Влияние информационных технологий на обеспечение экономической безопасности страны: мировой опыт и практика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:07, дипломная работа

Описание работы

В настоящей работе информационные технологии рассматриваются как процесс многоступенчатой эволюции, которая в итоге должна привести общество к разработке систем и технологий, обеспечивающих экономическую безопасность как на уровне индивида, то есть граждан страны, как и на уровне экономики в целом.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3

1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ИНДИКАТОРЫ 8
1.1 Сущность и основные показатели экономической безопасности 8
1.2. Теоретическое обоснование роли информационных технологий в обеспечении экономической безопасности 14
1.3. Показатели эффективности информационных технологий 24
Выводы 33

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 36
2.1 Система органов и субъекты государственного обеспечения экономической безопасности 36
2.2 Информационные технологии в области обеспечения экономической безопасности 44
Выводы 53

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 54
3.1 Роль информационных технологий в обеспечении экономической безопасности национальной экономики 54
3.2 Совершенствование государственного управления и контроля в области экономической безопасности за счет взаимодействия с информационными технологиям 63
Выводы 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76

Файлы: 1 файл

Task - диплом.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

     К сожалению, реализуемые мероприятия  носят фрагментарный характер и в настоящий момент существует ряд проблем, оказывающих сдерживающее влияние на эффективность формируемой системы.

     Прежде  всего, не разработана единая экономическая  политика в сфере обеспечения  экономической безопасности регионов. Отсутствует полноценная система индикаторов экономической безопасности, позволяющая оперативно и достоверно оценивать состояние экономики Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Отсутствуют утвержденные пороговые значения индикаторов экономической безопасности, позволяющие оценить глубину кризисных явлений. Недостаточно развито информационное обеспечение управления экономической безопасностью. Формирование системы мониторинга экономической безопасности находится в самой начальной стадии, что не позволяет в полной мере осуществлять оценку угроз экономической безопасности и принимать адекватные меры.

     Разработка  и применение эффективных методик  оценки экономической безопасности имеет первостепенное значение в  формировании системы управления государством и составляющих его регионов. В этих условиях особую теоретическую и практическую значимость приобретают научные исследования в области методологии и практики оценки и управления экономической безопасности на региональном уровне 61.

     Степень разработанности проблемы. Проблемы оценки и управления экономической безопасностью находятся в центре внимания как зарубежных, так и отечественных ученных. Их решению посвящен ряд публикаций, в которых авторы исследуют проблемы экономической безопасности, проводят их классификацию и анализ, предлагают методики для количественной оценки экономической безопасности и механизмы реализации ее стратегии.

     Среди отечественных ученых, уделяющих  большое внимание исследованиям  данной проблемы, следует выделить работы Абалкина Л.Н., Глазьева Н., Дворянкова В.А., Загашвили В. С, Олейникова Е. А., Панова А., Сенчагова В.К., Тамбовцева В., Татаркина А.И. и др., которые рассматривают, главным образом, макроэкономический уровень проблемы.

     Следует отметить, что до сих пор не разработана методология формирования интегрального показателя экономической безопасности, позволяющего не только оценивать социально-экономическое состояние региона, но и определять совокупность мероприятий направленных на снижение угроз экономической безопасности.

     Практика  показывает, что в реальной жизни  многие решения в области развития ИТ принимаются не в результате анализа  реальных потребностей, а под влиянием рекламы, данных о затратах на ИТ на аналогичных предприятиях, а также в силу предпочтений отдельных пользователей или специалистов относительно тех или иных приложений. Например, для руководителей, которые несут ответственность за деятельность предприятий в целом, как и для тех, кто отвечает за применение ИТ, необходимо более широкое видение проблем, связанных с интеграцией ИТ в различных сферах бизнеса и, прежде всего, анализ основных тенденций в области развития и применения ИТ 62.

     В связи с этим выделяют пять основных тенденций, наиболее характерных для современной практики в области разработки и применения ИТ:

     1) ИТ влияют на отрасли и фирмы различным образом. От типа влияния зависят подходы и инструменты управления ИТ, которые соответствуют тому или иному предприятию.

     2) Телекоммуникации, компьютерное оборудование и программное обеспечение быстро развиваются и будут продолжать меняться. Это, с одной стороны, создает проблемы для предприятия, а с другой, появляется больше возможностей повышения эффективности своей деятельности.

     3) Время, необходимое для успешного обучения персонала, ограничивает скорость адаптации предприятий к современным информационным технологиям.

     4) Предприятия все чаще покупают готовое программное обеспечение и услуги в области ИТ, а не создают их сами.

     5) Хотя все элементы жизненного цикла ИТ сохраняются, новые технологии требуют совершенно других подходов к управлению ИТ.

     Проблемы  информационной безопасности. В настоящее время информационная безопасность является одной из важнейших проблем современного общества 63.

     В начале 80-х гг. XX века защита информации могла быть эффективно обеспечена при  помощи специально разработанных организационных  мер и программно - аппаратах средств  шифрования. С изобретением локальных  и глобальных сетей, каналов спутниковой  связи вопрос об информационной безопасности встал наиболее остро.

     К основным особенностям современных  информационных технологий можно отнести следующие (Таблица 7). 64

     Поэтому, с каждым годом разрабатываются  новые программные средства защиты информации, охватывающие все больший объем информации и новые технологии ее защиты.

     К ним относят специальные программные  средства, предназначенные для выполнения защитных функций компьютерной системы.  
 

     Таблица 7

     Особенности современных ИТ

Особенности ИТ
1 - Усложнение  программных средств компьютерной системы;
2 - Сбор и хранение  крупных информационных баз на  электронных носителях;
3 - Прямой доступ  к ресурсам компьютерной системы  большого числа пользователей  различной категории и с различными  правами доступа в системе;
4 - Объединение в общий информационный массив различных методов доступа;
5 - Увеличение  стоимости ресурсов компьютерных  систем;
6 - Использование  большинством государственных и  частных организаций специальных  антивирусных программ в качестве  средств безопасности.

Источник: Общие проблемы ИТ. Вопросы теории - Проблемы информатизации. Режим доступа: http://www.morepc.ru/informatisation/articles.html?cat=63

      

     Основные  программные средства информационной защиты включают:

     - Программы идентификации аутентификации пользователей компьютерной системы;

     - Программы разграничения доступа  пользователей к ресурсам компьютерной системы;

     - Программы, защищающие от несанкционированного доступа, копирования, изменения и использования информации.

     - Применительно к обеспечению безопасности компьютерной системы, идентификация пользователя означает подтверждение того, что предъявленное имя соответствует имени данного субъекта.

     Основные  преимущества, а также недостатки   программных средств информационной безопасности можно рассмотреть в Таблице 8 65.

     Таблица 8

     Преимущества, а также недостатки   программных средств информационной безопасности

Преимущества Недостатки
1 - Гибкость (адаптация  к различным условиям применения); - Низкая производительность;  
 
2 - Простота применения и тиражирования; - Многие программные  средства не встроены в компьютерную  систему;
3 - Неограниченные  возможности развития программных  средств. - Значительное  снижение эффективности всей  компьютерной системы в связи  с потреблением ее ресурсов  защитными программами.

Источник: Общие проблемы ИТ. Вопросы теории - Проблемы информатизации. Режим доступа: http://www.morepc.ru/informatisation/articles.html?cat=63  

     Аппаратные  средства защиты. Аппаратные средства информационной защиты включают электронные и электронно-механические устройства, призванные выполнять функции по обеспечению безопасности информации.

     К основным аппаратным средствам защиты информации относятся:

     - Устройства ввода идентифицирующий пользователя информации;

     - Устройства шифрования информации;

     - Устройства для блокирования  незаконного включения рабочих  серверов 66.

     Далее хотелось бы подробнее остановиться на психологических проблемах внедрения ИТ на предприятии.

     Как было сказано  ранее, от внедрения  ИТ повышается эффективность производственной деятельности на предприятиях, и улучшаются результаты хозяйственной деятельности. Однако игнорирование влияние человеческого фактора может привести к только отрицательному результату внедрения ИТ.

     Если  менеджеры знают о том, как  мыслят и как работают люди, использующие новые ИТ, то предприятия, на которых работают такие менеджеры могут надеяться на большую отдачу от средств, вложенных в ИТ.

     В соответствии с теорией любого изменения  очень важно чтобы внедрение  ИС не отражалось на положении сотрудников - при внедрении новых ИТ следует стремиться ничего не ломать и в то же время стремиться организационно обеспечить нормальную работу.

     Внедрение ИС должно давать предприятию реальную отдачу, но с другой стороны –  чтобы организационные изменения  с первого шага не привели к какому-то противодействию.

     В настоящее время имеется два  взгляда на место человека в ИТ (Таблица 9). 67

     Психологические проблемы внедрения по значимости не уступают техническим. Например, если отношения между заказчиком и  исполнителями (группой внедрения) строятся по формальному принципу, то информатизация часто не достигает своих целей. Необходимо понимать, что процесс информатизации и компьютеризации может перерасти в бесконечный процесс, и поставленных перед информатизацией результатов можно достичь, только если отношения между сторонами будут партнерскими. Именно партнерские отношения являются залогом успеха внедрения, смягчают проблемы неприятия нового со стороны будущих пользователей и/или скрытого саботажа внедрения 68.

     Общий образовательный, исполнительный и управленческий уровень персонала на отечественных предприятиях достаточно высок. Практика показывает, что отечественные специалисты осваивают новые технологии заметно быстрее, чем их западные коллеги. 

     Таблица 9

     Различные взгляды  на место человека в ИТ

Первая  теория Вторая теория
      Человек является одним из элементов системы, использующей ИТ, на которого с целевой  необходимостью замыкаются информационные потоки. В этом случае целью создания ИТ является рациональная организация  информационных взаимодействий, подчиненных основным целям предприятия.

      Однако  критерии оценки качества ИТ не могут  быть определены в терминах ее самой, т.к. информация здесь - это только лишь средство, конечный результат функционирования ИТ.

      Эта информация, вырабатываемая и циркулирующая внутри организации, предназначена для управления только лишь некоторым процессом или объектом.

      В этом случае ИТ - является одним из системообразующих  и интегрирующих факторов, обеспечивающих согласование и координацию информационных взаимоотношений на предприятии, во втором - это механизм производства и распределения информации.

      Когда человек является конечным звеном ИТ, получателем вырабатываемого ею продукта - информации.

      В этом случае основным критерием оценки ИТ является качество предоставляемой пользователям информации, а цели создания ИТ определяются существенно уже - это производство и распределение информационных ресурсов.

      Информация  здесь - предмет потребления.


Источник: Психологические проблемы внедрения  ИТ на предприятии, С. 2-3. Режим доступа: http://www.itstan.ru/psihologija-v-it/psihologicheskie-problemy-vnedrenija-it-na-predprijatii.html 

     На  западе приняты гораздо более  длительные сроки обучения, а на отечественных предприятиях наблюдаются  высокие темпы освоения сложных систем и степени их отдачи.

     Здесь в первую очередь обращается внимание на роль психологического фактора в возникновении проблем при внедрении новых ИТ. Поэтому предлагается классифицировать проблемы, в зависимости от уровня, занимаемого субъектом в иерархической лестнице управленческого персонала.

     Можно выделить заинтересованные группы, от деятельности которых зависит принятие решений в сфере ИТ:

     - Высшее руководство (топ-менеджмент), которое должно управлять ИТ как стратегическим потенциалом;

     - Специалисты среднего звена: - ключевые специалисты, занимающиеся поиском системных решений для оптимизации функциональных задач; - менеджеры структурных подразделений, в том числе и менеджеры служб бухгалтерско-финансового учета, если таковые предусмотрены организационной структурой предприятия, которые должны использовать ИТ в силу целевых функций своей деятельности;

Информация о работе Влияние информационных технологий на обеспечение экономической безопасности страны: мировой опыт и практика России