Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:49, курсовая работа
Цель данной работы: изучить состояние и разработать проект управления дебиторской задолженностью в СПК «Ленинский путь». Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изложить теоретические основы управления дебиторской задолженностью организации;
2) описать состояние управления дебиторской задолженностью в СПК «Ленинский путь»;
3) разработать проект управления дебиторской задолженностью в СПК «Ленинский путь»;
4) сделать выводы и предложить пути улучшения финансового состояния предприятия.
Задачами работы является:
- исследование роли дебиторской задолженности;
-определение экономического содержания дебиторской задолженности;
- оценка состава, структуры и качественных параметров дебиторской задолженности
- характеристика применяемых методов и приемов финансового менеджмента в управлении дебиторской задолженностью
- разработка проекта управления дебиторской задолженностью в СПК «Ленинский путь».
Введение…………………………………………………………………………………..2
1.Теоретические основы управления дебиторской задолженностью организации……………………………………………………………………………..4
1.1.Роль дебиторской задолженности в кругообороте оборотного капитала………....4
1.2 Экономическое содержание дебиторской задолженности………………………..13
2. Состояние управления дебиторской задолженностью в СПК «Ленинский путь»…18
2.1.Краткая экономическая характеристика организации……………………………18
2.2. Оценка состава, структуры и качественных параметров дебиторской
задолженности………………………………………………………………………....27
2.3. Характеристика применяемых методов и приемов финансового
менеджмента в управлении дебиторской задолженностью……………………….….32
3. Разработка проекта управления дебиторской задолженностью в СПК «Ленинский путь».………………………………………………………………..…42
3.1. Проект финансовой политики управления дебиторской задолженностью…….42
3.2. Методы и приемы финансового менеджмента в реализации финансовой
политики управления дебиторской задолженностью…………………………………45
Выводы и предложения……………………………………………………………..…53
Список использованной литературы……………………………………………………55
ПИдз = ДЗср/Оо,
где ПИдз — средний
период инкассации дебиторской задолженности;
ДЗср — средний остаток дебиторской задолженности
организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом
периоде;
Оо — сумма однодневного оборота по реализации
продукции в рассматриваемом периоде.
На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности организации по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность.
Показатели |
2011 г |
Коэф.отвлечения ОА в ДЗ |
0,03 |
Период инкассации ДЗ |
29,7 |
Коэф.соотношения ДЗ и КЗ |
0,57 |
Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности показывает, какая величина дебиторской задолженности приходится на 1 рубль кредиторской задолженности. Рекомендуемое минимальное значение - 1.
2.3. Характеристика
применяемых методов и приемов
финансового менеджмента в
Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Необходимо также оценивать возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования.
Составной частью политики управления дебиторской задолженностью предприятия является его кредитная политика – это решение вопросов о том, кому из покупателей, в каком размере и на какой срок предоставить кредит за отгруженную продукцию в соответствии с заключенным договором поставки. Тип кредитной политики предприятия характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции – консервативный, умеренный и агрессивный.
Консервативный(или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики, предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции, напротив, сокращается круг покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска, сроки предоставления кредита и его размер, ужесточаются условия предоставления кредита и повышается его стоимость, используются жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности.
Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции, увеличение периода предоставления кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров, предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
- современная коммерческая
и финансовая практика
- общее состояние экономики,
определяющее финансовые
- сложившаяся конъюнктура
товарного рынка, состояние
- правовые условия
обеспечения взыскания
- финансовые возможности
предприятия в части
Консервативный тип
кредитной политики отрицательно влияет
на рост объемов деятельности предприятия
и формирование устойчивых коммерческих
связей, в то время как агрессивный
ее вариант может вызвать
Сумма дебиторской задолженности по товарным операциям определяется двумя факторами: объемом реализации в кредит и средним промежутком времени между реализацией товара и получением выручки.
С целью максимизации притока денежных средств предприятию необходимо разработать систему договоров с гибкими условиями и формами оплаты: предоплата, частичная предоплата, передача на реализацию, выставление промежуточного счета, банковская гарантия, гибкое ценообразование.
Стоимость предоставления
кредита характеризуется
Обязательным элементом политики управления дебиторской задолженностью является система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия кредитора(потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и др).
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента такую форму управления дебиторской задолженностью, как ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия – денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:
Факторинг – представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной факторинговой компании, которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции факторинговая компания взимает с предприятия-продавца комиссионную плату в процентах к сумме рефинансируемого долга. При факторинговой операции компания кредитует предприятие в форме предварительной оплаты долговых требований по платежным документам(обычно в размере от 70 до 90 % суммы долга в зависимости от степени риска). Остальные 10-30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем(эта депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем).
Факторинговая операция
позволяет предприятию
Эффективность факторинговой операции для предприятия-продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию.
Учет векселей-, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку по дисконтной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки.учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а так же уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.
Форфейтинг- представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка(факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк(факторинговая компания берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учетному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортерв.по своей сути форфейтинг соединяет элементы факторинга и учета векселей. Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства. Его недостатком является высокая стоимость.
Критерием оптимальности кредитной политики, а соответственно и среднего размера дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию выступает следующее условие:
ДЗ0 ОПДР≥ОЗдз+ПКдз
Где ДЗ0- оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;
ОПдр- дополнительная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
ОЗ-дополнительные затраты предприятия по обслуживанию дебиторской задолженности;
ПК-размер потерь средств, авансированных в дебиторскую задолженность.
Таким образом, оптимальная
сумма дебиторской задолженност
В целом управление дебиторской задолженностью включает:
1) анализ дебиторов;
2) анализ реальной
стоимости существующей
3) контроль за соотношением
дебиторской и кредиторской
4) разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;
5) оценку и реализацию факторинга.
Анализ дебиторов предполагает
прежде всего анализ их платежеспособности
с целью выработки
Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.
Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.
Соотношение дебиторской
и кредиторской задолженностей - характеристика
финансовой устойчивости фирмы и
эффективности финансового