Влияние информационных технологий на обеспечение экономической безопасности страны: мировой опыт и практика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:07, дипломная работа

Описание работы

В настоящей работе информационные технологии рассматриваются как процесс многоступенчатой эволюции, которая в итоге должна привести общество к разработке систем и технологий, обеспечивающих экономическую безопасность как на уровне индивида, то есть граждан страны, как и на уровне экономики в целом.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3

1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ИНДИКАТОРЫ 8
1.1 Сущность и основные показатели экономической безопасности 8
1.2. Теоретическое обоснование роли информационных технологий в обеспечении экономической безопасности 14
1.3. Показатели эффективности информационных технологий 24
Выводы 33

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 36
2.1 Система органов и субъекты государственного обеспечения экономической безопасности 36
2.2 Информационные технологии в области обеспечения экономической безопасности 44
Выводы 53

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 54
3.1 Роль информационных технологий в обеспечении экономической безопасности национальной экономики 54
3.2 Совершенствование государственного управления и контроля в области экономической безопасности за счет взаимодействия с информационными технологиям 63
Выводы 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76

Файлы: 1 файл

Task - диплом.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

     Однако, как показывает опыт, с их помощью удается оценить финансовую реализуемость и экономическую состоятельность конкретного ИТ-проекта с учетом специфики конкретного предприятия. Этот опыт основан, в частности, на применении данной методики в Департаменте финансов Министерства путей сообщения РФ для оценки эффективности проекта Единый комплекс "Автоматизированная система управления финансами и ресурсами".

     Информационная составляющая экономической безопасности предполагает такой порядок взаимного обмена экономическими, социальными, научно-техническими и военными сведениями внутри народнохозяйственного комплекса и зарубежными партнерами, при котором будет гарантироваться надлежащая тайна ведения бизнеса в интересах государства, общества и хозяйствующего субъекта.

     Информационная функция системы экономической безопасности заключается в получении системой в целом и ее элементами информации, необходимой для осуществления согласованной и целенаправленной деятельности по достижению поставленных целей 35.

     Требования  к реализации этой функции будут определяться необходимостью и достаточностью представляемой потребителю информации в соответствии с его запросами и потребностями.

     Итак, на старте ХХI века особую роль и значимость приобретает информационная составляющая экономической безопасности.

     Анализ  основных элементов, составляющих экономическую  безопасность РФ, показывает, что ее пороговые значения во многих случаях  превысили минимально допустимые нормы. Угрозы и опасности охватили ведущие  отрасли экономики, затронули фундаментальные основы обеспечения жизнедеятельности человека и государства. Пока еще не все потеряно. Но необходимо оперативно разработать эффективную стратегию обеспечения экономической безопасности России.

    Выводы

     Макроэкономические  показатели являются наиболее значимыми, так как именно они определяют степень экономической безопасности страны, уровень ее благосостояния, и состояния национального хозяйства. Наивысшая степень экономической безопасности достигается при условии, что весь комплекс общих макроэкономических показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

     Следовательно, обеспечение экономической безопасности в нашей стране - это гарантия независимости России, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

     В рамках реализации  задач безопасности информации необходимо, прежде всего, определиться с категорированием объектов, порядком формирования их перечней на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, а также выработать общий подход к разработке требований к таким объектам, учитывая, что эти требования могут быть не только техническими (что должно закрепляться в технических регламентах), но и организационными, включая требования к персоналу, что должно закрепляться иными федеральными законами.

     Уровень федерального закона оправдан, поскольку к числу критически важных объектов будут отнесены, в том числе негосударственные организации, вынужденные самостоятельно финансировать создание, поддержание и развитие системы комплексной безопасности.

     Требования  к таким организациям, их права, полномочия органов государственной власти в отношении деятельности этих организаций должны быть установлены отдельным федеральным законом.

     Вопрос  о выделении требований по обеспечению  информационной безопасности критически важных объектов из числа требований обеспечения их комплексной безопасности и закреплении этих требований в отдельном законодательном акте требует дополнительного изучения.

     Основные  пути и направления реализации концептуальных положений информационной безопасности государства должны отражаться в научно обоснованной доктрине информационной безопасности, которая, как правило, разрабатывается на определенный период. Доктрина информационной безопасности государства является не только системой официально принятых взглядов по информационным и другим вопросам, но прежде всего руководством к действию. На основе доктринальных положений осуществляется широкий круг политических мероприятий и действий во внешней и внутренней политике государства.

     Одну из главных ролей в процессе эффективной информатизации современной российской экономики играет комплект информационных технологий, методик их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей передачи данных, как общенационального назначения, так и специализированных, функционирующих и взаимодействующих на основе единых принципов, обеспечивающих информационную связь Федерации в целом, отдельных регионов, организаций и граждан.

     Особое место в ряду применяемых технологий занимают наиболее современные, так называемые новые информационные технологии (НИТ). Здесь существующие информационные технологии формально можно разделить на два крупных взаимосвязанных класса: программно-математические инструментальные средства информатизации, предназначенные для проектирования современных НИТ, и прикладные информационные технологии, обеспечивающие принятие и поддержку решений.

     Информационные  технологии  определяют  аппаратное обеспечение, программное обеспечение, телекоммуникации, системы управления базами данных и другие технологические средства хранения, обработки и передачи информации. Эти технологические приемы позволили менеджерам организаций создать и обеспечить доступность к сложным системам внутри и вне предприятий. Доступность ИТ и постоянно снижающиеся затраты на их внедрение оказывают постоянное давление на организации, побуждают их к инвестициям в новые аппаратные средства, программное обеспечение и другие технологические возможности обработки информации, поскольку это является непреложным требованием рынка.

 

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1 Система органов и субъекты  государственного обеспечения 
экономической безопасности

 

     Система государственных органов, которая обеспечивает экономическую безопасность России, за период с 1990-1998 гг. перенесла несколько этапов реформ, реорганизации, а также  переименований. После  принятия закона РФ «О Безопасности» от 25.12.1992 N 4235-1, фактически сложилась система основных государственных органов, обеспечивающих экономическую безопасность государства, каждый из которых выполняет эту функцию в пределах предоставленных ему полномочий и с учетом положений вышеуказанного закона 36.

     Многообразие  форм собственности, рыночные отношения  в корне должны были изменить не только видение содержания экономической безопасности, систему мер ее обеспечения, но и подход к самой системе органов, призванных осуществлять всю деятельность, наполнить конкретным содержанием систему мер по обеспечению экономической безопасности. Это касается всех аспектов проблемы, прежде всего, системы государственных органов. Необходимо отметить многоаспектность самой проблемы экономической безопасности. Поэтому вряд ли возможно всю эту многоаспектность охватить деятельностью одного - двух органов.

     Во-первых, эти органы, действующие в пределах своей компетенции, смогут бороться только с последствиями, не затрагивая причин, связанных с  угрозой экономической безопасности.

     Во-вторых, любая постановка перед данными органами задачи по обязательному воздействию на причины, вследствие которых возникают угрозы, немедленно будет выходить за пределы их компетенции, то есть, будет осуществляться или на грани закона, или с нарушением закона 37.

     Решение противоречий - это  обязанность, главным образом, государственных органов, занимающихся управлением экономики и регулированием экономических отношений. Поэтому возникает определенная иерархия, в которой каждый уровень решает круг задач, определяемых его компетенцией. При таком подходе принято выделять несколько уровней, образующих систему федеративных органов и ведомств, занятых в пределах своей компетенции проблемами экономической безопасности:

     1) органы законодательной власти, определяющие на уровне законов основные направления и механизмы обеспечения экономической безопасности;

     2) органы исполнительной власти, определяющие стратегию обеспечения экономической безопасности и ее реализацию на уровне экономической политики на каждом политическом этапе развития страны;

     3) судебные органы, которые обеспечивают неукоснительное соблюдение законов в  данной сфере и правовой контроль за их выполнением;

     4) специализированные  государственные институты, обеспечивающие экономическую безопасность на уровне системы мер, то есть органы, осуществляющие административно-правовые и финансовые режимы;

     5) системы органов внутренних дел, спецслужб и безопасности, имеющая право на осуществление оперативно-розыскной деятельности, призванная осуществлять непосредственную борьбу с угрозами экономической безопасности.

     6) система научных и аналитических центров, вузов, школ, призванная обеспечить, во-первых, научную (методологическую и методическую) проработку проблем и вопросов, связанных с экономической безопасностью и, во-вторых, обеспечить подготовку соответствующих кадров для каждого уровня иерархии органов и ведомств 38.

     Таким образом, экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, включая представителей спецслужб. Связано это, прежде всего, с тем, что экономическая сфера государства является  главенствующей и определяет жизнеспособность  других сфер. Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее. Исходя их этого  экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности. 

     Субъекты  экономической безопасности.

     Субъекты экономической безопасности – это организации, государственные институты, службы, отдельные личности (оперативные работники, частные детективы, сотрудники служб безопасности и другие), которые обеспечивают безопасность объекта на основе практических действий при введении в действие механизма обеспечения экономической безопасности и организации практических действий. Когда речь идет о субъектах обеспечения экономической безопасности, следует обратить внимание на систему обеспечения государственной безопасности России 39. Система обеспечения государственной безопасности на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики образуется при взаимодействии между собой силы ее обеспечения и  иных государственных органов и организаций, несущих, в пределах своей компетенции, всю полноту ответственности за обеспечение безопасности.

     С правовой точки зрения, основные  функции системы обеспечения экономической безопасности  это:

     - прогнозирование и выявление  угроз экономической безопасности;

     - разработка и осуществление комплекса  оперативных и долговременных  мер по предупреждению и нейтрализации  угроз экономической и национальной  безопасности;

     - создание и поддержание в готовности сил обеспечения национальной безопасности;

     - участие в обеспечении всеобщей  и региональной безопасности, в  соответствии с международными  договорами РФ 40.

     Изначально  понималось, что экономическая безопасность - прерогатива органов госбезопасности. Бесспорно, правоохранительные органы, спецслужбы, в том числе и ФСБ России, - важное звено обеспечения экономической безопасности страны. Однако не следует переоценивать роль этого звена. Если сама структура экономики не обеспечивает безопасности, то и специальная надстройка над ней в виде особой системы обеспечения безопасности способна ее успешно реализовать.

     ФСБ России принимает участие в обеспечении  экономической безопасности страны в соответствии с Федеральным  законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации». Однако складывающаяся ситуация потребовала в настоящее время определенной корректировки решаемых органами ФСБ задач 41.

     Это обусловлено, в первую очередь, повышенной уязвимостью экономики в период проведения реформ, разбалансированностью и правовой неурегулированностью системы новых экономических отношений, проявлением масштабных негативных тенденций, порождающих усиление внутренних и внешних угроз экономической безопасности страны.

     В этой связи первоочередные усилия органов ФСБ сосредоточены на выявлении и пресечении деятельности зарубежных спецслужб и организаций, межрегиональных и международных сообществ, направленной на нанесение ущерба российской экономике, в частности попыток контрабандного вывоза из России сырьевых ресурсов, материалов и технологий. Особое место отводится получению упреждающей информации о зарубежных партнерах и конкурентах крупнейших российских предприятий, банков, финансово-промышленных структур, их планах и замыслах, реализация которых формирует угрозы экономической безопасности России.

     Информация  по наиболее важным проблемам экономической  безопасности нашей страны регулярно  докладывается Президенту и председателю Правительства Российской Федерации.

Информация о работе Влияние информационных технологий на обеспечение экономической безопасности страны: мировой опыт и практика России