Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:07, дипломная работа
В настоящей работе информационные технологии рассматриваются как процесс многоступенчатой эволюции, которая в итоге должна привести общество к разработке систем и технологий, обеспечивающих экономическую безопасность как на уровне индивида, то есть граждан страны, как и на уровне экономики в целом.
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ИНДИКАТОРЫ 8
1.1 Сущность и основные показатели экономической безопасности 8
1.2. Теоретическое обоснование роли информационных технологий в обеспечении экономической безопасности 14
1.3. Показатели эффективности информационных технологий 24
Выводы 33
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 36
2.1 Система органов и субъекты государственного обеспечения экономической безопасности 36
2.2 Информационные технологии в области обеспечения экономической безопасности 44
Выводы 53
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 54
3.1 Роль информационных технологий в обеспечении экономической безопасности национальной экономики 54
3.2 Совершенствование государственного управления и контроля в области экономической безопасности за счет взаимодействия с информационными технологиям 63
Выводы 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
Система макроэкономических показателей. Система макроэкономических показателей определяет степень экономической безопасности страны. Кроме того, благодаря макроэкономическим показателям можно провести оценку результатов и провести необходимый анализ предпосылок их получения. С помощью обобщающих показателей, таких как, чистое экономическое благосостояние можно определить благосостояние населения.
Все показатели экономической безопасности принято делить на несколько основных групп в зависимости от степени их влияния на изучаемый объект (Таблица 1)2.
Наиболее
важные макроэкономические показатели
экономической безопасности страны.
К таким показателям, прежде всего, относятся ВНП и ВВП, которые отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства:
- материальное производство;
- услуги.
Оба определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Эти показатели подсчитываются в ценах как текущих (действующих), так и постоянных (ценах какого-либо базового года) 3.
Таблица 1
Показатели экономической безопасности
№ | Классификация показателей | Виды |
1 | Общее деление | - внешние;
- внутренние. |
2 | По степени значимости | - общие;
- базовые; - частные. |
3 | По масштабам характеризуемого объекта безопасности | - микроэкономические
показатели, определяющие состояние
предприятия, фирмы, учреждения, а также
семьи и личности; - мезоэкономические показатели, характеризующие регион или отрасль; - макроэкономические показатели, отражающие состояние экономики страны в целом. |
Источник:
Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика:
Учебное пособие, переработанное и дополненное
- М.: Инфра-М, 2008г., С. 50-53.
Одним из основных макроэкономических параметров (показателей), оценивающих результаты экономической деятельности, является ВВП.
Валовой внутренний продукт (ВВП) - это показатель национального объема производства, который включает продукцию и услуги, произведенные внутри страны и только с использованием факторов производства, принадлежащих собственникам данного государства.
Валовой национальный продукт (ВНП) - это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенное время. ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности предприятий, в том числе и на территории других стран.
Реальный ВВП характеризует физический объем, а реальный продукт - это стоимостное выражение ВВП. Чем выше цены, тем больше стоимостная величина продукта, хотя физическое его измерение не изменилось. Поэтому для того, чтобы измерить реальную динамику производства, применяют дефлятор ВВП.
Однако к одному из важнейших макроэкономических показателей относится индекс потребительских цен.
Для
определения индекса
Индекс активно используется для индексации доходов населения, и экономисты считают, что во многих случаях использование этого индекса завышает рост цен и стимулирует инфляционные процессы в обществе 4.
Национальный доход - является еще одним наиболее важным макроэкономическим показателем. Он показывает, во сколько обществу обходится с точки зрения потребления ресурсов производство данного чистого объема производства - это объем потребления ресурсов национального годового производства собственниками факторов производства.
Роль национального дохода как макроэкономического показателя проявляется в том, что он служит достаточно надежным измерителем динамики цен национальных факторов производства или экономических ресурсов.
Национальный доход отражает ту часть фактического совокупного объема, которая пошла на создание физического объема производства данного года. Однако национальный доход - это заработанный доход, который должен быть скорректирован на фактор налогов и трансфертных платежей.
Национальный доход полностью не попадает в домохозяйства и не учитывает полученные гражданами доходы, не являющиеся результатом их участия в производстве конечных товаров и услуг в данном году. Поэтому различают заработанный доход или, как его еще называют, - национальный доход, и полученный доход, который часто называют личным доходом.
Вышеупомянутый личный доход также относится к макроэкономическим показателям экономической безопасности страны, и является фактически полученным домохозяйствами доходом 5.
Пороговые
значения основных макроэкономических
показателей экономической безопасности
страны.
Как уже говорилось, для экономической безопасности большое значение имеют пороговые значения макроэкономических показателей.
Ведь пороговые значения являются важнейшим инструментом системного анализа, прогнозирования и социально-экономического планирования. Они должны приобрести статус одобренных или утвержденных на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным элементом правительственных экономических программ.
Первой важной группой являются пороговые значения показателей экономической безопасности, касающиеся производственной сферы, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важны здесь показатели по общему объему производства (Таблица 2) 6. (Приложение 1)
Приведенные
в таблице пороговые значения
уровней экономической
Практически
не улучшается положение дел в
осуществлении структурной
Угрозы
экономической безопасности Российской
Федерации продолжают нарастать, что
обусловливает необходимость
Россия, претендующая на роль великой державы, должна иметь соответствующий объем производства. В связи с этим была принята следующая величина пороговых значений: объем валового внутреннего продукта в целом в размере 75% от среднего показателя по странам «большой восьмерки», на душу населения - 50%, и 100% - от среднемирового показателя ВВП 8.
Следует признать, что фактические показатели в России в настоящее время существенно ниже этих пороговых значений. Размер ВВП в целом составляет сейчас порядка 60% от среднего показателя по странам «большой восьмерки». И на душу населения - примерно 20%, а также 25% от среднемирового.
По
размерам ВВП в целом Россия опустилась
во вторую десятку наиболее развитых
стран мира. Впереди идут США, Китай, Япония,
Германия, Франция, Великобритания, Италия,
Канада, Индия, Бразилия и Индонезия. По
ВВП на душу населения Россия оказалась
на 59 месте в мире.
При таких объемах производства национальный
интерес России сохранить свою роль великой
державы явно находится под угрозой. Поэтому
сейчас крайне важно переориентировать
экономическую политику на достижение
существенно роста производства 9.
1.2. Теоретическое обоснование роли информационных технологий в обеспечении экономической безопасности
Проблемы
обеспеченности информационной безопасности
в РФ находят свое отражение
не только в исследованиях и
Больше десяти лет Россия находится в условиях интенсивного реформирования. За эти годы существенно изменилась форма собственности, не однократно расширялся идеологический спектр политических партий и движений, обострялась социальная дифференциация общества, произошла трансформация представлений о роли и месте нашего государства в новом меняющемся мире 10.
Однако, в большинстве сфер деятельности страны произошли позитивные изменения в реализации реформ, важно подчеркнуть, что развитие информационной организации России объективно переживает сложный период. В результате информационная сфера, ее ресурсы, в том числе и их защищенность, отстают в развитии от других институтов современного российского общества. Данное обстоятельство негативно сказывается не только на информационной организации страны, но и на состоянии информационной безопасности государства, информационной безопасности личности и всего общества в целом 11.
Важную
роль в обеспечении информационной
безопасности страны, играет его
защищенность, создаваемая государством
при реализации ряда мероприятий
и призванная противостоять реальным
и потенциальным угрозам
Проблема обеспеченности информационной безопасности федеральными органами законодательной и исполнительной власти РФ, политическим руководством страны, учеными и практиками воспринимается как одна из наиболее актуальных и жизненно важных для современного состояния и перспектив развития российской государственности, демократии, гарантий защиты интересов общества и личности. Социально-политическая рефлексия данных проблем в значительной степени определяется динамикой современных политических процессов, связанных с формированием нового миропорядка, объективными процессами изменения роли и места России на мировой политической арене, происходящими на фоне кризисных явлений в ходе модернизации Российского государства, в том числе и в информационной сфере.
Вопросы обеспечения информационной безопасности, непосредственно связанные с реформированием информационной организации страны, находят свое приоритетное отражение в политических заявлениях государственных и общественных деятелей различного уровня, в концептуальных установках общественных движений и политических организаций и их лидеров.
В этой связи важным представляется выявление содержания, структурно-логических и функциональных зависимостей между собой таких категорий, как безопасность, национальная безопасность, информационная безопасность 12.
Понятие безопасность современные ученые и практики рассматривают с самых различных сторон. Однако наиболее распространенным стал подход, согласно которому под безопасностью понимают состояние защищенности общества и его составляющих от внутренних и внешних угроз, являющееся свойством социальной системы.
Такой подход закреплен и в Законе Российской Федерации "О безопасности", в статье 1 которого безопасность определена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и страны от внутренних и внешних угроз" 13.
Понятие безопасность органически связано и с рядом других определениях, таких как интересы, угроза, опасность, защита и другие.