Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:16, лекция
1. Общетеоретический ЭА (макро уровень)
2. Конкретно теоретический ЭА( микро уровень) и она делится еще на 2 ветки:
а) финансовый анализ (внешний)
б) управленческий анализ (внутренний)
4. Методика анализа
5. Факторный анализ
1. Понятие и виды финансовых результатов организации.
Финансовые результаты- Яв важнейшей экономической категорией которая характеризует способность организации обеспечивать превышение доходов над расходами.
В ГК РФ прибыль указывается как конечная цель деятельности коммерческой организации. В современных эк условиях цели деятельности организации вариативны, альтернативны и не ограничивается лишь максимизацией прибыли.
Величина прибыли главным
1 группа: факторы действующие на этапе заготовления и реализации |
2 группа: факторы действующие на этапе производства |
- цены на ресурсы - сезонность - тип продукции (тип - качество продукции - ценовая политика - законодательное регулирование - экономическая ситуация в - политика отношений с - наличие твердых договоров на поставку и реализацию продукции |
- способ начисления амортизации - изношен носить фондов - величина трудовых затрат - квалификация работы работников - способ начисления з/п - особенности учетной политики |
Функции прибыли:
1. Воспроизводственная- прибыль яв источником расширенного воспроизводства. Простое воспроизводство обеспечивается нулевой прибылью т.е доходами на уровне с/с.
2. Стимулирующая- прибыль Яв источником создания фондов материального стимулирования работников.
3. Контрольная- прибыль яв индикатором характеризующий положительный эффект деятельности организации.
Прибыль характеризует абсолютный
эффект деятельности организации. Для
оценки эффективности необходимо проводить
сопоставление показателей
ФР = дох-расх - эффект
Относительнее показатели прибыли это показатели рентабельности:
R= эффект(ФР) / затраты (ресурсы)*100%
В числителе показателя рентабельности стоит прибыль поэтому показатели рентабельности явл показателями эффективности прямого типа.
Если эффектом явл убытки, то рассчитываются показатели убыточности.
Виды рентабельности в зависимости от содержания знаменателя:
1. Показатели рентабельности
2. Показатели рентабельности
Виды рентабельности лежащие в основе системы показателей рентабельности:
1. Рентабельность продукции
2. Капитала
3. Активов (имущества)
2. Методика анализа уровня
и динамики абсолютных
Применяются стандартные методы и приемы.
Анализ абсолютных ФР проводится в 2 этапа:
1. Изучаются пояснения к
2. Собственно анализ фин.
2.1) анализ динамики финансовых результатов (горизонтальный анализ)- Тр, Тпри, дельта. Трактовки горизонтального анализа:
1. ТрВ<ТрВалПриб<ТрПрибПрод<
2. Оценка эффективности прочей деятельности организации:
а) ТрПрибПрод<ТрПрибдоНалог
б) прочая деятельность должна быть прибыльной. Прод<Пдоналог.обл
Особенность горизонтального анализа отчета о прибылях и убытках : Не корректно рассчитывать относительные показатели динамики т.е темпы роста и прироста в случае если финансовый результат в отчетном периоде меняет знак на противоположный по сравнению с предыдущим периодом.
2.2) анализ структуры финансовых результатов (вертикальный анализ). Особенность вертикального анализа отчета о прибылях и убытках:
Неоднозначно определяется базовый показатель для расчета структуры финансовых результатов т.к отсутствует показатели который яв алгебраической суммой вех остальных показателей. В качестве итоговых показателей могут использоваться: выручка; прибыль до налогообложения или чистая прибыль. Показатели вертикального анализа отчета о прибылях и убытках:
а) отношение финансовых результатов к выручке, это все прямые показатели эффективности:
П вал/ В |
эффективность производства |
Прод/В=Rпрод |
эффективность основной деятельности |
Пн/о/В=R прод(бух) |
совокупное влияние дох и расходов по основной и прочей деятельности |
Пчис/В= Rпрод(чист.приб) |
итоговый показатель
эффективности деятельности |
б) отношение расходов к выручке. Это обратные показатели эффективности (затратности):
С/с прод/ В |
затратность производственной деятельности |
КР/В |
затратность сбытовой функции |
УР/В |
затратность управленческой функции |
(С/спрод+КР+УР)/В |
затратность основной деятельности организации |
(Дох от учас+%к получ+Дпроч)/В |
оценивается соотношение
доходности по основной и |
Горизонтальный и вертикальный анализ Яв взаимодополняющими методами. Результаты расчета в рамках реализации этих методов можно оформлять в виде таблицы следующего вида:
Показатели |
Значения |
∆ / Тр | |
Базовый |
Отчетный | ||
Дi Рi ФРi … … … |
До Ро ФРо … … … |
… … … |
-До - Ро -ФРо … … … |
П вал/ В Прод/В Пбух/В Пчис/В КР/В УР/В |
….. |
….. |
…… |
3) факторный анализ прибыли (см. вопрос3).
4) трендовый анализ прибыли. Яв разновидностью горизонтального анализа, для построения тренда и объективного прогнозирования необходимо использовать данные за 10-12 предыдущих периодов. Линия тренда показывает основную тенденцию изменения показателя: 1) направление его изменения; 2) степень изменения, которая определяется углом наклона.
5)расчет резервов роста прибыли за счет относительной экономии ресурсов.
3. Методика факториноговой анализа прибыли.
Факторный анализ прибыли предназначен
для количественной оценки влияния
изменения доходов и расходов,
на общие изменения
ФР представлены в виде суммы доходов за вычетом расходов т.е в виде аддитивной факторной моделью. В связи с этим значительно упрощается проведение факторного анализа т.к необходимо использовать балансовый прием при котором:
1) при котором нет необходимости ранжированного факторного анализа.
2) изменение результативного
Факторные модели финансового результата могут быть представлены в агрегированном и детализированном виде.
Ппрод=В-с/сполн
Ппрод=В-с/спрод-КР-УР
С/спрод вкл: МЗ, ЗП, А, Рпр, Взнос
Ппр= Пвал-КР-УР
Пбу= Ппр-ФРпроч
Порядок проведения факторного анализа:
Показатели факторы |
Значения |
∆ |
Влияние на результат | |
Базовый |
Отчетный | |||
Дi … … … |
Д0 |
Д1 |
Д1-Д0 |
∆Д>0 =>ФР растет |
Pi … … .. |
Р0 |
Р1 |
Р1-Р0 |
∆Р>0, ФР снижается ∆Р<0, ФР растет |
ФРi … … |
ФР0 |
ФР1 |
ФР1-ФР0 |
∆ФР(Д)= ∆Д ∆ФР(Р)= - ∆Р |
Баланс отклонений: ∆ФР=∆ФР(Д) + ∆ФР(Р)
Показатели доходов Яв показателями стимуляторами при оценке их влияния знаки в 4 и 5 колонке совпадают, показатели расходов Яв дестимуляторами знаки в 4 и 5 колонке противоположны. Сумма всех отрицательных влияний на финансовый результат рассматривается как резерв его увеличения.
4. Методика анализа
Показатели рентабельности Яв прямыми показателями эффективности (стимуляторами). Эффективность представляет собой соотношение показателей эффекта (абсолютного результата и затрат или ресурсов используемых для его достижения.
Эффект- это результат достигаемый за счет осуществления различных видов деятельности ее отдельных направлений и операций. Если организация прибыльна то проводится расчет и оценка показателей рентабельности , если убыточна , то показателей убыточности.
R=эффект(прибыль)/ затраты(ресурсы)*100%
В зависимости от характера знаменателя показатели рентабельности могут быть:
1) показателями ресурсного типа
2) показателями затратного типа
Система показателей рентабельности вкл в себя 3 группы показателей в зависимости от их экономического содержания:
1. Рентабельность продукции:
А) рентабельность продаж: Rпрод=Ппрод/В*100%
Характеризует эффективность основной деятельности организации, Яв показателем структуры. Показывает сколько в каждом рубле дохода содержится прибыли.
Б) Rпродукции=Ппрод/с/сполн*100%
Показатель рентабельности затратного типа характеризует величину прибыли полуденную с каждой единицы вложенных затрат. Теоретически м/б больше 100%.
В) Rприбi= (Pi-Si)/Pi*100%
Показывает долю прибыли в составе цены еденицы конкретного вида продукции. Показатель используется для оценки качества и корректировки ассортиментной программы с т.з нахождения оптимального соотношения между позициями с разной рентабельностью ( в т.ч с учетом конъюнктуры рынка).
2. Рентабельность капитала:
А) рентабельность собственного капитала: Rск= Пчис/ СКсред*100%
Показывает эффективность
Б) рентабельность инвестиций: Rинв=Пчист/ (СК+ДО)сред*100%
Показывает мастерство управления инвестициям. (СК+ДО)сред- устойчивый капитал или перманентный.
Информация о работе Теоретические основы экономического анализа.