Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие валютного контроля и валютного регулирования
2) Изучить принципы валютного регулирования и валютного контроля
3) Определить формы и методы валютного регулирования и контроля

Файлы: 1 файл

Проблемы валютного регулирования и валютного контроля в России....docx

— 148.18 Кб (Скачать файл)

Основными принципами валютного регулирования  и валютного контроля в

Российской  Федерации являются:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Статус национальной валюты зависит  от конкурентоспособности страны на внешних рынках и от внутреннего состояния экономики. Чем больше внутренняя экономика нуждается в защите от иностранных конкурентов, тем ниже степень конвертируемости национальной валюты.

Но правомочия собственника (владение, пользование и распоряжение иностранной валютой и валютными ценностями) ограничиваются тем, что они строго регламентированы государством. Основная задача регулирования внутреннего валютного рынка страны — регламентация числа участников внутреннего валютного рынка и их поведения, характера валютных операций, в частности, по осуществлению внешнеэкономической деятельности и др. Это позволяет контролировать соотношение спроса и предложения иностранной валюты на валютном рынке и ограничивать появление и воздействие негативных факторов (например, спекулятивных операций), дестабилизирующих валютный рынок. Резиденты могут покупать иностранную валюту только в строгом порядке и на определенные государством цели. При этом покупка-продажа валюты допускается лишь через уполномоченные банки, что дает государству возможность взять под контроль валютные операции. Для борьбы с отмыванием "грязных денег" и ограничением притока незаконно нажитых капиталов валютные средства должны иметь легальное происхождение. Они считаются приобретенными законным путем, если были получены из строго определенных источников. Для резидентов этими источниками являются средства валютных фондов (резервов) различных уровней. Это также валютная выручка от разрешенной внешнеэкономической деятельности, взносы в уставный капитал, валютные кредиты от уполномоченных банков и нерезидентов на основании лицензии, валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки, и средства благотворительных фондов.

Законными источниками валютных средств  для нерезидентов являются средства, переведенные, ввезенные или пересланные из-за границы, поступления за реализуемые на территории страны товары и услуги, средства, поступающие в погашение обязательств перед владельцами счетов, проценты, уплачиваемые уполномоченными банками, поступления со счетов других нерезидентов в уполномоченных банках, доходы от инвестиций на территории государства. Для определения легальности происхождения средств в иностранной валюте при совершении валютных операций в уполномоченный банк представляются надлежащим образом оформленные банковские документы, содержащие информацию о валютной операции.

Для ограничения спроса на иностранную  валюту внутри страны и защиты от ее негативного влияния на экономику  страны запрещается реализация товаров  за иностранную валюту, исключая случи, установленные законодательством. Как правило, все расчеты в иностранной валюте на территории страны при реализации гражданам товаров осуществляются в безналичном порядке. Такому ограничению подвергаются не только торговые сделки, но все виды обращения наличной иностранной валюты за исключением некоторых случаев. Так, допускается зачисление на счет в уполномоченном банке неиспользованного остатка наличной иностранной валюты, ранее полученной для оплаты расходов, связанных с выездом и пребыванием за границей командированных работников. [3,c. 114]

Следующая статья валютного регулирования  — счета в иностранной валюте. Они могут открываться как резидентам, так и нерезидентам. Регулирование режимов функционирования также помогает государству в административном порядке воздействовать на спрос и предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и предотвращать отток иностранной валюты за границу. Валютные счета открываются только при наличии у клиента необходимых, надлежащим образом оформленных документов, среди которых справка из налоговых органов, подтверждающая отсутствие задолженности у клиента перед государством. Таким способом производится "отсев" недобросовестных участников валютного рынка. Государство ограничивает также возможность резидентов свободно открывать валютные счета за ее пределами, так как в противном случае это приводит к утечке валюты и нарушению платежного баланса страны.

Необходимо отметить, что валютный контроль является только надстройкой  над системой валютного регулирования  в целом, если такая система предполагает наличие валютных ограничений, и  решает вполне конкретные задачи, поставленные перед ним в тот или иной момент экономического развития общества. Валютный контроль осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Одно из важнейших направлений  деятельности органов валютного контроля — формирование цивилизованного валютного рынка, создание таких условий, при которых возможно более эффективное использование валютных ресурсов в интересах развития экономики. Утечка валютной выручки от экспорта товаров и невозврат предоплаты по их импорту предприятиями наносят значительный ущерб экономике страны. Из нее выкачивается сырье, расхищаются недра. Оседание валютной выручки в других странах способствует созданию там дополнительных рабочих мест, развитию экономики в целом. В России же идет обратный процесс. Здесь превышение вывоза капитала над ввозом в виде кредитов, прямых и портфельных инвестиций может трактоваться как бегство капитала в связи с ограниченностью возможностей инвестирования этих средств во внутреннюю экономику. [1,c.81]

1.2 Ретроспектива валютного регулирования  и валютного контроля в России

 

