Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:07, дипломная работа
В настоящей работе информационные технологии рассматриваются как процесс многоступенчатой эволюции, которая в итоге должна привести общество к разработке систем и технологий, обеспечивающих экономическую безопасность как на уровне индивида, то есть граждан страны, как и на уровне экономики в целом.
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ИНДИКАТОРЫ 8
1.1 Сущность и основные показатели экономической безопасности 8
1.2. Теоретическое обоснование роли информационных технологий в обеспечении экономической безопасности 14
1.3. Показатели эффективности информационных технологий 24
Выводы 33
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 36
2.1 Система органов и субъекты государственного обеспечения экономической безопасности 36
2.2 Информационные технологии в области обеспечения экономической безопасности 44
Выводы 53
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 54
3.1 Роль информационных технологий в обеспечении экономической безопасности национальной экономики 54
3.2 Совершенствование государственного управления и контроля в области экономической безопасности за счет взаимодействия с информационными технологиям 63
Выводы 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
Некоторые эксперты представляют безопасность как систему гарантий защиты жизненно важных интересов государства, общества и личности внутри и вне страны. Она может проявляться на различных уровнях: мирового сообщества, региона, отдельного государства, социальной общности и личности.
Метод аналогии исследует определения и понятия: экономической, экологической и других видов безопасности. Такой взгляд на систему национальной безопасности представляется несколько упрощенным и отражает лишь одну ее сторону - с позиций концепции интереса.
Представляется, что явление безопасности вообще и информационной безопасности в частности гораздо более сложно и должно оцениваться комплексно, с учетом большего количества факторов и критериев.
Осмысление понятия - безопасность - происходило в ходе длительной эволюции взглядов человеческого общества на происхождение и развитие государства, тех его институтов, которые обеспечивают защищенное от опасности и свободное развитие того или иного сообщества и его граждан. Еще Аристотель, Н. Макиавелли, Б. Спиноза, Дж. Локк и другие мыслители прошлого заметили, что при сильном государстве, с мудрым руководством, надежно обеспечена его целостность, суверенность и процветание. "Безопасность - главная добродетель государства", - отмечал Б. Спиноза, а Ж.-Ж. Руссо считал "заботу о самосохранении" самой важной заботой государства 14.
Переживаемый миром очередной этап технологической революции в информационной сфере влечет серьезные изменения в обществе в целом. Изменяется образ жизни миллионов и миллионов людей.
Информационная сфера становится не только важнейшей сферой международного сотрудничества, но и объектом соперничества. Проблемы в сфере информационных отношений, формирования информационных ресурсов и пользования ими обостряются вследствие политического и экономического противоборства различных государств, имеющего место информационного неравенства.
Это
становится актуальным и в зоне обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации. В ней четко выделяется
специфика обеспечения
В Доктрине, являющейся официальным документом, впервые дана официальная оценка значимости и системной сущности информации, а именно, раскрывает современный этап развития общества и характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации 15.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Доктрина служит основой для решения многих задач, таких как:
-
формирование государственной
-
подготовка предложений по
-
совершенствование нормативной
правовой базы обеспечения
- развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны;
-
создание единой системы
Информационная безопасность - сложное системное, многоуровневое явление, на состояние и перспективы развития которого оказывают непосредственное воздействие внешние и внутренние факторы. Наиболее важными из них являются 17:
-
политическая обстановка в
- наличие потенциальных внешних и внутренних угроз;
-
состояние и уровень
- внутриполитическая обстановка в государстве.
Важной
стороной информационной безопасности
государства является достижение состояния
его защищенности, то есть создание
и поддержание инженерно-
Вопрос об обеспечении информационной безопасности актуален в той или иной степени для всех государств мира. Однако удельный вес инженерно-технических и аппаратно-программных методов обеспечения национальной безопасности у различных государств неодинаков и зависит от целого комплекса условий, связанных с уровнем социально-экономического развития, вероятностью внутренних и внешних угроз, характером отношений с сопредельными государствами и геополитическими центрами.
По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды 19:
-
угрозы информационному
-
угрозы развитию отечественной
индустрии информации, включая индустрию
средств информатизации, телекоммуникации
и связи, обеспечению
-
угрозы безопасности
Доктрина информационной безопасности, являясь логическим дополнением Стратегии национальной безопасности, разработана законодательными органами и политическим руководством государства. Ее основные требования детализируются в законодательных и иных нормативно-правовых актах, находят отражение в стратегии развития государства в виде целевых государственных программ и проектов 20.
Таким образом, проведенный анализ дает основание сделать следующие выводы:
1) Информационная безопасность государства представляет собой такое состояние институтов государства и общества, при котором обеспечивается надежная защита национальных интересов страны и ее населения в информационной сфере.
2) Обязанность обеспечения информационной безопасности возлагается на информационную организацию государства как неотъемлемую часть системы национальной безопасности.
3) Информационная организация государства - это гарант информационной безопасности государства и его институтов, общества и граждан, стабильности политического режима в условиях процессов глобализации, роста угроз со стороны международного терроризма, эскалации деятельности экстремистских и сепаратистских движений и организаций как внутри страны, так и за ее пределами.
4) Одним из основных условий и влиятельным фактором обеспечения информационной безопасности суверенного государства является эффективная защищенность как процесс создания и развития информационной организации государства, отражающий объективную закономерность и возрастающие потребности общества.
5) Актуальной практической задачей для эффективной защиты сегмента сети Интернет в Российской Федерации представляется достижение единого подхода к определению оптимальных моделей и путей обеспечения информационной безопасности государства на основе выявления наиболее важных качественных и количественных свойств и параметров данного явления.
Роль и значение информационной безопасности в обществе возрастают. Отставание в информатике может привести в перспективе к уязвимости компьютерных сетей страны и всей ее информационной, управленческой инфраструктуры.
По мере развития научно-технического прогресса роль информационной безопасности личности, общества, государства увеличивается, и ее обеспечение должно занять подобающее место в политике государства, в том числе и оборонной. Информация стала фактором, способным привести к крупномасштабным авариям, военным конфликтам и поражению в них, дезорганизовать государственное управление, финансовую систему, работу научных центров. И чем выше уровень интеллектуализации и информатизации общества, тем надежнее должна быть его информационная безопасность 21.
Угрозы
информационной безопасности рассматриваются
в Стратегии НБ применительно к ходу ее
реализации (п. 109) и предотвращаются за
счет совершенствования безопасности
функционирования информационных и телекоммуникационных
систем критически важных объектов инфраструктуры
и объектов повышенной опасности в Российской
Федерации, повышения уровня защищенности
корпоративных и индивидуальных информационных
систем, создания единой системы информационно-
Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации согласно Стратегии НБ являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность 22.
Таким
образом, сравнение указанных
Понятие критически важных объектов, определено только в Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 1314-р, как 23:
-
объекты, нарушение (или прекращение) функционирования
которых приводит к потере управления
экономикой страны, субъекта или административно-
Исходя из приведенного определения, к критически важным объектам нельзя отнести органы государственной власти, отвечающие за обеспечение обороны страны и безопасности государства, поскольку эти сферы не охватываются понятием - экономика страны.
Рекомендации по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационных инфраструктур (КСИИ).
Мероприятия по обеспечению безопасности информации в КСИИ включают в том числе действия, связанные с обслуживанием и модернизацией КСИИ, а также аттестацию организаций на право деятельности в области защиты КСИИ, надзор в этой области и оценку соответствия установленным требованиям. В целом мы имеем практику установления не федеральным законом, а нормативными актами ведомства требований к собственникам организаций, стимулирующих их к дополнительным капиталовложениям и ограничивающих их права по распоряжению имуществом. Такое положение дел, по нашему мнению, не вполне соответствует принципам и условиям ограничения прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации)24.
Учитывая
вышесказанное, представляется более
правильным исходить из необходимости
обеспечения комплексной