Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:46, реферат
Происходящие в мировой экономике процессы, меняющиеся соотношения между предложениями и запросами рынков приводят к изменению роли качества в обеспечении конкурентоспособности. Среди таких процессов основные следующие:
1. Увеличиваются предложения потребителям.
Это закономерный процесс, связанный с усилением конкурентной борьбы производителей. Он приводит к тому, что, с одной стороны, у потребителей появляются расширенные возможности выбора, а с другой — обостряются проблемы «выживания» фирм.
Увеличение предложения по отношению к рыночному спросу, в свою очередь, неизбежно приводит к дальнейшему усилению конкуренции на рынках сбыта. Конкурентоспособность организаций становится главным фактором, определяющим успехи в бизнесе и, следовательно, будущее фирм. В таких условиях обеспечение удовлетворяющего клиентов качества становится стратегической задачей организации.
люди работают вместе и делают то, что необходимо, даже если это находится вне их служебных обязанностей;
заказчик представляет центр внимания;
полномочия и ответственность коллективная;
изменения и системы связи быстрые и непрерывные;
основное качество служащего — знать, как работать с другими людьми;
сила исходит из знания, как мотивировать других лиц, а не из иерархической позиции в организации;
количество уровней управления относительно мало.
Проблемам формирования культуры организации большое внимание в своих работах уделил У.Э. Деминг. Он следующим образом определил обязанности менеджеров по управлению качеством:
1. Задачу установить непрерывное повышение технического и функционального качества.
2. Принять установку на абсолютную недопустимость дефектов (в материалах, продукции, квалификации персонала).
3. Исключить зависимость от массового контроля.
Деминг считает необходимым
устранить зависимость в
4. Прекратить заключать
контракты, руководствуясь
Он считает необходимым закончить практику поощрения бизнеса только на основании цены на ярлыке. Нельзя строить стратегию на основе демпинговых цен.
5. Обнаруживать проблемы и устранять их до проявления.
Необходимо создать на фирме «систему постоянного совершенствования деятельности», т.е. даже будущие проблемы следует искать, выявлять и устранять, а не дожидаться, когда с ними столкнутся работники. Для этого требуется постоянно улучшать все процессы — планирование и НИР, производство и обслуживание. Следует всегда руководствоваться правилом: «Предупреждать дефекты экономически выгоднее, чем выявлять брак».
6. Обучать всех работников, в том числе администрацию.
«Ничто не заменит знаний». Все совершенное, высококачественное и конкурентоспособное — плод вложения (реализации) знаний. Поэтому целесообразно установить интенсивную программу самосовершенствования для каждого. Необходимо систематически обучать персонал. Важная часть обучения — статистические методы регулирования технологических процессов. Непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы. Это приводит к саморазвитию, а достигнутые результаты приносят моральное удовлетворение. С другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной работе и продвижение по службе. Необходимо поощрять образование и самосовершенствование.
7. Внедрять новые методы руководства: менеджеры, мастера и контролеры — не судьи, а учителя, помощники.
Их обязанность научить и помочь работникам как можно лучше выполнить свою работу. Главная их задача — улучшение качества. Это в конечном счете повышает и рентабельность, и конкурентоспособность фирмы.
8. Изгонять страх.
Следует создавать двусторонние связи между работниками и руководителями, раскрепощать людей, чтобы каждый мог работать наиболее эффективно. Страх, по мнению Деминга, разрушает достоинство, гордость, мотивацию к эффективному и высококачественному труду, а это непременно сказывается на качестве. Атмосфера в организации должна быть строгая, но свободная от угроз и унижения работника — вознаграждением будет лояльность к фирме, высокая производительность, добросовестность и качество труда работников.
9. Разрушать барьеры между отделами.
Пытаясь утаить проблемы, менеджеры воздвигают барьеры между подразделениями. Подобный стиль поведения возможно выигрышен с точки зрения частных интересов группы, но не идет на пользу организации в целом. В интересах общего дела надо ломать барьеры между людьми, работающими в разных подразделениях. Это позволит каждому работнику воспринимать свою организацию как единое целое, поможет ему видеть свое место в общем деле.
10. Отбросить лозунги и призывы, не подкрепленные действиями и средствами.
Некоторые руководители полагают, что производительность и качество зависят исключительно от издаваемых ими приказов, не утруждая себя анализом своей деятельности и производства в целом. Это заблуждение основано на том, что, если работник будет работать лучше, все проблемы качества будут решены. Однако большинство проблем качества связано с системой. Стремление переложить на рабочих ответственность за низкое качество, с точки зрения Деминга — самая серьезная ошибка. Необходимо принять правило: В борьбе за качество — борись с системой, а не с людьми».
11. Применение количественных оценок — разрушительно для личности.
Подобные методы унижают людей, подавляют их инициативу, если не все в их работе зависит от них самих. При решении вопросов качества — это справедливо в подавляющем большинстве случаев. Поэтому, по мнению Деминга, необходимо ликвидировать численные нормы для рабочих и инженеров, ежегодные рейтинги и систему заслуг.
