Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие валютного контроля и валютного регулирования
2) Изучить принципы валютного регулирования и валютного контроля
3) Определить формы и методы валютного регулирования и контроля

Файлы: 1 файл

Проблемы валютного регулирования и валютного контроля в России....docx

— 148.18 Кб (Скачать файл)

Механизм текущего государственного регулирования направлен прежде всего на достижение и поддержание сбалансированности спроса и предложения иностранных и национальных валют, обеспечение стабильной динамики курса рубля, его соответствия реальному соотношению финансово-экономических параметров национальной и мировой экономик. Государственные органы осуществляют регулирующие функции, используя административные и экономические методы.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством имеют право: проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; запрашивать и получать документы и иную информацию, связанную с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Методы валютного контроля. Органы валютного контроля и их должностные  лица в пределах своей компетенции  имеют право: выдавать предписания  об устранении выявленных нарушений  актов валютного законодательства и актов органов валютного  регулирования; применять установленные  законодательством меры ответственности  за нарушение актов валютного  законодательства и актов органов валютного регулирования.[13]

Одним из основных методов валютного  контроля являются валютные ограничения. Валютные ограничения — это совокупность нормативно определенных правил, которые  регулируют порядок совершения валютных операций резидентами и нерезидентами. Валютные ограничения могут состоять в запрещении совершения соответствующих  валютных операций. Валютные ограничения  призваны препятствовать утечке капитала за рубеж. Так, в соответствии с Законом  о валютном регулировании и валютном контроле единовременный вывоз из РФ физическими лицами — резидентами  и физическими лицами — нерезидентами  наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, не допускается. Валютные ограничения  позволяют концентрировать валютные ресурсы в руках государства, осуществлять валютный контроль, поддерживать валютный курс и т.п. Экономисты отмечают такую закономерность, что чем  меньше степень конвертируемости национальной валюты, тем шире спектр валютных ограничений, и наоборот.

Лицензирование деятельности, связанной  с осуществлением валютных операций. Лицензирование данной деятельности является методом валютного регулирования  и валютного контроля. Уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством  РФ, имеют право осуществлять валютные операции только на основании лицензий Банка России.

В ходе осуществления валютного  контроля возникают соответствующие  правоотношения, каждая из сторон имеет  соответствующие права и обязанности. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. В процессе осуществления соответствующих мероприятий агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы документов, касающихся валютных операций, и др.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие валютные операции, обязаны: представлять органам и агентам валютного  контроля документы и информацию о совершаемых валютных операциях; вести в установленном порядке  учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям; выполнять  предписания органов валютного  контроля об устранении выявленных нарушений  актов валютного законодательства и актов органов валютного  регулирования.

Агенты валютного контроля и  их должностные лица обязаны: осуществлять контроль за соблюдением резидентами  и нерезидентами актов валютного  законодательства и актов органов  валютного регулирования; представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с  их участием. Осуществляя свои полномочия, органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

По окончании проверок резиденты  и нерезиденты, осуществляющие валютные операции, имеют право: знакомиться  с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля; обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного  контроля и их должностных лиц. В  случае если резиденту или нерезиденту  причинен в процессе осуществления  валютного контроля вред, он имеет  право на возмещение ущерба, который  ему причинен

Существующая система нормативно - правовых актов представляет собой  юридический механизм регулирования  валютных отношений, имеющий двойное  функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему  присуща динамическая функция, которая  выражается в том, что создаются  предпосылки для дальнейшего  развития и трансформации данного  комплекса, т.е. возможность его эволюционирования и изменения. Следует подчеркнуть, что вне рамок существующей системы нормативно - правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе вышеупомянутая система получила название "валютное законодательство". Этот термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые подзаконные акты нормативного характера (постановления Правительства, указы Президента, инструкции Центрального банка РФ и т.д.).

Механизм валютного регулирования  можно представить на следующей  схеме:

 








 

Рисунок 2 - Механизм валютного регулирования

 

Как видно из схемы, механизм валютного  регулирования включает в себя три  структурных элемента:

  1. валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;
  2. валютные отношения, складывающиеся между различными субъектами по поводу совершения ими валютных операций с различными объектами;
  3. регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое в различных формах.

Структурные элементы механизма валютного  регулирования находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии, что  предполагает их системообразующее  видоизменение и функциональное эволюционирование. Статичные, по сути валютные отношения, представляющие собой константу механизма валютного регулирования, перманентно находятся в состоянии развития в силу регулятивного воздействия на них со стороны динамичного по сути валютного законодательства, играющего роль двигателя в данном механизме.

Валютная политика – относительно самостоятельная часть государственной  политики России. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством, которое регулирует порядок совершения операций с валютными ценностями. Средством реализации валютной политики России является валютное регулирование.

Валютная политика в России в  зависимости от её целей и форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление  стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном валютном механизме, другой – повседневное, оперативное регулирование текущей  валютной конъюнктуры.

Цель стратегической, структурной  политики России состоит в формировании цельной валютной системы, которая  должна соответствовать, с одной  стороны, условиям рыночной экономики, а с другой – структурным принципам  мировой валютной системы, зафиксированным  в уставе Международного Валютного  Фонда. Это предполагает:

  1. образование полномасштабного внутреннего валютного рынка;
  2. формирование рынка золота и других драгоценных металлов;
  3. введение свободной конвертируемости рубля по текущим международным операциям;
  4. установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам;
  5. преодоление долларизации экономики;
  6. интегрирование национального валютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.

Таким образом, масштабы, интенсивности  государственного валютного регулирования, набор регулирующих инструментов зависят  от содержания, направленности валютной политики Правительства РФ, Центрального банка РФ, которые зависят от состояния  экономики в стране, характера  ситуации на валютном рынке.

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

Валютное регулирование  в России претерпело существенные изменения. В СССР оно основывалось на государственной  монополии. Права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству.  
Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны. Валюта же как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке. С переходом России к рыночным отношениям изменился и характер валютного регулирования в стране — сделаны попытки отстраниться от административного регулирования, хотя в полной мере достичь этого не удалось.

Основные цели валютного  регулирования в России в период трансформации экономики состоят  следующем:

      1. усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления на валютный курс. 
      2. стимулирование притока иностранной валюты и контроль над возвратом валютной выручки экспортерами. 
      3. стимулирование активности субъектов внешнеэкономической деятельности, т. е. поощрение промышленного экспорта и создание условий для импорта технологий, обеспечивающих развитие импортозамещающих производств.

В современной России, когда  экономический рост снизился и продолжается массированный отток капитала за рубеж, а российский финансовый рынок  нуждается в защите, отмена валютных ограничений чревата пагубными  последствиями. Чрезмерная валютная зависимость  России может привести к утрате экономической, инвестиционной, технологической, а  в конечном итоге и национальной независимости. Страны Западной Европы, а затем Центральной и Восточной  Европы не спешили отменять валютные ограничения, в частности обязательную продажу выручки от экспорта. Такие  решения, как правило, принимаются  при макроэкономической стабилизации страны. Отмене обязательной продажи  части валютной выручки экспортеров  приведет к сокращению предложения  валюты на внутреннем валютном рынке  и снижению курса рубля. Кроме  того, валютная выручка, продаваемая  в обязательном порядке, является основным источником формирования государственных  золотовалютных резервов, необходимых, прежде всего для погашения государственного внешнего долга.

Осуществление расчетов между  российскими участниками за пределами  России потенциально чревато выведением все большей части финансовых потоков за пределы российской налоговой  системы. Речь, по сути, может идти об использовании принципов «оффшоров», когда на российской территории будет  осуществляться само производство, а  финансовые ресурсы будут официально размещаться во внешней сфере.

К такого же рода последствиям может привести и открытие крупными компаниями счетов за рубежом. Если такая  возможность будет активно использоваться, то экономика России может столкнуться  с масштабным оттоком ресурсов, что  серьезно осложнит возможности для  экономического роста.

Защищенность российских кредиторов, и без того слабая, может  при свободном открытии счетов за границей российскими предприятиями  понизиться до критической точки, когда  банки предпочтут кредитовать только связанных заемщиков, меры воздействия  на которых лежат за пределами  правового поля. 

Регулирование доступа  иностранных банков на российском рынке банковских услуг необходимо для обеспечения независимости национальной банковской системы.

При этом в целях повышения  эффективности механизма обязательной продажи валюты, возможно, устанавливать  ее объемы и сроки путем издания  указов Президента по согласованию с  Правительством и Банком России, либо другим способом, для оперативного управления данными нормативами  в зависимости от экономической  ситуации.

На данном этапе необходима не отмена валютных ограничений и  валютного контроля, а оздоровление инвестиционного климата, замена портфельных  инвестиций спекулятивного характера  прямыми. Существующий порядок рубленых инвестиций нерезидентов в уставный капитал российских предприятий не требует получения лицензий и, по существу, направлен на вытеснение иностранной валюты из инвестиционной сферы. Однако он может быть использован для вывоза капитала, учитывая, что многие нерезиденты-инвесторы представляют собой оффшорные компании, созданные российскими предпринимателями, которые, продав акции, обменивают рубли на свободно конвертируемую валюту и переводят ее за рубеж без ограничений. В этой области должен действовать строгий валютный контроль, опирающийся на правовые нормы.

Так в 2012 году были приняты существенные изменения, касающиеся валютного регулирования. Одним из существенных изменений, которое  в 2012 г. скажется как на деятельности участников ВЭД, так и на деятельности уполномоченных банков, является Федеральный  закон «О внесении изменений в  Федеральный закон “О валютном регулировании  и валютном контроле” в части  упрощения процедур валютного контроля». В данном Федеральном законе изменен подпункт «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ. Согласно данному изменению указанная в исключении категория граждан попадет под определение нерезидентов, что, в свою очередь, разрешит резидентам перечислять иностранную валюту этой категории лиц.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль