Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:00, дипломная работа
В современных условиях экономического развития торговой отрасли потребительской кооперации важной проблемой наряду с выполнением социальных задач по обслуживанию сельских жителей, является увеличение конечных финансовых результатов. Ведь без достаточных размеров доходов и прибыли в торговых организациях не может быть и речи об их конкурентоспособности и финансовой устойчивости. В современных условиях хозяйствования розничные торговые организации функционируют в постоянно меняющейся среде и сталкиваются с различными внутренними и внешними факторами, оказывающими существенное влияние на результат их деятельности.
Введение
1. Экономическая сущность расходов на реализацию товаров в рыночной экономике, организация их учета
1.1 Сущность и классификация расходов на реализацию товаров
1.2 Цель, задачи и принципы учета и анализа расходов на реализацию товаров в рыночной экономике
1.3 Номенклатура статей расходов на реализацию товаров, ее совершенствование
1.4 Краткая экономическая характеристика Столбцовского райпо Минского ОПС
2. Учет расходов на реализацию товаров, пути его совершенствования
2.1 Синтетический учет расходов на реализацию товаров, его влияние на достоверность учетной информации
2.3 Автоматизация учета расходов на реализацию товаров
2.4 Отчетность о расходах на реализацию товаров как один из важнейших источников информации
3. Анализ расходов на реализацию товаров и их оптимизация в рыночной экономике
3.1 Экономическая информация и методика анализа расходов на реализацию товаров
3.2 Анализ структуры и динамики расходов на реализацию товаров
3.3 Оценка влияния факторов на изменение общей суммы и уровня расходов на реализацию товаров
3.4 Анализ основных статей расходов на реализацию товаров
3.5 Анализ влияния расходов на реализацию товаров на прибыль и рентабельность организации. Пути оптимизации расходов на реализацию товаров
Заключение
Список использованных источников
БЕЛКООПСОЮЗ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
Кафедра бухгалтерского учета
ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой
________П.Г. Пономаренко
«___»_____________200__ г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Учет и анализ расходов на реализацию товаров в розничной торговле и пути их оптимизации» (на материалах Столбцовского райпо Минского ОПС)
Выполнила студентка
учетно-финансового факультета
5 курса
группы Б-52
специальности «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит»____________ Е.Г. Санько
Научный руководитель
к. э. н., доцент____________ А.Н. Трофимова
ГОМЕЛЬ 2005
Содержание
Введение
1. Экономическая сущность
1.1 Сущность и классификация расходов на реализацию товаров
1.2 Цель, задачи и принципы учета
и анализа расходов на
1.3 Номенклатура статей расходов
на реализацию товаров, ее
1.4 Краткая экономическая характер
2. Учет расходов на реализацию
товаров, пути его
2.1 Синтетический учет расходов
на реализацию товаров, его
влияние на достоверность
2.3 Автоматизация учета расходов на реализацию товаров
2.4 Отчетность о расходах на
реализацию товаров как один
из важнейших источников
3. Анализ расходов на реализацию товаров и их оптимизация в рыночной экономике
3.1 Экономическая информация и методика анализа расходов на реализацию товаров
3.2 Анализ структуры и динамики расходов на реализацию товаров
3.3 Оценка влияния факторов на
изменение общей суммы и
3.4 Анализ основных статей
3.5 Анализ влияния расходов на реализацию товаров на прибыль и рентабельность организации. Пути оптимизации расходов на реализацию товаров
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современные условия экономического развития Республики Беларусь обуславливают изменение подходов к ведению хозяйственной деятельности, в том числе в организациях розничной торговли потребительской кооперации. Переход к рыночным отношениям диктует необходимость осуществлять всякую деятельность с учетом режима экономии ресурсов.
Особенно остро данная проблема встает перед организациями потребительской кооперации, которые, как и экономика республики в целом, переживает период весьма сложных преобразований.
В современных условиях экономического развития торговой отрасли потребительской кооперации важной проблемой наряду с выполнением социальных задач по обслуживанию сельских жителей, является увеличение конечных финансовых результатов. Ведь без достаточных размеров доходов и прибыли в торговых организациях не может быть и речи об их конкурентоспособности и финансовой устойчивости. В современных условиях хозяйствования розничные торговые организации функционируют в постоянно меняющейся среде и сталкиваются с различными внутренними и внешними факторами, оказывающими существенное влияние на результат их деятельности.
К числу наиболее характерных внешних факторов можно отнести: изменение налоговой и ценовой политики государства, введение новых налоговых платежей и корректировка их размеров, удорожание топливных и энергетических ресурсов, изменение банковских ставок за пользование кредитами, рост минимальной заработной платы. Все это оказывает существенное влияние как на изменение структуры расходов на реализацию, так и на увеличение их размера. Поэтому получить максимальную прибыль в торговой отрасли при таких условиях деятельности возможно только за счет экономии материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Кроме того, социальная функция потребительской
кооперации, то есть удовлетворение потребностей
в товарах народного
В связи с этим, совершенствование бухгалтерского учета и анализа расходов на реализацию торговой отрасли, в частности разработка эффективных механизмов управления расходами — весьма актуальный вопрос в деятельности организаций потребительской кооперации Республики Беларусь.
Поэтому целью написания дипломной работы является всестороннее изучение действующей практики ведения бухгалтерского учета и анализа расходов на реализацию товаров, их критическая оценка в соответствии с принятой методологией учета расходов и разработка практических предложений по совершенствованию методики учета расходов на реализацию товаров. А также поиск резервов экономии расходов и путей их оптимизации с целью выявления закономерностей их развития и увеличения конечных финансовых результатов.
Для достижения указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
· определить экономическую сущность и классификацию расходов на реализацию товаров в розничной торговле;
· сформулировать задачи и основные принципы организации учета и анализа расходов на реализацию товаров;
· исследовать номенклатуру статей расходов на реализацию товаров в розничной торговле;
· дать краткую экономическую характеристику Столбцовского райпо;
· изучение синтетического учета расходов на реализацию товаров и его влияния на достоверность учетной информации;
· изучение аналитического учета расходов на реализацию товаров как средство выявления резервов экономии;
· изучение автоматизации учета расходов на реализацию товаров;
· проведение детального анализа расходов на реализацию товаров торговой деятельности Столбцовского райпо и факторов, их определяющих;
· изучить информационное обеспечение и общую методику анализа расходов на реализацию товаров;
· произвести анализ структуры и динамики расходов на реализацию товаров в розничной торговле;
· произвести анализ влияния факторов на изменение общей суммы и уровня расходов на реализацию товаров;
· изучение отдельных статей расходов на реализацию товаров, тенденции их изменения в динамике;
· с учетом проведенного анализа разработать пути оптимизации и резервы снижения расходов на реализацию товаров с целью увеличения прибыли организации.
Предмет исследования - учет и анализ расходов на реализацию товаров в розничной торговле.
Объектом исследования является Столбцовское райпо.
Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные акты и постановления Правительства Республики Беларусь, Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа, Белкоопсоюза.
Информационной базой
В процессе написания дипломной работы автором была использована экономическая литература по бухгалтерскому учету, анализу хозяйственной деятельности, финансам и экономике отечественных и зарубежных авторов, таких как П.Г. Пономаренко, М.И. Баканова, Л.И. Кравченко, а также законодательные и нормативно – правовые акты Республики Беларусь в части исследуемых вопросов: Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», Инструкция по бухгалтерскому учету «Расходы организации», «Основные положения по составу затрат, включаемые в себестоимость продукции», «План счетов бухгалтерского учета» и инструкция к его применению. Отметим, что в литературе изучаемая тема освещена достаточно широко и находится в центре экономических исследований, что обусловлено ее актуальностью в современных условиях хозяйствования.
Анализ издержек обращения торговой отрасли предполагает использование целого ряда общенаучных и специальных методов исследования. В дипломной работе использовались такие методы как наблюдение, сравнение, табличный, методы абсолютных и относительных величин, цепных подстановок.
По структуре дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений, в которых цифровой материал подтверждается документально.
1. Экономическая сущность
Торговля представляет собой самостоятельную отрасль народного хозяйства, обеспечивающую хранение, транспортировку и продажу предметов народного потребления. Задачи торговли заключаются в доведении до населения товаров. При этом деятельность организаций торговли неизбежно связана с осуществлением довольно сложных функций, обусловленных особенностями данной отрасли. Например, закупка товаров у производителей и их транспортировка, подсортировка, подработка товаров, продажа и другие. При выполнении этих функций торговые организации несут определенные расходы – расходы на реализацию.
Расходы на реализацию являются сложной
социально-экономической
Затраты, издержки и расходы во многих лингвистических источниках трактуются как синонимы. Так, в знаменитом словаре русского языка С.И. Ожегова приводятся следующие определения: «… издержки – израсходованная на что-нибудь сумма, затраты»; «… затраты – то, что истрачено, израсходовано» ; «…расход – затраты, издержки; потребление, затраты чего-нибудь для определенной цели» [47, с.72]. Хотелось бы отметить, что в зависимости от особенностей производственной деятельности характеристики затрат, издержек и расходов видоизменяются, они перевоплощаются друг в друга. Это обусловлено тем, что выделяются три уровня организации деятельности: отдельная деятельность, действие и операция. В связи с этим рассмотрение торгового процесса предполагает анализ затрат по данной деятельности, действий по доведению товаров до потребителей и расходов. Мнение автора совпадает с мнением Н.В. Максименко, О.В. Ежель, А.И. Савинского, которые утверждают, что затраты – это использование ресурсов, необходимых для производственной деятельности организации независимо от сферы деятельности (материальных, финансовых, трудовых) [35, с. 66].
Анализ экономической
Подход современных
В современной прикладной экономической литературе также существуют различные подходы к определению расходов на реализацию.
Так М.И. Баканов считает, что расходы на реализацию представляют собой выраженные в денежной форме затраты общественного труда по осуществлению планомерной связи между производством и потреблением, опосредствуемой товарным обращением [17, с. 91].
По мнению Д.С. Тяжких, расходы на реализацию – это эквивалент затрат на производство и реализацию продукции предприятий, занимающихся выпуском продукции [43, с. 227].
А.И. Гребнев, Ю.К. Баженов, О.А. Габриэлян
определяют издержки обращения как
общественно необходимые
А.М. Фридман и Н.Ф. Байдаков расходы на реализацию определяют как денежное выражение затрат, связанных с процессом обращения производственного продукта [45, с. 135].
С.Н. Лебедева отождествляет издержки обращения с затратами по доведению товаров от производства до потребителей, выраженными в денежной форме [50, с. 182].
Согласно точке зрения Р.П. Валевич и Г.А. Довыдова издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и общественного труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей [20,с. 98].