12. Устранять препятствия, которые лишают работников организации права гордиться своей работой.
По мнению Деминга, следует убрать барьеры, лишающие людей трудовой гордости. Это означает, в том числе, отказ от того, чтобы прилюдно критиковать, унижать достоинство работника. Следует, наоборот, всячески поддерживать в нем стремление гордиться высококачественным трудом. Деминг считает негативной практикой ежегодные аттестации персонала. Целесообразно шире применять «косвенные методы управления», построенные на доверии к подчиненным работникам.
13. Разработать всеобщую
программу повышения
Регулярное повышение
квалификации — необходимое условие
обеспечения
14. Четко устанавливать
обязательства руководства
Качество закладывается в кабинете руководителя. Высшее руководство любой эффективно действующей фирмы формулирует политику в области качества — основные направления, цели и задачи в области качества. Решение задачи постоянного повышения качества не должно им перепоручаться подчиненным.
На основе сравнения особенностей альтернативных культур несложно сделать вывод о том, что в условиях новой культуры существенно больше потенциальных возможностей для обеспечения высококачественной работы.
Современная культура организации способствует повышению «инициативы работников в области улучшения качества. Наиболее активный и массовый метод активизации человеческого фактора — кружки качества, появившиеся в 1962 г. в Японии и получившие широкое распространение в мире (более чем в 50 странах). Кружки качества призваны решать одновременно две задачи:
- массовое обучение
работников предприятия
- использование творческих
способностей людей для
Зарубежный опыт показывает, что для успешной работы кружков качества нужна система обеспечивающих мероприятий, включающая:
• поддержку первого
руководителя. Ему отводится особая
роль
в организации всей деятельности по обеспечению
качества продукции на предприятии. Без
внимания директора к кружкам качества
невозможно их успешное функционирование,
наступает спад активности, первоначальный
энтузиазм затухает;
• инженерное обеспечение — создание производственных условий, помощь в выборе тематики, обучение приемам работы, творческий поиск решений; активная работа «штабов кружков качества», координационных советов по всем уровням управления на фирме;
• систему сбора, рассмотрения
и внедрения предложений
• систему обмена передовым опытом как внутри предприятия, так и в региональном, отраслевом и общенациональном масштабе;
• систему поощрений (и не только материальных) — призы лучшим кружкам, поощрительные поездки и т.д.
Надо стремиться к
неформальному объединению
По мнению основателя и теоретика управления качеством в Японии Исикава Каору, для организации таких кружков необходимо следовать определенным принципам:
1. Принципу добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху.
2. Принципу саморазвития.
Члены кружка должны проявлять
желание учиться. Естественной
потребностью человека
3. Принципу групповой
деятельности. Правильно организованная
работа в группе позволяет
добиться от каждого ее
4. Принципу применения статистических методов управления качеством. Сбору статистических данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение.
5. Принципу взаимосвязи с рабочим местом. Работа кружков качества связана с решением конкретных проблем, возникающих на каждом рабочем месте. В частности, один из существенных факторов высокого качества товаров — чистота и порядок на рабочем месте. Руководители предприятий стараются так организовать рабочие места, чтобы гарантировать качество продукции и повышение производительности благодаря чистоте и порядку.
Принципу деловой активности
и непрерывности функционирован
Принципу взаимного развития. Члены кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков.
Принципу поддержания
атмосферы новаторства и
Принципу всеобщего участия в конечном итоге. Конечной целью кружков качества должно стать полноценное участие всех рабочих в управлении качеством. Это позволяет обнаружить отказ прежде, чем он приведет к катастрофе, поскольку все привык ли говорить откровенно, помогать друг другу.
10. Принципу осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области.
Основные идеалы, воплощенные в деятельности кружков качества, можно кратко охарактеризовать так. Кружок качества — это не механическая машина, а непрерывный процесс. Он имеет две отличительные, но дополняющие друг друга черты. С одной стороны, это образовательный и познавательный процесс. С другой стороны, это процесс, который содействует участию рабочих в мероприятиях, затрагивающих их повседневную работу. Это обеспечивает основу для взаимного сотрудничества менеджеров и рабочих.
В связи с постоянно изменяющимися вкусами, потребностями людей и появлением новых технологий от руководителей организаций требуется постоянная перестройка самосознания и ориентировок, которые в самом общем виде могут быть сформулированы так:
• Прежде всего — качество, а не кратковременные прибыли.
Главный человек — потребитель, т.е. нужно стоять на точке зрения конечного пользователя.
Следующий этап производственного процесса — потребитель твоей продукции. Этот лозунг позволяет устранить барьеры и разобщенность между персоналом на отдельных стадиях жизненного цикла продукции.
• Информационное обеспечение и применение статистических методов делает процесс принятия решений спокойным, эффективным и более творческим занятием.
Информация о работе Управление качеством, как объект управления