
- необходимостью определения
Таким образом, исходя из причин, объясняющих необходимость планирования аудиторской проверки можно выделить следующие задачи планирования:
- сбор информации о потенциальном клиенте;
- оценка уровня существенности;
- выявление учетных областей с повышенным внутренним риском;
- формирование стратегии проведения проверки.
Планирование проводится в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами: комплексность, непрерывность, оптимальность.
Общий план проверки включает в себя несколько основных этапов: анализ предоставляемой информации; определение задач и целей аудита; установление уровня существенности; оценку внутреннего контроля; оценку рисков; выбор аудиторского подхода; разработку объема работ; управление и контроль за качеством аудита. Для повышения доверия и действенности аудита общий план согласуется с клиентом.
В ходе планирования аудита реализации готовой продукции в ООО «Благополучие» за 2007 год осуществлено тестирование систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (табл. 2.8).
и бухгалтерского учета реализации готовой продукции в ООО «Благополучие»
№ п/п |
Содержание вопроса или объект проверки |
Процедура |
Ответ ( +; -) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Обоснование цен и сроков продажи продукции по договорам |
Опрос и проверка документации |
+ |
2 |
Использование при определении продажной цены утвержденного прейскуранта |
Повторное выполнение процедур пересчета |
- |
3 |
Контроль последовательности нумерации или выявления неучтенных счетов-фактур и накладных |
Проверка документации и повторное выполнение процедур контроля |
+ |
4 |
Сопоставление количества отгруженной продукции с данными счетов-фактур |
Опрос и повторное выполнение процедур документального контроля |
+ |
5 |
Наличие разделения обязанностей сотрудников, занимающихся выпиской счетов-фактур, учетом продажи и выручки, полученной наличными |
Наблюдение |
- |
6 |
Контроль главным бухгалтером формирования себестоимости проданной продукции |
Опрос и проверка документации |
+ |
7 |
Соблюдение графика документооборота по учету проданной продукции |
Наблюдение, опрос |
+ |
8 |
Наличие в учетной политике пункта, характеризующего момент реализации |
Проверка учетной политики |
+ |
9 |
Проверка записей аналитического и синтетического учета продажи |
Опрос, повторное выполнение процедуры прослеживания |
+ |
10 |
Датирование счетов фактур на продажу продукции днем отгрузки |
Проверка документации |
Вывод: системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля по учету реализации готовой продукции в ООО «Благополучие» за исследуемый период находятся на среднем уровне.
Результаты тестирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля реализации готовой продукции контролируемого экономического субъекта определяют критерии формирования плана и программы проверки, при составлении которых следует руководствоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности ФПСАД № 15 «Понимание деятельности экономического субъекта» и ФПСАД № 3 «Планирование аудита».
На следующем этапе планирования делают предварительное заключение о величине существенных показателей, то есть о той величине, при которой ошибки как единичные, так и вместе взятые суммарно могут оказать существенное влияние на данные, содержащиеся в финансовой отчетности предприятия. Основным документом, регламентирующим понятие и сущности аудиторского риска, порядок его оценки является ФПСАД № 4 «Существенность в аудите».
Оценка существенности зависит от опыта и квалификации аудитора и определяется им самим для каждого клиента с учетом объема и специфики его деятельности. Поэтому различные аудиторы подходят по-разному к этой проблеме.
Отдельные показатели бухгалтерской отчетности могут быть недостаточно точными. Но на основании этого нельзя делать вывод о том, что отчетность в целом недостоверна или что она не отражает реальное состояние дел. Неточность может быть вызвана ошибками в расчетах (неверно рассчитана сумма реализованной продукции). Однако такие неточности, выявленные аудитором, должны быть скорректированы в отчетности. Вместе с тем не всегда клиенты вносят исправления сразу – бывает, они не вносятся совсем.
В настоящее время по проблеме оценке существенности неточностей в отчетности нет единого мнения. Так, одни считают, что необходимы точные количественные оценки существенности, а другим внушает опасения жесткость таких оценок. Кроме того, при оценке существенности принимаются во внимание такие факторы как: абсолютная и относительная величина ошибки, содержание статьи отчетности, конкретные условия и кумулятивный эффект.
Существенность оценивают на стадии планирования аудита, с тем, чтобы обеспечить эффективность аудиторской проверки.
При оценке существенности используются два основных подхода – индуктивный (предполагает оценку существенности отдельно для каждой статьи, а затем суммирование оценок, с тем чтобы определить общую существенность) и дедуктивный (предполагает определение существенности отдельно для бухгалтерской отчетности в целом или отдельного ее раздела, а затем распределение оценки по отдельным статьям отчетности, с тем чтобы определить объем работ по каждому счету).
Информация о работе Теоретические аспекты учета и аудита реализации готовой продукции