Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие валютного контроля и валютного регулирования
2) Изучить принципы валютного регулирования и валютного контроля
3) Определить формы и методы валютного регулирования и контроля

Файлы: 1 файл

Проблемы валютного регулирования и валютного контроля в России....docx

— 148.18 Кб (Скачать файл)

Глава 3 «Репатриация резидентами  иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа  части валютной выручки» устанавливает  такие валютные ограничения, как  требование репатриации резидентами  валюты, необходимость оформления паспорта-сделки и обязательную продажу части  валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ.

Большую группу актов валютного  законодательства составляют нормативные  акты, принимаемые органами общей  компетенции РФ — Президентом  РФ и Правительством РФ — в форме  указов и постановлений соответственно. Согласно ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 1997 г.) Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента. РФ осуществляет валютное регулирование и валютный контроль.[8]

Само положение Президента РФ и  Правительства РФ как органов  общей компетенции позволяет  им принимать нормативные акты по широкому кругу вопросов валютного  регулирования, включая вопросы  валютного регулирования внешнеторговых операций.

Особое место в правовом регулировании  валютных операций принадлежит нормативным  актам ЦБ РФ, которые обязательны  для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами.

В силу специфики той или иной группы валютных отношений принятие регулирующих их нормативных актов  входит в компетенцию не только Центрального банка РФ, но, в частности, Министерства финансов РФ и т.д.

Так, вопросы, касающиеся отношений  в области валютной деятельности, регулируются совместными Положениями  и Инструкциями ЦБ РФ и ГТК России:

Инструкцией от 13 октября 1999 г. № 86-И  и № 01-23/26541 «О порядке осуществления  валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» в редакции «Положения о применении Инструкции Банка России и ГТК России «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров»;

Инструкцией от 4 октября 2000 г. № 91-И  и № 01-11/28644 «О порядке осуществления  валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров». Очевидно, что наряду с невозвратом валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов из страны происходил и происходит в форме авансовых платежей по договору без последующей поставки товаров и услуг. Именно этой проблеме посвящена данная Инструкция.

Таким образом, можно сделать общий  вывод о том, что в настоящее  время валютное законодательство представляет собой все еще недостаточно однородный нормативный комплекс, содержащий акты различной юридической природы, который следует систематизировать. При этом основным законом, определяющим отношения в области валютного регулирования является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Основным источником правового  регулирования отношений в сфере  валютного контроля является Федеральный  закон «О валютном регулировании  и валютном контроле» (гл. III). Помимо него, в этой сфере действуют нормы федеральных законов «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О банках и банковской деятельности», ТК РФ.

Достаточно обширен и массив подзаконных нормативных актов, которые в той или иной степени  затрагивают отношения в сфере  валютного контроля.

Важно заметить, что в Федеральном  законе «О валютном регулировании и  валютном контроле» 2003 г., как и в  ранее действовавшем Законе РФ 1992 г., само понятие валютного контроля не определяется. Но основные принципы валютного контроля и валютного  регулирования получают правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.[8]

Валютный контроль можно определить как контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Закон закрепляет понятие органов и агентов валютного контроля. Органами валютного контроля в России являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Конкретные полномочия органов  и агентов валютного контроля регулируются различными нормативными актами. Так, Правительство РФ как орган валютного контроля в соответствии с полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики осуществляет валютное регулирование и валютный контроль (ст. 15 Закона «О Правительстве Российской Федерации»). В частности, Правительство обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ. Банк России осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами. При этом он взаимодействует с другими органами валютного контроля, обеспечивая их взаимодействие с такими агентами валютного контроля, как уполномоченные банки.

Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами и агентами валютного контроля, осуществляют контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными биржами. Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 федеральным органом валютного контроля исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ1. Указанная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений (п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора).[15]

Таможенные органы в соответствии с п. 7 ст. 403 ТК РФ осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (ранее — Министерство РФ по налогам и сборам), являясь органом валютного контроля, выполняет функции, связанные с осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством РФ.[16]

Анализ законодательства показывает, что полномочия органов валютного  контроля несколько шире полномочий агентов валютного контроля. Первые, т. е. органы валютного контроля, в  пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Вторые таким правом не наделены.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

К исключительной компетенции органов  валютного контроля Законом от 10 декабря 2003 г. отнесено право: 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

К исключительной компетенции агентов валютного контроля отнесено право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе документы, удостоверяющие личность физического лица, о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; документы, удостоверяющие статус юридического лица (для нерезидентов), документ о государственной регистрации юридического лица (для резидентов); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество; таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, и т. д.

Органы валютного контроля определяют порядок учета и отчетности, формы  документации по валютным операциям  резидентов и нерезидентов. Законом  подробно урегулированы права и  обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении валютного  контроля. Так, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ, имеют право: а) знакомиться с актами проверок; б) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля; в) на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, обязаны: а) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, запрашиваемые в соответствии с положениями Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»; б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений.[8]

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного  регулирования, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность  в соответствии с законодательством  РФ.

 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

2.1 Характеристика уровня валютного регулирования и валютного контроля

 

В настоящее время многие страны, а Россия в особенности, сталкиваются с проблемой приспособления к  сложным экономическим ситуациям  и устанавливают государственный  контроль (в том числе валютный) над внешнеэкономической деятельностью  страны.

Система государственного валютного  контроля является составной частью набора мер, проводимых государством в  рамках валютной политики, которая, в  свою очередь, является подсистемой  структуры более масштабного  уровня государственного контроля.

Из всех видов валютной политики наибольшее распространение получила практика валютного контроля, применяемая  практически во всех странах, но с  разным уровнем жесткости. Правительства, сталкиваясь с постоянным нарушением платежного равновесия, прибегают к  поддержке фиксированных валютных курсов при помощи развитой системы государственного контроля, ограничивающего возможности резидентов покупать иностранные товары и услуги или предоставлять за границу кредиты и обязательства.

Текущая валютная политика России оказывает  воздействие на объем, характер и  структуру рыночных операций с иностранной  валютой.

Валютная политика в 2009 г. осуществлялась в общем контексте экономической политики, проводимой Правительством Российской Федерации и Банком России. Следуя режиму фиксированного валютного курса, Центральный банк Российской Федерации направлял курсовую политику на сдерживание инфляции, а также на недопущение чрезмерного укрепления рубля и предотвращение резких колебаний курса национальной валюты, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов.

Такая валютная политика позволила  Банку России гибко и взвешенно  реагировать на взаимные колебания  курсов основных мировых валют и  соответственно осуществлять сглаживание  внутридневных колебаний эффективной  стоимости рубля. Курсовая политика Банка России в 2009 г. реализовывалась в рамках режима управляемого плавающего валютного курса и была направлена на обеспечение стабильности национальной финансовой системы, смягчение воздействия мирового финансового кризиса на российскую экономику. В январе Банк России завершил плавную поэтапную девальвацию рубля, зафиксировав верхнюю и нижнюю границы коридора колебаний стоимости бивалютной корзины. Корректировка параметров курсовой политики была осуществлена с целью их приведения в соответствие с изменившимися внешними и внутренними экономическими условиями. Расширение указанного коридора стало также шагом к постепенному повышению гибкости курсообразования, что предполагает сокращение объемов операций Банка России на внутреннем валютном рынке, проводимых с целью воздействия на динамику курса рубля, и допускает увеличение волатильности курса рубля.[17]

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль