Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие валютного контроля и валютного регулирования
2) Изучить принципы валютного регулирования и валютного контроля
3) Определить формы и методы валютного регулирования и контроля

Файлы: 1 файл

Проблемы валютного регулирования и валютного контроля в России....docx

— 148.18 Кб (Скачать файл)

Использование в отношениях между  резидентами иностранной валюты и платежных документов в иностранной  валюте на территории РФ допускается  в следующих случаях:

  • в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями в случаях, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;
  • при расчетах импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за их услуги;
  • при расчетах за транзитные перевозки грузов через территорию РФ;
  • за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для российских предприятий;
  • при оплате комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции;
  • при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции на экспорт из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров;
  • при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организаций;
  • при проведении расчетов, связанных с получением коммерческого и банковского кредита в иностранной валюте и его погашением, а также при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

С 1 января 1994 года реализация гражданам  на территории РФ товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту запрещена. При этом расчеты между предприятиями и гражданами за покупаемые, последними, на территории РФ товары (работы, услуги) могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.

Действующее валютное законодательство запрещает всем участникам внешнеэкономических  связей, а также физическим лицам - резидентам вывозить и пересылать за границу, ввозить и пересылать из-за границы облигации государственных  займов, акций российских предприятий  и организаций в рублях, вывозить аннулированные ценные бумаги, вывозить, ввозить и пересылать за границу  и из-за границы российскую валюту, кроме случаев, предусмотренных  действующим валютным законодательством. Нормы ввоза из-за границы и вывоза за границу физическими лицами наличной национальной валюты устанавливаются Центральный Банк России.

Ввоз и пересылка иностранной  валюты, валютных и иных ценностей  из-за границы разрешаются без  ограничений, но при условии соблюдения юридическими и физическими лицами почтовых правил и правил таможенного  контроля..

Законодательство разрешает гражданам-резидентам и нерезидентам иметь в собственности  валютные ценности, ввезенные, перевезенные или пересланные в РФ из-за границы  или приобретенные на территории РФ в соответствии с действующим  законодательством, хранить их на счетах во вкладах в уполномоченных банках и использовать на цели, не запрещенные  законодательством РФ.

Сделки с валютными ценностями между резидентами, а также резидентами  и нерезидентами на территории РФ запрещены, за исключением следующих  случаев:

  • передачи в дар государству, фондам, организациям на общественные и благотворительные цели;
  • дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
  • приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов.

Закон РФ "О валютном регулировании  и валютном контроле" установил  не только основные понятия валютного  законодательства, обозначил объекты  и субъекты валютного контроля, но и определил полномочия различных  государственных органов в области  валютного регулирования и валютного  контроля.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля по Закону являются:

  1. Центральный банк России;
  2. Правительство РФ;
  3. Государственный таможенный комитет.

Агенты валютного контроля - это  организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут  осуществлять функции валютного  контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам  валютного контроля. Так, например, коммерческий банк "Южный регион" является агентом валютного контроля и подотчетен Центральному Банку  России по Ростовской области, а региональные таможни, также являясь агентами, подотчетны Государственному таможенному  комитету.

В октябре 1992 г. Законом РФ "О  валютном регулировании и валютном контроле" на Центральный Банк России была возложена функция основного  органа валютного регулирования  в стране.[8]

Центральный Банк России устанавливает  единые формы первичной учетной  документации, отчетности и статистики валютных операций, в том числе  уполномоченными банками.

Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций. Он осуществляет непосредственно  Правительством и Центральным Банком России, а также через агентов  валютного контроля, подотчетные органам валютного контроля.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции  вправе проверять все документы, связанные с осуществлением ими  функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки  и сведения, изымать документы, содержание которых противоречит действующему валютному законодательству. В их функции входит также приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках, лишать лицензий и разрешений на право ведения валютных операций при непредставлении необходимых документов и информации. В конце 1995 г. функции валютного и экспортного контроля, помимо Центрального Банка России, осуществлялись ГТК, Министерством финансов, Госналогслужбой, Госкомимуществом, Департаментом налоговой полиции, МИД (в части координации с заграницей по пресечению отмывания преступных денег), судебными, правоохранительными органами и Министерством по сотрудничеству со странами участниками СНГ. Координирующим органом деятельности указанных ведомств и министерств, в данной сфере внешнеэкономической деятельности, является Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России), образованная в соответствии с Указом Президента РФ от 24 сентября 1993 г. № 1444. Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, проводят соответствующие проверки. По представлению агентов валютного контроля органы валютного контроля имеют право налагать установленные законодательством взыскания.[9]

 

1.3 Правовые основы валютного  регулирования и валютного контроля  в России

 

Валютное регулирование включает в себя возможность уполномоченных государственных органов издавать в пределах компетенции нормативно-правовые акты в области валютного законодательства. Оно осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование  состоит в создании (разработке и  утверждении) правовых норм, объект которых  — общественные отношения, связанные  с валютой, а предмет — валюта и валютные ценности.

Индивидуально-правовое регулирование  — применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что  влечет за собой возникновение, изменение  и прекращение конкретных валютных правоотношений.

Характеристику законодательства следует начать с Конституции  РФ, являющейся Основным законом государства.

В сфере валютного регулирования  имеют особое значение ст. 8, 34, 35, 71, 74, 75, 76 Конституции. Так, ст. 8 устанавливает  принцип единства экономического пространства Российской Федерации, гарантирует  свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку  конкуренции и свободу экономической  деятельности, в том числе внешнеэкономической  деятельности, которая практически  невозможна без права хозяйствующих  субъектов на определенную степень  свободы при осуществлении валютных операций. Статье 8 корреспондируют, ст. 34 и 35, закрепляющие право граждан  на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и право иметь имущество в частной собственности. Устанавливается невозможность лишения имущества иначе как по решению суда. В области валютного регулирования данные положения имеют огромное значение, так как, во-первых, значительно расширяют круг субъектов валютных отношений и, во-вторых, определяют право граждан иметь в собственности валютные ценности, владеть, пользоваться и распоряжаться ими.

Принцип единства экономического пространства РФ, гарантирующий свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств, конкретизируется в ст. 74, где установлено, что на территории РФ не допускается  установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для  свободного перемещения товаров, услуг  и финансовых средств.

Пункт «ж» ст. 71 относит валютное регулирование к ведению Российской Федерации, что означает возможность  правового регулирования валютных отношений только на федеральном  уровне.

Часть 4 ст. 15, признавая международные  договоры составной частью правовой системы РФ, устанавливает приоритет  норм таких договоров перед законодательными актами России.

В этой связи в качестве одного из важнейших источников валютного  регулирования необходимо отметить Договор о Международном валютном фонде, заключенный на валютно-финансовой конференции ООН 22 июля 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе, США (Россия - член МВФ с 1993 г.). Договор содержит основные принципы и правила, которых обязаны придерживаться государства-члены МВФ при осуществлении своей валютной политики, принятии мер валютного регулирования.[10]

Важную роль в применении валютного  законодательства играет Гражданский  кодекс РФ. Например, такие понятия, как «акция», «вексель», «облигация», имеющие существенное значение для  определения характера валютных операций; «аккредитив», как наиболее перспективная в международном  обороте форма расчетов определены в ГК и иных актах гражданского законодательства.[11]

В УК установлена уголовная ответственность  за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, а также  невозвращение из-за границы средств  в иностранной валюте, равно как  и за экономические преступления.[12]

КоАП предусматривает административную ответственность за незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте в небольших размерах.[13]

К основополагающим актам в области  банковской деятельности, непосредственно  соприкасающейся с валютным рынком, можно отнести:

Федеральный закон «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», где установлено, что в  функции Банка России, в частности, входят валютное регулирование, включая  операции по покупке иностранной  валюты, определение порядка расчетов с иностранными государствами, организация  и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через  уполномоченные банки согласно российскому законодательству.[14]

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», в котором в числе  банковских операций указываются открытие и ведение (в том числе) валютных счетов физических и юридических  лиц, купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах, расчеты по поручению клиентов и  т.д.[15]

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле».

Закон «О валютном регулировании и  валютном контроле» состоит из пяти глав, включающих 28 статей. Так, в гл. 1 Закона «Общие положения» содержатся:

1) понятийный аппарат, где раскрываются  такие понятия, как валюта Российской  Федерации, «иностранная валюта»,  «внутренние ценные бумаги», «внешние  ценные бумаги», «резиденты»,  «нерезиденты», «уполномоченные  банки», «валютные операции», «специальный  счет», «валютные биржи»;

2) определение сферы действия  Закона;

3) принципы валютного регулирования  и валютного контроля;

4) структура валютного законодательства.

В гл. 2 Закона «Валютное регулирование» содержатся нормы, устанавливающие  компетенцию органов валютного  регулирования, к которым относятся  Правительство РФ и Центральный  банк РФ; правила осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами  на территории РФ, а также спектр валютных ограничений.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль