Влияние Таможенного Союза на экономику Кыргызстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:37, реферат

Описание работы

Формирование Таможенного союза на сегодняшний день является одним из наиболее важных
факторов влияющих на внешнюю торговлю Кыргызской Республики, так как около половины
товарооборота Кыргызстана осуществляется со странами ТС. В настоящий момент, несмотря на
политические заявления, перспективы вступления Кыргызстана в эту организацию еще не ясны,
учитывая не определенность процедур принятия новых членов и ряд других серьезных
противоречий внутри союза.

Содержание работы

Введение ......................................................................................................................................................3
1. Тенденции во внешней торговле Кыргызской Республике..................................................................4
1.1 Состояние и условия ведения внешней торговли в Кыргызской Республике .............................4
1.2 Внешняя торговля Кыргызской Республики и создание Таможенного Союза (ТС) ....................5
1.3 Последствия закрытия границы с Казахстаном..............................................................................6
1.3.1 Потери торгового бизнеса .........................................................................................................8
1.3.2 Потери отраслей производства.................................................................................................9
1.3.3 Выводы по потерям бизнеса ...................................................................................................13
1.4 Потери государственного бюджета ...............................................................................................14
2. Возможные сценарии развития внешней торговли............................................................................16
3. Рекомендации........................................................................................................................................18
4. Приложения ...........................................................................................................................................19
4.1 Расчет индекса выявленных конкурентных преимуществ для различных групп товаров .......19
4.2 Анализ фискальной политики КР в сфере внешнеэкономической деятельности.....................20
4.3 Анализ применения механизма контрольных цен в Таможенном союзе и Кыргызстане.........24
4.4 Анализ системы выдачи сертификатов происхождения в Таможенном союзе и Кыргызстане
.................................................................................................................................................................273

Файлы: 1 файл

Влияние Таможенного Союза на.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

«Влияние Таможенного Союза  на

экономику Кыргызстана»

Часть II

Итоговый  отчет о результатах исследования

Для Министерства экономического регулирования КР

30 ноября 2010 г.

Аскар Бешимов, руководитель проекта

Фонд ―Проект  будущего‖

Октябрь Абдыкаимов, эксперт

Фонд ―Проект  будущего‖

Салика  Султаналиева, эксперт

Это исследование стало возможным благодаря помощи американского народа, оказанной 

через агентство  США по международному развитию (USAID). Фонд “Проект будущего” и 

AECOM International Development несут полную ответственность за содержание публикации,

которое не обязательно отражает позицию USAID или  Правительства США.2

Оглавление

Введение ......................................................................................................................................................3

1. Тенденции  во внешней торговле Кыргызской  Республике..................................................................4

1.1 Состояние  и условия ведения внешней  торговли в Кыргызской Республике .............................4

1.2 Внешняя  торговля Кыргызской Республики  и создание Таможенного Союза  (ТС) ....................5

1.3 Последствия  закрытия границы с Казахстаном..............................................................................6

1.3.1 Потери  торгового бизнеса .........................................................................................................8

1.3.2 Потери  отраслей производства.................................................................................................9

1.3.3 Выводы по потерям бизнеса ...................................................................................................13

1.4 Потери  государственного бюджета ...............................................................................................14

2. Возможные  сценарии развития внешней торговли............................................................................16

3. Рекомендации........................................................................................................................................18

4. Приложения ...........................................................................................................................................19

4.1 Расчет индекса выявленных  конкурентных преимуществ для  различных групп товаров .......19

4.2 Анализ фискальной политики  КР в сфере внешнеэкономической  деятельности.....................20

4.3 Анализ применения механизма  контрольных цен в Таможенном  союзе и Кыргызстане.........24

4.4 Анализ системы выдачи сертификатов  происхождения в Таможенном союзе и Кыргызстане

.................................................................................................................................................................273

Введение

Формирование Таможенного союза  на сегодняшний день является одним из наиболее важных

факторов влияющих на внешнюю торговлю Кыргызской Республики, так как около  половины

товарооборота Кыргызстана осуществляется со странами ТС. В настоящий момент, несмотря на

политические заявления, перспективы вступления Кыргызстана в эту организацию еще не ясны,

учитывая не определенность процедур принятия новых членов и ряд других серьезных 

противоречий внутри союза.

Следует отметить, что наша страна имеет как двусторонние, так и  многосторонние договоренности

о зоне свободной торговли (ЗСТ) с  членами Таможенного союза. В  этом контексте, создание ТС на

начальном этапе не должно принципиальным образом менять условия доступа  на рынки ТС

кыргызской продукции, что подтверждается данными официальной статистики по итогам 7

месяцев 2010 года.

Однако, по данным международных исследований, через Кыргызстан проходят торговые потоки,

которые не отражаются в официальной  статистике и занимают значительную долю во внешней 

торговле. По нашим оценкам, полноценное  функционирование ТС будет сопровождаться

усилением администрирования на внешних  границах организации и в этой связи, негативно 

отразится на вышеупомянутых потоках  из КР.

В апреле 2010 года, после известных  событий, некоторые страны (в том  числе и член ТС),

граничащие с Кыргызстаном в одностороннем порядке закрыли автомобильные пункты пропуска,

на короткое время, прервав даже пассажирское сообщение между странами. Изучение

последствий такого шага можно рассматривать  как с позиции оценки потерь государства  и 

бизнеса, так и построения примерного сценария полноценного функционирования ТС, в части 

администрирования.

Настоящий отчет является второй фазой  исследования последствий создания Таможенного союза 

проведенного при поддержке USAID по либерализации региональной торговли и таможенной

реформе. Основной целью является рассмотрение влияния функционирования Таможенного 

союза на Кыргызстан (без его участия  в союзе), а также выработка  рекомендаций по торговой

политике, необходимой для преодоления  возможных в этой ситуации, негативных последствий.

Исследование включает в себя:

1. Анализ текущей ситуации во  внешней торговли КР, тенденции  и развитие; и еѐ влияние на 

занятость, формирование государственного бюджета;

2. Анализ последствий этих тенденций  на занятость населения и формирование государственного

бюджета;

3. Определены отдельные проблемы, препятствующие формированию четкой  торговой политики;

4. Представлены результаты оценки  ущерба от закрытия границ  для бизнеса и государства.

В последнем разделе предложены рекомендации, в виде комплекса мер направленных на

повышение эффективности торговой политики, совершенствование налогового законодательства,

институциональное укрепление бизнеса  и др.

К отчету приложены подробные аналитические  и описательные материалы, ставшие основой для

рекомендаций.

1. Расчет индекса выявленных  конкурентных преимуществ для  различных групп товаров,

экспортируемых Кыргызстаном;

2. Анализ фискальной политики  с возможными путями совершенствования  данной сферы;

3. Анализ системы выдачи сертификатов происхождения продукции, существующие

проблемы и его соответствие нормативной базе Таможенного союза;

4. Практика применения контрольного  уровня цен во внешней торговле  Кыргызстана и 

странах Таможенного союза.4

1. Тенденции во внешней торговле Кыргызской

Республике

1.1 Состояние и условия ведения  внешней торговли в 

Кыргызской Республике

Кыргызская Республика, согласно официальным  данным, относится к странам с  высоким уровнем 

открытости экономики, о чем  свидетельствует показатели отношения объема внешней торговли к

ВВП. Одной из основных причин, объясняющих  рост показателей внешнеторговой деятельности

КР до 2009 года, является принятие мер  политики по либерализации данной сферы, в том числе 

вступление во Всемирную торговую организацию (далее ВТО), вследствие которого были снижены

ставки таможенных пошлин и либерализовано внутреннее законодательство и обеспечен  равный

доступ на внутренний рынок.

Внешнеторговый оборот республики за последние 9 лет имел устойчивую тенденцию роста. С 

2001 по 2008 гг. он вырос более чем в 6 раз, при этом отмечается его снижение в 2009 году с 5,92

до 3,85 млрд. долларов США, на что во многом повлиял мировой экономический  кризис. В 

текущем году показатели внешней торговли также снижаются и по итогам 7 месяцев составили 2,5

млрд. долларов США, что на 15,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

(без учета экспорта золота).

Таблица 1. Показатели внешней торговли

(млрд. долларов)

Наименование 2005 2006 2007 2008 2009 2010

(7мес)

Объем внешней

торговли

1,86 2,82 4,11 5,92 3,85 2,5

Экспорт 0,67 0,89 1,32 1,85 1,17 0,85

Импорт 1,18 1,93 2,78 4,07 2,68 1,65

Сальдо торгового 

баланса -0,51 -1,04 -1,46 -2,21 -1,51 0,8

Внешняя торговля к 

ВВП, % 72,1 88,7 93,4 110,7 97,9 Н/Д

Источник: Нацстаткомитет КР, официальный сайт Министерства финансов КР, НБ КР

Основные статьи экспорта включают в себя продукцию швейного производства, сельского 

хозяйства, золото, электроэнергия, стройматериалы. Основными статьями импорта являются не

производимые в Кыргызстане товары: горюче-смазочные материалы, продукция химической

промышленности, машины и оборудование, транспортные средства.

Внешняя торговля играет немаловажную роль в обеспечении занятости  населения. Согласно

данным Национального статистического  комитета КР в сфере торговли задействовано более 220

тыс. человек. При этом согласно результатам  исследования Всемирного банка1

только на двух

крупнейших рынках республики –  «Дордой» и «Карасуу» работают около 60 тысяч человек с 

косвенным привлечением более 300 тысяч чел.

1

Bazaars and Trade Integration in CAREC Countries. Report prepared by World Bank, May 20095

Внешняя торговля играет весомую роль в сфере формирования доходов  государственного

бюджета. В 2009 году за счет налогов  и сборов с внешнеторгового оборота поступления составили

306,5 млн. долларов США (14,1 млрд. сомов) или 44,7% от общего объема  налоговых доходов. 

В то же время, анализ показал, что  существует ряд проблем внутреннего  характера,

препятствующих развитию внешней  торговли, в частности связанных с фискальным

регулированием. Анализ системы налогообложения  в этой сфере выявил несколько  основных

проблем, а именно:

1. Сложная и длительная процедура  возмещения и возврата переплаты  по НДС;

2. Обложение налогом с продаж  экспортируемых товаров.

Кроме того, значительные объемы импорта  проходят таможенную очистку по упрощенной

процедуре, которая предусматривает  взимание единой ставки и рассчитывается в зависимости от

веса товара2

.

Такая процедура является, с одной  стороны, очень удобной для участников внешнеэкономической

деятельности, а с другой, крайне осложняет учет и статистику товаров  поступающих на

территорию КР, так как нет  необходимости администрировать стоимость  товара и номенклатуру3

.

Например, зеркальная статистика с  Китаем отличается в разы4

. При этом, отсутствие достоверной 

статистики делает невозможным  подготовку и принятие выверенных решений  в торговой политике.

1.2 Внешняя торговля Кыргызской  Республики и создание 

Таможенного Союза (ТС)

Одним из важнейших факторов способных изменить ситуацию во внешней торговле республики

является создание Таможенного  союза. Однако, несмотря на начало его  функционирования,

объемы внешней торговли Кыргызстана  со странами членами этой организации  практически не

сократились, а по отдельным позициям даже увеличились.

Диаграмма 1. Внешняя торговля, экспорт  и импорт со странами Таможенного  союза по

итогам 7 месяцев 2010г.

(в млн. долл.)

2 Постановление Правительства  Кыргызской Республики от 31 декабря  2004 года N 976 "Об 

утверждении Инструкции о перемещении товаров и автотранспорта через государственную

границу Кыргызской Республики физическими  лицами"

3

Так как Инструкцией утвержденной ПП КР от 31.12.2004 №976 группы товаров, подпадающие  под 

действие упрощенной процедуры  таможенного оформления, в большинстве случаев определены

на уровне 2 знаков ТНВЭД

4 См. предыдущий отчет.6

Диаграмма 1-1. Внешняя торговля со странами Таможенного союза по итогам 7 месяцев 

2009-2010гг.

(в млн. долл.)

Источник: НБКР

Снижение официальных объемов  внешней торговли со странами ТС имевшее место в апреле

можно объяснить как закрытием  границ с Казахстаном, так и введением  Россией экспортной

пошлины на светлые нефтепродукты  в отношении Кыргызстана.

Таким образом, меры по ужесточению  администрирования на границе, связанные с

функционированием Таможенного союза, в целом не повлияли на официальный 

внешнеторговый оборот. Воздействие  ТС на теневую внешнюю торговлю подробно рассмотрено 

ниже в разделе 1.3. (Надо отметить, что к теневому внешнеторговому  обороту мы относим

неофициальный реэкспорт китайских  товаров и экспорт сельскохозяйственной продукции 

кыргызских производителей).

1.3 Последствия закрытия границы  с Казахстаном

7 апреля 2010 года были закрыты  автомобильные пункты пропуска  на кыргызско-казахской 

границе. Первое время, запрет на провоз товаров был тотальным, в дальнейшем такой режим был

переведен в форму усиленного контроля (администрирования), который сохранялся до середины

июня. Вероятнее всего, настоящий  шаг был мотивирован политическим соображениями, но в

рамках данного исследование факт закрытия границы и ужесточение  контроля рассматривается с 

несколько других позиций. Прежде всего, это оценка потерь (ущерба) для государства  и бизнеса.

Во-вторых, усиленный режим контроля можно рассматривать как форма администрирования в

рамках формирования Таможенного  союза.

Оценка последствий закрытия границ, ужесточение контроля над пересечением товаров даст

возможность оценить влияние на Кыргызстан данного решения и  определить дальнейшие меры

политики во внешнеторговой сфере, в случае если впоследствии подобный режим в отношении

Кыргызстана будет введен в рамках функционирования ТС.

Для полноценной оценки влияния  функционирования ТС, необходимо рассмотреть  последствия 

такого шага для внешней торговли, как для официальных, так и не официальных потоков.

Методология исследования

В рамках данного исследования рассматривались  только потери доходов бюджета и  бизнеса (ре-

Информация о работе Влияние Таможенного Союза на экономику Кыргызстана