Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:46, реферат
Происходящие в мировой экономике процессы, меняющиеся соотношения между предложениями и запросами рынков приводят к изменению роли качества в обеспечении конкурентоспособности. Среди таких процессов основные следующие:
1. Увеличиваются предложения потребителям.
Это закономерный процесс, связанный с усилением конкурентной борьбы производителей. Он приводит к тому, что, с одной стороны, у потребителей появляются расширенные возможности выбора, а с другой — обостряются проблемы «выживания» фирм.
Увеличение предложения по отношению к рыночному спросу, в свою очередь, неизбежно приводит к дальнейшему усилению конкуренции на рынках сбыта. Конкурентоспособность организаций становится главным фактором, определяющим успехи в бизнесе и, следовательно, будущее фирм. В таких условиях обеспечение удовлетворяющего клиентов качества становится стратегической задачей организации.
9. Критические показатели.
Данная группа показателей, как правило, используется при создании правовой оболочки рынка. Это особая группа показателей, принадлежность к которой определяется тем, какие из показателей приводятся в обязательных стандартах, законах стран пребывания, директивах международных организаций и т.д. Критические показатели делятся на три группы:
показатели, определяющие требования по охране окружающей среды;
показатели, определяющие требования по безопасности человека;
показатели, определяющие
требования, связанные с защитой
технических объектов от повреждений
и нарушением их нормального функционирования.
С данными показателями мы еще встретимся в последующих разделах. Здесь же только отметим, что они подвергаются обязательной сертификации.
Показатели качества услуги
Рассмотренная выше структура показателей качества продуктов в полной мере применима при оценке качества продукции. Многие из этих показателей, а также методология их определения могут использоваться при оценке качества услуг. Однако услуги — весьма специфический вид продуктов труда, отличающийся большой разновидностью и неоднородностью. Это не позволяет создать приемлемую полную классификацию показателей качества услуг так, чтобы ее можно было применить при оценке качества любого вида услуг.
В связи с этим рассмотрим особенности как показателей, используемых при оценке качества услуги, так и самого процесса такой оценки.
К основным отличиям данных
показателей относятся
качество услуг трудно оценить численно;
клиент, потребитель услуги сам является участником технологии ее выполнения;
мала достоверность
предварительной аттестации качества
услуги;
услуги не складируются, оперативно реализуются, сразу получаются клиентом;
услуги не могут иметь чисто материальный вид;
применительно к конкретному клиенту нельзя сначала попробовать качество услуги (испытать), а потом вновь ее правильнее оказать;
качество услуги, как правило, комплексно, т.е. важно качество каждой подуслуги.
В связи с этим для услуг существует специфический набор показателей качества:
Качество материальных элементов, используемых при оказании услуги.
Надежность оказываемой
услуги (например, при оказании
банковской услуги — гарантированность
получения вклада клиентом).
Своевременность — обеспечение предоставления услуги строго в нужное клиенту время.
Полнота — предоставление клиенту услуги в полном объеме.
Социально-психологический показатель, определяющий вежливость
по отношению к клиенту, его комфортность,
т.е. гибкость
и предусмотрительность сотрудников,
степень гармоничной увязки с оперативными
запросами и пожеланиями клиентов.
Доступность — возможность
клиентов без дополнительных
проблем воспользоваться предлагаемой
ему фирмой услугой.
Коммуникабельность — обеспечиваемая фирмой, предоставляющей услугу, возможность простых и оперативных информационных и материальных обменов.
8. Безопасность, т.е. гарантирование
того, что предлагаемая
услуга не причинит вреда жизни и здоровью
клиента, будет безвредна для окружающей
среды.
Особенности показателей качества услуги связаны со специфичностью оценки ее качества клиентом в процессе оказания услуги.
Клиент, оценивая предоставляемую услугу, сравнивает ее фактическое качество с тем, которое им ожидалось. Как правило, потенциальный потребитель услуги осознанно обращается именно к данному производителю услуг. В его сознании под действием собственного опыта или опыта других лиц, рекламы и оценок в различных источниках информации создается определенный имидж ожидаемой услуги.
Именно от того, в какой степени фактическое качество услуги будет соответствовать данному имиджу, и будет зависеть, как «оценит ее качество клиент», останется он постоянным клиентом данной фирмы или в дальнейшем обратится к ее конкурентам. Все это необходимо учитывать, оценивая качество услуги при ее разработке и совершенствовании.
Опыт клиента
4.4. ИЗМЕРЕНИЕ КАЧЕСТВА
Рассматривая проблемы оценки качества объектов, мы отмечали, что «жесткие» параметры качества, как правило, определяются в процессе измерений.
Как правило, такая информация
может быть получена только путем
правильно проведенных
Это определяет современное значение метрологии — отрасли науки, изучающей и реализующей методы измерения качества,
методы и средства обеспечения их единства и способы достижения требуемой точности. Приведем основные определения, используемые в метрологии.
Измерение — это нахождение
значения физической величины, характеризующей
качество, опытным путем с помощью
специальных технических
Здесь в понятие «нахождение значения физической величины, характеризующей качество» (далее — величины) включается и математическая обработка результатов измерения (естественно, если это требуется).
Результатом измерения называют значение величины, характеризующей качество, найденное путем ее измерения.
Наблюдением при измерениях называют экспериментальную операцию, выполняемую в процессе измерений качества, в результате которой получается одно значение из группы значений величины, подлежащих совместной обработке для получения результата измерения.
Результат наблюдения — это значение величины, полученное в результате наблюдения.
В целях достижения достоверных
результатов измерений
Метрологическое обеспечение — это установление и применение научных, нормативно-технических и организационных основ, технических средств, правил и норм с целью достижения единства и требуемой точности (достоверности) измерений качества, необходимых для количественной оценки объектов ноосферы и происходящих в них явлений.
Таким образом, главная цель метрологического обеспечения — достижение высокого качества измерений. Качество измерений оценивается двумя основными показателями: точностью измерений и единством измерений.
Точность измерений — это показатель качества измерений, отражающий близость их результатов к истинному значению измеряемой величины.
Истинное значение измеряемой величины (ЗВист) — ее значение, идеально качественно и количественно отражающее соответствующее свойство объекта. Это внутреннее свойство объекта, никогда не известное экспериментатору. То есть истинное значение измеряемой величины получить в процессе даже самых точных из реально существующих измерений невозможно. Любое измерение характеризуется погрешностью.
Погрешность измерения — это отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины.
Погрешности измерений включают в себя составляющие двух типов: систематическую и случайную.
Систематическая составляющая погрешности измерений — такая составляющая, которая остается постоянной или закономерно изменяется при повторных измерениях одной и той же величины.
Случайной составляющей
погрешности измерений
Физическая величина — это особое свойство качества физического объекта. Физической величиной (далее — величиной) называется свойство, общее в качественном отношении многим физическим объектам, но в количественном отношении индивидуальное для каждого объекта. Например, быстродействие, надежность,
масса, скорость и т.д. — это величины. Поэтому не следует употреблять термин «величина» для выражения количества рассматриваемого свойства. Например, неверны понятия «величина надежности», «величина скорости», поскольку надежность и скорость — сами являются величинами. В этих случаях следует говорить о «размере величины» или «значении величины» (значении скорости).
Размером величины называют количественное содержание в данном объекте свойства, соответствующего понятию величины, а значением величины — оценку величины в виде некоторого числа принятых для нее единиц. Например, 220 В — это значение напряжения, 220 —- числовое значение.
Результат измерения в общем виде записывают в форме, называемой основным уравнением измерения:
(4-26)
■Х= N(x),
где:
X— измеряемая величина;
N— числовое значение измеренной величины;
х — единица физической величины.
Наряду с истинным значением измеряемой величины следует различать действительное и измеренное значения величины.
Действительным значением
измеряемой величины (ЗВД) называют найденное
экспериментальным путем
Измеренным значением измеряемо
Очевидно, основной целью обеспечения качества измерений является снижение погрешности максимальным приближением значения ЗВизм к истинному значению измеряемой величины ЗВизм Только при соблюдении определенных требований к измерениям может быть измеренное значение принято за действительное, т.е. можно считать, что с определенной точностью справедливо равенство:
ЗВЗМ = ЗВД (4-27)
Второй важнейшей
Единство измерений
характеризуется двумя
Сходимость измерений— это показатель качества измерении, отражающий близость друг к другу результатов измерений, выполняемых в одинаковых условиях одной и той же измеряемой величины.
Воспроизводимость измерений — это показатель качества измерений, отражающий близость друг к другу результатов измерений одной и той же измеряемой величины, выполняемых в различных условиях (в разное время, в различных местах, разными методами).
На уровне и предприятий, и государств принимаются специальные меры для обеспечения единства измерений качества. Для этого создаются особые средства измерений — эталоны. Существуют три вида средств измерений: эталоны, образцовые средства измерений и рабочие средства измерений.
Эталоны — это официально утвержденные средства измерений, обеспечивающие воспроизведение и (или) хранение единицы физической величины с целью передачи ее размера нижестоящим по поверочной схеме средствам измерений.
Образцовые средства измерений — это средства измерений, служащие для поверки по ним других, нижестоящих средств измерений.
Рабочие средства измерений — это средства измерений, применяемые в практической деятельности фирм (кроме поверки).
Поверка средств измерений
— это определение особо
Поверочная схема реализуется с помощью первичных эталонов, специальных эталонов, вторичных эталонов, образцовых и рабочих средств измерений.
Первичные эталоны — это официально утвержденные эталоны, они носят название государственных эталонов и обеспечивают воспроизведение единицы физической величины с наивысшей точностью.
Специальный эталон обеспечивает воспроизведение единицы физической величины в специальных условиях и в этих условиях заменяет первичный эталон, например, эталоны единицы переменного напряжения для определенных диапазонов частот (20 гц — 30 Мгц (ГОСТ 8.184-7); 30 Мгц - 3000 Мгц (ГОСТ 8.072-82)).
Вторичный эталон — это эталон, для которого размер воспроизводимой им единицы физической величины устанавливают по первичному эталону.
Таким образом, обеспечивается регулярная поверка всего парка имеющиеся в стране средств измерений, что позволяет эффективно реализовать единство измерений широкого парка измерительных приборов, используемых различными предприятиями и организациями на территории государства. Аналогичные принципы обеспечения единства измерений применяются и при международном экономическом сотрудничестве.
Информация о работе Управление качеством, как объект управления