Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие валютного контроля и валютного регулирования
2) Изучить принципы валютного регулирования и валютного контроля
3) Определить формы и методы валютного регулирования и контроля

Файлы: 1 файл

Проблемы валютного регулирования и валютного контроля в России....docx

— 148.18 Кб (Скачать файл)

Данное  изменение направлено на устранение барьера, связанного с выплатой заработной платы в иностранной валюте российской компанией своим работникам, которые  либо проживают за пределами территории РФ и имеют вид на жительство, либо временно пребывают в иностранном  государстве не менее одного года и имеют рабочую или учебную  визу со сроком действия также не менее  одного года.

В рассматриваемом  Федеральном законе предлагается также  дополнить ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ, обязывающую резидентов обеспечивать получение экспортной выручки или возврата авансового платежа в сроки, определенные внешнеторговым договором. Данное изменение позволит перекрыть одну из самых применяемых в нашей стране схем вывода капитала за рубеж. Суть схемы довольно проста: заключается внешнеторговый контракт (контракт предусматривает авансовую форму расчетов), в котором не оговорены условия поставки товара и возврата авансового платежа нерезидентом в случае непоставки товара, невыполнения работ, неоказания услуг, непередачи результатов интеллектуальной деятельности. Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения обязательств сторонами (т.е. конкретная дата исполнения обязательств по внешнеторговому контракту не определена).

В данном случае денежные средства могут быть перечислены за границу безвозвратно. При этом у агентов валютного контроля нет оснований для фиксирования нарушения ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ, так как в данной статье прописано, что резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором, обеспечить возврат авансового платежа в случае невыполнения нерезидентом своих обязательств по контракту. В данном случае указанные выше сроки отсутствуют, что соответственно освобождает резидента от необходимости обеспечить возврат денежных средств.

Принятие  вышеописанных изменений Федерального закона № 173-ФЗ обяжет резидентов указывать  максимальный срок получения экспортной выручки или товара/оказания им услуг  вне зависимости от того, что оговорено  или не оговорено во внешнеторговом договоре.

Новый Федеральный закон обяжет таможенные органы передавать в электронном  виде информацию о зарегистрированных ими декларациях на товары Банку  России и уполномоченным банкам не позднее трех рабочих дней, исчисляемых  со дня, следующего за датой выпуска  товаров таможенными органами. Данная мера направлена на предотвращение фактов подделки ГТД, представляемой недобросовестными резидентами в уполномоченные банки. Изменение вступит в силу с 1 января 2013 г.[24]

Еще одним шагом по обеспечению контроля над схемами вывода капитала из нашей  страны является законопроект № 446118-5 «О внесении изменений в Федеральный  закон “О валютном регулировании  и валютном контроле”», согласно которому планируется расширить список валютных операций, закрепленных в п. 9 ч. 1 ст. 1, следующими пунктами:

«ж) перевод  валюты Российской Федерации со счета  резидента, открытого за пределами  территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета  резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого  резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

з) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

и) перевод  валюты Российской Федерации со счета  резидента, открытого за пределами  территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами  территории Российской Федерации».

По  своей сути п. «ж» является одной  из незаконных схем вывода капитала, которая  применяется в нашей стране.

Внесение  данного пункта в список валютных операций делает рассмотренную схему  расчетов вполне законной. Однако валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, определенных Федеральным законом № 173-ФЗ. Следовательно, такую схему расчетов смогут использовать только стороны по агентским договорам  и договорам комиссии, а также  транспортные организации — по операциям, связанным с перевозкой вывозимого из РФ или ввозимого в РФ груза, а кроме того, в случае транзитной перевозки груза по территории РФ или по договорам страхования  указанных грузов.

Внесение  данного пункта возлагает дополнительную ответственность на уполномоченные банки, которые будут обязаны  отслеживать данные операции и в  случае необходимости запрещать  их проведение. Уполномоченные банки  также будут обязаны включать информацию по данным операциям в  отчетную форму 0409664 «Отчет о валютных операциях, осуществляемых по банковским счетам, счетам по вкладам (депозитам) клиентов в уполномоченных банках».

Также с 1 октября 2012 года вступил в силу новый нормативный акт Банка России — Инструкция от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

По  своей сути Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления  резидентами и нерезидентами  уполномоченным банкам документов и  информации, связанных с проведением  валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке  учета уполномоченными банками  валютных операций и контроля за их проведением» (далее — Инструкция № 138-И) является синтезом Инструкции Банка  России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке  представления резидентами и  нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее — Инструкция № 117-И) и Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». В новой инструкции существенно упрощен порядок заполнения и передачи документов резидентами в уполномоченный банк.

В Инструкции № 138-И изменены формы и порядок  заполнения паспортов сделок, справок  о валютных операциях и справок  о подтверждающих документах, а также  пересмотрены коды валютных операций и механизм взаимодействия резидента  и уполномоченного банка.

Как и в предыдущей Инструкции № 117-И, уполномоченный банк определяет ответственного сотрудника, имеющего право совершать  от имени уполномоченного банка  как агента валютного контроля действия по валютному контролю, в том числе  подписывать документы и заверять их оттиском печати уполномоченного  банка, используемой для целей валютного  контроля. Причем документы для валютного  контроля, направляемые уполномоченным банком резиденту на бумажном носителе, должны быть подписаны ответственным  лицом и заверены оттиском печати уполномоченного банка на каждой странице, а документы, направляемые уполномоченным банком резиденту в  электронном виде, подписываются  электронной подписью ответственного лица или иного сотрудника уполномоченного  банка, которому предоставлено такое  право.

Иными словами, новая инструкция предусматривает  возможность полностью перейти  на электронный документооборот  между резидентом и банком паспорта сделки, что соответственно ускорит  и упростит процесс получения  клиентами банка документов валютного контроля. Особенно это важно для тех участников ВЭД, которые территориально расположены в отдаленном месте от уполномоченного банка.

Еще одним важным моментом, который также  упрощает документооборот, является то, что резидент теперь на основании  доверенности может наделять правом подписи документов иное лицо, которое  не обладает правом первой или второй подписи, заявленной в карточке с  образцами подписей и оттиска  печати.

Что касается сферы действия новой инструкции, то она намного шире своей «предшественницы». Так, действие новой инструкции распространяется, помимо резидентов, являющихся юридическими (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)») и физическими лицами — индивидуальными предпринимателями, на физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

Из  вышеизложенного следует, что если резидент (физическое лицо) заключил от своего имени внешнеторговый контракт и сумма контракта свыше $ 50 000, то он будет обязан открыть паспорт  сделки и в дальнейшем представлять в установленные инструкцией  сроки все необходимые документы  для валютного контроля.

Новая инструкция дала возможность резидентам, имеющим обособленные филиалы, производить  оплату как непосредственно со своих  счетов, так и со счетов их филиалов при условии, что счета резидента  и его обособленного филиала  находятся в одном уполномоченном банке. Более того, резидент, согласно Инструкции № 138-И, может делегировать свою обязанность по оформлению паспорта сделки своему филиалу.[25]

Таким образом, анализ проблем валютного регулирования и пути их преодоления позволяет сделать следующие выводы. 

Либерализация внешнеэкономических  и валютных операций, без сомнения, нужна. И чтобы быть действенной, она должна проводиться поэтапно и опираться на меры по укреплению внутренней экономики и, кроме того, должна быть тщательно подготовлена.

Условиями успеха, помимо общей  макроэкономической стабильности, являются повышение устойчивости финансовой системы, усиление норм пруденциального  надзора, следование этическим принципам  корпоративного управления и открытости, а также улучшение качества государственной  статистики. 

В России условия для  успешной либерализации в настоящее  время сформированы недостаточно и  требуют дальнейшей проработки механизма  валютного регулирования и валютного  контроля.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Валютная политика в РФ определяется тем, что наша страна является основным сырьевым экспортером, и валютный курс играет очень большую роль в развитии всего сектора нашей экономики.

Поэтому детального изучения требуют  вопросы валютного регулирования  и валютного контроля, которые  необходимо совершенствовать для укрепления национальной экономической безопасности и развития всей экономики. Потому как  до настоящего времени, и кризис это  проявил, существует проблема долларизации российской экономики.

Валютный рынок на современном  этапе представляет сложную и  динамичную экономическую систему, функционирующую в рамках всей мировой  экономики. Валютный рынок постоянно  развивается, усложняется и приспосабливается  к новым условиям, прошел путь от локальных центров вексельной торговли в различных валютах до фактически единственного, международного рынка, экономическую значимость которого трудно переоценить.

Российские специалисты в области  валютного рынка выделяют пять главных  показателей, оказывающих влияние  на валютные отношения: валютный курс, золотовалютные резервы, сальдо платежного баланса, уровень «валютизации» денежного обращения, степень валютной либерализации. Все эти показатели связаны между собой и постоянно оказывают влияние друг на друга, что вызывает необходимость мониторинга их взаимодействия. Особенно важное значение этому процессу придается в условиях поиска оптимального варианта валютной политики России в условиях рыночной экономики.

Текущая валютная политика России базируется на регулировании валютного курса  с помощью интервенций Банка  России на валютном рынке, установления нормы обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров и  услуг, а также ограничении международного движения капитала, включая валютный контроль.

Причиной масштабного оттока капитала в рамках определенной страны считаются  проведение не эффективной политики валютного регулирования, неадекватный режим валютного курса, жесткие  валютные ограничения.

Тема на данный момент актуальна, т.к. современные экономические условия  в России, привели к активизации  внешнеэкономической деятельности предприятий, путем роста ответственности  за нарушения российского законодательства, а также за несоблюдением резидентами  и нерезидентами нормативных  требований валютного законодательства и валютного регулирования Российской Федерации.

Анализ материала по теме валютного  регулирования и валютного контроля и позволили выработать на его  основе рекомендаций по развитию валютного  контроля и регулирования

Также в работы были решены следующие  задачи:

  1. Рассмотрена нормативно-правовая база по регулированию и контролю валютных операций;
  2. Изучена организацию валютного рынка в РФ;
  3. Определена роль Банка России в валютном регулировании и валютном контроле.
  4. Проанализировано современное состояние валютного рынка в РФ.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что  основные теоретические положения  и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы для дальнейшего  изучения вопросов, связанных с валютным регулированием и валютным контролем  в РФ.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Крашенинников В.М. Валютное регулирование и валютный контроль. [Текст] Учебное пособие/ Крашенинников  В.М. М.: Экономист, 2009
  2. Фаминский И.П. Международные экономические отношения.  [Текст] Учебное пособие/ Фаминский И.П.. .: Юрист, 2009. С. 331
  3. Булатов А.С., Ливенцев Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. [Текст] Учебное пособие/ Булатов А.С., Ливенцев Н.Н.   – М.: Магистр, 2010. С. 342
  4. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №991 от 19.08.1986 г. «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» №1074 от 17.09.1987г.
  5. Постановление Совета Министров СССР № 1405 от 02.12.1988г.
  6. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных  предприятий, объединений и организаций», №203 от 07.03.1989г
  7. (Указ президента РСФСР №213 от 15.11.1991г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности ведомств на территории РСФСР»)
  8. Российская Федерация. Законы. О валютном регулировании и валютном контроле. [Электронный ресурс].: [федер. закон : от 10 декабря 2003 г. N 177-ФЗ – Режим доступа: Гарант \\garant\garant: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\Consultant : Кодекс \\pdc.edu.ugrasu\Kodeks.
  9. Российская Федерация. Указы. О федеральной службе России по валютному и экспортному контролю. [Электронный ресурс].: [указ : от 24 сентября 1993 г. N 1444– Режим доступа: Гарант \\garant\garant: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\Consultant : Кодекс \\pdc.edu.ugrasu\Kodeks.
  10. Российская Федерация. Законы. Конституция РФ. [Электронный ресурс].: [федер. закон : от 12 декабря 1993 г. N 177-ФЗ – Режим доступа: Гарант \\garant\garant: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\Consultant : Кодекс \\pdc.edu.ugrasu\Kodeks.
  11. Российская Федерация. Кодексы. Гражданский кодекс РФ. [Электронный ресурс].: [федер. закон : от 5 июня 1996 г. N 63-ФЗ – Режим доступа: Гарант \\garant\garant: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\Consultant : Кодекс \\pdc.edu.ugrasu\Kodeks.
  12. Российская Федерация. Кодексы. Уголовный кодекс РФ. [Электронный ресурс].: [федер. закон : от 5 июня 1996 г. N 63-ФЗ – Режим доступа: Гарант \\garant\garant: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\Consultant : Кодекс \\pdc.edu.ugrasu\Kodeks.
  13. Российская Федерация. Кодексы. Кодекс об административных нарушениях. [Электронный ресурс].: [федер. закон : от 5 июня 1996 г. N 63-ФЗ – Режим доступа: Гарант \\garant\garant: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\Consultant : Кодекс \\pdc.edu.ugrasu\Kodeks.
  14. Российская Федерация. Законы. Центральном банке РФ. [Электронный ресурс].: [федер. закон : от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ – Режим доступа: Гарант \\garant\garant: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\Consultant : Кодекс \\pdc.edu.ugrasu\Kodeks.
  15. Постановлению Правительства РФ «О федеральной службе финансово-бюджетного надзора» от 15 июня 2004 г. № 278
  16. Российская Федерация. Законы. О налоговых органах РФ. [Электронный ресурс].: [федер. закон : от 21 марта 1991 г. N 943-1-ФЗ – Режим доступа: Гарант \\garant\garant: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\Consultant : Кодекс \\pdc.edu.ugrasu\Kodeks.
  17. Бюллетень банковской статистики за 2009 год. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs0912r.pdf
  18. Бюллетень банковской статистики за 2010 год. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs1012r.pdf
  19. Бюллетень банковской статистики за 2011 год. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs1112r.pdf
  20. Годовой отчет Банка России за 2009 год. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/God/Otchet_2009.pdf
  21. Годовой отчет Банка России за 2010 год. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/God/ar_2010.pdf
  22. Годовой отчет Банка России за 2010 год. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/God/ar_2011.pdf
  23. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.cbr.ru/archive/root_get_blob.asp?doc_id=8694
  24. Валютное регулирование и валютный контроль в России: перспективы развития. [Электронный ресурс], режим доступа: 
    http://bankir.ru/tehnologii/s/valyutnoe-regulirovanie-i-valyutnyi-kontrol-v-rossii-perspektivy-razvitiya-10000981/
  25. Новый этап развития валютного регулирования в России.[Электронный ресурс], режим доступа:  http://bankir.ru/tehnologii/s/novyi-etap-razvitiya-valyutnogo-regulirovaniya-v-rossii-10002357/

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль