Влияние информационных технологий на обеспечение экономической безопасности страны: мировой опыт и практика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:07, дипломная работа

Описание работы

В настоящей работе информационные технологии рассматриваются как процесс многоступенчатой эволюции, которая в итоге должна привести общество к разработке систем и технологий, обеспечивающих экономическую безопасность как на уровне индивида, то есть граждан страны, как и на уровне экономики в целом.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3

1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ИНДИКАТОРЫ 8
1.1 Сущность и основные показатели экономической безопасности 8
1.2. Теоретическое обоснование роли информационных технологий в обеспечении экономической безопасности 14
1.3. Показатели эффективности информационных технологий 24
Выводы 33

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 36
2.1 Система органов и субъекты государственного обеспечения экономической безопасности 36
2.2 Информационные технологии в области обеспечения экономической безопасности 44
Выводы 53

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 54
3.1 Роль информационных технологий в обеспечении экономической безопасности национальной экономики 54
3.2 Совершенствование государственного управления и контроля в области экономической безопасности за счет взаимодействия с информационными технологиям 63
Выводы 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76

Файлы: 1 файл

Task - диплом.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

     Сегодня же, цели государственной политики в развитии информационно-коммуникационных технологий главным образом создаются для развития информационного общества, повышения качества жизни населения, а также для развития экономической, социально-политической, культурной сфер жизни граждан в целом, совершенствования систем государственного управления, обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

     А для этого необходимо решать различные проблемы в технической, экономической, социальной и других сферах жизни населения. Главным же регулятором указанных сфер является право, и соответственно без надлежащего нормативного правового обеспечения невозможны динамичное развитие и внедрение информационно-коммуникационных технологий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Информационные  и коммуникационные технологии играют огромную роль в жизни нашей страны. Они необходимы для  решения важнейших  задач социальной коммуникации и  управления, но для их развития и  повсеместного использования необходимо определенное регулирование со стороны государства.

     Основной  способ государственного регулирования  заключается в правовом регулировании  информационных технологий. К нему, в условиях глобального информационного  общества можно отнести  эволюцию развития информационных технологий в сфере экономики

     Глобальной  целью информационных технологий  является обеспечение необходимого уровня информированности населения, обусловленного целями социально-экономического развития страны. Главным итогом ИТ  является обеспечение свободного своевременного доступа населения к региональному, государственному и мировому информационному фонду, формирование потребности и сознания необходимости его использования в процессе своей деятельности у каждого члена общества.

     Основными принципами информатизации общества России являются:

     - подчинение всех ее целей целям социально-экономического развития;

     - соответствие структур и методов  информатизации требованиям перехода  страны к рыночной экономике;

     - выгодность информатизации для общества, ее окупаемость;

     - ориентация на экономические  методы управления информатизацией;

     - конкурсность путей осуществления  информатизации, источников и форм  ее финансирования;

     - саморазвитие процесса информатизации;

     - совместимость информатизации страны с мировым процессом информатизации;

     -  интеграция информационных ресурсов.

     Главным направлением совершенствования системы  управления на всех уровнях в современных  условиях является массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий.

     Новые информационные технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных  изменений организационных структур управления, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного управления, значительно расширяющее возможности использования информационных ресурсов. Развитие информационного управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья деятельности организации.

     Подготовка, введение и корректировка правовых и хозяйственных норм, обеспечивающих требуемые темпы и направления ИТ, предусматривают создание в России  механизма правового, организационного и хозяйственного регулирования информатизации, для чего необходимы:

     -  разработка и введение положения о собственности в сфере информатики, о юридическом статусе информации;

     - обеспечение охраны интеллектуальной  собственности;

     - разработка и введение законодательства, рассматривающего информацию как  товар и регламентирующего права  собственника на рынке информации;

     - введение системы финансирования  и ценообразования в сфере  информатики, и в первую очередь  на информацию и информационные  услуги;

     - введение юридической ответственности  лиц, использовавших доступ к  информационному фонду с целью  нанесения ущерба отдельным гражданам, организациям и государству;

     - решение правовых вопросов связанных  с компьютерными преступлениями;

     - проведение мероприятий, направленных  на изменение управленческих  и других структур и связанных  с созданием материально-технической и технологической базы информатизации, индустрии программных средств, информационной инфраструктуры и индустрии переработки информации;

     - разработка и введение налоговой  политики в сфере информатизации;

     - сертификация информационного продукта.

     Информация  относится к таким направлениям НТП, которые не могут успешно развиваться без широкой международной кооперации. Ни одна страна в мире не в состоянии самостоятельно эффективно развивать все направления информатизации. Только активное участие в международном сотрудничестве и разделении труда в сфере информатизации создаст возможности для обеспечения требуемых темпов информатизации нашего общества. Анализ хода мирового процесса ИТ позволяет по степени достижения конечных и промежуточных целей выделить в развитии информатизации общества три этапа:

     1) Создание социальных, экономических и технических условий формирования и начального удовлетворения информационных потребностей населения.

     2) Развитие информационной инфраструктуры и обеспечение условий для ее включения в мировую.

     3) Развитие и удовлетворение основных информационных потребностей населения страны.

     Под управлением процессом информатизации следует понимать целенаправленное воздействие на этот процесс путем  перераспределения финансовых средств  и наличных ресурсов между основными элементами информационной системы, а также направлениями и сферами информатизации.

     Исходя  из целей информатизации, управление процессом ИТ должно быть ориентировано на ее конечные цели - создание системы информационного обеспечения и информационной поддержки задач социально-экономического развития, в том числе повышение автоматизации производства и административно-управленческой деятельности. Сложность и взаимозависимость процессов информатизации требуют организации управления информатизацией на всех уровнях.

     Таким образом, информационные технологии должны быть направлены на повышение эффективности использования потенциала страны, на реализацию механизмов развития цивилизации в целом, и быть ориентирована на удовлетворение информационных потребностей всех членов общества.

     Развитие  информационных технологий становится сегодня важнейшим фактором в  жизни мирового сообщества. Их распространение  качественно преобразует жизнь  общества и вызывает революционные  сдвиги в экономической, социальной, культурной и других сферах.

     Информационные  технологии постоянно развиваются  и совершенствуются, предоставляя всё  новые возможности для улучшения  качества, снижения сроков проведения, облегчения работы.  Изучение мирового опыта развития информационных технологий привело белорусских ученых к осознанию необходимости оперативного приобщения к данному процессу.

     Основным  направлением деятельности государственных  органов должно стать создание общегосударственной  автоматизированной информационной системы, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, формирование экспортной ориентированной отрасли информационных технологий в республике, совершенствование международного сотрудничества в сфере телекоммуникаций.

     Развитие  информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в масштабах страны – это необходимое условие для того, чтобы предприятия могли выйти на зарубежные виртуальные рынки, взять на вооружение самые передовые технологии электронного бизнеса, а создание общенациональных банков данных позволит сделать их привлекательнее для потенциальных клиентов, партнеров и инвесторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Источники

Опубликованные

  1. Закон  «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», от 3 апреля 1995 г.
  2. Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 02.03.2007) "О безопасности".
  3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
  4. «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 год.
  5. «Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 1314
  6. «Стратегия национальной безопасности российской федерации до 2020 года», Утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

Литература

  1. Айрапетова А.Г. Роль информационных технологий в обеспечении экономической безопасности предприятия. Под редакцией профессора Д.Ю. Миропольского. – СПб: ГУЭФ, 2009г., с. 45-50.
  2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие, переработанное и дополненное - М.: Инфра-М, 2008г., с 45-47.
  3. Виноградов, В.В. Экономика России: учебное пособие для вузов/ В.В. Виноградов. – М.: Юристъ, 2009г
  4. Глазьев, С.Ю. Экономическая теория технического развития/ С.Ю. Глазьев; отв. ред. Д.С. Львов. - М.: Новое издательство, 2009г
  5. Градов, А.П. Национальная экономика: учебное пособие/ А.П. Градов. - 2-е изд. - М.: Питер, 2010г., с 34-36.
  6. Емельянов Н.Ю. Информационные технологии и их роль в повышении эффективности развития России.  Труды секции «Информационные технологии и экономическая безопасность» (выпуск 10): - М: - Издательствово РЭА РЭА им. Г.В.Плеханова. – 2008г., с 100-103.
  7. Ершов М. Россия и рычаги глобализационной политики // МЭ и МО. - 2003. - № 5. – с 10-12, 20.
  8. Зима В., Молдовян А., Молдовян Н. Безопасность глобальных сетевых технологий. - СПб.: BHV, 2010г. -  с 256-260.
  9. Иванов И.С. Международная безопасность в эпоху глобализации. опубликовано в журнале “Россия в глобальной политике”о № 1/2010 (январь-март), с 56-60, 64-65, 70-71, 140.
  10. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. - 5-е изд., исправленное. - М.: Дело, 2009г., с 37-40.
  11. Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества. Сборник материалов 2-ой Всероссийской конференции Под. Общ. Ред. А.В.Жукова.М., 2010г., с 60-64.
  12. Исаев Г.Н. «Информационные системы в экономике» - Москва: Омега-Л, 2008 г., с 67-68, 70-72, 75, 80-90.
  13. К.А. Багриновский, Е.Ю. Хрусталев «Новые информационные технологии».М.: ЭКО. 1996 г., с 55, 78, 85-88.
  14. К.Х.Ипполитов.  Экономическая  безопасность:  стратегия   возрождения России. М., Российский Союз предприятий безопасности, 2008г., с 656-657.
  15. Кулжабаева Ж.О. Правовое содержание понятия «безопасность»: истоки и теоретическое обоснование в современном международном праве, - 2002г., № 3, с 52-57, 58.
  16. Луссе А. Макроэкономика: краткий курс / Учебное пособие. - СПб: Издательство «Питер», 2008г., с 105-107.
  17. Медведев В.. Проблемы экономической безопасности государства // Вопросы экономики. 2009 г., № 3.
  18. Международный бизнес//Под ред. С.Э. Пивоварова. - СПб, 2008., с 80.
  19. Общая теория национальной безопасности: Учебник/Под общ. ред. А.А.Прохожева. - М.: Изд-во РАГС, 2009
  20. Ойкен, В. Основы национальной экономики/ В. Ойкен; пер. с нем. – М.: Экономика, 2010
  21. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений //Под редакцией В.В. Круглова. — М.: ИНФРА-М, 2010, с 104-110, 201-202.
  22. Подберезкин А.И.  Научно-издательский совет ВОПД “Духовное наследие”, издатель: ООО  “РАУ-Университет” , N 12 (107), статья: Экономика, с 5-7.
  23. Российский Интернет: факты и тенденции развития. Информационно-аналитический обзор №392,  1 июнь 2010, с 2-3
  24. С.И. Майоров «Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг». М.: «Финансы и статистика». 1993, с 445-446.
  25. Титоренко Г.А. «Информационные системы в экономике» - Москва: Юнити, 2008 г., с 50-58.
  26. Федеральная служба государственной статистики РФ, 2010г.
  27. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2010г. -  с 150.
  28. Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки / Под ред. В. К. Сенчагова - М.: ЗАО «Финстатинфом», 1998г. – с 600,615.
  29. Oliner D., Sichel D. The Resurgence of Growth in the Late 1990s: Is Information Technology the Story? // The Journal of Economic Perspectives. 2000. V.14.
 
 

Адреса  Интернет-ресурсов

        1. Общие проблемы ИТ. Вопросы теории - Проблемы информатизации – [Электронный ресурс] / Электрон. Дан. – М., 2011. – Режим доступа: http://www.morepc.ru/informatisation/articles.html?cat=63
        2. Психологические проблемы внедрения ИТ на предприятии – [Электронный ресурс] / Электрон. Дан. – М., 2011. – Режим доступа: http://www.itstan.ru/psihologija-v-it/psihologicheskie-problemy-vnedrenija-it-na-predprijatii.html
        3. Глобальная информация и безопасность. – [Электронный ресурс] / Электрон. Дан. – М., 2011. – Режим доступа: www.petaref.com  
        4. Операционная Система ReactOS Website. – Официальный сайт. – [Электронный ресурс] / Электрон. Дан. – М., 2011. – Режим доступа: www.reactos.org 

 

Приложение 1 

     Таблица 2 

     Показатели  экономической безопасности РФ

Показатели Пороговые значения Фактическое состояние Соотноше-

ние

фактических

и пороговых  значений

Объем ВВП на душу населения, в % от среднемирового 100% 25% 0,25
Доля  в промышленном производстве обрабатывающей промышленности 70% 50% 0,71
Доля  в промышленном производстве машиностроения 20% 15% 0,75
Объем инвестиций, в % от ВВП 25% 13% 0,60
Расходы на научные исследования, в % от ВВП 2% 0,5% 0,25
Доля  новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции

(машиностроение)

6% 2,6% 0,43
Доля  в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (сентябрь 1996 г.) 7% 20% 0,29
Продолжительность жизни населения 70 лет 64 года 0,91
Разрыв  между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения 8 раз 12,9 раз 0,62
Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) 5 тыс. 6 тыс. 0,83
Объем наличной иностранной валюты, в % от объема наличных рублей 25% 100% 0,25
Доля  импорта во внутреннем потреблении, всего, 30% 53% 0,56
в том  числе продовольствия 25% 30% 0,83
Дифференциация  субъектов Федерации по прожиточному минимуму 1,5 раза 5 раз 0,3

Информация о работе Влияние информационных технологий на обеспечение экономической безопасности страны: мировой опыт и практика России