Теоретические основы исследования проблемы институциональной сбалансированности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: теоретически исследовать проблему институциональной сбалансированности, а также рассмотреть современные аспекты развития институциональной системы.
Задачи:
Рассмотреть сущность равновесных состояний;
Изучить содержание институциональной системы;
Определить взаимосвязь и влияние институтов;
Дать характеристику зарубежному опыту взаимодействия институтов;
Объяснить конъюнктуру институциональной сбалансированности в РФ;
Представить институциональные инновации, как фактор развития институтов.

Файлы: 1 файл

сбалансированность институциональной системы.docx

— 175.20 Кб (Скачать файл)

Можно отметить важные моменты:

  1. Институциональные изменения могут рассматриваться на основе общего понятия жизненного цикла, т.е. необходимо выделять фазу зарождения изменения (институциональную инновацию), фазу функционирования института и фазу его отмирания, что может являться одновременно и фазой возникновения нового института.
  2. Внутри фазы институционального нововведения выделяются три основных источника инноваций – непреднамеренное изобретение, заимствование и целенаправленное изобретение или институциональное проектирование.
  3. На этапе распространения нового института очень важно различать два принципиальных механизма: принуждение государства к использованию, которое предполагает выбор нового института через механизм функционирования политического рынка, а также добровольное принятие субъектами хозяйствования нового правила через реализацию механизма рынка институтов.

Институциональные инновации могут также возникать на основе институционального проектирования. Исследователи предлагают при институциональном проектировании учитывать основные принципы: этапной полноты проекта, достаточного разнообразия стимулов, его компонентной полноты, максимальной защищенности от девиантного (оппортунистического) поведения, а также принцип соучастия в разработке и «вживании» определенного института. Институциональное проектирование является сознательной целенаправленной деятельностью, направленной на организацию институтов, средство решения проблемы упорядочения взаимоотношений, снижения уровня неопределенности.

Экономическая действительность показывает, что доля сознательно формируемых институтов увеличивается в периоды крупномасштабных институциональных изменений – трансформаций, реформ и революций. Для создания соответствующих искусственных институтов как раз и необходимо институциональное проектирование. Под институциональным проектированием (ИП) понимается деятельность, направленная на разработку моделей экономических институтов, сознательно и целенаправленно внедряемых в хозяйственное поведение. 11

Основная проблема - выработка принципов деятельности. Следование этим принципам, могло бы позволить заинтересованным субъектам формировать институты, которые могли бы эффективно решать проблемы, для преодоления которых они предназначены. На современном этапе изменение экономических институтов в основном стало результатом реформ - целенаправленных мероприятий различного масштаба, которые проводятся по определенному плану. Реформы образуют институциональные инновации, часть которых потом реализуется в задуманном варианте, а другая часть воплощается в отличном от первоначального виде, а третья часть быстро погибает. Теория реформ должна в будущем стать важной частью институциональной экономики.

В целом теория институционального проектирования и переходных процессов продолжает развиваться, так как проводятся многочисленные оригинальные исследования по проблемам трансформации экономических институтов в постсоветской России.

Импорт институтов как механизм возникновения и осуществления институциональных изменений и инноваций может осуществляться на разных уровнях хозяйствования – от наноэкономического до макроэкономического и общепланетарного уровня. Институты, которые импортируются на одном уровне хозяйствования (например, на уровне фирмы) и успешно трансплантируются в деятельности субъектов, которые персонифицируют данный уровень, затем впоследствии могут найти не менее результативное использование на других уровнях хозяйствования.

Практика распространения института контрактирования подтверждает эти процессы наглядно. Первоначально, контракты возникли как способ формализации (институционализации) взаимоотношений между фирмами – партнёрами в ресурсообеспечении или реализации произведённой продукции и услуг. Постепенно они распространились и на другие сферы межфирменных отношений (совместные научные исследования, инновационные разработки и т.д.). В дальнейшем контракты стали использоваться в практике взаимоотношений между фирмами и государством (концессии, аренда, совместные предприятия), а затем и в рамках отдельных домохозяйств (брачный контракт).

В данном примере наглядно отражены реально происходящие процессы импортирования института контрактирования с микроуровня на макро и на наноуровень хозяйствования. Отсюда следует, что импорт институтов может происходить не только из разнородных институциональных систем, но и в рамках каждой из этих институциональных систем, но с одного уровня хозяйствования на другой уровень. При этом не обязательно, чтобы соблюдалась иерархическая последовательность в импорте институтов от низших к высшим уровням и наоборот. Возможно действие со стороны заинтересованных субъектов принципа селективности в отборе и применении импортируемых  институтов. Он позволяет им самостоятельно принимать решение о том, какие институты и как они будут импортировать.

Часто импортируемые одним субъектом институты быстро проникают во внутреннюю институциональную среду других субъектов, это позволяет говорить об их своеобразной диффузии. Это можно проиллюстрировать на примере импорта неформальных институтов на уровне отдельных индивидов. Знаковым, особенно в последние годы, стало увлечение традициями Востока в различных сферах деятельности (кулинарии, интерьере, досуге). Получила достаточно широкое распространение философия Фэн-шуй и её прикладное применение, например, в интерьерном проектировании офисов и жилых помещений. Мало осталось людей, кто не знает, и не пробовал суши и роллы, и немного найдется тех, кто свяжет это с импортом неформальных институтов.

Такое массовое импортирование индивидами неформальных институтов (восточных традиций) практически во всём мире, совершенно неконгруэнтных существующей институциональной среде, можно  объяснить не только «праздным любопытством» Веблена, но также объективным процессом усиления институциональной диффузии в условиях глобализации.

При этом важно подчеркнуть следующую тенденцию – чем сильнее поддержка оказывается конкретными субъектами, их группами, ассоциациями в принятии некого нового неформального института, тем быстрее и с меньшими трансплантационными издержками будет осуществляться его экспансия, как на данном уровне, так и на других уровнях хозяйствования. Примером этого является использование неформальных институтов, в данном случае восточных традиций, в бизнес – моделях многих европейских и американских корпораций.

Заимствование или трансплантация институтов из других экономических систем выступает альтернативой проектированию институтов. Институты, предлагающие развитые государства, не могут быть адекватно использованы в условиях другой страны и не могут быть подстроены под конкретную страну. Каждая система правил, по мнению учёного-экономиста В. М. Полтеровича, допускает множество реализаций зависимости от  культурной  и специфически исторической среды. С другой стороны, в заимствуемых институтах могут учитываться особенности развития, а также специфика экономического состояния в процессе их модификации к среде.

Существуют два основных ограничения при выборе институциональной системы, из которой заимствуют отдельные институты.

  1. Проблема совмещения исторического времени или времени развития разных стран.  Хотя календарно страны и находятся  в одних координатах, хронологически они могут различаются в зависимости от уровня зрелости и состояния социо-культурно-экономической среды.
  2. Проблема темпов и сроков внедрения новых институтов. Нужно ли внедрять развитые институты сразу или необходмо делать это постепенно, поэтапно и таким образом переходить к более совершенному состоянию.

В. М. Полтерович предлагает использовать четыре типа стратегии внедрения:

  1. Стратегия «выращивания» института, заимствованного в ещё незрелой форме  из истории другой страны.
  2. Стратегия построения последовательности промежуточных институтов. Этот вид стратегии позволяет сочетать различные плюсы проектирования и выращивания  институтов, вместе с управлением процессом создания собственных институтов.
  3. Стратегия модификации института-трансплантанта, когда происходит его адаптация к новой среде.
  4. Стратегия институционального эксперимента, когда различные модификации определенного института проходят проверку на совместимость с другими институтами в различных регионах страны.

Учитывая, что заимствуемые институты в развитых экономиках также эволюционируют, возникает асинхронная коэволюция институционального развития различных стран с целью перехода к некой общей институциональной системе, которая позволила бы субъектам хозяйствования нормально функционировать в различных экономиках. Возникает открытость экономики, понимаемая не как перенос институтов, а как процесс их коэволюционного развития в направлении создания унифицированных норм и правил, которые позволяют субъектам хозяйствования понимать и прогнозировать действия других субъектов, которые находятся в иных экономических системах.

Практика показывает, что существующий в России «рынок институтов» принципиально искажен в большей степени, чем рынок товаров и технологий. Отсюда следует, что эффективный процесс трансплантации может быть обеспечен лишь за счет вмешательства нерыночных сил, прежде всего, государства. Для этого государство должно быть достаточно эффективно, для того, чтобы обеспечить процесс имплантации как развитие институционального строительства.

 

1 Уильямсон О. Частная собственность и рынок капитала // ЭКО. 1993. №5.

2 О.В. Иншаков, Н.Н. Лебедева. Актуальные проблемы экономической науки современной России. Издательство Волгоградского. государственного университета 2006 г.

3 Фролов Д.П. Эволюционная перспектива институциональной экономики России:монография. Издательство Волгоградского. государственного университета 2008 г.

4 Веблен Т. Теория праздного класса. Москва, 1984. С. 201-202

5  Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // Тезис. Выпуск.2. М., 1993.

6 http://iph.ras.ru/elib/0605.html

7  Nutzinger H.G. The economics of property rights: a new paradigm in economic science? // Philosophy of economics / Ed. by W. Stegmuller. Berlin,1982.

88 И.А. Гришина. Формирование эффективных институтов в услловиях системной трансформации экономики России// Наукові праці ДонНТУ. №31 2007 г.

9 http://vocable.ru/dictionary/96/word/institucionalnye-inovaci

10 http://vocable.ru/dictionary/96/word/metakonkurencija-ili-konkurencija-mezhdu-razlichnymi-institutami

11 http://vocable.ru/dictionary/96/word/institucionalnoe-proektirovanie


Информация о работе Теоретические основы исследования проблемы институциональной сбалансированности