Государственная валютная монополия  была главным принципом валютной политики СССР. Это означает, что  государство является единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрируется в одних  руках и распределяется из центра с помощью валютного плана, имеет  исключительное право на совершение операций с валютными ценностями, на управление принадлежащими ему золотовалютными  резервами. Абсолютно все должны были держать валюту на счетах в  Банке внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанке СССР). Все  важнейшие решения принимались  Советом Министров СССР, а отдельные  министерства и ведомства имели  ограниченную свободу действий в  данной области даже по техническим  и самым незначительным вопросам. Валютная монополия государства (как  и монополия внешней торговли) была одной из наиболее популярных догм, так как с ее помощью якобы  укреплялась эффективность внешних  связей страны, экономика защищалась от неблагоприятных воздействий  извне, обеспечивалось рациональное распределение  иностранной валюты, планирование и  регулирование состояния платежного баланса.

Валютная политика СССР, основанная на государственной валютной монополии, сводилась главным образом к  перераспределению валютной выручки  и привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным планом, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых сделок, управлению официальными золотовалютными  резервами и надзору за жестко ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий таких  операций вообще не могло быть).

За время своего существования, валютная политика СССР претерпела ряд  изменений и имела следующую  периодизацию:

-1917 - 1921 гг. - период валютного администрирования  ("валютный военный коммунизм");

-1922 - 1926 гг. - период валютного регулирования;

-1927 - 1985 гг. - административная валютная  политика государства ("новый  валютный военный коммунизм");

-1986 - 1991 гг. - демонтаж государственной  валютной монополии и формирование  новой политики;

Период с 1917 по 1922 гг. был характерен реквизициями и конфискациями валютных ценностей, а также монополией Госбанка на проведение валютных операций.

Но начало НЭПа характеризуется  изменениями в валютной политике государства. В 1922 г. произошла отмена сдачи валютных ценностей государству, было разрешено свободное распоряжение валютой и драгоценными металлами, а также открытие валютных счетов.

Валютное регулирование в стране сводилось к распределению валютных ресурсов на основе валютного плана  и единой валютной кассы, а также  установлению порядка ввоза, вывоза и пересылки наличных денежных знаков. Экономика была фактически изолирована  от мирового рынка, хотя, как показала практика, это не помогло защититься от неблагоприятных внешних влияний. Напротив, результатом стали ценовые  диспропорции, иррациональность валютных курсов и процентных ставок, уязвимость перед лицом внешних ставок.

Только в 1986 г. начинается демонтаж государственной валютной монополии. С принятием ряда постановлений  правительство продемонстрировало готовность ликвидировать государственную валютную монополию.[4]

Предприятиям была предоставлена  возможность оставлять себе часть  валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг. Была создана система  валютных фондов, подразумевающая отчисления от формально принадлежащей государству  валютной выручки в виде фиксированного процента (40-50% для предприятий машиностроительного  комплекса, 70% для аграрно-промышленного  комплекса и более низкие для  сырьевых отраслей). Одновременно отраслевые министерства, Советы Министров республик  могут централизовать до 10% валютных отчислений подчиненных им предприятий. С 1989 г. валюту можно было зачислить  на счета и использовать по поручению  экспортной выручки, причем до 25% ее объема - для закупок потребительских  товаров, медикаментов для нужд коллектива.[5]

Но основные изменения в валютной политике произошли после распада  СССР и были приняты уже в другом государстве - Российской Федерации.

Одним из важнейших направлений  реформирования экономики страны, вставшей на путь экономических реформ, стало  развитие внешнеэкономических связей и, прежде всего - либерализация внешней торговли.[7] Указ от 15 ноября 1991 г. разрешил всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и организациям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности.

Коренные преобразования в валютной политике страны были произведены с  принятием Закона РФ " О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. №3615-1. Он определил  принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного  регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических  и физических лиц в отношении  владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность  за нарушения валютного законодательства.

Закон состоит из трех разделов:

  1. Общее положение.
  2. Валютное регулирование.
  3. Валютный контроль.

В первом разделе закона определены основные понятия, такие как:

    • валюта Российской Федерации и ценные бумаги в валюте РФ;
    • иностранная валюта;
    • валютные ценности;
    • резиденты и нерезиденты;
    • текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала;
    • уполномоченные банки.

Вторая глава освещает такие  вопросы как:

    • защита валюты РФ;
    • право собственности на валютные ценности;
    • внутренний валютный рынок РФ;
    • счета резидентов в иностранной валюте;
    • валютные операции резидентов в РФ;
    • счета нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской федерации;
    • валютные операции нерезидентов в РФ;
    • Центральный банк России как орган валютного регулирования.

В раздел "Валютный контроль" входят следующие статьи:

  • цель и направления валютного контроля;
  • органы и агенты валютного контроля;
  • полномочия органов и агентов валютного контроля;
  • права и обязанности резидентов и нерезидентов;
  • ответственность за нарушение валютного законодательства;
  • права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль